Начало правления петра 1 конспект по истории 8 класс арсентьев

Обновлено: 29.06.2024

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Начало правления Петра I.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 13

Место урока в системе уроков по теме: 4

Цель урока: выявить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков, рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления; исследовать качества и черты, приобретенные Петром I в детстве.

Обучающие: изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных); знание хронологии изучаемого периода; знание исторических фактов изучаемого периода; соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Развивающие: создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся, формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию, обобщать и делать вывод.

Воспитательные: формировать чувство гордости за Родину, ответственности за будущее нашей страны, развивать требовательность к себе и другим, способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.

предметные: определять исторические процессы событий во времени; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида; описывать детские годы Петра I; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей) при составлении исторического портрета Петра I;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

личностные УДД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к историческому наследию; формировать российскую гражданскую идентичность.

Техническое обеспечение урока: ИКТ ресурсы, учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

ВложениеРазмер
mr-_nachalo_pravleniya_petra_i._8_kl._-_kopiya.docx 36.63 КБ
nachalo_pravleniya_petra_i.8_kl.ppt 2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф к уроку

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

2. Фронтальный опрос:

  • Что такое Немецкая слобода?
  • Чем прославились Симеон Полоцкий, Ордин-Нащокин, Голицын?
  • Вспомним, каким был государственный строй в России в конце XVII в?
  • Что это значит? Кому принадлежала власть?
  • Могли ли цари выступать инициаторами реформ?

Вывод: Бояре и дворяне принадлежали к высшему сословию России, но в то же время они являлись слугами государя, и без его участия ничего изменить не могли. России нужен был царь-реформатор.

Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить, о чем сегодня будет наш урок? Тема урока: Начало правления Петра I. С.М. Соловьев говорит о Петре I. Эту мысль историк развивает в цикле лекций, посвященных 200-летию Петра, которые он прочел в Благородном собрании в 1872 г . По мнению Соловьева великий человек есть сын своего времени и своего народа, а деятельность его есть результат предшествовавшей истории народа. Задумайтесь над словами историка и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Слайд 2. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникают со словом Петр I? Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру, какое бы прозвище дали вы? Что Вы знаете об этом правителе и его делах? Нам необходимо определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XVII - начале XVIII веков; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления. В течение многих уроков вам придется изучать эти многочисленные обстоятельства и ответить на вопрос, который красной нитью пройдет через всю изучаемую тему. Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России . Почему Петра I называют необычным царём? План урока

  1. Детство Петра I.
  2. Двоецарствие. Царевна Софья.
  3. Начало царствования Петра.
  4. Азовские походы.
  5. Великое посольство 1697 – 1698 гг.

1 группа учеников получает карточку №1. Азовские походы (с. 21-22 учебник). 1.Назовите даты Азовских походов? 2.С кем воевала Россия? 3.Какова цель этих походов? 4.Каков результат 1Азовского похода? 5. Каков результат 2 Азовского похода?

VI.Подведение итогов урока.

Проблемный вопрос : Роль Петра 1 в истории России . Почему Петра I называют необычным царём? И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой. Выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия. Сегодня на уроке мне открылись: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных чувства: Три самых важных качества:

1. Параграф 3. Ответить на вопросы.

3. Выполнить задание 13 на с. 16 в рабочей тетради на печатной основе к параграфу № 3.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Начало правления Петра 1

К началу XVIII века перед Россией стоял ряд вопросов и задач по преобразованию. Но положительные итоги XVII века облегчили их проведение. Поэтому реформы Петра I и их итоги во многом были обусловлены политикой, проводимой Романовыми на протяжении XVII столетия.

Детство Петра 1 Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Петр был живым и красивым мальчиком, смотрел на всех живо и самоуверенно, ему не сиделось на месте.

Наружность, привычки, образ жизни Петра 1 Был он без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы. От природы он был силач: постоянное обращение с молотком и топором еще больше развило его мускульную силу.

Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой вновь создаваемых регулярных армий и флота России. Взятие Азова

Заключение В исторической литературе существуют разные оценки деятельности Петра 1. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России.

И даже многие просчеты в реформах, которыми Петр славен не меньше, чем победами своими, не могут умалить в глазах наших историческую значимость этого, без сомнения, ВЕЛИКОГО человека

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Презентация. Начало правления Петра I

Презентация для урока.


Конспект урока истории "Начало правления Петра I"

Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I".


Конспект открытого урока истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида Тема: Начало правления Петра I.

В материале представлен конспект открытого урока по истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида. Во время урока на разных его этапах используется интерактивная доска и презентация по теме данного.


план- конспек урока "Начало правления Петра I"

данная разработка урока будет полезна учителям работающих в 7 классах.

Начало правления Петра I

—Регентство царевны Софьи.—Взросление Петра I. Отстранение Софьи от власти—Сподвижники Петра I—Азовские походыВеликое посольство.


Начало правления Петра Великиого

Презентация к урокам истории по теме "Начало правления Петра Великого".


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 14 материалов















5769166 5403230 5318689 5253208 5064316 4966536 4368599 4288378 4101701 3881086 3777962 3309803 3192328 2447134

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Цели: Образовательные: Дать знания о детстве Петра I Сформировать представление о начале царствования Петра I Познакомить с целями Азовских походов и их результатами Рассказать о предпринятом Великом посольстве и его итогах

Содержимое разработки

«Конспект урока истории в 8 классе по теме:


Тема: Начало правления Петра I.

Образовательные:

Дать знания о детстве Петра I

Сформировать представление о начале царствования Петра I

Познакомить с целями Азовских походов и их результатами

Рассказать о предпринятом Великом посольстве и его итогах

Коррекционные:

Продолжать развитие внимания и слухового восприятия на основе объяснения нового материала

Развивать личностные качества учащихся во время выполнения заданий по закреплению нового материала

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету

Продолжать работу по созданию атмосферы успешности на уроке

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки с заданиями

Актуализация знаний учащихся.

1.Расположите имена русских государей в хронологическом порядке.

(Конверты с карточками)

Василий III

Иван IV Грозный

Алексей Романов

Михаил Романов

Борис Годунов

Василий Шуйский

2. Работа на доске

Сопоставьте событие с именем государя, при котором эти события происходили.

Строительство кирпичных стен Московского Кремля

Расширение государства Российского

Начало правления династии Романовых

Иван IV Грозный

3.Работа на доске с карточками.

Первопечатник Иван Фёдоров

Великий иконописец Андрей Рублёв

Работа по теме урока.

1.Объяснение нового материала.

Пётр I родился в 1672 году. Он был сыном царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. От первого брака с Марией Ильиничной Милославской у царя было 3 детей : Фёдор, Софья и Иван.

Боярская Дума провозгласила царём Петра. Но его старшая сестра царевна Софья подбила стрелецкое войско на бунт. В результате на трон возвели сразу 2 царей- Ивана и Петра. Софья была назначена над ними опекуном (регентом), а фактически сама управляла государством.

А Пётр вместе со своей матерью Натальей Кирилловной переезжает жить из Кремля в подмосковное село Преображенское. Там он под присмотром матери учится, а больше играет. Из мальчишек – ровесников Пётр собрал 2 потешных полка – Преображенский и Семёновский. Вместе с ними он постигает военную науку. Впоследствии это стали самые верные и преданные Петру полки.

Когда Петру исполнился 21 год он поехал в Архангельск. Там он впервые увидел настоящие морские корабли.

Пётр понял, что России нужно иметь свои порты не только в северных морях, но и в Чёрном и Балтийском.

Но выход к Чёрному морю преграждала турецкая крепость Азов. А к Балтийскому две крепости, принадлежавшие шведам - Нарва и Нотебург.

Сначала Пётр решил воевать против Турции за выход к Чёрному морю. Несколько раз русские войска пытались захватить турецкую крепость Азов. Но эти попытки оказались неудачными. Поражения могли огорчить кого угодно, но не Петра.

У города Воронеж он приказал построить верфь, где быстрыми темпами были построены 30 кораблей.

Пётр предпринял новый поход на Азов. Теперь крепость осаждали и с суши и с моря. Турецкие войска были разбиты, а крепость взята.

ПётрI был рад победе, но турки не были окончательно разбиты. Для окончательной победы над ними России нужны были союзники.

С этой целью ( поиск союзников для войны против Турции) он решил совершить поездку заграницу. Это было впервые, когда русский царь выезжал за пределы своего государства.

Вместе с послами заграницу поехали 250 молодых дворян для обучения разным наукам и мастерству. Вместе с ними под именем Петра Михайлова поехал и царь. В Голландии ему хотелось собственными глазами посмотреть на работу иностранных корабельщиков. Он даже добился разрешения работать на верфях в качестве плотника.

Затем Пётр отправился в Англию. Там он тоже учился корабельному делу и знакомился с достижениями в разных науках.

В Германии Пётр учился артиллерии и военному делу.

Но кроме учения Пётр пытался добиться своей цели: найти сторонников в борьбе с турками. Однако европейские страны отказались помогать Петру и заключили мир с турецким султаном.

Путешествие Петра и его посольство внезапно было прервано. Из Москвы пришло известие о восстании стрельцов в пользу Софьи. К этому времени брат Петра Иван уже умер, а Пётр стал взрослым и мог самостоятельно управлять страной без помощи своей сестры. Пётр срочно вернулся в Москву: стрельцов жестоко наказал, а Софью отправил в Новодевичий монастырь.

2. Первичное закрепление материала.

В каком подмосковном селе прошло детство Петра?

Что такое двоецарствие?

Кто владел Чёрным и Балтийскими морями?

С какой целью Пётр предпринял поездку заграницу?

Работа по карточкам.

Выбери и подчеркни правильный ответ.

1.Когда родился Пётр I ?

2.Чем закончились Азовские походы?

Русские войска взяли крепость азов

Русские войска не смогли взять Азов

Пётр I не совершал поход на Азов

3.Какова цель Великого посольства?

Пётр I поехал изучать науки

Найти союзников в борьбе против Турции

Отдохнуть от дел и посмотреть мир

4.Достигло ли своей цели Великое посольство?

Нет, европейские союзники отказались помогать

Да, Пётр I нашел союзников

Итог урока, оценки, домашнее задание.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представления о начале правления эпохи Петра 1.

Учитель истории и обществознания-Волкова Наталья Дмитриевна,

МОУ СШИ №2 Магнитогорска.

Цель урока: сформировать представления о начале правления эпохи Петра 1.

Определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков;

Изучить детство Петра, дать характеристику его личности.

Определить причину двоецарствия.

Дать характеристику царевне Софье.

Рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале его правления

Способствовать развитию навыков работы с историческим источником и текстом учебника.

Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.

Способствовать воспитанию чувства любви к Родине и уважения к общечеловеческим ценностям.

Способствовать воспитанию чувства любви к русской литературе и живописи.

Планируемые результаты:

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно – поисковый.

Образовательные ресурсы: Компьютер, проектор, учебник, тетрадь, книжная выставка-Правление Петра 1.

Раздаточный материал - путеводитель по эпохе Петра1

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Н.А. Нарочницкая

Почти все успешные начинания Петра имели начала в предыдущие царствования, особенно в царствование его отца-Алексея Михайловича, по всем источникам просвещенного государя, при котором Русь вела многогранную международную деятельность.

С.М. Соловьев

Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси, чувствовавшей жгучую потребность нового, потребность преобразования.

Чьей точки зрения вы придерживаетесь? Докажите историческими фактами свое мнение.

Можно ли говорить о том, что обе точки зрения верны?

3. Изучение нового материала.

1) Детство Петра

2) Двоецарствие. Царевна Софья

3) Начало царствования Петра

5) Великое посольство

1) Детство Петра

Начиная изучать эпоху Петра обратимся к его семье.

Посмотрите на экран, кто изображен на слайде? Как звали жен Алексея Михайловича? Перед вами карта инсайтов. В 1 квадрате заполняем семейное древо Петра - Используя материал учебника составьте схему этого древа.

Найдете в учебнике ответы на вопросы:

Какими чертами характера обладал Петр? Какие увлечения первые годы жизни были у Петра? Почему обучение Петра закончилось? Кто был его учителем?

На все ли вопросы мы можем найти ответ в учебнике?

Заполните 2 квадрат в карте.

2. Двоецарствие. Царевна Софья.

Неожиданная смерть Федора Алексеевича привела к ситуации двоецарствия в стране. Найдите в тексте объяснение этому факту.

Кому реально принадлежала власть в стране?

Тем не менее эти годы жизни не прошли даром для Петра, а стали плацдармом его будущих преобразований.

Фактически Софья не заметила, как играясь Петр создавал вокруг себя окружение единомышленников, тех с кем он будет творить историю.

3. Начало царствования Петра.

В 1689 году Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы его хотели убить.

Определите: автора письма; адресата письма.

Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

Найдите в учебнике информацию подтверждающую ваши выводы.

4. Азовские походы.

Найдите в тексте_

Какова главная цель азовских походов? Почему Петр выбрал именно южное направление, а не северное?

5 Великое посольство.

Изучив материал параграфа, определите цель великого посольства и запишите в тетрадь.

Найдите в материалах энциклопедий, которые лежат у вас на столе, чему обучался Петр Великий , находясь за границей? Зачитайте отрывки в книгах, показывающие восприятие образа Петра иностранцами. Заполняем путеводитель по эпохе Петра.

Рассмотрите иллюстрацию картины русского художника В. И. Сурикова

Объясните, что заставило Петра 1 вернутся раньше намеченного срока?

5. Рефлексия.

Монарха, которого в Европе считали одним из самых могущественных и богатых на свете, часто видели в стоптанных башмаках и чулках, заштопанных собственной женой или дочерьми… выезжал или выходил в незатейливом кафтане из толстого сукна, который не любил менять часто; ездил обыкновенно на одноколке или на плохой паре и в таком кабриолете, в каком, по замечанию иноземца-очевидца, не всякий московский купец решился бы выехать. … Петр не любил ни ливрей, ни дорогого шитья на платьях.

Вот таким его описывает В.О. Ключевским. А какой образ Петра сложился у вас? Какие вопросы вас заинтересовали, а какие вызвали затруднение? О чем захотелось узнать более подробно?

Читайте также: