Составление химических формул бинарных соединений по валентности 8 класс конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Цель учителя: закрепление понятия валентности через формирование умения учащихся составлять химические формулы бинарных соединений.
Цель учащихся: научиться составлять химические формулы.
Проявления интереса к поиску правильного выполнения задания.
Формулирование темы и цели урока.
Составление поэтапного плана составления химических формул по валентности.
Контроль, оценка, коррекция; рефлексия способов и условий действия; Осуществление контроля и Оценивание работы своих одноклассников. рефлексия;
Умение структурировать знания.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников;
Умение участвовать в коллективном обсуждении тех или иных вопросов.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Химические формулы, валентность элементов постоянная и переменная.
Технологическая карта урока
Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке
Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность
Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися
Организует беседу по вопросам.
Предлагает выполнить задание в тетради.
Проверяет правильность выполнения задания у доски.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание в тетради.
Проверяют выполненное задание у доски
Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.
Проявления интереса к поиску правильного выполнения задания.
См. приложение 1.
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)
Организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения.
Подводит к формулированию темы урока.
Создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения.
пробное учебное действие, фиксируют затруднение.
Вместе с учителем определяют тему урока
Определяют цель урока
Предметные УД: использование имеющихся знаний для выполнения задания.
формулирование темы и цели урока.
Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.
Проявление интереса к поиску правильного решения, самоопределение.
См. приложение 2.
4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности
Проводит объяснение нового материала.
Организует совместную работу с учащимися по составлению алгоритма для выполнения заданий по новой теме.
Совместно с учителем составляют алгоритм для выполнения заданий по новой теме.
Предметные УД: получение знаний о составлении химических формул по валентности.
Познавательные УУД: Умение структурировать знания.
Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников;
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение участвовать в коллективном обсуждении тех или иных вопросов.
Регулятивные УУД: Составление поэтапного плана составления химических формул по валентности.
См. приложение 3
5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи
Организует работу по выполнению упражнений на составление химических формул.
Контролирует правильность выполнения упражнения.
Выполняют упражнения и задания, выданные учителем.
Демонстрируют знания, умения по теме, показывают учителю выполненные задания.
Предметные УД: Умение составлять химические формулы по валентности.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
См. приложение 4
6. Тренинг. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма
Организует самостоятельную работу.
Организует взаимопроверку самостоятельной работы.
Определяет критерии оценки совместно с детьми самостоятельной работы.
Предлагает оценить свою работу.
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют самостоятельную работу.
Определяют критерии оценки своей работы с учителем.
Оценивают работу своих одноклассников.
Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание работы своих одноклассников.
См. приложение 5
7. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности
Организует рефлексивную деятельность учащихся.
Отвечают на вопросы учителя, Осуществляют рефлексивную деятельность, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
См. приложение 6
8. Домашнее задание
Дает пояснения к выполнению домашнего задания.
Записывают домашнее задание.
Примерные вопросы учителя.
Дайте определение валентности.
Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.
Как обозначается валентность? (Валентность обозначается римскими цифрами)
Какие бывают виды валентности? (постоянная и переменная)
Упражнение: определить валентность элементов в веществах(Снежный ком, каждый определяет валентность и передает ход другому) Al2O3, ZnO, SO3, K2O, KI, CO2, Na2O, P2O5
Скажите, Зачем нужно знать валентность химических элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений).
Составить формулы соединений с кислородом следующих элементов: Si (IV), Cu (II), Fe (III), Al (III), K (I), P (V).
Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.
5. Записать химическую формулу
Составьте химические формулы по валентности элементов АLCl, KO, CuO (II), SnS(IV).
Составьте формулы оксидов: N (IV), Mn (VII) , S (VI), Na (I),Cr (III).
Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: NO3, BO3,MgO2, AlI2, NaS.
Что было трудно?
Над чем еще надо поработать?
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Составление химических формул по валентности"
Тальменского района Алтайского края
Конспект урока по химии в 8 классе
Подготовил учитель химии:
Зарубин Евгений Павлович
- формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;
- освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную и групповую работу.
- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;
- формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;
- формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;
- способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;
- формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умений аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование умений вести диалог.
- формирование умений владеть химическим языком через запись формул химическими знаками.
Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, организация самостоятельной работы школьников в малой группе, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.
Развиваемые учебные действия
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.
2. Целеполагание и мотивация
1. Учитель зачитывает классу три загадки
(с доски или со слайда) и просит отгадать, что это:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
2. Далее учитель предлагает учащимся индивидуально в своих тетрадях записать дату и возможную химическую формулу воды, зная, что она состоит из атомов Н и О.
3. Просит ребят записать получившиеся формулы на доске, при этом одинаковые не повторять.
4. Постановка проблемы.
Обнаруживаются разные примеры записи формулы воды (верный и неверные)
- Ребята, задание было одно?
- А какие получились результаты?
- Как вы думаете почему?
- Ребята, у всех вас дома есть поваренная соль, она состоит из атомов Na и Cl . Вы сможете верно записать химическую формулу этого вещества?
5. Постановка цели.
- Предположите в группах, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
Учитель выслушивает мнение каждой группы. Уточняет, что учиться будем составлять формулы бинарных веществ и фиксирует после согласования с классом цель на доске в знаковой форме: A x B y
6. Определение темы урока.
- Ребята, исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?
Учитель уточняет, что формулы будем составлять по валентности, записывает тему на доске.
Три путника несут тяжёлые камни в город, обливаясь потом. У всех троих спросили, зачем они это делают. Первый ответил:
- Меня заставили тащить эти проклятые камни в город.
Второй сказал с улыбкой:
- А я несу эти камни в город, чтобы продать и прокормить свою семью.
Третий с радостью ответил:
- Я несу эти камни для строительства величайшего храма, который будет радовать людей не одно столетие!
-Ребята, каждый для себя сделайте вывод, в роли какого путника вы хотели бы оказаться. Точно также и с химическими знаниями, если их заставлять учить, то они окажутся непосильной ношей.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить у учащихся понятие - бинарные соединения, химическая формула;
научить правильно составлять химические формулы бинарных соединений химических элементов. (Через письменные задания в тетради)
Развивающие:
научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий (при работе со слайдами);
отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;
продолжить развитие навыков самостоятельной работы (через работу с учебником);
умения работать в парах (при проверке задания) ;
способствовать развитию логического мышления (через вопросы заставляющие логически мыслить)
Воспитательные:
формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи. (При работе в парах)
осуществлять эстетическое воспитание (через оформление доски и тетрадей, при применении презентации)
развивать уважение к мыслителям прошлого (при помощи высказываний великих людей).
Тип урока. Урок изучения новой темы.
Главная дидактическая цель: систематизация знаний и способов действий по теме.
Ожидаемый результат:
После проведения урока учащиеся должны
Знать: основные положения АМУ, определения (атом, молекула, физическое явление, химическое явление).
Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность.
Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.
Средства обучения: алгоритм определения валентности.
Демонстрационное оборудование: шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.
Оборудование для учащихся: на каждом столе “Алгоритм определения валентности”.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.
Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах).
2. Индивидуальная работа по карточкам трёх учащихся по теме “Относительная молекулярная масса”. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.
Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.
- Аr (Na) = 23
- Аr (Cl) = 35,5
- Аr (K) = 39
- Аr (O) = 16
Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.
- Аr (Cu) = 64
- Аr (O) = 16
- Аr (S) =3 2
Карточка № 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CH4, NO.
- Аr (С) = 12
- Аr (H) = 1
- Аr (N) = 14
- Аr (O) = 16
3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.
Задача информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном материале).
Эффективность зубных паст в профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Crest” (производство США) содержит, как указано на упаковке, SnF2, а зубная паста “FM extra DENT” (производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса.
Проверка: один учащийся устно читает решение.
II. Операционно-исполнительный этап.
1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.
Понятие о валентности.
– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.
Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.
Беседа с учащимися:
– Что общего в составе молекул?
Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.
– Чем они отличаются друг от друга?
- HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
- H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
- NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
- CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Демонстрация шаростержневых моделей.
Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?
Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила.
Запись в тетради:
Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.
Валентность обозначается римскими цифрами.
Записи на доске и в тетрадях:
Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.
– В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).
В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.
Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.
В конце 50-х гг. XIX вeка А.С. Купер и А.Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А.М. Бутлерова в 1861 г.
Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.
Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис.
Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В.Гейтлер и Ф.Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H2.
3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.
Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.
Алгоритм определения валентности.
4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале.
III. Оценочно-рефлексивный этап.
Первичная проверка усвоения знаний.
- Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
- Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
- Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Проверка выборочная. Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.
Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.
IV. Подведение итогов урока.
- Какую проблему мы поставили в начале урока?
- К какому выводу мы пришли?
- Дать определение “валентности”.
- Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
- Как определить валентность атома в соединении?
Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.
Домашнее задание: § 4, стр. 23–25, упр. на стр. 25.
Читайте также: