Конспект логопедического занятия деление слов на слоги 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи: Образовательные: • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе; • отработать навык выделения гласных звуков из слов; • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах; • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры; • активизировать словарный запас учащихся. Коррекционно-развивающие: • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов; • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность; Коррекционно-воспитательные: • воспитывать умение работать в коллективе; • воспитывать стремление к результату деятельности; • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации. Здоровьесберегающие: • использовать элементы двигательной активности;

ВложениеРазмер
temaslovo._slogovoy_analiz_i_sintez_slov.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово. Слоговой анализ и синтез слов.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.
  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
  • использовать элементы двигательной активности;

I. Организационный момент.

Логопед: картинка Гнома

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет и запишет слоги на доске.
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.. Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря. (Карточки) поезда

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем! Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

2. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя

Определение последовательности слогов в словах. Записываем в тетрадь

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

3. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла . КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную . КАРТОШКУ;
- Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе . КАЛАЧ;
- Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий . КАБАЧОК;
- Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл . КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

Руки выше поднимите

И тихонько опустите

Разверните их как крылья

И вперёд чтоб ровно было

Громко хлопните ребятки

И садитесь всё в порядке.

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ

5. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

6. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры. Работа в тетради.

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги. Слон-слоник-слоники, Дом-домик-домики. Стол-столик-столики;

7. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три.
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Я приготовила для вас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

• закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

• развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

• учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

• активизировать словарный запас учащихся.

• развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;

• развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

• развивать зрительно-моторную координацию.

• воспитывать умение работать в коллективе;

• воспитывать стремление к результату деятельности;

• воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звуки чётко произносим.

Буквы правильно читаем.

Пишем их старательно.

Логопед : Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

• Правильно писать буквы.

• Четко произносить звуки.

• Проговаривать слова по слогам.

Логопед : Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записыватьсловасостоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

III. Основная часть

1. Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед : Внимательно послушайте и определите:

Логопед : Отгадайте, какую картину нарисовал художник?

Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву;О

• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов)

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома)

• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед : Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

2. Определение количества слогов в слове.

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

3. Выделение первого слога в слове.

Логопед :Прочитайте названия овощей. Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов :

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.

Отдохнем немножко – разотрем ладошки.

Чтобы лучше слушать, растираем уши.

Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

4. Выделение лишнего слога в слове.

Логопед : Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов :

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)

Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком) Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту

5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед : Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

На доске предъявляется запись слов :

IV. Подведение итога занятия.

Логопед : Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

Конец занятия.

Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР Тема: Звуко-буквенный анализ слов Тема:Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить детей транспонировать слова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР – КЛАСС Тема: Звуко-буквенный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : «Деление слов на слоги.

Цели : Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие : развитие дыхания, мелкой моторики, психических процессов, обогащение и активизация словаря.

Воспитательные : воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;

Оборудование : компьютер, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы.

II. Основная часть

актуализация

темы и цели урока

Ребята , девочка Маша рассказала мне ,что она не уследила за братцем ! Посадила его на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили братца и унесли его на крыльях. Гуси-лебеди опять, видно, стали баловать!

Вы узнали, что за сказка встретилась нам сегодня?

Поможем Машеньке отыскать братца? …

Вы готовы помогать? Сможем мы гусей догнать? Маша желает нам доброго пути, и просит вас помогать всем, кто встретится на нашем пути.

« Уть — Уть- Уть — отправляемся мы в путь!

Да — да — да — трудно будет, не беда!

Отправляемся на поиски братца. Что за персонаж сказки встретился на нашем пути?

К персонажу сказки обратимся с лаской! Ребята, назовите яблоню ласково.

Сосчитайте сколько слогов в этом слове. Назовите слоги из которых состоит слово.

Составить слова – названия деревьев.

Сосна, Ёлка, береза,тополь,рябина

Ребята, яблонька просит вас стряхнуть яблоки.

Как мы встряхнём яблоки?

Все яблоки любят? Давайте будем яблоко передавать по кругу и говорить какое оно?

(Яблоко круглое, яблоко красное, яблоко сочное, яблоко витаминное, яблоко полезное, яблоко сладкое…)

- как будет называться варенье из яблок

- как будет называться повидло из яблок

- как будет называться сад, в котором растут яблони

- как будет называться пирог, приготовленный с яблоками

Нам пора идти дальше. Что за персонаж сказки нам встретился?

Мимо путник не пройди! Пирожок прихвати! С пылу, с жару вынимай! С пирожком поиграй!

Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог в слове ПИРОЖОК

Шли с картошкой пирожки (ходьба на месте),

Шли с морошкой пирожки (прыжки),

Шли окрошка и гуляш (приседания),

Шли коржи (хлопки в ладоши)

и шел грильяж (киваем головой) —

Очень вкусная конфета (прыжки на одной ноге)

После сытного обеда (садимся на места).

Скажем печке спасибо. А нам пора в путь.

Какой сказочный персонаж встретится нам на пути, отгадайте загадку:

Летом бежит,
Зимой спит. Весна настала.
Опять побежала.
(Река)

Да это река .. Давайте сядем на бережок и отдохнём

Сосчитать слоги в словах КИСЕЛЬ, МОЛОКО.

Составить слова из двух слогов.

Нам пора отправляться дальше. За болотом стоит избушка на курьих ножках. Там живет баба Яга. Давайте подойдем поближе, Дорожка до избушки непростая. На пути новое задание.

Расставь слоги по порядку.

Густой туман стелется под ногами, но я вам помогу, буду указывать путь при помощи команд.

Баба Яга улетела по делам, а Ване сказала сидеть за печкой и не выходить на улицу, но Ваня не послушал. Давайте Ваню тихо позовем.

А теперь, погромче и громко, громко!

Итог: Ребята, кто нам поможет от гусей-лебедей спрятаться? (Молочная река-кисельные берега.)

Гуси-лебеди пролетели мимо. Скажем речке спасибо.

Кто дальше поможет?

Гуси-лебеди пролетели мимо. Скажем печке спасибо.

А вот и яблоня. Яблоня, матушка, спрячь нас .

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Скажем яблоньке спасибо, и возвращаемся домой.

Если во время нашего путешествия вам было легко справляться с трудностями, поднимите весёлого смайлика , а если было сложно, то поднимет грустного смайлика и, скажите, в чем вы затруднялись.

hello_html_eeae1cb.jpg
hello_html_21655081.jpg

hello_html_6f3540d5.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.10.2017 918
  • DOCX 344.5 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мукашева Альмира Кайсаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов и логопедов при подготовке к занятиям.

Тема : «Деление слов на слоги.

Цели: Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, мелкой моторики, психических процессов, обогащение и активизация словаря .

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;

Оборудование: компьютер, презентация, яблоко, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

Приветствие.

Дети, какое сегодня число? Какой день недели? Посмотрите за окошко, какая сегодня погода?,

II. Основная часть

Актуализация

темы и цели урока

Ребята, девочка Маша рассказала мне ,что она не уследила за братцем ! Посадила его на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили братца и унесли его на крыльях.

Вы узнали, что за сказка встретилась нам сегодня?

Поможем Машеньке отыскать братца? …

Вы готовы помогать? Сможем мы гусей догнать? Маша желает нам доброго пути, и просит вас помогать всем, кто встретится на нашем пути.

Отправляемся на поиски братца. Что за персонаж сказки встретился на нашем пути?

К персонажу сказки обратимся с лаской! Ребята, назовите яблоню ласково.

Запишите слово яблонька в тетради. Сосчитайте сколько слогов в этом слове. Назовите слоги из которых состоит слово.

Составить слова – названия деревьев.

Ребята, яблонька просит вас стряхнуть яблоки.

Сначала сосчитаем их: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок.,семь яблок

Одно яблоко осталось. Давайте будем яблоко передавать по кругу и говорить какое оно?

- как будет называться варенье из яблок

- как будет называться повидло из яблок

- как будет называться сад, в котором растут яблони

- как будет называться пирог, приготовленный с яблоками

Нам пора идти дальше. Что за персонаж сказки нам встретился?

Мимо путник не пройди! Пирожок прихвати! С пылу, с жару вынимай! С пирожком поиграй!

Запишите слово пирожок в тетради, назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог в слове

Скажем печке спасибо. А нам пора в путь.

Какой сказочный персонаж встретится нам на пути, отгадайте загадку:

Летом бежит,
Зимой спит. Весна настала.
Опять побежала.
(Река)

Да это река .. Давайте сядем на бережок и отдохнём

Сосчитать слоги в словах КИСЕЛЬ, МОЛОКО.

Итак ,все вы у меня молодцы,давайте немного поиграем со слогами

Расставь слоги по порядку.

Давайте каждый по очереди зачитает слова, которые получились

Ну вот мы наконец добрались до избушки на курьих ножках! Теперь нам надо забрать Ванечку.

Ребята, посмотрите! Баба Яга улетела по делам, а Ване сказала сидеть за печкой и не выходить на улицу, но Ваня не послушал. Давайте Ваню тихо позовем.

А теперь, погромче и громко, громко!

Молодцы, умницы. У нас получилось вызволить Ванечку, возвращаемся домой.

Если во время нашего путешествия вам было легко справляться с трудностями, поднимите весёлого смайлика, а если было сложно, то поднимет грустного смайлика и, скажите, в чем вы затруднялись.

Учащиеся отвечают на вопросы., проговаривая число, день недели. Описывают погоду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Тема: Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую.

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.

- расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;

- научить выделять слоги в словах;

- активизировать и расширять словарный запас учащихся;

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

I. Организационный момент.

1.Какое сегодня число?

2.Какой по счёту месяц в году?

3.Какой день недели? Какой по счёту день недели? Время года?

Сегодня у нас урок - путешествие на "Остров сокровищ и знаний". Мы с вами отправимся в путь. Будет много приключений и препятствий в ходе нашего путешествия. Итак, в путь!

- Посмотрите, что у меня есть. Эту бутылку я нашла еще летом, на берегу реки. Да все как-то не хватало времени её открыть, может сделаем это сегодня все вместе?

Приветствую вас, мои незнакомые друзья!

Старый пират Флинт

Ваш план действий:

Итак, прежде всего вам нужна карта – она на волшебной доске. Сначала вам нужно побывать на Обезьяньем острове, потом не побояться сделать остановку на острове Грохочущих Вулканов, затем вы должны попасть на остров Черных Грифов, а потом на остров Приют Пирата. Последним островом в вашем путешествии будет остров Словесности, и лишь после этого вы сможете преодолеть самое главное испытание – Непроходимые рифы.

В течение всего занятия за правильно выполненные задания вы будете получать фишки , которые покажут кто же из вас самый внимательный, самый смелый и отважный путешественник.

Давайте поскорее отправимся в путь!

Итак, испытания начинаются.

Мы оказались на Обезьяньем острове. Нам ни в коем случае нельзя привлекать к себе внимание, давайте будем как обезьяны подражать друг другу. Делайте, как я. (Часики, расческа, парус, моторчик)

Думаю, можно отправляться дальше в путь.

Мы попали на остров Грохочущих Вулканов, попробуем сделать свои вулканы.

Дуем через трубочки в воду с моющим средством.

Напомнить технику безопасности: не пить!

Назовите признаки.

II. Чтение слоговой таблицы. (Приложение №1)

Внимательно слушайте мою инструкцию.

- в красном квадрате;

-слева от красного квадрата;

-слог, который находится в зелёном квадрате;

-справа от жёлтого квадрата;

вторая строка сверху, второй квадрат справа и т.д.

Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Приложение №2)

III.Составь слог по схеме (Приложение № 3).

IV.Чем же мы сегодня будем заниматься на занятии ?

Сегодня мы будем раскрывать тайны слогов.

Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Вывод: чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные. Назовите их.

V.Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.

Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. (Дети по очереди читают слово, называют гласные, затем делят слова на слоги хлопками)

VI.Расселяем слова в домики. (Приложение №4)

Слова: стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.

Подберите обобщающее слово к словам из первого и второго столбика?К словам третьего столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести?

VII. Работа в тетрадях.

Запись под диктовку слов в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2 столбик – из двух слогов,3 столбик – из трёх слогов.

Слова: стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.

Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.

- Остров Приют Пирата, на этом острове пираты всегда останавливались отдохнуть, давайте и мы отдохнем.

VIII. Упражнение в словообразовании.

По образцу: бант-бантик – бантики

ключ, гвоздь, шарф.

Вывод: слог-это часть слова.

IX. Запись слогов.

Я буду называть слово и цифру, которая обозначает номер слога. Вы записывайте этот слог.

Слова: лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.

Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.

Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.

Вывод: если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.

Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.

А сейчас мы с вами на острове Черных грифов, этот остров необитаемый, грифам очень скучно на нем и мы не сумеем отсюда выбраться, если не развлечем их.

XI.Правило переноса слов с одной строки на другую.

На доске: коле- ко-

Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?

Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.

XII. Работа у доски и в тетради.

Разделите слова для переноса: ав-авто- ра- рабо- стул ежи

тобус бус бота та

Вывод: эти слова не делятся для переноса.

Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

Слова: чайка, ужи, лодка, бегемот(лишнее слово ужи, т.к.это слово не делится для переноса)

Слова: кот, юла, сом, лось (лишнее слово юла, т.к. в слове юла два слога)

Что общего в этих словах? ( все слова не делятся для переноса).

Вот мы с вами причалили к острову Словесности. Это большой остров, а во время больших остановок, моряки всегда наводят порядок на корабле, в трюмах.

На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.

Дети хлопками делят слова на слоги и делают вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.

XV. Самостоятельная работа.

- Ну вот ребята у нас впереди только одно препятствие – Непроходимые рифы. Но мы справимся.

(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)

Вес (1) +ванна (2) = весна

Тарелка (1) + думает (3) = тает

Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы

Дерево (1) + картина (2) = дети

Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова.

Из данных слов устно составьте предложения.

На дорогах лужи.

Дети рады весне.

XVII. Итог.

Сегодня мы раскрыли тайны слогов:

1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.

Вывод: слог-это часть слова.

3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.

А теперь давайте подсчитаем у кого сколько фишек, кто оказался самым внимательным и активным.

Все хорошо поработали. На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Читайте также: