Понятие о природном сообществе конспект урока

Обновлено: 31.05.2024

Развивающие: анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить отличительные признаки сообщества, описывать морфологические особенности природного сообщества

Воспитательные: осознанно достигать цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду

УУД: Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные: Формирование целостного мировоззрения на основе биологических знаний, познавательных интересов и мотивов обучения, воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие любознательности и практических навыков, оценить свой вклад в группе, осознавать значимость своих знаний.

Познавательные: работать с учебником: находить определения и особенности, составлять схему, выделять признаки

Коммуникативные: Развивать умение работать в группе (парах), обсуждать поставленный вопрос, приходить к общему решению, выражать свои мысли, вести диалог.

Регулятивные: учимся ставить самостоятельно цель, планировать свою деятельность или изменяем её в соответствии с планом, прогнозируем деятельность,

Предметные: уметь формулировать определения терминов - природное сообщество, производители, разрушители, потребители; сравнивать различные природные сообщества, знать состав природного сообщества;

Основные понятия: природное сообщество, биогеоценоз, консументы, редуценты, продуценты;

Межпредметные связи: литература, биология, искусство, музыка

Ресурсы: ПК, интерактивная доска, проектор, задания на карточках, атлас; листы бумаги, фломастеры, клей, картинки разных природных сообществ

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная

Тип урока: изучение нового материала

Задания для учащихся, выполнение которых приводят к планируемому результату

Организационный момент (2мин)

Цель: Организация самооценки учащимися готовности к предстоящей работе

Добрый день! Я рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.

Формулирование темы, постановка цели и задач урока. (7мин)

Цель: Включение в учебную деятельности на личностно – значимом уровне

Подводит к теме урока.

Отвечают, что видят: леса, поля… и это будут изучать

Выходят к доске и пишут одно слово о сообществе.

Самостоятельно формулируют тему, цели, задачи.

Тема: Природные сообщества

Цель: Изучить: что такое сообщество, его строение, значение.

Предполагают - где могут понабиться знания о сообществе.

Тему записывают в тетради

Наверняка что – то вам уже известно об этих группах – они называются сообществами.

Зачем надо изучать сообщество?

Организация познавательной деятельности(20мин)

Цель: Готовность к мышлению и осознание потребности получения новых знаний

Организует учебную деятельность

Раздаёт задания по группам и объясняет эти задания

1. Ученики изучают и распределяют задания в группе.

2. Заполняют на листе ватмана ответы на вопросы из карточки

3. Готовят выступление по вопросам карточки

1. Карточка № 1 – для первой группы

А. прочитайте с. 62

Б. Ответьте на вопросы: Что такое природное сообщество, как по другому оно называется, кто ввёл термин БИОГЕОЦЕНОЗ,

В. Приведите примеры сообществ.

Г. Сделайте краткий конспект своего ответа на листе бумаги.

2. Карточка №2 – для второй группы

А. Прочитайте с.62-63 учебника

Б. Найдите ответы на вопросы: Сколько частей входит в состав биогеоценоза, дайте определения терминам – продуценты, консументы, редуценты.

В. Какую роль играет каждый из компонентов

Г. Какую роль играет неживая природа в составе сообщества?

Д. . Сделайте краткий конспект своего ответа на листе бумаги.

3. Карточка №3 – для третьей группы

А. Прочитайте с. 65, рассмотрите атлас Камчатки с.23

Б. Назовите сообщества Камчатки

Б. Опишите одно по плану: (название, условия – температура, осадки, примеры растений и примеры животных, обитающих в этом сообществе)

В Сделайте краткий конспект своего ответа на листе бумаги.

Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку

Первичное закрепление нового материала (2мин)

Цель: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Индивидуальная работа и самооценивание по эталону.

Отметить правильные суждения +

Взаимопроверка – меняются вариантами и проверяют под диктовку учителя. Ключ на доске написан

А. Биоценоз – это только группа растений

Б. Продуценты – это производители веществ

В. Консументы – это разрушители веществ

Г. К консументам относятся волки и медведи

Д. Сукачёв ввел понятие биогеоценоз

Е. Компоненты сообщества сами изменяют его.

Включение в систему знаний и повторения (7мин)

Дать качественную оценку работы класса и групп

Работают в группе: Ищут сообща ошибки в тексте и исправляют их, сдают учителю на проверку.

Домашнее задание (1мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Выбирают творческое (по желанию

Домашнее задание стр. 60 – 65, термины

Творческое: модели сообществ, рисунки сообществ, презентации

Предлагает вспомнить тему урока, задачи и соотнести с планом работы.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее интересные, трудные, понравившиеся моменты урока.

Заполняют лист самооценки

1. Расскажите по схеме, что вам дал этот урок?

Мне было интересно-

Я без труда запомнил-

2. Одним предложением напишите письмо учителю

3. Если бы вы были продуцентом, то каким вы бы были? (назовите одними прилагательными)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по биологии

Дата проведения: 22 апреля 2015 года

Класс 6

Тема урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

Методы: словесно-наглядный метод, проблемно-поисковый метод, эвристический, игровой.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система, круговорот веществ и поток энергии, биотоп

Планируемые результаты

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; моделируют различные по структуре природные сообщества.

Коммуникативные : участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу

Организационная структура урока

Приветствие учеников, готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

1.Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают на связь изученного с новой темой.

Итак, мы на уроках познакомились с разными представителями царства растений, бактериями, грибами, лишайниками. Животных мы изучим позже, но вы все знаете, что лес без животных не бывает. Так что же такое лес?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

  • продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Ход урока.

Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.

Мотивация к уроку:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:

На нем растут ромашки,

Лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых. ( Луг)

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).

1.Сформировать понятие о природном сообществе.

2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.

Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).

Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.

Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.

Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)

Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).

Взаимосвязь определяется через цепи питания.

Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).

Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)

Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)

Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).

Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)

Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).

По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.

1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18) 2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)

3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).

4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)

5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)

Анализируется работа в группах.

Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).

Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).

Задается домашнее задание (Слайд № 26).

План-конспект урока по биологии (5 класс) по теме:

Конспект урока и презентация по теме "Природные сообщества" 5 класс.

Учитель: Крысова Светлана Михайловна.

Тема: Природные сообщества.

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о природном сообществе.

Обучающие:

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;

различать и характеризовать разные природные сообщества;

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;

характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;

Развивающие:

продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;

развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

Воспитательные:

воспитание интереса к предмету;

воспитание культуры в организации учебного труда;

воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Оргмомент: Проверим готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.

Мотивация к уроку:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вам изучим очень интересную тему. Какую, попытайтесь догадаться. Читаю стихотворение:

На нем растут ромашки,

Лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых. ( Луг)

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте поставим цель урок. Ребята ставят цель урока (Слайд №2).

1.Сформировать понятие о природном сообществе.

2.Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе.

Рассказ о разнообразии природных сообществ ( Слайд №3).

Но что, же их объединяет, по какой причине образованы природные сообщества? Давайте выясним.

Учитель: Вся природа делится на живую и неживую. Живая, приведите примеры ( растения, животные..) Неживая - камни, вода, земля и.т.д.

Между ними существует взаимосвязь. Рассказ учителя. (Слайд №4, 5)

Учитель: А, существует ли взаимосвязь между живыми организмами. Рассказ учителя (Слайд №6).

Взаимосвязь определяется через цепи питания.

Далее дается понятие цепи питания и совместно с учениками составляются трофические цепи. ( Слайд №7,8,9,10,11).

Учитель: Благодаря цепям питания и взаимосвязи живой и неживой природы происходит круговорот веществ. Дается понятие круговорота веществ и его составляющих. Схема записывается в тетрадь. Дается понятие производителей, потребителей и разрушителей. (Слайд №12)

Учитель: Главное условие существование природных сообществ - круговорот веществ. Рассказ учителя. (Слайд №13)

Учитель: Для того что бы образовались природные условия, необходимы определенные условия. Рассказ учителя. ( Слайд №14, 15).

Учитель: давайте, закрепим, угадаем, какое природное сообщество и кто лишний в нем. (Слайд №16)

Затем предлагается работа в группах. Класс разбивается на 5 групп и дается задания. ( Слайд № 17).

По истечении времени, представители из каждой группы отвечают на задания.

1.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе много мхов, почвы торфяные. Люди с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения- мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли, змеи. ( Слайд №18)
2.Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные- белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья. (Слайд №19)

3. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном природном сообществе очень жарко, много песка, температура выше 40 градусов. Растений практически нет, можно встретить кактусы, молочаи. Обитают скорпионы, пауки, верблюды, муравьи, змеи, ящерицы. Жить там практически невозможно.(Слайд № 20).

4. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

В данном сообществе много воды. Растут придонные растения - камыш, осока, в воде водоросли. В толще плавают рыбы, на поверхности головастики, по побережью ползают ужи.(Слайд№21)

5. Определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь питания. Определите, кто является производителем, потребителем, разрушителем.

Данное сообщество богато земляникой и различными многолетними травами - ромашки, колокольчики, зверобой. Много насекомых опылители-пчелы, осы шмели. На солнышке греются ящерицы, можно встретить змей. Много кузнечиков, разнообразных птиц. (Слайд №22)

Анализируется работа в группах.

Затем проводится тест для самопроверки. (Слайд №23, 24).

Подводятся итого урока. Проводится рефлексия, ребята поднимают смайлики (Слайд №25).

Задается домашнее задание (Слайд № 26).

Ребята, спасибо за урок, до свидания!..\Desktop\Презентация природ сооб.pptx

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Понятие о природном сообществе

Цели: сформировать понятие о природном сообществе, по­знакомить со структурой природного сообщества, дать представ­ление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биоти­ческих организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоце­ноз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные эко­системы.

Растительные сообщества

Актуализация знаний

Выберите верные утверждения.

Грибы относятся к царству растений.

.Бактерии относятся к самостоятельному царству.

Лишайники являются симбиозом гриба и водоросли

Среди грибов встречаются паразиты.

Бактерии не способны к самостоятельному передвижению.

Все бактерии приносят вред человеку.

Лишайники могут размножаться кусочками слоевища.

Тело всех грибов представлено мицелием и плодовым телом.

Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.

Лишайники хорошо переносят загрязнение воздуха, но гибнут при недостатке влаги.

Понятие о природном сообществе. В природе все организмы не су­ществуют одиночно, а живут совместно, взаимодействуя друг с дру­гом. Например, черника, брусника всегда произрастают в хвойном ле­су. Там же растут грибы (белые, моховики), обитают насекомые, опы­ляющие цветки черники или брусники. В кронах деревьев строят гнёзда птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти орга­низмы образуют своеобразный природный комплекс живых организ­мов — сообщество.

Фильм "Красная шапочка и фитоценоз хвойного леса",

Биогеоценоз имеет конкретные границы. Они определяются гра- т ницами конкретного растительного сообщества (фитоценоза). Понятие о биогеоценозе ввёл в науку российский учёный-ботаник Владимир Николаевич Сукачёв

Структура природного сообщества. В.Н. Сукачёв обратил внимание на то, что среди обитателей природного сообщества всегда находятся несколько групп организмов, выполняющих разные фу>1кции в приро­де. Одни организмы, поглощая энергию солнечного света, из неоргани­ческих веществ создают органические вещества, в которых запасается энергия. Это группа автотрофов, в неё входят различные зелёные рас­тения. Вторая группа организмов — гетеротрофы. Одни из них пита­ются живой растительной массой (животные и грибы), другие (бакте­рии, некоторые грибы) — органическими веществами мёртвых тел, при этом разлагая их до неорганических соединений (солей, воды, углекислого газа). Эти соединения, в свою очередь, могут вновь погло­щаться зелёными растениями в процессе фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия возникает круговорот ве­ществ и поток энергии между организмами и абиотической средой. Вот почему создаётся целостность, единство природного сообщества, при котором от существования одних живых организмов зависит суще­ствование других.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме

Круговорот веществ и поток энергии — это движение неорга­нических веществ и энергии из окружающей среды к одним организ­мам (автотрофам), от них — к другим организмам (гетеротрофам), а затем — вновь в окружающую среду

Круговорот веществ и поток энергии — главный признак биогеоценоза.

В структуре природного сообщества различают четыре важных функциональных звена. Первое — это абиотическая среда (неорганиче­ские вещества, солнечная энергия, климат, влага, почва). Далее следу­ют три функционально разные группы живых организмов: создающие вещества с запасом энергии, поедающие эти вещества и перерабаты­вающие органические вещества до неорганических.

Биогеоценоз — это экосистема, границы которой обусловлены
характером растительного покрова, то есть определённым фито-
ценозом.

Мы знаем, что в природе растения обитают не изолированно от других, а совместно с другими.

Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения? (Всерастения взаимодействуют между собой.)

А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)

Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Примерный ответ. Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые ра­стения. Корневые системы растений сильно переплетают­ся под землей. Некоторые растения (например, мхи) могут создавать для других растений влажность, при которой они не могут существовать.)

Итак, мы пришли к выводу, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и ока­зывают влияние друг на друга. Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.

Попробуйте самостоятельно привести пример раститель­ного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)

В общих чертах и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными.

Какие типы лесов встречаются на территории нашей стра­ны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколист­венные.)

Что такое лес?

И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительно­сти. Кроме основных видов растительности (видов-эдификаторов), в сообществе обитают и сопутствующие. Например, для елово­го леса характерными видами (кроме ели) являются такие, как черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный

и т. д. Кроме того, в еловом лесу могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев — различные лишайники.

Самостоятельная работа

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 56; учебник В.В. Пасечника § 54), а также настенными таблицами и личным опытом, заполните таблицу.

Сопутствующие виды растений

Ель обыкновен­ная или европей­ская, иногда пихта или сосна

Черника, брусника, кислица обык­новенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный и др.

Сосна обыкновен­ная, иногда листвен­ница европейская

Черника, брусника, прострел поник­ший, толокнянка обыкновенная, ве­реск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая и др.

Дуб черешчатый, липа мелколепест­ная, клен остролист­ный, ясень обыкно­венный

Крушина ломкая, бересклет боро­давчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень евро­пейский, медуница неясная и др.

Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой)

Клевер ползучий, клевер гибрид­ный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, ни­вяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, ва­силек луговой

Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколист­ный, тростник обык­новенный, таволга вязолистная

Сабельник болотный, гравилат реч­ной, сусак зонтичный

Сфагновые мхи (сфагн магеллан- ский, сфагн дубрав­ный, сфагн оттопы­ренный), зеленый мох (политрих обык­новенный или ку­кушкин лен)

Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круг­лолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др.

(На заполнение таблицы учащимся отводится около 3—5 мин. Далее 2—3 ученика отвечают устно, остальные учащиеся проверя­ют, дополняют и исправляют ошибки.)

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Что такое растительное сообщество?

Приведите примеры растительных сообществ.

Что такое фитоценоз?

Что такое экосистема?

Какие экосистемы называют природными?

Приведите примеры искусственных экосистем.

Какие растения называют эдификаторами?

Какие виды растений являются эдификаторами в еловом лесу?

Какие виды растений являются сопутствующими в ело­вом лесу?

Подведение итогов урока

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 56, 57; учебник В.В. Пасечника § 54.)

Пользуясь определителями растений или другой биологи­ческой литературой, продолжить заполнение таблицы. Дать ха­рактеристику сообщества тундры, сообщества степи и сообщества пустыни.

Творческое задание. Нарисовать различные типы экосистем. Выполнить рисунок таким образом, чтобы виды-эдификаторы и сопутствующие виды растений были узнаваемы.

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Читайте также: