Линейно конструктивный рисунок конспект

Обновлено: 05.07.2024

Выполнить линейно - конструктивное построение чучела птицы для дальнейшей работы в тоне.

обучающая: закрепить знания о пропорции изображаемого предмета, грамотного построения чучела птицы и размещения на плоскости листа;

развивающая: продолжать формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы от общего к деталям, развивать умение сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций и сходства с натурой, развивать навыки рассмотрения особенностей формы птицы;

воспитывающая: воспитывать нравственно – эстетические качества; воспитывать любовь и уважение к окружающему миру

комбинированный (работа с натуры)

для учителя: наглядное пособие – поэтапное построение чучела птицы, конспект урока;

для учащихся: карандаши, бумага (формат А3), ластик.

Орг. момент (1-2 мин)

Актуализация (10 мин)

Объяснение нового материала (35 мин)

Практическая работа (70 мин)

Анализ работ (3 мин)

- Рисование животных и птиц – это отдельная часть изобразительного искусства в целом, со своими правилами и законами.

- На нашей планете множество видов и подвидов птиц и животных, и человек во все времена стремился их нарисовать, запечатлеть, начиная с рисунка на скалах и пещерах, а даже на глиняных фигурках.

- Птицы бывают разные, от самых маленьких до самых больших птиц. И строение этих птиц отличается. Природа изменила форму крыльев и хвостов, приспособив их к характеру полета. Длинные могучие крылья обеспечивают плавный полет в открытых пространствах орлу, грифу. Короткие широкие крылья и длинный хвост сороки и кукушки удобны для маневрирующего полета в лесных условиях. Длинные узкие серповидной формы крылья и длинные раздвоенные хвосты ласточек и стрижей позволяют им быстро скользить в полете.

Отличаются птицы и по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут, покрыт толстым роговым чехлом; у зерноядных клюв – конической формы.

- Также и в своих работах, вы должны показать характерные черты этой птицы.

- Давайте, посмотрим на нашу птицу.

- Как называется эта птица?

- Правильно, ребята. Это – грач.

- Посмотрите ребята, какие особенности характеризуют эту птицу?

- Обратите внимание на голову, клюв, глаз, крылья, лапки, хвост.

-Рассматривая формы тела птиц – туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, мы убеждаемся, что в основе их лежат простейшие геометрические фигуры (окружность, овал и т. д), которыми можно обобщить сложную форму.

- Голова имеет яйцевидную форму. Голова условно делится на лицевую, затылочную, боковые части. Клюв состоит из двух частей – надклювья и подклювья. Туловище имеет также яйцевидную форму (только в размере она больше головы). Голова с туловищем соединяются с помощью шеи. По тому, как птица вытянула голову, зависит высота шеи. Если у птицы вытянутая шея, то она будет длиннее, а если же наоборот – то короче.

- Обратите внимание, какие у птицы лапки. Сначала идут суставы ног, затем лапки и на них когти. Лапки у птицы не прямые, они имеют дугообразную форму. Все эти детали в зависимости от вида птицы могут иметь некоторые или принципиальные различия в размерах, форме и т.д. Например, если сравнить грача и голубя, то мы четко видим их отличия в строении. Голова, туловище, лапки у голубя совершенно другие и меньше в размерах.

- Ребята, для того чтобы начать построение птицы, что мы должны сделать?

- Правильно закомпоновать птицу на листе. Обратите внимание на то, что птица стоит на подставке прямоугольной формы, которую необходимо будет построить в перспективе. Учитывая законы размещения предмета на листе, нужно выбрать оптимальный размер объекта для размещения на формате. Птица не должна быть слишком большой или же мелкой. Все части птицы должны поместиться на листе.

-Далее, намечаем общие размеры птицы. Высоту птицы путем визирования, откладываем в ширине. Крайние точки по высоте – это голова и лапки, по ширине – клюв и хвост.

- Затем проводим наклонную линию, определяющую общее пространственное положение туловища птицы по отношению к голове.

- При построении птицы ориентируемся на овал, центральная большая ось которого определяет направление движения всей массы чучела птицы.

- Затем намечаем голову птицы, клюв, крыло, линию спины, лапки. Для того, чтобы птица была похожа на натуру, старайтесь постоянно измерять размеры малых частей к большим массам птицы: отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям. Надо проследить их положение в пространстве.

- После этого уточняем характер всей формы птицы, обращая внимание на детали.

Композиционное размещение чучела птицы на формате.

Общие размеры (находим ширину и высоту птицы, намечаем направление туловища и головы птицы, соотношение частей к большой массе птицы).

Линейно-конструктивное построение птицы. Прорисовываем отдельные части, уточняем детали. Использование линий различной толщины для передачи пространства и объёма птицы.

Анализ построения (проверяем построение птицы, сходство с натурой)

Вывешиваем работы на доску. Анализируем вместе с детьми.

- Ребята, посмотрите на работы…

- Как вы думаете, кому точнее удалось передать линейно- конструктивное построение птицы?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m7e0f9b42.jpg

Приложение

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2328 человек из 83 регионов


Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.01.2019 1516
  • DOCX 485.9 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хазиева Альбина Рифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие недооценивают роль и значение рисунка в работе инженера, строителя, техника, архитектора и дизайнера. Рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения художественного замысла. Никакой другой вид изображения не в состоянии заменить рисунок. Даже начертательная геометрия, которая учит определенным законам изображения трехмерной формы на плоскости, не в состоянии подменить рисунок. Основные положения изображения объемной формы на плоскости, которые трактует начертательная геометрия, помогают детально разработать проект и изготовить макет, но они не в состоянии способствовать самому процессу проектирования, связанного с созданием художественного образа.

Грамотное рисование есть основное условие для плодотворной творческой деятельности. С проблемами преподавания рисунка педагог сталкивается с первых практических занятий.

Поэтому задача состоит в том, чтобы разработать программу, позволяющую в короткие сроки дать первоначальные навыки рисовальной грамоты и познакомить студента с основами линейно-конструктивного рисунка.

1.Основы линейно-конструктивного рисунка

Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.

Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.

Раскрывая перед студентами особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем их к правильному логическому анализу всякой сложной формы. Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, студент начинает понимать гармонию конструктивной связи. А это для дизайнера самое главное.

2. Упражнения на развитие координации руки

Впервые приступающему к изучению рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений с линиями. Для упражнений использовать бумагу размером А3, с переходом, в дальнейшем, на размер листа А2 (рис.1).

а) проведение параллельных линий одной силы на равном расстоянии друг от друга (параллельно краям бумаги проводить горизонтальные и вертикальные линии);

б) проведение линии возрастающей силы, которые достигаются путем различного нажима карандаша (линии могут проводиться с различным ритмом);

в) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта тока может находиться на листе бумаги;

г) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта точка может находиться вне листа бумаги.

Необходимо проделать ряд упражнений на пропорции. Деление линии на равные части. Деление углов на равные части.

На чистом листе бумаги нужно наметить несколько произвольных отрезков, ограниченных вертикальными засечками. На первом отрезке сначала на глаз делим его пополам, на 4, 8, и 16 частей. Следующий отрезок делим на 3, 6, 9, 18 частей. Далее берем определенный отрезок, допустим 1,5 см., и этот отрезок откладываем на линиях проведенных в любом направлении. Эти упражнения следует также выполнять в процессе обучения. Правильность их исполнения проверять их на глаз или с помощью измерительных приспособлений.

Контрольным заданием является композиция из линий, в которой может проявиться фантазия студента в полной мере. Композиции могут быть самыми простыми и очень сложными.

В следующих упражнениях приступаем к рисованию прямых линий, определяющих направление. На листе бумаги произвольно наносятся две точки и одним движением руки соединяем их между собой (рис.2).

Следующее упражнение вытекает из первого. Теперь проводим прямую линию через две точки, являющиеся составной частью одной прямой линии. На это упражнение стоит обратить особое внимание, так как данным приемом студент будет пользоваться постоянно при работе над натюрмортами и при конструктивном построении головы.

При выполнении упражнения (рис.1б), первые слабо намеченные точки соединяются легкой линией, как бы прицеливаясь, и с каждым последующим движением карандаша усиливается тональность линии до получения нужного результата. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине одним движением руки и смотреть не на кончик карандаша, а на точку, являющуюся окончанием линии.

Все эти упражнения не только ставят руку и глаз, но и вселяют уверенность в студента. Задача упражнений состоит в том, чтобы посредством повторений одних и тех же операций создавать и совершенствовать навык. Важнейшим условием эффективности упражнений является систематическое повторение упражнений и последовательность их усложнения. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, но чем дальше, тем больше самостоятельности должно быть в работе студента. Осмысленные действия и без лишних стираний ластиком, в ходе систематических упражнений, приведут к быстроте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, овладеть техникой рисунка проще, начиная с простых упражнений, двигаясь от простых к сложным.

Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.


Возраст учащихся: 4 класс художественного отделения (8 лет обучения),10-11 лет.

Продолжительность урока: 45 минут.

Методическая цель: линейно-конструктивное построения предмета, подобного телам вращения.

Образовательные задачи:


обучающая: усвоение этапов и правил линейно-конструктивного построения предметов, формирование навыков изображения окружности в перспективе;

развивающая: чувство пропорций, глазомер, графические навыки, аналитическое и пространственное мышление;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, восприятия гармонии окружающего мира, целеустремленности, умения объективно оценивать собственную работу.

Вид урока: практический

Тип урока: комбинированный

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа);

наглядный (показ, наблюдение);

практический (дети самостоятельно выполняют конструктивный рисунок предмета);

эмоциональный (подбор образов, художественные впечатления).

Материально-техническое обеспечение урока:

для учеников: мольберт, формат листа А3, графитные карандаши разной твердости, ластик.

Применение здоровье-сберегающих технологий:

- в ходе урока преподаватель следит за правильной осанкой детей и посадкой за мольбертом;

- нормирование времени при работе.

Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения.

Одна из главных задач рисунка с натуры – научить юного художника анализировать и передавать на плоскости предметы различной формы. Любая сложная пространственная форма может быть изображена как сочетание простых геометрических тел, ее составляющих. Процесс мысленного разделения сложной формы на условные простые называется анализом формы предмета и представляет первый необходимый этап рисования с натуры.

Процесс построения изоб­ражения при учебном рисовании с натуры необходимо разделить на четкие отдельные этапы. Отсутствие методической последовательности в работе приводит к бездумному сри­совыванию. В рисовании с натуры нужно строго следовать правилу развития рисунка от общего к частному и от простого к сложному..

При изображении предметов юные художники нередко пренебрегают различиями в их размерах или просто не могут правильно воспринять и передать пропорции, пытаясь акцентировать внимание лишь на их конструкции и форме, искажая тем самым пропорции и гармонию целого. А между тем соблюдение пропорций и их значение весьма значимо. Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Пренебрежение пропорциями приводит к безграмотному рисунку.

Организация учебного процесса требует краткости организационного момента, быстрого включения всех учащихся в деловой ритм, полной готовности класса и оборудования к уроку. Но это не значит, что учитель должен ограничиться проверкой отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся,

Начало урока – один из важнейших его моментов и должен быть направлен на создание у учащихся рабочего настроения, мотивации. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Оргмомент - 2 мин.

Повторение – 3 мин.

Объяснение нового материала - 15 мин.

Самостоятельная работа – 20 мин.

Итог урока – 5 мин.

I. Оргмомент:

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания).

Создание у учащихся рабочего настроения, мотивации:

-Сегодня на уроке вы узнаете, как рисовать кувшин. Этот навык пригодится вам при работе над натюрмортами, сюжетными композициями и даже портретами.
А вообще кувшин – это что такое?:
- Сосуд с носиком и ручку для жидкости.

- Незаменимый натурщик для художника при создании натюрморта (потому что в отличие от позирующего человека не имеет свойства скорее удрать по своим делам и не моргает и не крутит головой). Фрукты, овощи плюс кувшин, и смело можно рисовать с натуры натюрморт.

- Неплохой предмет дизайна интерьера или сада. Изящный кувшин для воды прекрасно впишется в интерьер любой комнаты, сделает обстановку интереснее и ярче.

- А если его легонько потереть, то есть некоторая вероятность, что Маг – чародей- старик Хоттабыч, либо Джин, исполнит, все что пожелаешь…

II. Повторение

На предыдущих уроках мы с вами изучали построение геометрических объемных тел. Каких?

А также мы познакомились с правилами изображения окружности в перспективе. Внимательно посмотрите на эти рисунки (Рис. 1)

и найдите ошибки, которые допустил художник при изображении цилиндров.



III. Объяснение нового материала.

Конструктивный рисунок начинается с анализа габаритов предмета и компоновки изображения на листе.

Определяем расположение листа на мольберте (по вертикали или горизонтали). Это напрямую зависит от предмета, который мы хотим изобразить на листе бумаги. Если высота больше чем ширина, то лист располагаем вертикально, если ширина больше, то - горизонтально.

Рисунок необходимо начинать с композиции предмета в пространстве листа.

С помощью метода визирования определяем соотношение ширины с высотой кувшина. Чтобы измерения были точными, нужно во время них карандаш всегда держать только на вытянутой руке и исключительно в горизонтальном или вертикальном положении, и никогда не использовать короткие карандаши.

Работу начинаем с большей величины - это высота. Намечаем ее в листе произвольно, но так что бы будущее изображение кувшина не было слишком мало или слишком велико по отношению к листу. Причем снизу пустого места оставим чуть больше чем сверху, что бы создать ощущение глубокого пространства.

А вот ширину в рисунке мы должны взять в тех же соотношения к высоте, как выяснили в натуре, т.е. ширина должна быть меньше высоты в 1,2 раза.

Далее необходимо отнять:

слева от общей ширины кувшина ширину ручки (причем ширину ручки визируем в нижней части кувшина, потому что кувшин к низу расширяется);

справа – ширину носика.

Посередине остается прямоугольник (тулово кувшина), пропорции которого проверяем еще раз методом визирования (сравниваем отношение большей ширины тулова и высоты в натуре и в рисунке). Исправляем ошибки.

Тулово данного кувшина симметрично. Поэтому проводим осевую вертикальную линию, прежде найдя середину верхнего и нижнего основания.


Быстрый набросок на глаз.

На этом же наброске легко провели осевые линии, чтобы определить неточности и ошибки.

Внесли исправления и получили симметричный рисунок.

Уточняем форму тулова кувшина.

Большинство видов посуды можно вписать в симметричные геометрические фигуры. К примеру: кувшин — в овал c трапециями, бутылку — в прямоугольники разной высоты и толщины, графин — в трапецию и прямоугольник.



На рисунке 3 намечены фигуры, в которые можно вписать сосуды разной формы. После, прямые линии мы сделаем более плавными, а углы скругленными.

Тулово нашего кувшина имеет форму трапеции (усеченный конус). Находим соотношение размеров верхнего и нижнего основания, и легкими линиями намечаем трапецию.

Намечаем месторасположения ручки и носика кувшина.

Отмечаем, где находится верхние границы ручки по отношению к тулову кувшина и его верхнего основания, отмечаем нижнюю границу ручки по отношению к нижнему основанию тулова кувшина. Далее намечаем горизонтальными легкими линиями поперечные части ручки и вертикальной линией – продольную часть ручки. И в завершении уточняем насколько отклоняются части ручки от вертикальных и горизонтальных линий.

Простраиваем окружности основании тулова кувшина.

Работу начинаем с верхнего основания, потому что оно видно полностью. Важно точно показать степень развёрнутости овала, для этого надо верно определить соотношение большого и малого диаметров (высоты и ширины).

Находим соотношение вертикального диаметра и горизонтального (степень раскрытия). Например, горизонтальный диаметр больше вертикально в 2 раза. Отмечаем на осевой линии отрезок в два раза меньше ширины верхнего основания и намечаем трапецию. Далее вертикальный радиус делим пополам, но горизонтальный радиус проводим чуть выше середины, потому что по закону перспективы ближний радиус больше, а дальний меньше. Отмечаем точками концы диаметров и аккуратно вписываем окружность, следя за симметричностью обрезанных углов трапеции.

Основные требования к изображению эллипса (рис. 4):

Края должны быть округлыми, а не заострёнными.

Нижняя половина чуть шире верхней.

Больший диаметр должен быть расположен строго горизонтально.

Левая половина должна быть симметрична правой.

Линия ближней части эллипса рисуется темнее, а дальняя — светлее.

Затем изображаем нижнее основание. Если соотношение диаметров верхнего основания было 1:2, то внизу возьмем отношения чуть-чуть больше, потому что высота кувшина небольшая и разница перспективных сокращении находящихся близко друг от друга плоскостей совсем незначительная.

6. Уточнение и обобщение изображения кувшина.

На последнем этапе полностью уточняем линейный рисунок, и вытираем ранее намеченные вспомогательные линии и фигуры.

IV. Самостоятельная работа.

Ученики садятся за свои мольберты, и последовательно строят кувшин.

Преподаватель наблюдает за работой учащихся и в случаи затруднений оказывает индивидуальную помощь, обращая внимания на ошибку и указывая способ ее устранения.

V. Итог урока.


Просмотр и оценивание работ.

И напоследок загадку вам загадаю:

У вас есть кувшин, наполненный водой. И небольшой, но пустой стаканчик. Задача состоит в том, что нужно доверху наполнить стакан, но так, чтобы в кувшине осталось столько же воды, сколько есть сейчас.


Ответ к загадке:
Пустой стакан нужно аккуратно установить на дно кувшина. Стакан при этом заполнится доверху, и в кувшине останется то же количество воды. То есть все условия выполнятся.

Домашнее задание:

Кто догадался, как решить загадку - молодец, и дома вы должны нарисовать еще стакан или кружку.

Рисование с натуры предметов с линейно-конструктивным построением ставит своей задачей правильно наблюдать, анализировать и познавать окружающую нас мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. —М.: Эксмо, 2007. — 480 е.: ил.

Рисунок. Живопись Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож-граф фак. пединститутов Сост. Н. Н. Ростовцев и др.— М.: Просвещение, 1989.—207 с.

Ростовцев Н.Н.Учебный рисунок. Издательство: Просвещение, 1976.

Соловьев А. М., Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева Учебный рисунок. Методические обоснования рисования с натуры Учебный рисунок/Под ред. А. М. Соловьева. 1953.

Тихонов С. В. и др. Рисунок: Учеб. пособие для вузов — М.: Стройиздат, 1983.—296 с, ил.

Читайте также: