Конспект занятия домашние животные в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.ст.Гонгота

Конспект урока окружающего мира для 1 класса

Разработка учителя начальных классов

Задачи деятельности учителя : создать условия для ознакомления с домашними животными; способствовать развитию наблюдательности, внимания, воспитанию бережного отношения к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся называть внешние отличительные признаки 8–10 животных, рассказывать, какую пользу приносят домашние животные человеку; раскрывать особенности жизни животных, приводить примеры домашних животных.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; учитывать мнения одноклассников в совместной работе.

Личностные: имеют представление о причинах успехов в учебе.

I .Актуализация знаний.

(звучат голоса домашних животных)

-Что вы услышали? (голоса животных).

-Голоса каких животных вы узнали?

-Как можно назвать их, одним словом? (Домашние животные)

II . Целеполагание

- О чем мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока.

-какие цели мы перед собой поставим?

II I . Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 14–15).

– Рассмотрите разворот учебника, правую полосу. Какие животные здесь изображены и как называют их детенышей? (Корова – теленок, курица – цыпленок, свинья – поросенок.)

– Чем они отличаются от диких животных?

Слайд 2 Расскажите, как человек заботится о животных. (Эти животные живут рядом с человеком, он заботится об их пище, жилище, здоровье.)

Слайд 3 -Как называется жилище скота?( хлев)

-Где живут куры?( в курятнике)

- Как называется домик для пчел? (улей)

Учитель открывает на доске картинки с изображением животных: мышь, собака, кошка, петух, утка.

А откуда появились домашние животные?

Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ему искать и добывать пишу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Бу-бу, Испугаю. Два прыжка. Топают.

– Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся об их потомстве.)

– Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание?

– Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

– К домашним животным относятся не только разнообразные звери, а еще птицы и насекомые

Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках:

Гиперссылки

А с водой не знается. (кошка)

Само пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт (коза)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (собака)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца (поросенок)

Не пахарь, не кузнец,

не плотник,
А первый на селе работник (лошадь)

Дети, а вы знаете, почему лошади спят стоя? Ученые считают, что у лошадей привычка спать стоя развилась как защитный механизм, способ защититься от хищников. Скорость лошадей - их основное средство защиты в диком мире, а стоячее положение поддерживает лошадь в состоянии готовности убежать с приближением опасности. Животным с длинными ногами, для того чтобы подняться из лежачего положения, требуется больше времени, чем остальным.

птицы: В воде купался, сух остался(гусь)

Вдоль по речке, по водице

плывет лодок вереница.

за собою всех ведет(утка)

Дети, а вы знаете, почему утка и гусь не тонут, а хорошо держатся на воде? Тело утки и гуся плотно покрыто водонепроницаемыми перьями. Около хвоста выделяется маслянистая жидкость, которая смачивает перья, поэтому они не промокают.

- А чем отличается утка и гусь?

Надутый, баловень двора,

он выступает важно.

О красоте его пера

петух мечтает каждый(индюк)

насекомые: Лежит кучка поросят, только тронешь - зажужжат (пчелы)

3. Работа по учебнику (с. 14).

– Обратите внимание на изображение кошки в учебнике. Какие признаки показывают, что кошка напугана? (Вздыбленная шерсть, выгнутая спина, поднятый хвост, выпущенные когти.)

– А какие любопытные признаки в поведении своих любимцев вы замечали?

IV . з акрепление изученного материала .

1. Работа в печатной тетради (задание 10).

– Придумайте свои знаки для обозначения домашних и диких животных.

– домашние животные

– дикие животные

– Отметьте этими знаками, какие животные домашние, а какие – дикие.

( При выполнении этого задания возникает проблемная ситуация: дикие пчелы живут в дуплах деревьев в лесу, домашние – в ульях. Рисунок не позволяет ответить на этот вопрос однозначно, возможен и тот и другой ответ .)

2. Закончите предложения.

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются.

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются.

Физ.минутка Игра : Если я называю домашнее животное, то вы прячетесь в домик (приседаете), если дикое животное – бег на месте.

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

V. Рефлексия деятельности . На доске рисунок с изображением улья и цветочной поляны. На партах у детей пчелки.

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (урок построен в форме игры)

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

Ход урока.

Введение в тему

-Здравствуйте ребята. Сегодня я получила странное письмо, но адресовано оно не мне, а 1-му классу. Давайте вместе с вами откроем его и прочитаем.

-Многие люди переехали жить в город (СЛАЙД), а вот мы с дедом остались жить в деревне. Приглашаю вас к нам в деревню. У нас свой дом (показ, который мы очень любим.

Около дома –двор (показ). Во дворе у нас много животных.

Сейчас они все на прогулке.

1)Нос пятачком, хвостик крючком. (свинья)-

Правильно! Подойдите к коробке, найдите свинью и поставьте её во двор.

2) Голодная мычит, сытая жуёт, молока всем даёт. (корова)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите корову и поставьте её во двор.

3) Я умею чисто мыться. Не водой, а языком.

Мяу, как мне часто снится, блюдце с тёплым молоком. (кошка)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите кошку и поставьте её во двор.

4) Я скачу, скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. (лошадь) Или –животное на котором ездят или возят что – нибудь

Правильно! Подойдите к коробке, найдите лошадь и поставьте её во двор.

5)В будке живёт, кости грызёт, лает и кусается, как называется. (собака)

Правильно! Подойдите к коробке, найдите собаку и поставьте её во двор

6) Я прочитаю ряд слов, а вы должны определить какое слово встречается чаще и сколько раз.

Солнце, холод, коза, дождь, коза, листопад, туча, коза, снег, коза, птицы, юг, коза (коза- 5 раз) 6 слайд

Правильно! Подойдите к коробке, найдите козу и поставьте её во двор

Я вам ещё раз прочитаю эти слова, определите к какому времени году они относятся. (осень)

-Подойдите ко мне, и давайте дружно назовём всех животных нашего двора.

-Как их всех назвать одним словом? (животные)

- Назовите признаки животных? (тело покрыто шерстью, 4 ноги, выкармливают молоком)

- А какие это животные? (домашние).

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о домашних животных – это и есть тема нашего урока. _- слайд

III часть –Работа по теме

-А почему, эти животные называются – домашними? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает)

-А у кого-нибудь из вас есть домашние животные? Если есть, расскажите как вы о них заботитесь

-Домашние животные живут рядом с домом, мы за ними ухаживаем: поим, кормим, убираем за ними, строим для них жилища, а они нам за это приносят пользу.

Как вы думаете, какую пользу приносит корова,лошадь, свинья, овца, собака, кошка (показ картинки + натуральные вещи и продукты)-молоко правильно. Давайте посмотрим на слайд

-А какую пользу, мы узнаем во время просмотра слайдов. (слайды)

-Ой, ребятушки засиделись мы с вами. Давайте немного подвигаемся.

Ведь в здоровом теле-здоровый дух.

А) Цок, цок, цок, цок. (по очереди топают ножками)

Я лошадка- серый бок (повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу (ходьба на месте)

Если хочешь прокачу (легкий бег на месте)

Посмотри как я красива-хороши и хвост и грива (взмахи руками в одну и в другую стороны)

Цок, цок, цок, цок (топают ножками)

Я лошадка серый бок (кружатся на месте).

Вам нужно следить за движением указки только глазками, головой не поворачиваем. Молодцы! Отдохнули мы с вами, подвигались.

V часть. Детеныши

- Ой, ребята, детёныши наших животных потеряли своих мам.

-Давайте, отыщем маму каждому детёнышу.

-Подойдите к столу, что вы видите в коробке?-песок.

-какой он на ощупь? (сыпучий, холодный мелкий)

-А, ребята я кого-то нашла в песке.

-кто это? Это детёныш – коровы – телёнок.

Давайте отведём его к маме и пусть он больше не теряется.

А ещё в песке есть детёныши, они тоже хотят найти свою маму. Давайте поищем.

Это детёныш свиньи-поросенок. Давайте и его отведем к маме.

Все детеныши с нашей помощью нашли своих мам, а мы будем надеяться, что больше они не потеряются.

Девочки вытираем руки после работы с песком- влажной тряпочкой.

Подойдите к нашему дворику - назовите и покажите маму и ее детеныша. (дети стоят около дворика- показывают и называют)

Проблемная ситуация. (последняя в песке – мышка)

Кто это (мышь)

Мышь –это домашнее животное или дикое?

Боится ли она человека?

Заботится ли о ней человек?

Приносит ли она пользу?

Вывод: Мышь –это дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме, в сарае.

А о диких животных мы с вами поговорим на следующем уроке.

VI часть. Закрепление по тетради

-Назовите животных, изображённых на картинках.

-Расскажите какую пользу приносят человеку эти домашние животные.

- Расскажите по схеме, что делают из молока и шерсти.

Какие животные живут у нас во дворе?

_Давайте подойдем к дворику и назовём их.

Почему эти животные домашние?

Как мы заботимся о них?

_Бывает так, что люди бросают животных?

Правильно ли они поступают?

Мы в ответе за тех кого приручили.

Они ждут от нас ласки, заботы, бережного отношения.

Скажите, вам сегодня было интересно на уроке, если да – то поднимите-зелёную ладошку.

А что вам понравилось больше всего?

Если вам было скучно на уроке, не интересно – поднимите красную ладошку.

Девочки мне было очень приятно с вами работать.

Теперь я могу идти отдыхать, все мои животные на месте, здоровы.

До свидания, до новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Цели: познакомить обучающихся с тем, как происходило одомашнивание диких животных, показать значение домашних животных для человека.
Задачи: воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им.

Начнём занятие с повторения пройденного материала.

Вспомним, что включает в себя понятие живая природа. Это растительный и животный мир.
На какие группы делятся животные? Звери, птицы, рыбы, насекомые.
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? Рыбы.
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? Птицы.
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? Звери.

Послушайте загадки.
Хозяин двора,
Его дом – конура.
Виляет радостно хвостом,
Но чужака не впустит в дом. Собака

Серый, толстый южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет,
Носом воду набирает. Слон

Кто умеет умываться
Без водички – языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? Кот

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Медведь

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! Корова

С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. Белка

О ком шла речь в загадках? (О животных)
А на какие 2 группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних).

А всегда ли так было: существовали на Земле и дикие и домашние животные?
Сегодня мы с вами поговорим о животных, которых когда-то давным-давно приручил, одомашнил человек.
Как вы объясните это понятие – одомашнивание? Это процесс приручения человеком диких животных с их последующим разведением для своих нужд.
Вам, пожалуй, трудно представить, что в те давние времена не было ещё на Земле городов и деревень, самолётов и машин, компьютеров и телефонов. Словом, не было всего того, что окружает нас сейчас. Люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя и своих детей, изготовить примитивную одежду, они промышляли охотой. Это были сильные и мужественные люди, но и они боялись нападения свирепых хищников.
И вот наступило время (примерно 10-15 тысяч лет назад), когда люди стали подкармливать волков, которые стаями ходили вокруг их жилищ. Постепенно волки перестали проявлять агрессию, а их щенки привыкли к людям, стали жить рядом с ними. Это были уже не дикие звери, они стали домашними. Таким образом, самым первым животным, которого приручил человек, стала собака – верный друг человека. Она была помощником на охоте, сторожила жилище.



Возвращаясь с охоты на кабанов, быков, баранов, козлов, первобытные люди вместе с добычей приносили домой их потомство – поросят, телят, ягнят, козлят. Так, и эти животные стали домашними. Их содержали в специальных загонах.
Позже человек приручил дикую лошадь – своего верного спутника на протяжении тысячелетий.


Одомашнивание животных проходило много этапов и занимало смену многих поколений. Домашние животные уже сильно отличались от своих диких сородичей и внешним видом, и характером. У них выработались послушание и привязанность к людям. Они привыкали к условиям, созданным для них человеком.
Внешне крупные виды уменьшились в размерах, а мелкие – увеличились, стали короче лапы. Произошло изменение свойств шерсти и перьев, окраса.
Домашние животные растеряли те качества, которые им были необходимы для выживания в дикой природе.

Задание 1. Соедините животное с его жилищем.
Собака---------- логово
Белка----------- берлога
Волк------------ нора
Лиса------------ курятник
Курица---------- будка
Лошадь---------- дупло
Медведь--------- конюшня

Вот, что получилось: у собаки - будка, у белки - дупло, у волка - логово, у лисы - нора, у курицы -курятник, у лошади - конюшня, у медведя- берлога.


Сделаем вывод: дикие животные строят себе жилища сами, домашним животным – строит человек.
В чём ещё отличие в жизни домашних и диких животных? Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах. О домашних животных заботится человек.


Потом быстро побежали.
Ну, а нам пора садиться
И учиться, не лениться.

Поговорим подробнее о тех, кто живёт на ферме.

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! Корова

Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура – дикого быка. Это предок современных коров. Что вы знаете о корове? У коровы есть рога, при помощи которых она защищается, почувствовав опасность. Коровы общаются друг с другом при помощи мычания, они безошибочно находят дорогу домой. Летом коровы пасутся на лугах и питаются сочной травой, а зимой их кормят сеном. Оказывается, их возраст можно определить по рогам. С рождением каждого телёнка у коровы на рогах появляется новое кольцо.

Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. Лошадь

Миллионы лет назад, когда на Земле не было людей, на нашей планете обитал небольшой зверёк, размером с лисицу. Это животное – далёкий предок осла, зебры и лошади. Учёные назвали его Эогиппус. Он был слабым, миролюбивым, травоядным.


Приручение лошадей началось много столетий назад. Во многих районах Европы и Азии паслись дикие лошади – тарпаны. Это и есть предшественники современных лошадей.
Главные качества лошади, сложившиеся на протяжении длительной эволюции – сила, скорость, выносливость, хорошая обучаемость.
Чтобы лошадь была здоровая, красивая, за ней надо ухаживать: мыть, чистить, расчёсывать гриву, кормить. Как называется группа лошадей? Табун.

Это, что за дереза,
В огород залезла,
Двое рожек у неё,
Молоко полезное. Коза

Коза – очень полезное для человека животное. Мы получаем целебное молоко, которое излечивает многие болезни; шерсть, пух. У козы есть маленькие рожки и крохотные аккуратные копытца. Козы любят объедать кору деревьев и молодые листочки. Согласно исследованиям учёных, единого предка у современных домашних коз нет.

По горам, по долам ходит
Шуба да кафтан. Овца, баран

Люди разводят овец с незапамятных времён. Предками современной овцы были дикие бараны – архар и муфлон. Овцы обладают сильным стадным инстинктом, поэтому их содержат группами – отарами. Овцы пасутся на лугах. Для чего их разводят? Из овечьей шерсти прядут пряжу, из овчины шьют дублёнки, из овечьей кожи – обувь. Мясо употребляют в пищу.

По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень похожи на своих диких родственников – кабанов. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние. Мясо свиней употребляют в пищу, из кожи шьют обувь и одежду.

Задание №3. Кто чей ребёнок?
У свиньи – … поросёнок
У коровы – …телёнок
У утки – …утёнок
У гуся – …гусёнок
У лошади – …жеребёнок
У овцы – …ягнёнок
У кошки – …котёнок
У собаки – …щенок
У курицы – …цыплята

Люди одомашнили не только зверей, но и птиц. Познакомимся с ними.

Важным по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг –
Удивительный …индюк.

Индейки являются самыми крупными домашними птицами. Взрослые индюки могут весить 35 кг. У них крепкие длинные ноги и широкий хвост. Индейки чувствительны к холоду и сырости, очень любят тепло. У них неуживчивый характер.

Птица ли она? Ответь, сумей-ка,
У неё и крылья, и перо.
Целый день хлопочет чародейка,
Чтобы людям приносить добро.
Пробегает быстро через улицу,
Ну, конечно, это наша. курица.

Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок. Я горластый. петушок.

Жёлтые комочки, лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой. Это кто? Цыплята

Для чего человек разводит кур? Куры несут яйца, мясо их идёт в пищу, перьями набивают подушки.
А вот интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете? Оказывается, куры, даже разных пород отлично понимают друг друга.

Удивительный ребёнок,
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. Утёнок

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это гусь.

У гусей и уток есть плавательные перепонки. Они плавают, ныряют.

Задание 4. Кроссворд (самостоятельная работа)


По горизонтали:
2. Косолапый зверь лесной
Просыпается весной.

5. Носит на животе в сумке детей,
Ловко скачет среди степей.

7. Ловко прыгать по лианам
Очень любит .

10. В лесу в дупле она живёт:
Орешки, жёлуди грызёт.

11. Носит домик на себе
И на суше и в воде.

13. Рыжая плутовка
С пушистым хвостом
Серого зайчика ждёт за кустом.

14. У него всё тело в пятнах,
Он высок невероятно.
У него весёлый нрав,
Потому что он - .

По вертикали:
1. Любит в грязи поваляться,
Потом в луже искупаться.
И похрюкать ей не лень
Даже в самый жаркий день.

3. Нет полезней этой птички,
Ведь она несет яички.
Её жёлтые ребятки
Называются цыплятки.

4. В будке этот зверь живёт,
Громко лает, хвостиком виляет.

5. Капусту любит есть она,
Есть рога и борода.
Хитрые блестят глаза,
И зовут её .

6. Без воды умывается,
С собаками не знается.

8. Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет,
Слышит чутко, видит зорко.
И зовется она .



Задание 5. Закончите предложение.
Животные бывают …
Все домашние животные произошли от …
Домашние животные отличаются от диких тем, что …
Человек приручил животных для того, чтобы иметь …

Сделаем вывод. Животные бывают дикими и домашними. Все домашние животные произошли от диких. Домашние животные отличаются от диких тем, что о них заботится человек. Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах, строят себе жилища.


Цель: уточнить и расширить представления детей о разнообразии домашних животных, об их назначении и пользе для человека.

  • формировать понятие о домашних животных;
  • учить находить сходства и различия в строении, повадках, образе жизни домашних животных.
  • развивать устойчивость внимания,памяти;
  • корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать связную устную речь и словарный запас.
  • воспитывать интерес к предмету,к окружающему миру;
  • прививать любовь и бережное отношение к домашним животным.

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой.

Все у парты дружно встали -

Глазки на меня подняли.

Тихо сели, спинки прямо.

Все тихонечко вздохнем,

И урок мы наш начнем.

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

- Не забывайте о правилах, которые действуют на наших уроках.

– Какое сегодня число?

– Какой день недели?

– Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)

2. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти.

На доске вывешены картинки с изображением домашних животных: корова, кошка, собака, лошадь.

- Кто изображен на картинках?

-Запомните последовательность картинок, закройте глаза (в это время учитель меняет местами две картинки), откройте глаза и скажите, что изменилось.

II. Введение в тему.

-Сегодня у нас будет необычный урок, мы с вами отправимся в деревню.

- Вот деревенский дом (показ).Около дома - двор. Во дворе - много животных.

3. Работа с загадками.

1)Мила, добродушна, нос пятачком, в луже лежит, торчит хвостик крючком.(свинья)

-Правильно! Подойдите к коробке, найдите свинью и поставьте её во двор.

- Правильно! Подойдите к коробке, найдите корову и поставьте её во двор.

3) В нашем доме кто живёт? Молоко из миски пьёт. По ночам мышей гоняет. Днём на лавке отдыхает. (кошка)

- Правильно! Подойдите к коробке, найдите кошку и поставьте её во двор.

4) По хозяйству помогает. Человек её в сани впрягает, и - с подковами копыта.В ней большая сила скрыта. (лошадь)

- Правильно! Подойдите к коробке, найдите лошадь и поставьте её во двор.

5) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. На цепи сидит, дом сторожит. (собака)

- Правильно! Подойдите к коробке, найдите собаку и поставьте её во двор.

6) Для защиты от врага- носит длинные рога. Бородой своей трясет и стремится в огород. (коза)

- Правильно! Подойдите к коробке, найдите козу и поставьте её во двор.

- Правильно! Подойдите к коробке, найдите овцу и поставьте её во двор.

-Давайте дружно назовём всех животных нашего двора.

4. Сравнение данных животных по внешнему виду.

-Как их всех назвать одним словом? (животные)

- Скажите, что общего у всех этих животных.

(У этих животных есть голова, шея, туловище, хвост и четыре ноги).

- Чем они отличаются друг от друга?

(У одних есть рога, а у других нет. У всех разные хвосты, окраска, разный покров тела: у одних шерсть длинная, у других короткая, у свиньи – щетина. Еще они различаются по росту и размеру).

- Мы с вами вспомнили, что эти животные похожи строением, а различаются по внешнему виду.

- А какие это животные? (домашние).

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о домашних животных – это и есть тема нашего урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Обобщение и систематизация знаний.

-А почему, эти животные называются – домашними? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает)

-Домашние животные живут рядом с домом, мы за ними ухаживаем: поим, кормим, убираем за ними, строим для них жилища, а они нам за это приносят пользу.

- Сейчас мы посмотрим маленький фильм о домашних животных.

- Ребята, кто заметил, в фильме были только взрослые животные?

- В этом фильме домашние животные вместе со своими детенышами.

3. Домашние животные и их детеныши.

- Ребята, детёныши наших животных потеряли своих мам.

-Давайте, отыщем маму каждому детёнышу.

-Подойдите к столу, что вы видите в коробке? (песок)

- Какой он на ощупь? (сыпучий, холодный мелкий).

- Ребята, я кого-то нашла в песке.

- Кто это? Это детёныш – коровы – телёнок.

- Давайте отведём его к маме и пусть он больше не теряется.

- А ещё в песке есть детёныши, они тоже хотят найти свою маму. Давайте поищем.

- Это детёныш свиньи-поросенок. Давайте и его отведем к маме.

- Все детеныши с нашей помощью нашли своих мам, а мы будем надеяться, что больше они не потеряются.

(Дети вытирают руки после работы с песком - влажной салфеткой)

- Давайте назовем маму и ее детеныша (У лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у козы – козлёнок, у овцы – ягнёнок, у свиньи – поросёнок, у кошки – котенок, у собаки – щенок).

V. Физминутка. Пальчиковая гимнастика – массаж Су-Джок шарами.

(дети повторяют слова и выполняют действия шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

- Наши животные проголодались – пришла пора их покормить.

- Вы знаете, что они едят? Накормите всех животных. (дидактическая игра с прищепками)

- Что ест корова?коза?овца?свинья?собака? кошка? (проводится аналогичная работа)

- Молодцы! Всех накормили! Теперь животные не останутся голодными!

5. Польза для человека.

- Мы с вами вспомнили, кто такие домашние животные, чем они похожи и чем различаются, как называются их детёныши. Вспомнили, чем питаются домашние животные.

- А какую же пользу эти животные приносят человеку?

На доске картинки с изображениями домашних животных и того, что они дают человеку. Из набора картинок нужно выбрать подходящие и составить предложения.

- - Что делает собака? (Собака сторожит дом.)

- Что делает кошка? (Кошка ловит мышей.)

- Что делает лошадь? (Лошадь возит грузы.)

- Что дает корова? (Корова даёт молоко).

- Что делают из молока? (Из молока делают творог, сметану и масло).

- Что дает свинья? (Свинья даёт мясо). Что делают из мяса? (Из мяса делают колбасу, сосиски).

- Что даёт коза? (Коза даёт молоко и шерсть). Что делают из шерсти? (Из шерсти вяжут носки, варежки, платки).

- Что даёт овца? (Овца даёт шерсть и кожу). Что делают из кожи? (Из кожи шьют одежду и обувь).

(показ картинки + натуральные вещи и продукты)

- Видите, какую большую пользу приносят домашние животные.

- Урок подходит к концу, ребята, давайте теперь сами нарисуем наш дворик с домашними животными.

Задание. Обведите фигурки животных по точкам. Назовите каждого животного ласково.

VI. Итог урока.

- Какие животные живут у нас во дворе?

- Давайте подойдем к дворику и назовём их.

- Почему эти животные домашние?

- Как мы заботимся о них? Какую пользу они приносят человеку?

- Бывает так, что люди бросают животных?

- Правильно ли они поступают?

- Послушайте, какое хорошее стихотворение написал про них поэт Роман Сеф:

Эти животные дома живут,

Домашними их потому и зовут,

Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поим, коль надо – стрижем,

Их ласково гладим, всегда бережем,

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему не равнодушны.

- Они ждут от нас ласки, заботы, бережного отношения.

- Мы в ответе за тех, кого приручили.

VII.Рефлексия.Словесная оценка деятельности обучающихся.

- Скажите, вам сегодня было интересно на уроке, если да – то поднимите красную ладошку.

- А что вам понравилось больше всего?

- Если вам было скучно на уроке, неинтересно – поднимите зелёную ладошку.

- За хорошую работу на уроке, каждому из вас овечка принесла сладкий подарок.

Читайте также: