Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц подготовительная группа конспект занятия

Обновлено: 03.07.2024

- закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым.

- тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

- развивать внимание, память, речь, произвольное поведение.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, нравственные качества.

Материалы к занятию:

- карточки с цифрами;

- карточки с числовыми выражениями;

- бусинки желтого и зеленого цветов;

- счетный материал (конфеты и пряники);

- индивидуальные карточки.
Ход занятия.

Собираемся на ковре.

«Раз, два, три в детский сад пришли

- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

1. Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, вы любите праздники? (да)

- А какой праздник приближается?? (Осенний бал).

- А как вы думаете, люди готовятся к празднику?

- А как мы с вами готовимся к этому празднику? (учим песни, стихи,).

- А вы сообразительные ребята? Сейчас мы это проверим.

Цель: закреплять умение находить место цифры в числовом ряду, развивать умение действовать по звуковому сигналу.

Каждому из вас я дам карточку с цифрой. У меня будет в руках тоже будет цифра и я всегда буду первой. Пока звенит бубен вы свободно передвигаетесь. Как только перестанет бубен звучать, вы должны встать по порядку, начиная от меня. Правила понятны. Начали.

(сначала встают по возрастанию, потом по убыванию).

- Число 7 назови своих соседей. Число 5.

- Число 3 какое число больше тебя на 1? Число 8?

- Какое число больше тебя на 2?

- Какое меньше (больше) на 1? На 2?

Молодцы. Вы действительно очень умные и сообразительные ребята.

- Еще вы сказали, что к празднику готовят подарки.

2. Организация игровой деятельности.

Цель: тренировать умение составлять число 9 разными способами, учить договариваться, сотрудничать между собой, развивать фантазию.

-Я предлагаю сделать бусы.

Вот на такую нить, мы будем насаживать бусинки. Всего вы должны надеть 9 бусинок, но так, чтобы у каждого были бусинки и желтого и зеленого цвета. И чтобы у всех было по-разному.

Понятна задача? (да)

- С чего начнем? (договоримся, кто сколько возьмет бусинок желтого цвета).

- Что будем делать дальше? (добавлять бусинки зеленого цвета до 9).

Молодцы. Но будет еще правило: чтобы было красиво.

-Приступайте к работе.

Молодцы. Какие красивые бусы у вас получились.

- Давайте теперь запишем, кто какие бусинки брал и сколько, чтобы другие ребята тоже смогли сделать такие же бусы.

- Стас, сколько ты взял бусинок желтого цвета? (1).

- А сколько всего взял бусинок? (9)

- Найди карточку, с помощью которой ты бы мог это записать.

- Назови части. (1, 8) Целое. (9)

- Илья, сколько ты взял желтых бусинок? (2).

- Как бы ты мог это записать?

- Назови части. (2, 7). Целое (9).

- Все записали? Посмотрите внимательно на запись.

- Что интересного заметили? (части разные, а целое одинаковое).

- Какой можем сделать вывод? (число 9 можно получить по-разному).

Цель: организовать отдых детей, развивать фантазию, воображение.

- Море волнуется раз…

Море волнуется два…

Море волнуется три…

Морская фигура в виде цифры 1, 8, 4 замри.

5. Рефлексия Итог.

- Чем мы занимались сегодня на занятии? (готовились к празднику, собирали бусы, играли…)

- Со всеми заданиями справились?

- А какие знания нам помогли? ( мы умеем считать, знаем как можно получить число 9, умеем решать примеры…)

- Что было самым интересным?

- Что было самым трудным?

Вы молодцы. У вас все получилось потому, что вы очень дружные, умные и сообразительные ребята.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако команда проекта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом на электронную почту службы поддержки сайта.

Посредством игровых упражений закрепляются представления детей о числе и цифре 9, о составе числа 9 из единиц; уточняются представления детей о цифрах от 1 до 9; последовательности дней недели.

ВложениеРазмер
konspkt_zanyatiya_po_matematike_v_podgotovitelnoy_gruppe_sostav_chisla_9_iz_edinits.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

с.Родино Родинского района, Алтайского края

по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе

Яковлева Галина Ивановна,

Цель: За крепление математических знаний и умений посредством игровой ситуации.

-Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.

-Уточнять представления о цифрах от 1 до 9.

-Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

- Развивать умения группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

-Закреплять представления о последовательности дней недели.

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, 9 изображений диких животных и их детенышей; деревянный и металлические шарики одинакового размера; 2 банки с водой.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 1до 9; листы бумаги с напечатанными в хаотичном порядке цифрами то 1 до 9; простые карандаши; листы бумаги с изображениями трех кругов, наборы геометрических фигур (квадраты, прямоугольники и ромбы красного, зеленого и синего цвета цветов); подносы.

- Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

I. Вводная часть.

-В зоопарке по вине служащих, ухаживающих за животными, малыши – детеныши вышли из клеток, заблудились и не могут найти своих мам.

-Что мы можем для них сделать? (Помочь найти каждому свою маму)

-Для этого вам нужно будет выполнить много заданий. За каждое правильно выполненное задание можно будет вернуть одного малыша.

- Согласны им помочь? Будьте внимательны, слушайте, думайте, отвечайте.

II. Основная часть.

- Посчитайте, сколько мам потеряли в зоопарке малышей? Как составлено число 9? По сколько животных каждого вида взято? Сколько единиц в числе 9?

-Справились, можем первого малыша вернуть маме.

-На листах бумаги напечатаны цифры. Найдите цифру, которая обозначает число мам – животных и обведите ее в кружок.

-Выполнили правильно, еще один малыш нашел свою маму.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.

Выгибает двойка шею.

Хвост волочится за нею.

А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра три.

За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка - кочерга

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка,-

-Молодцы, все справились. Еще один малыш нашел маму.

- Уберите цифру, которая стоит перед цифрой 4.

-Уберите цифру, которая показывает, сколько у человека глаз.

-Уберите цифру, которая показывает, сколько пальцев на одной руке.

Уберите цифру, которая стоит после 6.

- И с этим заданием справились - следующего малыша возвращаем маме.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

Два жучка бежали в домик,

Им навстречу муравей.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай – ка поскорей!

Девять совят в гнезде сидят.

Сколько птиц стало?

Пять веселых медвежат

За мамой в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал и след простыл.

-Хорошо. Еще один малыш у мамы.

-У меня два одинаковых шарика. Нужно определить, какой шарик тяжелее (легче). ( Сначала дети определяют на глаз, а потом взвешивают их на ладонях).

-Давайте опустим шарики в воду. Почему один шарик утонул, а другой плавает на поверхности воды? Из какого материала сделан тяжелый шарик? Из какого материала сделан легкий шарик?

Вывод: металл тяжелее дерева, он тонет, а дерево всплывает, оно легче.

-Молодцы! Еще одного малыша спасли.

-У вас листы бумаги с нарисованными кругами и наборы геометрических фигур. Рассмотрите их.

- Как можно одним словом назвать все фигуры? (Четырехугольники) Какие четырехугольники у вас на подносе?

-Разложите все фигуры, похожие по форме, в три круга. Назовите фигуры в каждом круге.

Разложите в три круга фигуры, одинаковые по цвету. Назовите фигуры в каждом круге и их цвет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе

Тема: Состав числа 9

Познакомить с составом числа 9 из единиц .

Познакомить с цифрой 9 .

Совершенствовать умение назвать числа в прямом и обратном порядке от любого числа .

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, корова), карточки с цифрами от 1 до 9 .

Ход занятия

I часть. Разминка

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

- Давайте проведем математическую разминку с мячом.

назови число на 1 больше

назови число на 1меньше

назови соседей числа …

Я начну, ты продолжай день недели (если знаешь, называй три дня вперед).

- Молодцы ребята, справились с заданием, значит, вы готовы к путешествию. А отправимся мы сегодня в зоопарк.

А каким транспортом мы туда доберемся, узнаете, если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)

- На чем же мы отправимся?

- Заведем мотор, и начнем обратный отсчет 10…1 и полетели….

Совершим мягкую посадку (сели за парты).

На доске карточки с изображениями животных - волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, коровы.

Воспитатель спрашивает у детей:

- На какие две группы мы можем разделить животных?

- Каких животных называют дикими? (Дикие животные – это животные, не прирученные и не одомашненные человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).

- Каких - домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, эти животные не выживут без ухода человека).

В нашем зоопарке будут жить только дикие животные.

-Саша, подойди и отбери карточки только с дикими животными.

- Сколько всего животных в нашем зоопарке? Посчитай. Д евять

- Какой цифрой можно обозначить число девять? Цифрой 9

- Найдите в цифровом ряду цифру 9.

- На какую цифру похожа цифра 9? (Дети находят цифру 6)

- Чем отличаются цифры 9 и 6? (Цифра 9 стоит на ножке, а 6 перевернута и стоит на голове).

Воспитатель читает отрывок из стихотворения

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

- Какие животные будут жить в нашем зоопарке? Дикие.

- Сколько животных будет жить в нашем зоопарке? Девять.

- Какой цифрой мы обозначим число девять. Цифрой 9.

Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько животных в зоопарке, и разложить круги на листе бумаги в ряд.

- красный круг в центре листа;

- зеленый круг в левом верхнем углу;

- желтый круг в правом верхнем углу;

- синий круг в нижнем правом углу;

- голубой в левом нижнем углу;

- два круга вверху листа;

- два круга внизу листа.

Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное.

- Посчитайте, сколько зверей мы разместили в зоопарке? Девять.

Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное. (Даша, где живет лиса? Лиса живет в верхнем правом углу) и т.д.

- Молодцы ребята! Справились с заданием. Отодвиньте свои схемы и давайте отдохнем!

Воспитатель объясняет: У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; и старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа.

Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее (последующее) к обозначенному на карточке числу и почему эти числа назвали соседями.

Итог занятия

- Давайте вспомним, с каким числом мы сегодня познакомились? (с числом 9)

- Какая цифра обозначает число 9? Цифра 9.

- Каких животных мы называем дикими? (Животных, не прирученных и не одомашненных человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).

- Каких - домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, эти животные не выживут без ухода человека).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с составом числа 9 из единиц.
Познакомить с цифрой 9.

- составление числа 9 из двух меньших чисел;

-количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке;

-умение соединять короткие прямые линии, выполнять узор из квадратов и прямоугольников.

-развивать умение понимать и выполнять учебную задачу.

-способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, рассуждать.

-развивать навыки контроля, правильно оценивать свою работу и работы других детей.

-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, оказывать им посильную помощь.

Методы и приёмы:

-игровой (игры, вопросы, пояснения, использование сюрпризных моментов).

-словесный: (напоминание, указание, художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы,

Демонстрационный материал: 3 набора геометрических фигур (овалы, треугольники)

3 вида игрушек на две команды.

Раздаточный материал:

-цифры по количеству детей; тетрадь в клеточку; карандаши, лист А4, геометрические фигуры

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришли гости.

Они пришли посмотреть и послушать нас. А теперь улыбнемся, поздороваемся с гостями.

(Заиграла музыка, на экране телевизора появляется Звездочет)

- Ребята, скажите, пожалуйста, кого мы с вами видим на экране?

I .Вводная часть к теме занятия:

-Воспитатель: Ну, что дети поможем нашей волшебнице, научим Звездочета всему, что мы знаем и умеем?

II. Разминка:

(Воспитатель с детьми встает в круг и предлагает им математическую разминку в виде отгадывания загадки.)

Десять умненьких сестер

Все считают с давних пор.

Посмотри, стоят рядком,

С ними ты уже знаком. (цифры)

Я на лебедя похожа:

Шейка есть и хвостик тоже (два)

Эта цифра кувыркалась

И шестеркой называлась. (девять)

Я как будто кочерга

У меня одна нога (семь)

Что за цифра два кольца

Без начала и конца (восемь)

III. Основная часть:

Положите в ряд 8овалов и 1 треугольник.

Во второй ряд 7 овалов и 2 треугольника.

(Воспитатель предлагает детям представить все варианты, составляющие число 9 из двух меньших чисел. Выполнив задание, каждая команда рассказывает, как она составила число 9).

Воспитатель: Вот Звездочет, учись! Какие у нас ребята умные! А теперь подойдите все ко мне и возьмите по одной цифре каждый.

Я прочитаю стихотворение, при упоминании нужной цифры, которую каждый себе выбрал, вы подходите к доске и показываете свою цифру.

ОДИН. Остался Джон один-

Сам себе он господин.

ДВА.В окошко мышь влетела

И в горшок залезть хотела.

ТРИ. За бедной мышкой кошка

Следом прыгнула в окошко.

А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!

Он вбежал и сел у ног.

ПЯТЬ.-Старушка-черепаха.

Завизжал щенок от страха!

ШЕСТЬ. Явилась ,как не странно,

СЕМЬ Влетела к ним ворона

И за нос схватила Джона.

ВОСЕМЬ. Тигр! Страшный зверь

Распахнул в квартиру дверь.

ДЕВЯТЬ. В дом вошли тайком

Черный дядька босиком.

Очень трудная загадка!

Как добиться в нем порядка?

Джонни думал и гадал,

А потом себе сказал:

-Догадался! Все понятно!

Буду я считать обратно.

(При упоминании нужной цифры ребята садятся обратно).

-Воспитатель: Вот дорогой Звездочет мы и повторили и тебя научили счету до 9 прямому и обратному.

IV. Физическая минутка

Мы считали, мы считали

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнем,

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко – легко подышим!

-Воспитатель: ребята, сейчас садимся на свои места, у вас на столах лежат листы бумаги и геометрические фигуры, вы должны согласно задания расположить фигуры на этом листке.

- красный круг в центре листа;

- зеленый круг в левом верхнем углу;

- желтый круг в правом верхнем углу;

- синий круг в нижнем правом углу;

- голубой в левом нижнем углу;

- два круга вверху листа;

- два круга внизу листа.

VI . Заключительная часть (обобщение занятия через игровую деятельность)

-Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разделиться на две команды, поставить в красный обруч три машины, в синий-трех зайцев, а в зеленый-две куклы.

-Сколько групп игрушек стоит перед вами? (3)

-Во всех ли группах одинаковое количество игрушек? (нет)

-Каких игрушек меньше всего? (в зел. обруче 2 куклы)

-Каких игрушек равное количество? Сколько всего игрушек в трех обручах? (8)

- Одинаковое ли количество групп у вас и у другой команды? (нет. У нас 2, у них 3)

-А теперь два человека из одной команды пусть возьмут по одной кукле и посадят в каждый обруч.

Одинаковое ли количество у обеих команд? (да).

-Почему так получилось?

- Количество групп уменьшилось?

-Количество игрушек не изменилось? Да мы только переставили игрушки из одной группы в другую, а не убрали их.

VII. Рефлексия

Воспитатель: Вот Звездочет и закончилось наше занятие. Тебе понравилось у нас?

-Все запомнил? Я думаю, что волшебница будет довольна твоими знаниями. Давайте ребята попрощаемся со Звездочетом и пожелаем ему, чтобы он пересчитал все звезды на небе.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Дети выполняют в тетрадях задания, предложенное воспитателем. Нарисовать узор из квадратов, узор из прямоугольников.


Программное содержание

Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.

Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.

Развивать понимание независимости результата счета от его направления.

Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, 5 карточек с цифрой 1, лента, на которой разным цветом написаны девять единиц, деревянный и металлический шарики одинакового размера, 2 банки с водой.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 1 до 9, листы бумаги с изображениями трех кругов, наборы геометрических фигур (квадраты, прямоугольники и ромбы красного, зеленого и синего цветов), подносы.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри —

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков —

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, —

Один ребенок у доски, а остальные дети на местах выкладывают карточки с соответствующими цифрами. Затем они называют цифры по порядку.

У детей наборы карточек с цифрами от 1 до 9.

Воспитатель показывает детям пять карточек с цифрой 1. Он предлагает сосчитать единицы и показать соответствующую карточку с цифрой.

III часть. Музыкальная пауза.

Дети встают в круг. Воспитатель предлагает им разбиться на две команды с помощью считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Дети, которые вышли из круга на слова считалки, образуют первую команду; остальные дети – вторую команду.

Под музыку дети выполняют различные движения. По ее окончании они встают в две шеренги напротив друг друга. Одна из команд пересчитывает детей в другой команде слева направо и справа налево.

Такое же задание выполняет вторая команда.

Воспитатель показывает детям металлический и деревянный шарики одинакового размера и предлагает определить, какой шарик тяжелее (легче).

Сначала дети на глаз определяют вес шариков, а потом взвешивают их на ладонях (2–3 ребенка).

У детей листы бумаги с изображениями трех кругов и наборы четырехугольников (квадраты, прямоугольники, ромбы красного, зеленого и синего цветов).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры и спрашивает: «Как можно одним словом назвать все фигуры? (Четырехугольники.)Какие четырехугольники у вас на подносе? Разложите все фигуры, похожие по форме, в три круга. Назовите фигуры в каждом круге.

Читайте также: