Конспект 10 класс правописание гласных в суффиксах имен существительных

Обновлено: 27.06.2024

Закрепление навыков применения полученных знаний при подготовке к единому экзамену.

Развитие грамотной связной речи.

Воспитание культуры общения.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; умение высказывать своё предположение на основе работы с карточками; умение оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, составлять вопросники по теме, работать с ключом

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре и группах, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

- уметь правильно писать существительные с суффиксами

-ЕЦ –ИЦ - в существительных мужского, женского, среднего рода;

ушк,юшк- ышк- уметь составлять вопросники по изученным правилам,правильно записывать слова с гласными в суффиксах существительных

Тип урока: комплексное применение ЗУН.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебники, тетради, экран, индивидуальные карточки.

I. Организационный момент.(тему и цели урока учитель не называет)

II. Новый материал

(На доске записаны слова:

1. горош..к- горошка,ключ..к-ключ..ка

2 характер..ц (м.р.), рощ..ца (ж.р.),плать..це (с.р),письм..цо (с.р.)

5. череш..нка-черешня, виноград..нка- виноградина

6. рукав..чка-- рукавица, нян.чка-няня,Ол..чка-Оля7. батюшка (м.р.),бурёнушка(ж.р.),гнёздышко(с.р., после твёрдого согл.),полюшко (с.р., после мягкого согл.)

но воробушек и воробышек, камешек и камушек

клинышек,катышек,краешек,пупырышек,хлебушек1.учитель: Ребята,на доске записаны слова с пропущенными буквами.

а)Беседа с классом:

1.К какой части речи принадлежат все слова, записанные на доске?(ученики отвечают,что перед ними существительные)

2.Посмотрите внимательно и назовите морфему,в которой пропущена буква?(ученики : в суффиксе)

3. А теперь попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.(ученики: "Правописание гласных в суффиксах существительных")

учитель (назавает тему)Да,ребята, совершенно верно. Мы сегодня будем вспоминать и закреплять все правила правописания гласных в суффиксах существительных.которые вы изучали в предыдущих классах. (учитель называет цели урока)

б)работа со словами, записанными на доске

учитель вставляет буквы и объясняет правила написания суффиксов)

в) работа в тетрадях( ученики записывают слова в тетрадь)

а) работа с учебником

задание :прочитать новый материал параграфа 34 и

составить вопросник по новой теме

(например: От чего зависит правописание гласных в суффиксе ек/ик?)

(учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают на них)

в) Закрепляющее упражнение (на экране записаны исходные слова)

задание : от исходных слов образовать существительные с суффиксом ец/иц (учащиечя выполняют упражнение по цепочке,т.е один за другим выходят к доске и записывают по два слова каждый,остальные учащиеся работают в тетрадях)

учащиеся должны записать следующие слова:

письмецо,платьице,креслице,зданьице,землица,рощица,лужица,характерец,вареньице,копьецо,ружьецо,метелица,именьице,маслице,сестрица, морозец, рассказец, учрежденьицезаведеньице, хлебец, растеньице,счастьице, водица.

IV. Самостоятельная работа (по карточкам)

задание: Распределите слова в два столбика с буквой И или с буквой Е в суффиксах: учащиеся подписывают карточки

Спал…нка, врем…чко, син…чка, горош…нка, ружь…цо, Тан…чка, солом…нка, изюм…нка, пальт…цо, кресл…це, завал…нка, письм…цо, мам…нька, луков…ца, за…нька, блюд…чко, луков…чка, горош…к, ящич…к, свин…нка, метел…ца, тет…нька, звоноч…к, рукав…чка, зайч…к, монаш…нка, баш…нка, царап…нка, макарон…нка, часов…нка, плать…це.

(учащиеся меняются карточками, зелёной пастой исправляют ошибки одноклассника, по ключу на экране ставят оценки, после проверенной работы записывают свою фамилию и возвращают карточку )

Спаленка, времечко, синичка, горошинка, ружьецо, Танечка, соломинка, изюминка, пальтецо, креслице, завалинка, письмецо, маменька, луковица, заинька, блюдечко, луковичка, горошек, ящичек, свининка, метелица, тетенька, звоночек, рукавичка, зайчик, монашенка, башенка, царапинка, макаронинка, часовенка, платьице.

Анализ ошибок (учащиеся анализируют свои ошибки, смотрят оценки и сдают карточки учителю)

Д/з выучить правила параграфа 34, составить 10 сложных предложений со словами темы урока, выполнить синтаксический разбор этих предложений, выполнить упражнение 188 ( на правописание суффиксов ушк/ышк)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Емкий, доступный материал позволит учащимся легче освоить новый материал и закрепить ранее полученные знания.

План урока по русскому языку в 10 классе

на тему: Правописание гласных в суффиксах имен существительных (морфологические нормы).

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мунаева Айшат Висампашаевна

МКОУ Чаравалинская СОШ

Новолакский район с.Чаравали.

Конспект урока русского языка в 10 классе.

Тема урока. Правописание гласных в суффиксах имен существительных (морфологические нормы).

Закрепление навыков применения полученных знаний при подготовке к единому экзамену.

Развитие грамотной связной речи.

Воспитание культуры общения.

Оборудование: учебники, тетради, индивидуальные карточки, толковый словарь.

1. Организационный момент.

Приветствие, рапорт дежурного, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик. Способы словообразования.

Учитель. Вспомним ещё раз , какими способами в русском языке образуются новые слова, приведём примеры.

Ученики. - Суффиксальный: изложение, гордость, альпинист, мужество, доброта.

- Приставочный: полететь, никогда, кое-что, несколько, бесполезный.

- Приставочно-суффиксальный: наверху, подстаканник, истосковаться.

- Бессуффиксный: вздох, рассказ, полёт, синь, даль, гладь, взрыв.

- Сложение: паровоз, водопровод, чёрно-белый, крепко-накрепко.

- Неморфологический: военный, будущее, взрослые, вокруг, благодаря.

Учитель. Что было задано на дом?

Ученик. От данных слов нужно было образовать имена существительные с помощью различных суффиксов: писать, жёлтый, грузить, горох, пух, молодой, пашня, Таня, мама, заяц, хвост, Казань, пальто, окошко, завалина, песня и другие.

Учитель. Никаких затруднений не возникло при написании вновь образованных слов?

Учитель. А что тебя смутило в правописании этих слов?

Ученик. Какую гласную писать в суффиксах существительных.

Учитель. Не ты один затрудняешься при написании подобных слов. Вот о них мы сегодня и поговорим. Итак, тема нашего сегодняшнего урока…

Ученики. Правописание гласных в суффиксах имён существительных

3.Усвоение новой темы.

Учитель. Правила написания этих суффиксов вам необходимо знать и для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Как вы думаете, все суффиксы в этих словах выполняют одинаковую функцию?

Ученик. Нет, некоторые из них изменяют лексическое значение слова, например, Казань – казанец. А некоторые лишь вносят дополнительные оттенки значения, например, уменьшительно-ласкательного: горох – горошек, заяц – зайчик.

Учитель. Вот об этих суффиксах и поговорим. Первое задание вам будет такое:

образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов –ек- , -ик-, -чик-.

Приведите несколько примеров.

Ученик. Замочек, ключик, стульчик…

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему правописание слов с этими суффиксами может вызвать затруднение?

Ученик. Суффиксы безударные, поэтому, чтобы правильно писать, нужно вспомнить правило.

Учитель. Тем более мы его изучали ещё в 6 классе. Итак,…

Учитель. Перед вами слова на доске, образуйте от них новые с помощью суффиксов –ек- или –ик- и дополните своими примерами.

Пряник, калач, палец, ларец, горох, лист, листок, карандаш, кот, лоб, рот, ящик, дождь, дождик, стол, цвет, мост, ёж, орех, хвост, платок, замок, заяц, барабан, стул.

Работа в парах – взаимопроверка

Учитель. А как вы думаете, с какой целью я приготовила вам следующую карточку (слайд 3)?

Пуш…к, друж…к, горош…к, ореш…к, снеж…к, круж…к, замоч…к, ящич…к, внуч…к, флаж…к, старич…к, петуш…к, платоч…к, сыноч…к, звоноч…к, кусоч…к, меш…к, душ…к, порож…к, щелч…к.

Ученик. Здесь даны слова, корни которых заканчиваются на шипящие.

Учитель. Сформулируйте правило.

Учитель. Молодцы! А теперь следующая пара суффиксов –ец- и –иц-. Попробуйте сами привести примеры слов с этими суффиксами и сформулируйте правило.

Учитель. Даны слова мужского рода с суффиксом –ец-.

Братец, борец, красавец, бакинец, волгоградец, хлебец, гребец, молодец, храбрец, рассказец, хитрец, пловец, чтец, гвардеец, горец, посланец, испанец, суворовец, жнец, столбец, кореец, гордец, казанец, лжец

Сгруппируйте их по значениям:

название лица по действию;

название лица по признаку;

название лица по месту жительства и по национальности;

название лица по принадлежности к какой- либо организации или учебному заведению.

Работа в парах – взаимопроверка

Ученик. О человеке, который умеет всё.

Учитель. Вспомните синонимичный фразеологизм.

Учитель. Приведите примеры существительных женского рода с суффиксом –иц-.

Ученики. Красавица, луковица, метелица, лужица, рукавица, книжица, рожица.

Учитель. Папа-кормилец, мама – кормилица.

Ваня – красавец, Таня –красавица.

Коля – молодец, а Оля?

Ученик. Оля тоже молодец.

Ученик. Да, существует, только у него другое лексическое значение. Я затрудняюсь его точно определить.

Учитель. Вспомните :

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

Кто это и откуда?

Ученики. Невестка, сноха, молодуха, невеста.

Учитель. Какая характерная особенность у этих слов?

Ученик. Они относятся к разговорному стилю?

Учитель. Какая неточность была допущена при подборе синонимов?

Учитель. Докажите, пожалуйста. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Ученик. Невеста – это девушка на выданье или просто молодая девушка. А невесткой называют родственники мужа замужнюю женщину.

Ученики. МОлодец – в народной словесности удалец, храбрец,

Учитель. В каких формах эти существительные различаются не только произношением, но и написанием? Употребите их в предложениях.

Ученики. Молодцем –молодцом, молодцев – молодцов. Ты выглядишь молодцом. Встретилась красная девица с добрым молодцем (записывают в тетрадь).

Учитель. А ведь суффиксы –ец- и – иц- встречаются и в существительных среднего рода. Обратите внимание на следующий слайд

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице.

Прочитайте вслух и сформулируйте правило.

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице

Учитель. Придумайте несколько предложений с этими существительными.

Физкультминутка - упражнение для глаз

Учитель. Следующая пара суффиксов, требующих знания определенных правил, - это суффиксы –инк-, -енк -, а также –онк-. -Инк - это сочетание двух суффиксов:

- ин- и –к-, встречается в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин-

Образуйте новые слова от существительных соломина, горошина, перекладина, виноградина, жемчужина, изюмина, завалина, проталина, прогалина, бисерина, балясина

Учитель. Кто больше? Запишите столбиком слова, которые заканчиваются на –ня.

Ученики записывают.

Теперь поставьте их в форму множественного числа (ставят), дальше в форму родительного падежа (ставят). А теперь прибавьте уменьшительно-ласкательный суффикс –к-. Что получилось?

Песня – песни – песен - песенка

Башня – башни - башен – башенка

Пашня – пашни – пашен - пашенка

Черешня – черешни – черешен - черешенка

Спальня – спальни – спален - спаленка

Конюшня – конюшни – конюшен - конюшенка

Но дыня – дыни – дынь - дынька

Деревня – деревни – деревень - деревенька

Няня – няни – нянь - нянька

Барыня – барыни – барынь – барынька .

Учитель. Почему слова пашЕНКа и ПашЕНЬКа пишутся по- разному?

Учитель. Вот мы и подошли вплотную к суффиксам –еньк- и – оньк-, -онк- и –ёнк-. Поработаем в группах: 1 группа – привести примеры существительных с суффиксом –еньк-, 2 группа - -оньк-, 3 группа - -онк-, 4 группа - -ёнк-; сформулировать правило.

Учащиеся работают в группах, формулируют правила.

Ответы учащихся.

В существительных с твердой основой пишется суффикс -ОНЬК-: берёзОНЬКа, липОНЬКа, лисОНЬКа.

Суффикс –ОНК- (-ЁНК-) имеет пренебрежительный оттенок: девчОНКа, клячОНКа, шубЁНКа, речОНКа.

В существительных, обозначающих лиц женского пола, пишется суффикс

-ЕНК- : нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа, черкешЕНКа, бежЕНКа, нежЕНКа, а также в слове лесЕНКа.

Нужно запомнить правописание слов паинька, заинька, баиньки.

Учитель. На все ли правила вы сумели подобрать примеры, или на какие-то из них вы впервые обратили внимание? Запомните их и применяйте на своей практике.

Учитель. Осталась ещё одна пара суффиксов -ечк и –ичк-.

Нянька- нянек- нянЕЧКа

Лейка- леек – леЕЧКа

Печка- печек- печЕЧКа

Окошко- окошек- окошЕЧКо

Как прозвучит правило?

Ученики отвечают и проверяют по опорной карточке на слайде

4.Закрепление умений и навыков.

Учитель. Вот это были те правила правописания букв Е и И в суффиксах имен существительных, которые понадобятся вам при выполнении задания А17. Мне понравилось, как вы работали. Молодцы! Кстати, в продолжение урока я несколько раз похвалила вас именно этим словом. А какое ещё слово употребляется в этом же значении?

Ученик. Умницы.

Учитель. Маша у нас, конечно же, умница. А Саша, значит, умник?

Ученик. Саша тоже умница.

Учитель. Как называются такие существительные?

Ученик. Это существительные общего рода. Например, молодчина, работяга, задира, плакса и другие.

Учитель. А теперь давайте потренируемся в написании существительных с различными суффиксами. Распределите слова в два столбика с буквой И или с буквой Е в суффиксах:

Спал…нка, врем…чко, син…чка, горош…нка, ружь…цо, Тан…чка, солом…нка, изюм…нка, пальт…цо, кресл…це, завал…нка, письм…цо, мам…нька, луков…ца, за…нька, блюд…чко, луков…чка, горош…к, ящич…к, свин…нка, метел…ца, тет…нька, звоноч…к, рукав…чка, зайч…к, монаш…нка, баш…нка, царап…нка, макарон…нка, часов…нка, плать…це.

Спаленка, времечко, синичка, горошинка, ружьецо, Танечка, соломинка, изюминка, пальтецо, креслице, завалинка, письмецо, маменька, луковица, заинька, блюдечко, луковичка, горошек, ящичек, свининка, метелица, тетенька, звоночек, рукавичка, зайчик, монашенка, башенка, царапинка, макаронинка, часовенка, платьице.

5.Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель. Итак, чему был посвящён сегодняшний урок?

Ученик. Мы рассмотрели правила правописания гласных в суффиксах имен существительных.

Учитель. В течение урока, как обычно, вы должны были оценивать свою работу. Всё ли у вас получилось? Если нет, то чему уделить внимание? Над какими вопросами поработать дополнительно?

Ученик. Дома я еще раз просмотрю изученные сегодня правила, выполню задание А17 по КИМам, потому что хочу закрепить изученные правила ещё большим количеством примеров и запомнить как можно больше слов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку

Предмет: русский язык Класс: 10

Тема: Гласные в суффиксах имен существительных.

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку под редакцией Н.Г. Гольцовой

Цель: вспомнить правила правописания гласных в суффиксах имен существительных , закрепить их применение на практике

актуализировать и систематизировать знания о правописании гласных в суффиксах имен существительных; развивать орфографические навыки, связанные с правописанием гласных в суффиксах имен существительных в письменной и устной речи

развивающие:

развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы ; развивать культуру речи, логическое мышление, внимание восприятия, память

воспитательные:

воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о гласных в суффиксах имен существительных; формировать мотивированность на активное творческое усвоение учебного материала

Тип урока: закрепление материала.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Учитель: мы начинаем повторять орфограммы в разных частях речи. Сегодня начнем с орфограмм в суффиксе имени существительного. На доске вы видите таблицу, в которой пропущен средний столбец. Нам нужно по примерам сформулировать, когда же пишется тот или иной суффикс и заполнить таблицу до конца.

Суффикс
(сочетание)

Когда пишется

Примеры

-ек
-ик

Если гласный в косвенных падежах выпадает:
Если гласный сохраняется:

краешек - краешка; кусочек - кусочка.
костюмчик - костюмчика; чайник - чайника

-ец

1) В сущ. мужск. рода с беглым гласным:
2) В сущ. средн. рода с ударением на окончании:

гостинец – гостинца, морозец - морозца
письмецо, ружьецо, пальтецо.

-иц-

1) В сущ. женского рода:
2) В сущ. средн. рода с ударением на основе:

упрямица, пуговица
платьице, желаньице

-чик
-щик

После согласных д, т, з, с, ж (здесь жить)
Искл.: брильянтщик, асфальтщик алиментщик, флейтщик
После остальных согласных:

докладчик, попутчик, извозчик, переписчик, перебежчик

банщик, каменщик, пильщик, фрезеровщик

-инк-
-енк-

В сущ. женск. рода, образ. от слов на -ина:
В остальных сущ. женск. рода:
Искл.: баиньки, паинька, заинька

скважинка (скважина)
беженка, башенка

-ичк-
-ечк-

В сущ. женск. рода, образ. от слов на -ица:
В остальных случаях:

пуговица – пуговичка
семечко, скамеечка

-ышк-

-ушк-

-юшк-,-ишк-

В именах сущ. сред.рода

В сущ. муж. и жен. рода

В именах сущ. всех родов

брёвнышко, пёрышко, донышко

соловушка, скворушка, зимушка

волюшка, зятюшка, горюшко

Выполнение упражнений, направленных на формирование орфографических навыков.

Учитель : вставьте гласную, объясняя правописание суффикса, указав в скобках проверочное слово.

Ученики: дружочек (дружочка), дождичек (дождичка), ковшик (ковшика), кирпичик (кирпичика), барашек (барашка), кустик (кустика).

Учитель : распределительный диктант. Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду. В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через лужицы, интересный рассказец, слабое здоровьице, небольшое поместьице, новое бельецо, свежий хлебец, детская книжица, нажитый капиталец, любимое созданьице, ползущая гусеница.

Учитель : вставьте гласную, объясняя правописание суффикса или сочетания.

Ученики: незаметная ссадинка (ссадина), резная ставенка (ставня), держаться за перекладинку (перекладина), вкусная черешенка (черешня), построить башенку (башня), принцесса на горошине (горошина), старая нищенка (нищая).

Учитель : от данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -чик и -щик, объясните выбор согласной в них.

Ученики: пилить - пильщик, строгать - строгальщик, вкладывать - вкладчик, раздать - раздатчик, добыть - добытчик, учет - учетчик.

Учитель : образуйте от данных слов при помощи суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк- существительные.

Ученики: Анна - Аннушка, воля - волюшка, горе - горюшко, горло - горлышко, корова - коровушка, пыль – пылища, забор - заборище, нога – ножища.

Учитель : выборочный диктант: запишите слова с изученными суффиксами, объясните их правописание.

1) Поешь же, миленький дружочек! 2) Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек.

3) Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. 4) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, ясно: это плохо очень для ребячьей кожицы. 5) Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик. 6) Вдоль по улице метелица метет. 7) Напиши мне письмецо. 8) Платьице из бархата, пальтецо из плюша.

Ученики: дружочек, лещик, кусочек, морозец, рожице, кожицы, купец, разносчик, извозчик, метелица, письмецо, платьице, пальтецо.

Учитель: спишите, вставляя пропущенные буквы, выделяя суффиксы. Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях

Ученики: баранье рёбрышко; напевать песенку; шёлковая травушка; чёрная жемчужина; белая горлинка; ядрышко ореха; родное полюшко; рабочая окраина; добрый молодец; упавшие градинки; пятнышко на рубашке; разгоревшийся пожарище; узнаешь мненьице; морозная зимушка; девичье горюшко; владелец усадьбы; старая шинелишка; юная птичница; стремится к новизне; остаться в меньшинстве; единственный кормилец; проросшая луковица; присесть на завалинку; до самого донышка; на самой глубине; седа бородища.

Учитель : на листочках небольшой тест на сегодняшний материал.

Названия книг Лихачева “Раздумья о России”, “Заметки о русском”, “О русской интеллигенции”.

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Оборудование: доска, мультимедийная установка, толковый словарь, книги Д.С.Лихачева.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Пододвиньте, пожалуйста, рабочие листы, подпишите их. У вас уже записано число, классная работа. Запишите тему урока. Приложение 1

Каковы цели сегодняшнего урока? (цели урока ставятся учащимися самостоятельно) Вариант ответа учащихся:

  • систематизировать знания о правописании имен существительных,
  • закрепить умения правильного выбора гласных в данных орфограммах
  • закрепить умение работать с текстом.

Учитель: Ребята, эпиграфом к нашему уроку будут слова академика Д.С.Лихачева, выдающегося российского ученого: “Жизнь – это и есть вечное созидание” (Презентация PowerPoint, слайд1)

Учащимся зачитываются слова.

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова Дмитрия Сергеевича Лихачева?

- Несомненно, жизнь – это созидание. А какой синоним можно подобрать к этому слову? Слово творчество.

Обращение к учащемуся, работающему со словарем: Пожалуйста, зачитайте определение слова творчество.

Итак, созидание – это обретение в душе гармонии. А чтобы быть гармонично развитым человеком, нужны знания.

II. Редактирование.

Обратите внимание, перед вами на доске 3 предложения. В одном из них есть грамматическая ошибка. Исправьте её.

Обратите внимание на теоретическую справку (слайд 2)

Ребята имели возможность написать рецензию о книге Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Произведение этого автора подобно сосуду, наполненному жизненной мудростью.

Д.С.Лихачев уделял большое внимание нравственному воспитанию молодежи.

Запишите предложение в исправленном виде на рабочий лист.

(Ответ проговаривает учащийся. Ребята имели возможность написать рецензию на книгу Д.С.Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.)

Если ваш ответ совпал с правильным, оцените свою работу в +1 балл.

III. Чтобы быть грамотными и не допускать ошибок, необходимо хорошо знать теоретический материал. Обращение к учебному параграфу 34 (слайд 3)

  • 1 ряд страница 119 – 120
  • 2 ряд страница 120 (1,2)
  • 3 ряд страница 120 и до конца параграфа

Задание: по карточке – информатору подготовьте ответ по параграфу 35 (готовят ответ 2 учащихся.), выполните письменное задание. Карточка-информатор (Приложение 2)

Работа с учащимися по параграфу.

Для 1 ряда - Расскажите, что вы узнали из текста параграфа о правописании падежных окончаний имен существительных?

Для 2 ряда – Какие варианты падежных окончаний у существительных отметили?

Для 3 ряда – Что вы выделили для себя из текста параграфа?

Задание: прослушать ответы учащихся, работающих в паре, по параграфу 35.

Дать рецензию на ответ. Приложение 3.

IV. Работа с рабочим листом. Тест.

(задания теста по книге Гольцовой Н.Г, Шамшина И.В. “Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы”)

Учитель: Ребята! Давайте закрепим наши умения в выборе гласных в падежныхРусское слово” окончаниях имен существительных, решая тестовые задания.

На рабочем листе – задания. Выполняем тесты в течение 5 минут. Отмечаем в кружок правильные ответы.

Самопроверка.(слайд 4) За каждый правильный ответ учащиеся ставят +1 балл

Учащиеся, которые работали в парах, сдают тесты на оценку.

Подсчитайте сумму баллов и запишите в клетке. Поднимите руку, у кого 6 баллов? Это высший балл. Молодцы!

V. Работа с текстом (слайд 5). У каждого учащегося текст напечатан на рабочем листе.

Учитель: Когда академику Лихачеву задали вопрос, в чем он видит смысл жизни? Он ответил так.

Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цел.. .

Вы подумайте: природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческ. работ..й продолжать эту соз..дательную деятельность. Но нужно продолжать накапливать в жизн.. добро, накапливать все то, что способствует соз..данию.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек должен родиться художник… балерин… или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя…

Творчество – оно беспрерывно.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

(Проверка слов - слайд 6)

За каждое следующее, правильно выполненное задание +1 балл.

3. Определите тему текста. (Что такое жизнь)

4.Основную мысль текста. (Жизнь есть творчество)

5. Укажите стиль текст. (Публицистический, т.к. назначение текста – информировать, воздействовать на читателей, передать общественно значимую информацию; характерны образность, логичность. Придают тесту выразительность изобразительно- выразительные средства (метафора). Лексика – книжная)

6. Определите тип речи. Докажите. (Рассуждение)

7. Сформулируйте позицию автора. (Позиция автора состоит в том, что на протяжении всей жизни человек должен творить добро).

8. Сформулируйте письменно, в чем вы видите смысл своей жизни? На данное задание заслушиваются 2 ответа учащихся. Баллы не ставятся.

VI . Проверка работ учащихся. Зачитываются ответы.

VII. Рефлексия.

Подсчитайте сумму баллов. У кого 12 баллов поставьте себе оценку 5, оставьте листы нас столе. Если меньшее количество баллов, следовательно, еще предстоит вам этот материал отработать самостоятельно.

Читайте также: