Конспект урока знакомство с буквой ы

Обновлено: 05.07.2024

Коррекционно-образовательные задачи:

- создать условия для закрепления навыков произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях;

- создать условия для закрепления умения различать окончания существительных в единственном и множественном числе;

- создать условия для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- способствовать развитию фонематического слуха;

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- обеспечить условия для воспитания доброжелательного отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

Оборудование : презентация, фишки для звукового анализа, мяч, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем. Слайд № 2.

- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Загадки: (слайд №3)

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

Живет она в глухих лесах,

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака.

А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)

- Творожку я брат,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

- Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (Воздух выходит изо рта спокойно, не встречает преграды).

- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

Знакомство с буквой

Указательный с большим

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква (слайд №6).

2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях.

3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.

5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.

Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.

Оборудование: набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы

Ход занятия:

1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.

- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.

-Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

-А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.

-Какой новый звук вы услышали?

-Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы.

- А теперь давайте вместе пропоем звук ы; - громко, тихо, кратко, длинно.

- Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.

-Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.

Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове :

Навстречу – … (козы).

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

-Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Губы открыты или смыкаются? (открыты).

- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).

- Где находится язык? (он лежит на дне рта).

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).

-Ребята какие бывают часы: на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины).

5. Образование существительных множественного числа.

- У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети).

- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).

- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).

- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

-Попробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

6. Динамическая пауза.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.

-Ребята отгадайте загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы).

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба).

Острые зубки. (Мышка).

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

-И исчез. (Дым)

8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.

что стала белой,

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела).

- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным). Ребята вам понравилось занятие? Вы все молодцы!

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели : создать условия для знакомства учащихся с буквой ы.

Он позвал нас на урок.

Дружно встали, потянулись.

И друг другу улыбнулись.

На меня все посмотрели.

II. Постановка учебной задачи.

Актуализация знаний.

На доске карточки с буквами: А, О, У, Э, Ю, Я, Е, Ё.

- Посмотрите на доску. На какие две группы можно разделить эти гласные буквы? ( буквы, которые пишутся после твердого согласно звука и мягкого согласного звука)

2. Проблематизация.

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт.

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)

– Назовите мягкую пару. (Звук [р’].)

– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)

– Назовите его мягкую пару. ([б’].)

– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– Сколько согласных звуков в слове рыба? Сколько гласных звуков в слове рыба?

- Произнесите звук ы. Какой это звук?

- Почему звук ы гласный?

- После какого звука стоит гласный звук [ы]? (после согласного, твердого)

- Какой буквой обозначается гласный звук [ы] после твердого согласного?

- А мы с вами учили эту букву?

3. Целеполагание.

- Какую цель поставите себе на уроке?

- Тема нашего сегодняшнего урока: Знакомство с буквой ы.

1. Знакомство с новой буквой.

– Звук [ы] обозначается буквой ы .

– Рассмотрите образец буквы ы . На что она похожа? СЛАЙД 2

А бедняжка буква ы

Бродит с палочкой, увы.

Вот топор, полено рядом –

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы ,

Все мы знать ее должны.

– Назовите слова с буквой Ы?

– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.) СЛАЙД 3

– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Вы знаете такие слова? Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)

Вот что совершенно верно:

Ы не нравится быть первой,

ы не начинает слов –

Видно, нрав ее таков.

2. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Для читающих детей :

– Прочитайте стихотворение С. Маршака на стр.74.

Для нечитающих детей :

– Подчеркните в словах букву ы . (7 букв.)

У кого растут усы?

У моржа и у лисы,

У бобра и у крота,

У кота и у кита.

Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.

Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей.
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)

– Обозначьте звуки фишками и буквами.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Ветер сбивает росу

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад

– Обозначьте звуки фишками.

- проверим. Какой буквой обозначим гласный звук Ы

- В русском языке букву Ы называю труженицей. Интересно почему. Давайте понаблюдаем.

У буквы ы обычай есть,

За него хвала и честь:

Буква ы спокойно может,

Встав в конце, предметы множить (увеличивать количество):

Стол – столы, забор – заборы,

Пол – полы, узор – узоры.

- Почему букву Ы называют труженицей? Потому что буква Ы встав в конце слова, увеличивает количество предметов.

III. Итог урока.

– Какую цель ставили на уроке?

– Какой буквой обозначается гласный звук ы?

- Дети, которые испытывали затруднения, покажите красный светофорик. Подумайте, почему они возникли.

- Я думаю, что в дальнейшем мы эти затруднения устраним.

- Дети, у которых не было затруднений на уроке, поднимите зеленый светофорик.

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 761 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.11.2018 573
  • DOCX 19.5 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бабенко Анна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: знакомство с новым звуком и буквой; развитие речи учащихся, мышления, логики, развитие мелких мышц руки; воспитание бережного отношения к учебным материалам.

Дата:15.10.15г.

Тема: Звук и буква ы. Письмо буквы ы. Цели урока: знакомство с новым звуком и буквой; развитие речи учащихся, мышления, логики, развитие мелких мышц руки; воспитание бережного отношения к учебным материалам.

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

II. Актуализация опорных знаний

-На какие 2 группы делятся буквы в алфавите.

-Чем отличаются звуки от букв?

-Из чего состоит предложение? Что такое предложение?

-Давайте составим предложения:

мама, магазин, молоко;

Марина, книга, школа.

III. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы


У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Под полом таится,
Кошки боится.



Что любит мышка?

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.


2. Работа над выделением звука

– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)

Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо
Получилась буква Ы
Все вы знать её должны

3. Работа с рисунками

– Сколько гласных звуков?

– Обозначим этот гласный звук на схеме.

– Характеристика других звуков.

– Сколько гласных звуков?

– Обозначим эти гласные звуки на схеме.

– Характеристика других звуков.

ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Чтение слогов.

– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?

– А какой гласный звук дает мягкость согласного?

VI. Первичное закрепление

– Кто это? (Мышь.)

– Какие звуки произносит мышка?

– А еще на какие две группы можно разбить наши звуки?

1. Чтение пар слов

– Что такое тропа? (Небольшая дорога.)

– Чем различаются эти слова? (Тропа – это одна, тропы – это много.)

– Какой буквой заканчиваются слова, обозначающие один предмет?

– А слова, обозначающие много предметов?

– Первое слово обозначает один предмет, т.е. стоит в ед.ч.

– А второе слово обозначает много предметов, т.е. стоит во мн.ч.

2. Составление предложений со словами

– Прочитайте еще раз слова, которые обозначают много предметов.

– Какие буквы стоят в словах множественного числа на конце? (ы и)

Физкультминутка

Работа в Прописи №1

– Звук [ы] обозначается буквой ы.

– Давайте напечатаем эту букву:

ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

– Вспомните и назовите слово с буквой ы.

Игра “Найди пару”

Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи, окно.

VII. Итог урока

-С какой буквой познакомились. Почему поместили букву Ы на красный фон ленты букв?

– Назовите все изученные гласные звуки.

– Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко, а перед какими твердо?

Читайте также: