Составление химических формул бинарных соединений по валентности 8 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель учителя: закрепление понятия валентности через формирование умения учащихся составлять химические формулы бинарных соединений.

Цель учащихся: научиться составлять химические формулы.

Проявления интереса к поиску правильного выполнения задания.

Формулирование темы и цели урока.

Составление поэтапного плана составления химических формул по валентности.

Контроль, оценка, коррекция; рефлексия способов и условий действия; Осуществление контроля и Оценивание работы своих одноклассников. рефлексия;

Умение структурировать знания.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников;

Умение участвовать в коллективном обсуждении тех или иных вопросов.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Химические формулы, валентность элементов постоянная и переменная.

Технологическая карта урока

Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

Организует беседу по вопросам.

Предлагает выполнить задание в тетради.

Проверяет правильность выполнения задания у доски.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в тетради.

Проверяют выполненное задание у доски

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.

Проявления интереса к поиску правильного выполнения задания.

См. приложение 1.

3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

Организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения.

Подводит к формулированию темы урока.

Создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения.

пробное учебное действие, фиксируют затруднение.

Вместе с учителем определяют тему урока

Определяют цель урока

Предметные УД: использование имеющихся знаний для выполнения задания.

формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.

Проявление интереса к поиску правильного решения, самоопределение.

См. приложение 2.

4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности

Проводит объяснение нового материала.

Организует совместную работу с учащимися по составлению алгоритма для выполнения заданий по новой теме.

Совместно с учителем составляют алгоритм для выполнения заданий по новой теме.

Предметные УД: получение знаний о составлении химических формул по валентности.

Познавательные УУД: Умение структурировать знания.

Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников;

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение участвовать в коллективном обсуждении тех или иных вопросов.

Регулятивные УУД: Составление поэтапного плана составления химических формул по валентности.

См. приложение 3

5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Организует работу по выполнению упражнений на составление химических формул.

Контролирует правильность выполнения упражнения.

Выполняют упражнения и задания, выданные учителем.

Демонстрируют знания, умения по теме, показывают учителю выполненные задания.

Предметные УД: Умение составлять химические формулы по валентности.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

См. приложение 4

6. Тренинг. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

Организует самостоятельную работу.

Организует взаимопроверку самостоятельной работы.

Определяет критерии оценки совместно с детьми самостоятельной работы.

Предлагает оценить свою работу.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют самостоятельную работу.

Определяют критерии оценки своей работы с учителем.

Оценивают работу своих одноклассников.

Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание работы своих одноклассников.

См. приложение 5

7. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, Осуществляют рефлексивную деятельность, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

См. приложение 6

8. Домашнее задание

Дает пояснения к выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Примерные вопросы учителя.

Дайте определение валентности.

Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Как обозначается валентность? (Валентность обозначается римскими цифрами)

Какие бывают виды валентности? (постоянная и переменная)

Упражнение: определить валентность элементов в веществах(Снежный ком, каждый определяет валентность и передает ход другому) Al2O3, ZnO, SO3, K2O, KI, CO2, Na2O, P2O5

Скажите, Зачем нужно знать валентность химических элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений).

Составить формулы соединений с кислородом следующих элементов: Si (IV), Cu (II), Fe (III), Al (III), K (I), P (V).

Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.

5. Записать химическую формулу

Составьте химические формулы по валентности элементов АLCl, KO, CuO (II), SnS(IV).

Составьте формулы оксидов: N (IV), Mn (VII) , S (VI), Na (I),Cr (III).

Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: NO3, BO3,MgO2, AlI2, NaS.

Что было трудно?

Над чем еще надо поработать?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока химии в 8 классе по теме "Составление химических формул по валентности"

Тальменского района Алтайского края

Конспект урока по химии в 8 классе

Подготовил учитель химии:

Зарубин Евгений Павлович

- формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;

- освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную и групповую работу.

- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;

- формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;

- формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;

- способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;

- формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умений аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование умений вести диалог.

- формирование умений владеть химическим языком через запись формул химическими знаками.

Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, организация самостоятельной работы школьников в малой группе, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.

Развиваемые учебные действия

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

2. Целеполагание и мотивация

1. Учитель зачитывает классу три загадки

(с доски или со слайда) и просит отгадать, что это:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать?

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

2. Далее учитель предлагает учащимся индивидуально в своих тетрадях записать дату и возможную химическую формулу воды, зная, что она состоит из атомов Н и О.

3. Просит ребят записать получившиеся формулы на доске, при этом одинаковые не повторять.

4. Постановка проблемы.

Обнаруживаются разные примеры записи формулы воды (верный и неверные)

- Ребята, задание было одно?

- А какие получились результаты?

- Как вы думаете почему?

- Ребята, у всех вас дома есть поваренная соль, она состоит из атомов Na и Cl . Вы сможете верно записать химическую формулу этого вещества?

5. Постановка цели.

- Предположите в группах, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

Учитель выслушивает мнение каждой группы. Уточняет, что учиться будем составлять формулы бинарных веществ и фиксирует после согласования с классом цель на доске в знаковой форме: A x B y

6. Определение темы урока.

- Ребята, исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?

Учитель уточняет, что формулы будем составлять по валентности, записывает тему на доске.

Три путника несут тяжёлые камни в город, обливаясь потом. У всех троих спросили, зачем они это делают. Первый ответил:

- Меня заставили тащить эти проклятые камни в город.

Второй сказал с улыбкой:

- А я несу эти камни в город, чтобы продать и прокормить свою семью.

Третий с радостью ответил:

- Я несу эти камни для строительства величайшего храма, который будет радовать людей не одно столетие!

-Ребята, каждый для себя сделайте вывод, в роли какого путника вы хотели бы оказаться. Точно также и с химическими знаниями, если их заставлять учить, то они окажутся непосильной ношей.


Задачи урока:

Образовательные:

закрепить у учащихся понятие - бинарные соединения, химическая формула;

научить правильно составлять химические формулы бинарных соединений химических элементов. (Через письменные задания в тетради)

Развивающие:

научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий (при работе со слайдами);

отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;

продолжить развитие навыков самостоятельной работы (через работу с учебником);

умения работать в парах (при проверке задания) ;

способствовать развитию логического мышления (через вопросы заставляющие логически мыслить)

Воспитательные:

формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи. (При работе в парах)

осуществлять эстетическое воспитание (через оформление доски и тетрадей, при применении презентации)

развивать уважение к мыслителям прошлого (при помощи высказываний великих людей).

Тип урока. Урок изучения новой темы.

Главная дидактическая цель: систематизация знаний и способов действий по теме.

Ожидаемый результат:

После проведения урока учащиеся должны

Знать: основные положения АМУ, определения (атом, молекула, физическое явление, химическое явление).

Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность.

Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Средства обучения: алгоритм определения валентности.

Демонстрационное оборудование: шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.

Оборудование для учащихся: на каждом столе “Алгоритм определения валентности”.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.

Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах).

2. Индивидуальная работа по карточкам трёх учащихся по теме “Относительная молекулярная масса”. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.

Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

  • Аr (Na) = 23
  • Аr (Cl) = 35,5
  • Аr (K) = 39
  • Аr (O) = 16

Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

  • Аr (Cu) = 64
  • Аr (O) = 16
  • Аr (S) =3 2

Карточка № 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CH4, NO.

  • Аr (С) = 12
  • Аr (H) = 1
  • Аr (N) = 14
  • Аr (O) = 16

3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Задача информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном материале).

Эффективность зубных паст в профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Crest” (производство США) содержит, как указано на упаковке, SnF2, а зубная паста “FM extra DENT” (производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса.

Проверка: один учащийся устно читает решение.

II. Операционно-исполнительный этап.

1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.

Понятие о валентности.

– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

Беседа с учащимися:

– Что общего в составе молекул?

Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

– Чем они отличаются друг от друга?

  • HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
  • H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
  • NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
  • CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Демонстрация шаростержневых моделей.

Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила.

Запись в тетради:

Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Записи на доске и в тетрадях:

Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.

– В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).

В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.

Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

В конце 50-х гг. XIX вeка А.С. Купер и А.Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А.М. Бутлерова в 1861 г.

Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.

Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис.

Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В.Гейтлер и Ф.Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H2.

3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.

Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.

Алгоритм определения валентности.

4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

Первичная проверка усвоения знаний.

  • Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
  • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
  • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Проверка выборочная. Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.

Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.

IV. Подведение итогов урока.

  • Какую проблему мы поставили в начале урока?
  • К какому выводу мы пришли?
  • Дать определение “валентности”.
  • Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
  • Как определить валентность атома в соединении?

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

Домашнее задание: § 4, стр. 23–25, упр. на стр. 25.

Читайте также: