Образ захара и его роль в характеристике обломовщины 10 класс конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Захар и Обломовка

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Захар и Ильи Ильич Обломов

Заключение

Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10 классе Дата:23.10.20.

Цель современного урока.

Развивающая: развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование

Воспитывающая: ; воспитывать интерес и уважение к творчеству И.А Гончарова.

Планируемые результаты:

-личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

Метапредметные:

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя .

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные: работа над текстом, анализ текста, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге.

Технологии : Информационно-коммуникационная технология (ИКТ), технология проблемного обучения

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Основные понятия: литературные направления, тематика, жанры.

Оборудование и ИКТ: конспект, учебник, текст, презентация, : учебник; видеоурок,таблицы

Межпредметные связи : музыка, живопись, история.

Содержание урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

1.Фронтальная беседа:

III. Изучение нового материала:

1.Слово учителя : (учащиеся делают соответствующие записи в тетради).

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3)Композиция романа: полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.

Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя.

Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:

hello_html_m4182bd11.jpg

· Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

· В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

· 6-11 главы этой части – развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

· Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

· В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост…

· Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

2.Работа над текстом романа:

1)Беседа с учащимися.

1.Итак, открываем роман.

- Обратим внимание на название. В заглавие вынесена фамилия человека (героя). Какой вывод можно сделать? Что это за человек на ваш взгляд?

(Это, в первую очередь, личность, незаурядная, сложная, противоречивая)

- Что же за человек Илья Ильич Обломов?

Обратимся к началу романа.(Просмотр эпизода кинофильма)

Сопоставим текст романа и отрывок из фильма.

- Что представляет собой жизнь Обломова?

(жизнь ограничена пределами одной комнаты, где обломов лежит и спит).

Найдите в тексте портрет героя (один из учащихся читает выразительно вслух)

- На что автор обращает внимание в этом отрывке в первую очередь?

На первый взгляд Гончаров описывает мало событий, но сама картина полна движения (изменение душевного состояния, где комическое сливается с трагическим).

2) художественной детали. Насыщенность картины предметно-бытовыми деталями.

- Что описывает Гончаров? (работа с текстом).

Зачитываются описания кабинета, халата, туфель.

- Влияние какого писателя заметно в этих описаниях? (Гоголя).

- В чем отличие? ( характер героя, в отличие от героев Гоголя, не исчерпывается этими вещами. Понятие среды, формирование его расширяется.) Пример: внутренние монологи.

- Какие черты характера героя передаются через описание этих деталей?

(лень, безразличие к вещам, равнодушие к ним, в отличие от героев Гоголя, непрактичность) .

3) Разговор с посетителями Обломова.

- Кто посещает Обломова?

- Как можно охарактеризовать Волкова?(Тип влюбчивого, порхающего по жизни молодого щеголя).

- Судьбинского? (чиновник до мозга костей).

- Пенкина? (беспринципный писатель, журналист, пишущий на любую тему).

- Алексеева? (человек без собственного мнения, воли).

- Тарантьева? (вымогатель и грубиян).

Краткий пересказ разговоров.

- Почему жизненные перспективы визитеров не могу увлечь Обломова?

(Обломов считает их пародией на подлинно человеческие стремления к полезной деятельности. При кажущейся активности это лишь суета, беготня за мнимыми ценностями).

Показывая суету канцелярского, светского, литературного Петербурга, автор не обнаруживает противовеса существованию Обломова. Наоборот, сопоставляя Обломова с гостями, автор показывает незаурядность духовных запросов героя.

4) Обломов-не такой, как другие.

(просмотр отрывка из фильма).

Диалог с Захаром (по ролям).

Отчего я такой? Ответ на этот вопрос заключается в знаменитом сне.

(Во сне описываются воспитание, привычки Обломова, сложившиеся в условиях патриархального помещичьего семейства).

Какова роль пейзажа?

( Поэтическая картина–часть души героя. Природа сулит человеку покойную и долгую жизнь. Природа заботится о тишине ).

- Каков образ жизни обломовцев?

( Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей. Даже сон-что-то вроде трудовой повинности. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев. Духовный мир их беден и ограничен. Неподвижность в деревнях. Русское хлебосольство и безграничная любовь и ласка, которыми Обломов окружен и взлелеян с детства. Все проявления обломовской жизни можно объединить мотивом сна.)

Но патриархальная безмятежность начинает нарушаться. В Обломовке начинают понимать выгоду просвещения.

- Как учился Обломов?

- О чем мечтали его родители и каким они видели его будущее?

Вывод: Гончаров проследил начало формирования личности человека.

5) Что собой представляет слуга Обломова Захар?

(ленивец, сплетник, пьяница, болтун, неопрятен, неловок, лгун, но очень предан своему барину)

Глава 11. Выразительное чтение характеристик Обломова и Захара.

( Не умеет жить Обломов, его всю жизнь обхаживают чужие руки. Не умеет жить Захар. Он и его предки всю жизнь не принадлежали себе, не совершали самостоятельных поступков).

IV.Подведение итогов урока: В первой части романа перед нами герой-личность очень сложная и противоречивая. Огромное влияние на формирование ее оказала Обломовка, ее старинный уклад, жизнь предков. Обломов не видит принципиального различия между своим лежанием на диване и жизнью таких, как Волков, Пенкин, Судьбинский, наоборот, на их фоне он выглядит предпочтительней, духовно богаче.

V.Домашнее задание: Читать 2 и 3 части романа

Вопросы: Встреча со Штольцем. В чем различие в воспитании? Отношения Обломова и Ольги. Оценка их любви.

Творческое задание: Составить тест по 1 части романа (10вопросов). Читать и анализировать главы

Дополнительный материал

Социальная проблематика

Вопрос национального характера

Философская проблематика

Тема любви

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

1. Характеристика захара в произведении “ОБЛОМОВ”

2. Характеристика Захара в романе "Обломов": описание внешности и характера слуги Обломова:

Захар Трофимыч является крепостным крестьянином и слугой барина Ильи Обломова:
". крепостного моего человека, Захара Трофимова…" ". знаменитый камердинер его Захар Трофимыч. "
(камердинер – слуга)
Захар служит у Обломова с тех пор, как барин был еще ребенком:
". барина, которого ты ребенком носил на руках, которому век служишь и который благодетельствует тебе. "
". В комнату вошел пожилой человек. " ". У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы
вместо рук. " ". с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью
бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды.
Слуга Захар носит огромные бакенбарды: ". те же огромные бакенбарды, небритая борода. « ". Он даже
усмехнулся, так что бакенбарды поднялись в сторону. "
". Он опять усмехнулся, от чего бакенбарды и брови раздались в стороны. "

3. Отношения Обломова и Захара в романе "Обломов" :

Отношения
Обломова и Захара в
романе "Обломов" :
Захар является слугой Обломова уже
много лет: ". Давно знали они друг
друга и давно жили
вдвоем. " ". Захар нянчил
маленького Обломова на руках, а
Обломов помнит его молодым,
проворным, прожорливым и
лукавым парнем.
Захар не представляет своей жизни
без своего барина Обломова:
". Захар не умел представить себе
другого барина, кроме Ильи Ильича,
другого существования. "
После смерти Обломова Захар
становится бродягой и пьяницей.
Обломов терпеть не может
недостатки Захара: ". не мог, и при
своем равнодушии к всему, сносить
терпеливо бесчисленных мелких
недостатков Захара. "

4. Обязанности Захара :

В обязанности Захара входит мытье,
причесывание и одевание
барина Обломова: ". Илья Ильич не
умел ни встать, ни лечь спать, ни
быть причесанным и обутым, ни
отобедать без помощи Захара. "
Также в его обязанности входит
подогрев самовара, чистка обуви и
одежды Обломова, уборка в
доме: ". Он утром ставил самовар,
чистил сапоги и то платье, которое
барин спрашивал . Потом он мел .
и обтирал пыль . Затем он уже
считал себя вправе дремать на
лежанке или болтать с Анисьей. "

5. Роль и образ Захара

Захар является ленивым человеком, как и его хозяин
Обломов: ". Ленивый от природы. " ". любовь к
бездействию . влекли Захара. "
Слуга Захар глубоко предан своему хозяину Обломову: ". он
был глубоко преданный своему барину слуга. Он бы не
задумался сгореть или утонуть за него, не считая этого
подвигом, достойным удивления или каких-нибудь наград. "
". Захар умер бы вместо барина, считая это своим
неизбежным и природным долгом.
Захар любит лежать на лежанке: ". он ворчал всякий раз,
когда голос барина заставлял его покидать лежанку. "
Вывод :
Таким образом, основная роль образа Захара в произведении
– это роль двойника Обломова. С другой стороны, он
характеризует не только одного главного героя, но и
обломовщину в целом и силу ее влияния как на барство, так и
на крепостных.

6. Захар как двойник Обломова :

Слуга Захар является по сути двойником своего барина Ильи Обломова. У
этих персонажей есть много общих черт характера.
Главное качество, которое делает Захара двойником Обломова - это лень. Оба
героя ужасно ленивы, они оба любят поесть, поспать и ничего не делать.
Разница лишь в том, что Обломов спит на своем широком диване, а Захар - на
скромной лежанке.
Обломов и Захар не любят что-то менять в жизни. Так, Обломов годами
носит свой старый халат, а Захар - свой дырявый серый сюртук.
Кроме того, и Обломов, и Захар оба любят свою родную деревню Обломовку.
Для обоих героев тихая и сонная Обломовка - это идеальное место для
жизни.
Это было описание отношений Обломова и Захара в романе "Обломов"
Гончарова: взаимоотноения, роль Захара в жизни главного героя, Захар как
двойник Обломова и т.д..

Характеристика образа Захара дана автором с большой долей иронии, что делает этого персонажа не двойником Обломова, а его карикатурной копией.

Образ Захара

В романе старый слуга Захар Трофимович — один из самых ярких второстепенных персонажей. Ему 55 лет. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был приставлен дядькой к Илюше, позже в Петербурге стал камердинером Ильи Ильича.

Внешность

Характер

Как Обломов был привязан к своему дивану, так Захар был привязан к своей лежанке. Погружённый в дремоту, он проводил на ней большую часть своего времени. Иногда выходил к воротам, тупо смотрел на прохожих, а затем шёл на кухню поболтать с кухаркой Анисьей.

Конечно, хозяйство Обломова при таком слуге велось кое-как. Когда речь заходила об уборке, он говорил, что нет смысла убираться каждый день, потому что завтра мусор снова наберётся. Лучше умереть, рассуждал он, чем каждый день перебирать все углы.

Захар нечистоплотен и неопрятен. Он редко бреется, редко моет лицо и руки, хотя делает вид, что иногда занимается этим. Когда Обломов стыдит его за то, что видел на стене клопа, Захар реагирует на это совершенно спокойно, добавляя, что у него и блохи есть. Мол, что в этом такого?

Отношения Обломова и Захара

Захар любил посплетничать, распускал о своём барине различные небылицы, называл его дурным барином, не дающим ему житья. В то же время он всей душой был предан своему хозяину и вообще всему, что носило имя Обломова. Он мог себе позволить злословить по его адресу, но никогда не позволял этого делать другим.

В возрасте 55 лет Захар женился на кухарке Обломова Анисье. Несколько лет они живут в браке и продолжают служить Обломову. Анисья, тихая, кроткая, работящая женщина, для Захара стала тем же ангелом-хранителем, что и Агафья Пшеницына для Обломова.

Но она умирает от холеры. Умирает и Обломов. После его смерти Захар очень скучает по своему барину, ходит на его могилу и не хочет никуда уезжать, несмотря на предложение Штольца. Оставшись в одиночестве, он начинает пить и бродяжничать.

Вывод

Давно также замечено, что люди, долгое время живущие вместе, становятся похожими друг на друга не только привычками и вкусами, но и внешне. Особенно заметно это у супругов. Даже животные, долго прожившие с людьми, становятся в чём-то похожими на своих хозяев. Так что и схожесть характеров и образа жизни Обломова и Захара можно объяснить этим обстоятельством.

Характеристика образа Захара может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также: