Соколов микитов осень в лесу конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето. Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена. Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко. Скоро, скоро начнутся первые морозы. До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Осень в лесу Соколов-Микитов рассказ с иллюстрациями

Рейтинг: / 89 Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.



По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и «бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки.

В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли…


Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток…

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники-перелески.

Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые березовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день-другой – и все березы покроются молодой густой свежей листвою.

В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Хорошо лежать в чистой траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому летнему небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.

В народных песнях и сказках часто упоминалась береза. Простые деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни. Березами обсаживались в старину большие проезжие дороги – большаки. Из коры берез на севере нашей страны плели легкие лапти, удобные кошели, в которых носили на дальние пожни одежду и воду. Из коры берез гнали душистый деготь, делали красивые высокие туески.

Каждый знает это самое распространенное в наших местах дерево, покрытое зеленой хвоею. В противоположность сухолюбивой и светолюбивой сосне ель обычно растет на влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды собрать здесь летом много грибов. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики-гнезда проворные белки. В глубоких и теплых гнездах в зимнюю лютую стужу выводят и выкармливают своих птенцов красногрудые клесты.

Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки.

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают в городах для детей праздничные елки, украшают их красивыми подарками, а возле украшенной ели разгуливает Дед Мороз с привязанной длинной седой бородою.

Но особенно хороша ель в лесу на свободе. В зимние звездные и лунные ночи блестит на ее ветвях снег. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих звездный и лунный свет.

В еловых и смешанных лесах живут рябчики, вьют гнезда хлопотливые дрозды. В урожайные годы, когда еловыми шишками увешаны ветви и вершины елей, остаются зимовать в лесу белки. Забравшись на сучок дерева, держа в передних лапках шишку, они сгрызают и сыплют на снег ее чешую, поедают смолистые семечки.

Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк. Очень красивы, веселы молодые елочки. Они растут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку. Только немногие из этих молодых деревцев остаются в живых. Сильные побеждают, затеняют слабых, и молодой лес разрастается.

Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь или едешь, бывало, по старому сосновому бору, – точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные узластые корни. Седым мягким мохом поросли невысокие кочки. Кое-где зеленеют листочки брусники. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолой и землею. Тихо в сосновом старом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кудрявые вершины.

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса: — Готовы, готовы, готовы… — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете? Откликнулись звери: — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся! — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы: — Мы, перелётные, в тёплые края улетим! — Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем! — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт! — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут! — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет! — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы: — А мы, дрозды, на рябину навалимся! — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! — А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери: — А нам без мух-комаров спать будет спокойней! — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Рассказы для школьников об осени

Это рассказы для детей про осень. Про начало школьного учебного года, про первые школьные истории. Рассказы для чтения в начальной школе и для домашнего чтения.

Развивать память, внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве; развивать навыки общения;

Воспитывать чувство любви, уважения и гордости к родной земле.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Прошла по лугам,

По лесам и полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

- По каким признакам вы догадались, что речь в загадке идет об осени?

- Как называется раздел произведений, который мы начали читать на прошлом уроке? ( Славная осень)

- Что бы вы нарисовали к этому стихотворению?

- Что вы видите на картине?

- Какие краски использовал художник, изображая осень? Почему?

- Какое настроение передается человеку от этой картины?

3. Постановка темы и цели урока.

- Писатели тоже любовались золотой осенью и описывали ее в своих рассказах. С одним из них мы и познакомимся.

- Какой рассказ мы будем читать? Кто его автор?

4. Работа по теме.

А) Первичное знакомство с произведением. (Учитель читает рассказ)

- Понравилось ли вам произведение?

- О каком времени года говорится в этом рассказе?

Б) Речевая разминка

( чтение слов и словосочетаний)

- Нам в рассказе встретятся трудные слова и словосочетания. Давайте их научимся читать.

Знойное лето, по опушкам лесов, красноголовые, тонконогие.

В) Самостоятельное чтение

- Прочитайте самостоятельно рассказ и подумайте, когда наступает золотая осень?

Г)Чтение по абзацам и анализ произведения.

-В каком месяце наступает золотая осень?

-Какие грибы растут в лесу?

-Какая ягода растет на болотах? На полянах?

-Какой воздух в лесу осенью?

-Какая вода в ручье?

- Какое небо осенью?

-Какие птицы улетают осенью на юг?

-Какие птицы останутся зимовать?

Д) Словарная работа

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

Е) Выборочное чтение

- Найдите и прочитайте, что говорится о птицах.

- Видели ли вы, как улетают в теплые края перелетные птицы? Расскажите об этом: где вы видели улетающих птиц? Когда это было ( месяц, время дня)? Какие птицы летели? Как они летели ( клином, вереницей, стайкой)?

Ё) Отгадывание кроссворда.

1. Птиц, улетающих в теплые края осенью и возвращающихся весной, называют …

2.Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одни из первых улетают на юг.

3.Журавли летят углом, его называют …

Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

Словарная работа: знойное, погожий, ожерелье, опушка

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, мы с вами много играем в детском саду. Хотите сегодня побывать в стране игр?

Вот и первая игра.

Психогимнастика (зарядка на общее расслабление).

• Приготовьтесь, мы – деревья.

Руки вверх мы поднимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Тихо ветками качаем.

Руки снова на колени,

А теперь немного лени.

Наступает расслабленье.

Снова руки поднимаем,

Снова ветками качаем.

Руки снова на колени

И опять немного лени.

И становится понятно –

Расслабление приятно.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Нам понравилось играть,

Повторим мы всё опять!

• Упражнение на дыхание.

Игра "Кто сильнее подует на листок"

Воспитатель. Ой, ребята, а в листочке записка.

Воспитатель. Ребята, спасём лес от колдовства?

• Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся –

Это время года (осенью) зовётся.

- Ребята, злой волшебник заколдовал осенний лес, значит, мы сегодня будем говорить об осени.

Вопросы. 1. Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.

2. Какой осенний месяц первый? Какой по счёту ноябрь? Октябрь? Сколько всего осенних месяцев?

Расскажите, какие пословицы и приметы вы знаете об этих месяцах.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох

Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб, гриб

Кто нашёл его, друзья?

Беседа по содержанию.

- О каком времени года рассказывает автор?

- О каком периоде осени написан рассказ?

- А где увидел и описал красоту золотой осени автор? (в лесу)

- А как бы вы назвали это произведение?

- Что растёт осенью по опушкам лесов? (грибы. ягоды)

- Какие грибы можно увидеть в лесу? А ягоды?

- Почему в лесу хорошо слышны все звуки? (звуки природы в городе услышать труднее из-за шума)

- Что делают перелётные птицы осенью в лесу?

- Почему улетают птицы? Чего птицы боятся больше – голода или холода?

- А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

- Как вы думаете, нравится писателю осень? Почему?

- Ребята, писатели и поэты передают красоту осени при помощи слова, а художники пишут картины, где отражают своё восхищение красотой осенней природы (рассматривание репродукций художников, посвящённых теме осени, И. Левитана, В. Поленова)

Зарядка для глаз.

Мы пришли в осенний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в платье стоит,

Слева – ёлка на нас глядит.

Рисование глазами цифр – "3", "8".

Осень ранняя – поздняя

День солнечный – пасмурный

Небо светлое – тёмное

Погода холодная – тёплая

Земля мокрая – сухая

На клёне желтеют берёзовые листья.

Когда идёт дождь, на улице сухо.

Осенью птицы прилетают с юга.

Подведение итогов занятия. Поблагодарить детей за то, что они помогли расколдовать лес. Вручение медалей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цыдыпова Марина Цыденовна,

учитель начальных классов,

ГБОУ “СКОШИ I - II вида”,

Класс: 2 (вариант 1.2)

Цель: Закрепить пройденный материал , помочь понять смысл прочитанного; продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, правильно формулируя свою мысль; расширять словарный запас детей;

Образовательные: учить анализировать литературное произведение, закрепить новые слова, учить читать правильно, выразительно, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, устную речь; внимание, память; обогащать словарный запас.

Воспитательные: развивать интерес к предмету; прививать интерес к родной природе; формировать способности воспринимать красоту природы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: на основе названия текста определяют его содержание; правильному, осознанному чтению текста целыми словами;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

Познавательные: поиск и выделение информации в тексте; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли.

Личностные: оценивать свою учебную деятельность, воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

- формировать слуховой и зрительный контроль правильности составления рассказа, мелкую моторику рук;

- воспитывать умение восхищаться красотой данного времени года.

Оборудование: оборудование ИКТ, книга И.С.Соколв-Микитов, осенние листочки из бумаги по количеству детей, презентация.

Станем рядышком по кругу

Скажем, здравствуйте друг другу

Если каждый улыбнется.

Утро доброе начнется

- Скажем нашим гостям - Доброе утро.

- Ребята, вы видели у нас на полочке новая книга?

- Вы хотите ее рассмотреть?

Занятие

(Садитесь на стульчики.)

- Ребята, автор этой книги Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Он пишет рассказы для детей.

- Ребята, как вы думаете, глядя на иллюстрацию, можно узнать о каком времени года пишет автор в этой книге? (Ответы детей.)

- Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время года здесь изображено? (Ответы детей.)

- Почему вы думаете, что это осень? Докажите? (На деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава.)

- Посмотрите, какая ягода краснеет осенью на деревьях? ( Осенью краснеет рябина).

- А как вы думаете, что это за место? (Лес, лесная опушка.)

- Что растет осенью в лесу? (Осенью в лесу растут Грибы.)

- Ребята, а вы были когда-нибудь в осеннем лесу, собирали там грибы?

- Какие грибы вы собирали?

- Ребята, а помните, мы с вами говорили о грибах и рассматривали картинки.

- Кто может их назвать?

- Ребята, я приглашаю вас на полянку. Посмотрите, осень подарила нам красивые, разноцветные листья. Давайте устроим листопад.

Дыхательная гимнастика. Положите листочек на ладошку и подуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. (Губы сложите трубочкой, вдох через нос, выдох через рот.)

Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

В вазу осенний букет отнесем.

- Ребята, вы молодцы, и мы с вами доказали, что на иллюстрации художник изобразил осень. А теперь предположим, что автор в этой книге пишет тоже про осень. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)

- Ребята, но как нам проверить наше предположение, может автор пишет не про осень? Как мы можем проверить? (Ответы детей.) Я тоже согласна с Артемом, предлагаю прочитать рассказ. Садитесь и внимательно послушайте рассказ И.С.Соколова-Микитова.

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В теплые дни летает над землей паутина. В лесу еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

- Ребята, вам понравился рассказ? Вы внимательно его слушали, скажите, какое же время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)

- По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)

- Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)

- Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)

- Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)

- Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)

-Что означает слово знойное? (Жаркое.)

-Что означает золотая? (Желтая.)

- что это такое кочка? (Небольшой бугорок.)

- Что такое опушка? (Край леса.) Молодцы!

- Ребята, предлагаю отдохнуть и поиграть на нашей полянке.

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке

В лужице – смотри, смотри! (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

Сушит перышки скорей.

- А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Вы сами будете рассказывать рассказ. (Повторное чтение рассказа.)

- Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить слова и выражения из текста Соколова-Микитова. Еще вам помогут графические схемы, они на экране посмотрите. Предлагаю рассказать рассказ сначала по очереди, по одному предложению начнем с Маши.

(Пересказ детьми рассказа с опорой на схемы.)

Дети выходят, пересказывают рассказ по цепочке, парами и индивидуально.

- Ребята, скажите, чей рассказ вам понравился больше всего? (высказывания детей). Мне тоже понравились ваши рассказы.

- А теперь, скажите, а каком же времени года написал Соколов - Микитов в этой книге? (ответы детей).

- Значит наши предположения верные? (Ответы детей.) Мы были правы Соколов – Микитов в своей книге написал про осень в лесу.

- Ребята, этот рассказ, вы можете рассказать своим друзьям, родителям.

- Спасибо ребята, мне было приятно находить с вами верное решение, я думаю, вам тоже было интересно. /

Читайте также: