Мы в ответе за свои поступки конспект

Обновлено: 31.05.2024

3 Разные правонарушения Правонарушения бывают различными по степени опасности и вреда для общества. Преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Оно влечёт за собой уголовное наказание и характеризуется высокой степенью опасности. Проступок – это все остальные правонарушения, не признанные преступлением. Характеризуется меньшей степенью общественной опасности и вреда.

4 Некоторые понятия ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

5 Поразмышляем… Опасно ли играть с ЗАКОНОМ?

6 Запомни! Если человек нарушил закон, он несёт юридическую ответственность за своё правонарушение. Юридический (лат. – судебный, правовой) Юридическая ответственность это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

7 4 вида юридической ответственности Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом; общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

8 4 вида юридической ответственности Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

9 4 вида юридической ответственности Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины, опоздания на работу. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Наступает с 18 лет.

11 Хулиганство Грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается: - арестом на срок до 2-х лет; - до 5 лет.

12 Мошенничество хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается: - штрафом, - обязательными работами, - исправительными работами. Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

14 Вымогательство требование передачи чужого имущества или права на имущество. под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества. наказывается: ограничением свободы; арестом; лишением свободы.

15 О каком правонарушении идет речь? 1 мальчик: Лёха, смотри, какой классный мобильник мне на днюху родичи подарили. 2 мальчик: Ух, ты, круто! Мне б такой! А то у меня старьё дешёвое! 1 мальчик: Ладно, пошли на физру! А то физрук раздевалку закроет! 2 мальчик: Во, шмоток набросали! Лёха, глянь, мобильник почти как у тебя! 1 мальчик: Ну, так чо ты теряешься? Забери себе, отключи на время, а потом новую симку купишь. И всё будет шито-крыто! 2 мальчик: А ты никому не проболтаешься? 1 мальчик: Да ты что? Ты ж мой друг! Давай быстрее! И ходу отсюда!

16 Кража это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны либо штрафом, либо исправительными работами (до 1 года), либо арестом (до 4 месяцев), либо лишением свободы (до 3 лет). Кража, совершённая группой лиц по предварительному сговору или с незаконным проникновением в жилище, помещение или хранилище, влечёт за собой более строгое наказание до 6 лет лишения свободы.

18 С какого возраста человек несет ответственность? Административная и дисциплинарная ответственность наступает с 16 лет. Гражданская – с 18 лет. Уголовная ответственность наступает с 16 лет)

19 Разбор ситуаций - Какое правонарушение совершили подростки? - С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? - Какое наказание можно ожидать?

20 Ситуации 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? 3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? 4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

21 Мозговой штурм Выявление причин правонарушений (подросткам раздаются карточки с ситуациями)

22 Уголовная ответственность с 14 лет убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; кража; грабеж; разбой; вымогательство; угон транспортного средства;

24 Сформулируйте главный вывод 1 группа: Мы пришли к выводу: чтобы не совершить правонарушение, нужно… 2 группа: Сегодня мы поняли, что самое важное для подростка – это… 3 группа: Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, чтобы… Самым важным знанием для нас сегодня является…

25 Рефлексия - занятие было для вас очень важным, полезным. - материал важен, интересен, но многое вы уже знали. - на занятии вам было скучно, неинтересно и вообще всё это не важно для вас.

26 Заключение Мне хочется, чтобы не только Уголовный кодекс, но и мораль, нравственные нормы, Божественные заповеди стали для вас нормой. И пусть ваша совесть станет стражем вашей порядочности. Мне очень хочется верить, что вы будете совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям. Мы в ответе за свои поступки!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

профилактика правонарушений несовершеннолетних

- пропаганда правовых знаний ;

- формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения ;

- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды , вести дискуссию.

Ход занятия

- Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях , которые совершают подростки.

- Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни : идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

- Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

- Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.

- Почему такое происходит?

- Ребята, а вы знаете, какие виды ответственности при нарушениях существуют?

4 вида юридической ответственности при нарушениях :

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан , общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях . К административным нарушения относятся : нарушение правил дорожного движения , нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание : штраф, предупреждение, исправительные работы .

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру : прогул без уважительной причины.

4. Гражданско– правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю : возмещение вреда, уплата ущерба.

- Мы с вами назвали виды юридической ответственности . А теперь я по порядку буду называть различные ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички “Уголовная ответственность” , “Административная ответственность” .

- Ученик разбил стекло (административная)

- Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная)

- Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная)

- Браконьер выловил 3 осетров (уголовная)

- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная)

- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная)

- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую рядом машину. (административная)

- Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (уголовная)

- Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная)

- «Хулиганство (Ст. 213 УК РФ, т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается :

- арестом на срок до 2-х лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия :

- Ребята, а вы знаете, что появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

- Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.

- В жизни многих людей бывают ситуации, когда им предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях.

- Ребята, а что в такой ситуации нужно было сделать?

- Правильно, нужно уметь отказаться.

- Ребята, мне очень хочется верить, что вы будете совершать только хорошие поступки , так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина. Задачи:  воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;  сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;  развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;  воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Содержимое публикации

Государственное учреждение Тульской области

Беседа по профилактике правонарушений

воспитатель

Третьяков Елена Петровна.

Белев – 2020.

«Не всякое сопротивление беде

награждается избавлением от несчастья,

но всякое несчастье начинается

Л. Л. Леонов

Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;

развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;

воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Здравствуйте, ребята! Как видите в руках у меня две нити. (одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Но незнание закона не освобождает от ответственности. По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

- Если человек не следует законам, он совершает правонарушение. А что такое правонарушение? Что вы об этом знаете? (ответы детей)

Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. К ответственности подростки привлекаются с 16 лет. За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

I.Уголовная ответственность - предусмотренная уголовным законом обязанность лица, совершившего преступление, понести ответственность за совершенное преступление и претерпеть негативные последствия своего поведения, налагаемые государством в соответствии с уголовным законом.

Ситуация к размышлению.

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих

сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

Статья 87 Уголовная ответственность несовершеннолетних гласит:

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа органа у правления образования.

Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

–лишение права заниматься определённой деятельностью;

–лишение свободы на определённый срок.

II.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

III.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

IV.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Рассмотрим понятие нарушений:

Необходимо к этим понятиям найти определения.

– это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

– это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

– это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление–это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся спиртного, а также сами учащиеся за приобретение и распитие).

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Как вы думаете, ребята, какие причины способствуют / препятствуют совершению правонарушений?

отказ от вредных привычек;

добросовестное отношение к учебе и общественной работе;

наличие собственного мнения;

самоконтроль за поведением;

проблемы в семье;

общение с искусством, природой;

алкоголизм и наркомания;

выяснение отношений только с помощью силы;

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;

неуверенность в завтрашнем дне;

умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою; позицию, умение слушать других и быть услышанным другими;

умение, словом и делом помочь другому;

прекращение связей с антиобщественной средой;

осознание отрицательного поведения;

низкий уровень правовой культуры;

наличие интересов, увлечений.

учащимся предлагается, определить:

a) группу причин, способствующих совершению правонарушений (первый столбец);

b) группу причин, препятствующих совершению правонарушений (второй столбец).

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

I. Вступительная часть
- Добрый день, дорогие ребята!
- Посмотрите в окно и скажите, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- Как вы думаете, что можно сделать для улучшения настроения?
- Конечно, нужно просто улыбнуться. Улыбнитесь широко-широко друг другу и самим себе. Теперь поднимите глазки на меня. Я желаю, чтобы хорошее настроение сопровождало вас ещё очень долго.
- Покажите, как должны сидеть за партой прилежные ученики.
Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.

II.Подведение к теме занятия. Целеполагание.
- Чтобы определить тему классного часа, внимательно прослушайте стихотворение и ответьте на несколько вопросов.
Дети учатся думать, мечтать
На вопросы ответ получать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить.
- О чём стихотворение? (О поступках людей)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О поступках)
- Мы поговорим с вами о поступках, а также об ответственности за свои поступки.

III.Основная часть
1. Рассказ с элементами беседы о поступках.
- Как вы понимаете слово поступок? (Поступок - это какое-либо действие, совершенное человеком)
Поступок - это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
- Как вы думаете, какие бывают поступки? (Поступки бывают хорошими и плохими)
- По каким признакам можно определить - поступок хороший или нет?
(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям)

3. Разбор ситуаций.
- На партах у вас лежат карточки – одна на двоих. На них записаны ситуации и варианты того, как бы вы поступили в каждой из них.
- Обсудите в парах, как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций и обведите кружочком выбранный вами ответ.
1. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите:
а) просто не принесёте книгу;
б) принесёте книгу и попросите дать её ещё раз;

4. Физминутка (видеоролик).
- Ребята, я думаю, вы уже немного утомились. Предлагаю всем выйти из-за парт и потанцевать.
- Присаживайтесь на свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.

5. Рассказ об ответственности с элементами беседы.
- Как вы знаете, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
- Чему мы должны научиться? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки, научиться отвечать за свои поступки)

IV.Заключительная часть
- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки)
- Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.
- Сегодня мы с вами вели серьёзный разговор на одну из важнейших тем.
- Мне хотелось бы узнать, к какому выводу вы пришли?
- Я назову начало фразы, а вы постарайтесь её продолжить. Итак:
Сегодня я понял .
Я бы хотел…
Сегодня я приду домой и …
- Ребята, в течение всего классного часа вы были внимательны, активно работали над предложенными заданиями. Я надеюсь, что наша беседа не прошла даром, и вы отметили для себя что-то важное и нужное в жизни.

Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Скорее всего, с малых лет.

Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Правовое воспитание в школе предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества. Среди различных видов социальных норм (право, мораль, политические, эстетические, религиозные) наибольшее значение для регуляции общественно адекватного поведения личности имеют мораль и право.

Особо следует сказать о вовлечении детей в работу по самовоспитанию. При этом ставятся максимально конкретные и реально достижимые цели, и обеспечивается постоянный контроль над этим процессом.

Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности учащихся, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных учащихся.

Цель: формирование законопослушного поведения, профилактика совершения преступлений и правонарушений.

- формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога;

- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды;

- формирование социально-нравственного поведения детей;

- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

- способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

- воспитывать стремление совершать добрые дела.

Оборудование:

Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.

Ход классного часа:

Педагог: - Здравствуйте! В нашем государстве, как и в любом государстве, существует основной закон – Конституция РФ.

Когда мы говорим о правах, нельзя забывать о своих обязанностях. Вы учитесь в школе. Расскажите о своих обязанностях. ( дети перечисляют свои обязанности)

- (обязаны соблюдать правила поведения в школе, старательно учиться, уважать старших, не обижать младших, быть вежливыми, соблюдать санитарно-гигиенические нормы, и т.д.)

Педагог: Вся наша жизнь это череда поступков – хороших и плохих.

На доске даны три определения, к которым вам необходимо подобрать правильные таблички с понятиями, лежащие у вас на столе.

Поступок. Проступок. Правонарушение.

Поступок – это совершенное кем-нибудь действие с определенной целью. Проступок - это поступок, нарушающий правил поведения, провинность.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

За любой совершенный поступок человек несет ответственность. Подростки также несут ответственность за свои поступки.

Тема нашего классного часа – "Я отвечаю за свои поступки". Как, вы понимаете эти слова? (Дети высказывают свое мнение по данному вопросу).

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. За хорошие поступки вас хвалят, ставят в пример другим, выносят благодарность родителям. А что вы получаете за плохие поступки? Вас ругают и наказывают. Перед тем, как подробнее поговорить на эту тему, попробуем почувствовать ответственность друг за друга.

Давайте разберем некоторые проступки и правонарушения. Давайте разделимся на две группы. Каждой группе дана своя ситуация, необходимо правильно определить, что это – проступок или правонарушение и грамотно обосновать свой ответ.

Слово предоставляется ребятам из группы №1.

Ученик зачитывает ситуацию и дает ответ: Шестиклассник Владимир не посещал школу после каникул, говорит, что не хочет посещать школу. Как можно расценивать поведение Владимира, как проступок или правонарушение? (дети высказывают свое мнение).

Педагог: Владимир совершил проступок, нарушил устав школы, в котором прописаны права и обязанности обучающихся школы, которые обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме урока; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и педагогов школы.

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь; о проступке или правонарушении. Слово предоставляется ребятам из группы №2.

Ученик: Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Предоставим слово ребятам из 1 группы. И рассмотрим их ситуацию.

Ученик: 15-летний Максим, управляя мопедом, совершил наезд на пешехода, который в тяжелом состоянии был отправлен в больницу. Как вы оцениваете действия подростка, правонарушение или преступление?

Педагог: Тяжелая травма, нанесенная пешеходу транспортным средством, классифицируется как преступление , предусмотренное ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). (Учитель показывает Уголовный Кодекс Российской Федерации)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем дать оценку действиям подростков. Слово предоставляется ребятам из группы №2.

Ученик: Игорь 17 лет вместе с другом он совершил разбойное нападение и был задержан полицией. Как можно классифицировать действия подростков, как правонарушение или преступление?

Педагог: Да, действительно эти подростки совершили уголовное преступление, т.е. преступление, предусмотренное ст.162 УК РФ (разбой).

- В Уголовном Кодексе Российской Федерации описаны все виды преступлений, за которые предусмотрены уголовная ответственность и возраст, с которого она наступает уголовная ответственность, а также виды наказаний.

- Уголовная ответственность — наиболее строгий вид юридической ответственности.
Лица, достигшие 14 лет, привлекаются к уголовной ответственности:

2. Умышленное причинение вреда здоровью;

4.Грабеж;
5. Разбой,

- Цель наказания: восстановление справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные проступки. правонарушения, преступления существует юридическая ответственность, которая предусматривает определенные меры государственного воздействия по отношению к правонарушителю. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений и преступлений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у нас в жизни не будет проблем.

В конце нашего занятия предлагаю вам памятки.



Список литературы

Конвенция о правах ребенка.

Соловьева Е.В., Данилина Т.А. Практическое пособие для работников ОУ – знакомим школьников с конвенцией о правах ребенка.

Читайте также: