Сериация по размеру конспект в подготовительной группе

Обновлено: 16.05.2024

Цель занятия: показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объем сосудов.

Задачи:

  • учить с помощью условной мерки определять объем жидкости;
  • продолжать упражнять в различении и названии геометрических фигур;
  • подвести детей к выводу, что объем не зависит от формы предмета;
  • дать представление детям о мере литр и пол-литра;
  • продолжать знакомить с правилами поведения на улице и на льду в зимний период.

Оборудование:

  • два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объему, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий);
  • набор стаканов;
  • вода в большой посуде;
  • литровая банка;
  • две пол-литровые банки;
  • литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока и др.

Ход занятия

Орг. момент

Дети стоят в кругу.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Игровая ситуация

- Сегодня на занятие по математике я пришла с помощником это наш друг - Буратино. (демонстрация письма и макет Буратино)
- Наш друг принес нам какое-то очень важное письмо и посылку. Хотите узнать, что в нем написано?

- Чтобы это узнать Буратино просит выполнить его задание и поиграть в игру, в которой нужно отвечать на вопросы.
- Ну что ребята выполним задание Буратино?

Логическая разминка

- Я буду кидать вам мяч, и задавать вопрос, а вы его ловите и отвечаете.

  1. Дерево высокое, а кустарник. (низкий)
  2. Ветка тонкая, а дерево. (толстое)
  3. Река широкая, а ручей. (узкий)
  4. Дом низкий, а подъемный кран. (высокий)
  5. Гольфы длинные, а носки. (короткие)
  6. Стул большой, а стульчик. (маленький)
  7. Книга толстая, а тетрадь. (тонкая)
  8. Камыши высокие, а трава. (низкая)
  9. Воробей маленький, а коршун. (большой)
  10. Тропинка узкая, а дорога. (широкая)
  11. Муравей легкий, а слон. (тяжелый)

Постановка цели занятия

- Молодцы ребята, теперь мы можем прочитать письмо от нашего друга. (воспитатель читает)
- Ребята, у меня скоро день рожденья! Но я не могу его отпраздновать, потому что у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста.

- Я приглашая вас в свою комнату экспериментов.
- На чем отправимся в гости к Буратино? (поезд)
- Ребята придется вновь выручать нашего друга, поможем ему? (да!)

Основная часть

- Ребята, садитесь за свои столы. (Воспитатель достает из коробки два прозрачных кувшина)

Практическая работа 1

- Если налить в оба кувшина воду, то, в каком кувшине воды будет больше? (Высказывают свое мнение)
- Чем отличаются друг от друга кувшины? (дают характеристику предметов)
- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий. (Воспитатель заполняет до краев оба кувшина подкрашенной водой, переливая ее из большой посуды)

- В какой кувшин вошло больше воды? (Не знаем)
- А что нужно сделать, чтобы узнать? (Измерить!)
- Чем будем измерять? (Стаканами. Дети видят, что на подносе много стаканов)

Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану.

Обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
- Посчитаем, сколько стаканов получилось.
- Сколько получилось? (Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом - 5 стаканов)

- Считаем за другим столом. Сколько получилось? (5 стаканов)
- Что мы ответим нашему Буратино? (Воды в обоих кувшинах будет одинаково)

Практическая работа 2

(для этого демонстрация магазина)
- Буратино приглашает нас в магазин. Отправляемся на поезде.
- Второй вопрос от Буратино.

Пришел я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.

Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет ее водой и говорит:

- Вот сколько воды содержится в одном литре.
- А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды? (Половина этой воды)
- Верно!

Воспитатель достает две пол-литровые банки и говорит:
- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды.
- Давайте разольем из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?

Вызывается по имени ребенок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задает детям вопросы:
- Повтори, что ты сейчас сделал? (Разлил воду по двум пол-литровым банкам)
- Что мы узнали? (Литр – это пол-литра и еще пол-литра)
- Верно!

- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр? (да)
- Что надо сделать? (измерить)
- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.

Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
- Давайте решим с вами, что напишем Буратино?

- Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
- Кувшины одинаковые по объему, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой.

- Литр - это пол-литра и еще пол–литра. В литр помещается пять стаканов воды.
- Возвращаемся обратно в наш детский сад и немного отдохнем.

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Море волнуется
Море волнуется – раз! (Шагаем на месте)
Море волнуется – два! (Наклоны туловища влево-вправо)
Море волнуется – три! (Повороты туловища влево-вправо)
Морская фигура, замри! (Присели)

Заключительная часть занятия

Беседа о зимнем периоде. Правила поведения на водоеме зимой

- Давайте попрощаемся с Буратино мы ему помогли и он говорит нам "спасибо"
- А вы помните, что у Буратино день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки!
- Вспомним какое время года? (зима)

- Какая погода? (холодная)
- Как одеваемся? (тепло)
- Правила поведения на улице зимой? (Высказывают по очереди правила поведения)

- Отправляемся в творческую мастерскую для изготовления подарка на поезде.
- На пути преграда у нас замерзшая река. Вспоминаем правила поведения на льду зимой.

- Нужно пройти льдинки (макет льда), не зацепив их. (Паровозиком проходят препятствие)
- Ну вот мы и приехали в нашу мастерскую.

Создание аппликации

- У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить аппликации.
- У каждого на столе есть образцы, составляем, как показано. (После работы дети называют, из каких фигур сделали аппликацию)

Конспект разработан с целью закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше на, столько же, сколько и т.д.)

ВложениеРазмер
konspekt_nod_klassifikatsiya.docx 22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 6-7 лет

Сентябрь 2 неделя. (2 ОД)

Е.В Соловьева стр 150.

Воспитатель 1 квалификационной категории

направленности для детей 6-7 лет

Вдовина Ольга Владимировна

Городской округ город Выкса 2019 год

Задачи: Закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше на, столько же, сколько и т.д.)

Средства: муляжи фруктов, овощей, геометрические фигуры, карандаши.

Воспитатель читает стихотворение.

У девчонки, у мальчишки

В нём лежат тетради, книжки,

Ручка, кисточка, альбом,

Нет лишь куклам места в нём.

Воспитатель: - Вы правы, конечно это - школьный портфель (воспитатель показывает детям школьный портфель с грустным выражением лица). Вот он! Ой, ребята, а как вы думаете – какое настроение у нашего гостя?

Воспитатель: Всё понятно… с портфелем произошла беда – он не может найти своего хозяина. Ребята, как вы думаете, можем ли мы оставить его в такой трудной ситуации?

Воспитатель: - Я предлагаю позвонить в стол находок (воспитатель просит кого-нибудь из детей позвонить в стол находок и, объясняя ситуацию, просит о помощи).

Воспитатель: - Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте постараемся поднять нашему гостю настроение, а сделать это мы сможем, если расскажем и покажем ему, что вы совсем готовы стать школьниками. Давайте пройдём за столы.

Воспитатель: - Уважаемый портфель, позвольте Вас открыть? (Воспитатель открывает портфель.)

Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку о том, что находится в портфеле:

Огурец, капуста, кабачок,

Перец, лук, морковь и чесночок.

Как всё это вместе назовём,

В огороде нашем соберём?

Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…
(Фрукты)

На доске расположены карточки.

Посмотрите внимательно на овощи (огурец, кабачок, перец , горох, помидор) и скажите. Какой лишний и почему?

Дети. Лишний помидор, потому, что все зеленые.

Воспитатель. А теперь посмотрите на эти яблоки. Что здесь лишнее?

Дети. Лишнее яблоко с листочками, а все без листочков.

Воспитатель. А еще у меня есть карточки овощей и фруктов и их надо разобрать по цвету, по форме.

Но для этого нужно разделиться на команды. На первый второй рассчитаться.

1 номера – будут отбирать урожай по форме.

2 номера – по цвету.

Воспитатель. Молодцы! Я бы без вашей помощи не справилась с таким сложным заданием.

Воспитатель: - Теперь мы снова вернёмся к столам.

(воспитатель достаёт из портфеля конверт с геометрическими фигурами).

Воспитатель: - Ребята, в портфеле я нашла какой – то конверт. Предлагаю посмотреть - что в нём:

Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие фигуры.

Перед детьми счетные наборы с геометрическими фигурами.

Ребята выложите пожалуйста 4 квадрата, и 5 треугольников

Как быстро можно определить каких фигур больше? (составить пары)

- А на сколько? (на 1)

Почему вы так решили ? (потому что одному квадрату не досталось в пары треугольника).

А теперь положите 5 квадратов и 5 ромбов

Воспитатель: А теперь как можно сказать про эти фигуры

Дети: квадратов столько – же, сколько ромбов.

А сейчас положите 6 треугольников, а квадратов на 1 меньше.

Добиваться развернутого ответа детей.

Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

Закрепление материала проводиться в пособие Моя математика с 12

Ребята, портфель говорит, что вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники.

Я очень рада за вас, все задания вы выполнили правильно, хотя они были не лёгкими.

Звонок по телефону – …

Воспитатель. Да, да, хорошо, обязательно передадим . Ребята, хозяин портфеля нашёлся – это один школьник приводил в детский сад свою младшую сестрёнку и так спешил, что забыл портфель на скамейке у входа. Давайте попросим наших гостей передать портфель этому мальчику.

Ребята, портфель прощается с нами и надеется, что вы будете очень внимательными, собранными школьниками и никогда не будете терять свои школьные принадлежности, а ещё он желает вам учиться в школе только на 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данное занятие проводится параллельно с презентацией. Программное содержание: Проверить прочность сформированных знаний, умений и навыков: количественного и порядкового счета в пределах 10, .

Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды.



Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Задач.


Классификация. Сериация .Сравнение по количеству

Конспект разработан с целью закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше .


Цель: закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше на, столько же, с.


Открытое занятие по математике.Тема : “Сравнение по количеству двух множеств предметов”.

Показательный: карточки с изображением бабочек и цветочков, геометрические фигуры, обручи, 3 конверта; изображение красной шапочки, волка и бабушки, изображение корзинки, корзинка с пирожками.Ра.

Ребята, присаживайтесь на свои места и будем учиться сравнивать предметы по высоте, длине, ширине.

Сначала Саша играл с солдатиками и строил их по росту (слайд №2). У нас тоже есть солдатики разной высоты – высокий, пониже, ещё ниже, самый низкий (слайд №3) и морячок такой же высоты, что и самый высокий солдатик. Чтобы узнать, какой солдатик самый высокий можно ставить морячка рядом с солдатиками (слайд №4) и сравнить их по высоте, если они окажутся одного роста, значит этот солдатик самый высокий (слайд №5). Расставьте солдатиков по росту – от самого высокого до самого низкого.

Теперь Саша решил поиграть в морячка и смастерить бескозырку (слайд №6). Его сестра Маша ему помогала и нарезала ленточки разной длины (слайд №7) – короткая, подлиннее, ещё длиннее, самая длинная (слайд №8). Одну ленточку Саша уже приклеил, ребята давайте подумаем, и скажем какая же ленточка подойдёт для бескозырки. Для этого измерим ленточку, которую приклеил Саша с помощью условной мерки (слайд №9) и будем прикладывать эту условную мерку ко всем ленточкам (слайд №10). С помощью условной мерки мы быстро смогли найти ту ленточку, которая нужна.

Наигравшись в моряка Саша вырезал из голубой бумаги речку, взял в строительном наборе пластины и построил из них мосты разной ширины (слайд №11). – узкий, пошире и самый широкий (слайд №12). Ребята, скажите пожалуйста, по какому из мостов сможет проехать большая машина. Мы с вами легко смогли определить на глаз, что машина широкая, поэтому он сможет проехать только по самому широкому мосту (слайд №13). Другие мосты уже, чем машина, поэтому по ним он проехать не сможет.

Ребята мы с вами узнали, как можно сравнивать предметы по высоте, длине и ширине (слайд №14). Сделать это можно с помощью прикладывания предметов, с помощью условной мерки и на глаз.

Сейчас я предлагаю вам выполнить задания за столом. У моряков существует традиция – перед парадом украшать корабли флагами.

Задание 1. Развесь флажки от широкого до узкого. (слайд №15)

Задание 2. Разложи яблоки от меньшего к большему. (слайд №16)

Задание 3. Что выше. (слайд №17)

Людям военных профессий приходится решать тактические и стратегические задачи разной сложности, поэтому вопросами обороны и защиты Родины должны заниматься умные и высокообразованные специалисты.

Я вам предлагаю решить непростую задачу – достроить мосты. (слайд №18)

Задание 4. Дострой до нужной ширины.

А теперь немного отдохнём.

На горах высоких, (Руки вверх.)

На степном просторе (Руки в стороны.)

Охраняет нашу Родину солдат. (Ходьба на месте.)

Он взлетает в небо, (Руки в стороны, имитация покачивания крыльев самолёта.)

Подрастают дети у родной страны. (Прыжки на месте на двух ногах.)

Скоро я в дозоре (Повороты вправо-влево, ладонь ребром приложена ко лбу.) Встану на границе, (Основная стойка, руки опущены вдоль туловища.) Чтобы только мирные снились людям сны. (Приседание, ладони под щекой.)

Саша, когда вырастет, хочет стать военным. Он узнал, что люди военных профессий моделируют разные ситуации, при помощи подручного материала – кубиков, карандашей и пр., учатся правилам маскировки среди растений летом, тренируются в ходьбе на лыжах зимой. Ребята, чтобы стать военным, нужно не только тренироваться, а ещё нужно уметь быстро и чётко выполнять задания на логику. Давайте мы тоже будем выполнять задания.

Задание 5. Дострой. (слайд №19)

Задание 6. Расставь карандаши от короткого до длинного. (слайд №20)

Задание 7. Пронумеруй ёлки от низкой до высокой. (слайд №21)

Задание 8. Подбери пару. (слайд №22)

Ребята мы с вами сегодня научились сравнивать предметы по высоте, длине и ширине. Нам сегодня помогал мальчик Саша, который рассказал нам, как он играл с солдатиками, мастерил бескозырку, и строил мосты через речку.

Прикреплённые файлы:

План-конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе

План-конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе Ежова Марьяна Евгеньевна, воспитатель ОЧУ МГ ИЦ "Сколково". План-конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе + фотографии с занятия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП.

Цель: уточнение представлений о величине предметов, формирование умений сравнивать предметы по размеру, длине, форме, цвету.

Учить сравнивать предметы по длине и размеру; упражнять в счете от 1 до 10 и обратно; развивать речь, умение создавать образ предмета из заданных палочек; воспитывать дружелюбие.

1. Организационный момент

Посмотрите внимательно на меня. Покажите, какое у вас настроение. Если хорошее, поднимите правую руку, зажмите кулачок и большой палец поднимите вверх. Если плохое, то руку не поднимайте.

Молодцы. Отгадайте загадку:

Кто в лесу глухом живёт?

У него четыре лапы.

Две впереди и две позади.

Любит он пчелиный мёд,

Молодцы. Это медведь. Сегодня к нам в гости пришёл Мишка.

-Здравствуйте, ребята! Вы умеете считать? Давайте посчитаем от1до 10 и обратно цепочкой.

-Молодцы! А сравнивать предметы по длине умеете?

-У меня две палочки. Посмотрите внимательно, чем они отличаются?

-Молодцы. Одна больше размером и длиннее другой.

-Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

Сегодня мы будем сравнивать предметы по размеру и длине.

2. Основная часть.

-Какая палочка у меня в руках больше?

-Какая палочка длиннее?

-Красная, верно. А как проверить?

-Правильно. Надо положить одну палочку на другую.

-На столе у вас лежат цветные счётные палочки. Возьмите самую длинную оранжевую палочку и положите на стол. Справа положите синюю палочку поменьше. Слева красную, она должна быть короче оранжевой.

-Молодцы. Вы справились с заданием.

-Мне пора домой. До свидания, ребята.

Если задание выполнено верно, то палочки и цифра возвращаются на места. Игра повторяется, но с другим ведущим.

Ребята, вы молодцы. Давайте отдохнём.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

А сейчас мы будем сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.

Найди предметы, одинаковые по цвету.

Найди предметы одинаковые по форме.

Найди предметы одинаковые по размеру.

Назови, чем похожи и чем отличаются предметы

Найди лишний предмет

Рассмотри фигуры из палочек и составь свою фигуру.

Дети составляют фигуры из палочек

У вас получились замечательные фигуры.

Что мы учились делать на занятии?

Что вам понравилось больше всего?

Какое настроение у вас сейчас, если хорошее поднимите правую руку, сожмите кулачок, большой палец поднимите вверх.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

Закрепить счётные умения в пределах 9.

Материал к занятию:

Конверт с письмом, где изображён доктор Айболит;

2 ёмкости с разноцветной водой, одна ёмкость пустая;

ткань на парашют.

Раздаточный материал:

Подносы с мерными ёмкостями;

ведёрко с водой;

халат и шапочка.

I.Ход занятия:

- Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо. Посмотрите (конверт с письмом, на конверте изображение Доктора Айболита) .

- Как вы думаете от кого оно?

- Давайте его прочтём.

- Вот это новость! Ребята, что делать будем? (отправимся в лабораторию).

- Хорошо, отправимся. Как мы туда будем добираться, на чём (ответы детей)

- У нас есть волшебный, математический парашют, летим на нём! (дети берутся за края парашюта, счёт прямой до 9)

- Мы на месте. Давайте посмотрим, что для нас приготовил доктор Айболит (халаты и шапочки, на столе стаканы разной формы, 2 ёмкости с разноцветной водой, розовой и голубой).

-А как вы думаете , для чего нам халаты и шапочки ? (ответы детей.)

- Мы готовы, приступим к работе.

- Сначала нужно определить в какой ёмкости больше лекарства , как будем определять?( 2 ёмкости разной формы, дети должны догадаться, что нужно налить жидкость в 1 ёмкость до краёв, а потом перелить в другую ёмкость)

- Беру 2 ёмкости, заполняю 1 ёмкость до краёв, теперь переливаю в другую ёмкость ( они одинаковые).

- Что мы видим? (ёмкости вмещают одинаковое количество жидкости, )

- В этом случае говорят , ёмкости равны по объёму.

II. Практическая работа в парах.

На столах стоят ведёрки с водой, 2 сосуда, дети выясняют какой сосуд больше.

Ребята, попробуйте теперь сами определить какая емкость у вас больше по объёму( дети выполняют манипуляции. Делают выводы. Снимаем форму).

III. Итог занятия.

-Что нам удалось?

-Почему у нас всё получилось?

- Вот только как же мы отправим лекарства? ( посылкой)

-Давайте упакуем посылку и вернемся в детский сад на нашем волшебном парашюте. ( обратный счёт от 9 до 1).

Читайте также: