Окончание второй мировой войны конспект урока презентация
Обновлено: 03.07.2024
1. Окончанию Второй мировой войны посвящается.
2. 1 сентября 1939 –2 сентября 1945
Вторая мировая война –
крупнейшая война в истории
человечества.
В этой войне участвовало
62 государства из 73,
существовавших на тот
момент. Боевые действия велись
на территории
трёх континентов и в водах
четырёх океанов.
3. 1 сентября 1939 г. в 04ч. 45 мин.
4. Участники Второй мировой войны
Нацистский блок:
Германия
Италия
Гитлер и Муссолини
Японская империя
Болгария
Император Японии
Хирохито
5. Театр военных действий
6. Капитуляция Германии
Первый акт о капитуляции
Германии был подписан в 02.41 ч.
представителями Верховного
командования вермахта (немецкий
генерал Йодль), верховным
командованием Западных
союзников
(генерал Беддел Смит) и
Советского Союза
(генерал-майор Суслопаров)
7 мая
1945г.
Подписание акта о капитуляции
Германии. Генерал А. Йодль
Но Вторая мировая война не
закончилась. Боевые действия
перенеслись на Тихоокеанский
военный театр. Здесь активное
сопротивление оказывал союзник
Германии – Японская империя.
8. Основные места сражений
• Китай, Корейский
Дальний полуостров,
Восток • Французский
Индокитай
• Таиланд, Бирма,
ЮгоВосточная • Малайя, Голландская
Азия
Ост-Индия
Тихий
океан
• Папуа, Новая Гвинея,
Филиппиы,
• Соломоновы острова,
Маршалловы
острова, Марианские
острова
7 декабря 1941г. самолёты с японского
авианосного соединения совершили
нападение на американский флот в
гавани Пёрл-Харбор.
Ядерная бомбардировка японских городов
Хиросима и Нагасаки унесла жизни более чем
250 тысяч человек.
Это были самые большие потери за всю
историю человечества.
Рядом с эпицентром взрыва
температура была такой силы, что
большая часть живых существ была
моментально превращена в пар.
Тени на парапетах от людей, отпечатались
даже в полумиле к юго-востоку от эпицентра на
мосту Ярозуйо. Все что осталось от людей в
Хиросиме, сидящих на камнях, которые не
оплавились – это горстки черных теней.
Женщины, мужчины и дети, застигнутые
взрывом врасплох во время обыкновенного
рабочего дня, были умерщвлены страшным
образом. Их внутренние органы моментально
сварились, кости от страшной жары
превратились в твердый уголь.
День Хиросимы стал отмечаться
международным сообществом как
Всемирный день борьбы за запрещение
ядерного оружия
В результате ожесточенных боев
советские солдаты справились с 3миллионной Квантунской армией за 24
дня. Во время сражений погибло более 8
тысяч и ранено более 22 тысяч советских
солдат и офицеров.
Ценой нечеловеческих усилий
советские солдаты не только
отстояли Родину, но и избавили мир
от фашизма, подарили возможность
жить и творить на всей земле.
Вторая мировая - суровая и
кровопролитная война, которая
закончилась на Дальнем Востоке,
когда была одержана победа над
Японией – последним союзником
фашистской Германии.
Немного осталось из тех, кто в боях
Прошли до Берлина полсвета В мороз и пургу, через горе и страх.
Пусть помнят живые про это.
20. Викторина
1.
2.
3.
4.
5.
Назовите хронологические рамки Второй
мировой войны
01.09.1939 - 02.09.1945 гг.
Сколько государств принимало участие во второй
62 государства
мировой войне?
Какое количество континентов и океанов
были
3 континента,
задействованы в военных действиях? 4 океана
Какие государства входили в антигитлеровскую
коалицию? СССР, Великобритания, Франция, США
Какие государства составляли нацистский блок ?
Германия, Италия, Японская империя, Болгария
6. Когда был подписан первый акт о капитуляции
Германии? Кто из военачальников участвовал в
его подписании?
7 мая 1945г. Генералы Йодль, Смит,
Суслопаров
7. Когда был подписан акт о безоговорочной
9 мая 1945г. Маршал Г.Жуков,
Ктофельдмаршал
из военачальников
В.Кейтель.
капитуляции Германии?
участвовал в его подписании?
8. С какого года ведутся военные действия на
дальнем Востоке? Когда ни стали частью Второй
мировой войны?
1937г, с 1941г.
9. Какое государство стало главным противником
антигитлеровской коалиции на Дальнем Востоке?
Японская империя
10. Когда и на какие города Японии были сброшены
6 и 9 августа 1945, Хиросима,
атомные бомбы?
Нагасаки
11. В разгроме какой армии принимали участие
советские солдаты на дальнем Востоке? Каковы
потери СССР в этом регионе?
Квантунской армией, погибло
более 8 тысяч и ранено более 22
тысяч человек
Мероприятие проводится накануне празднования окончание Второй Мировой войны, который отмечается в России с 2004 года.Данное мероприятие является составной частью системы патриотического воспитания. Презентация рассказывает о задачах, ходе, событиях Второй Мировой войны. Предоставляется возможность ещё раз напомнить учащимся о тех страшных годах, которые пережил Советский народ. Учащиеся долны помнить и чтить память народа, не забывать и передавать из поколения в поколение, пока народ помнит историю, он живёт.
Вторая мировая война – крупнейшая война в истории человечества.
В этой войне участвовало 62 государства из 73 , существовавших на тот момент. Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов.
Вооружённые силы Германии вторгаются в Польшу. Начинается Вторая мировая война.
- Агрессивная политика многих государств
- Агрессивная политика многих государств
- Планы Германии взять реванш за проигрыш в Первой мировой войнеПриход к власти в Германии нацистов
- Планы Германии взять реванш за проигрыш в Первой мировой войне
- Приход к власти в Германии нацистов
- Мировой экономический кризис
- Мировой экономический кризис
Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны.
Фридрих Великий.
Адольф Гитлер
Антигитлеровская коалиция:
В ходе войны к ним присоединилась многие государства мира (всего 49)
Участники Второй мировой войны
Нацистский блок:
Гитлер и Муссолини
Император Японии
Восточноевропейский
Западноевропейский
Средиземноморский
Тихоокеанский
Африканский
7 мая 1945г.
Первый акт о капитуляции
Германии был подписан в 02.41 ч. представителями Верховного командования вермахта ( немецкий генерал Йодль ), верховным командованием Западных
( генерал Беддел Смит ) и
Подписание акта о капитуляции
Германии. Генерал А. Йодль
Акт о капитуляции был написан на 4-х языках, а дата вступления документа в силу 8 мая в 21.03 ч. стала
Днём Победы в Европе
9 мая 1945г.
в 00.16 ч. б ыл подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, подтвердивший время прекращения огня 8 мая 1945г . в 23.01 ч. по среднеевропейскому времени.
Капитуляцию Германии
принял маршал Г.К.Жуков
Акт о капитуляции Германии подписал
фельдмаршал Вильгельм Кейтель
Но Вторая мировая война не закончилась. Боевые действия перенеслись на Тихоокеанский военный театр. Здесь активное сопротивление оказывал союзник Германии – Японская империя.
Боевые действия в этом
регионе велись с 1937 года ,
Второй мировой стали
считаться лишь с 1941 года .
Дальний Восток
- Китай, Корейский полуостров,
- Китай, Корейский полуостров,
- Французский Индокитай
- Французский Индокитай
Юго-Восточная Азия
- Таиланд, Бирма, Малайя, Голландская Ост-Индия
- Таиланд, Бирма,
- Малайя, Голландская Ост-Индия
- Папуа, Новая Гвинея, Филиппиы, Соломоновы острова, Маршалловы острова, Марианские острова
- Папуа, Новая Гвинея, Филиппиы,
- Соломоновы острова, Маршалловы острова, Марианские острова
С декабря 1941г. активные военные действия против Японии вели британские, голландские, индийские, австралийские вооружённые силы.
7 декабря 1941г. самолёты с японского авианосного соединения совершили нападение на американский флот в гавани Пёрл-Харбор.
На Ялтинской конференции
в феврале 1945г. советское правительство взяло на себя обязательство вступить в войну против Японии на стороне союзников не позднее 3 месяцев после окончания войны в Европе.
У.Черчиль, Т.Рузвельт, И.Сталин. Ялта, 1945г.
9 августа 1945 года
СССР начал боевые действия
В ходе Маньчжурской операции
советские войска в короткий срок
разгромили японскую Квантунскую армию.
6 и 9 августа 1945 года американская авиация сбросила атомные бомбы на города Хиросиму и Нагасаки , что привело к огромным разрушениям и потерям гражданского населения.
Ядерная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки унесла жизни более чем 250 тысяч человек. Это были самые большие потери за всю историю человечества.
В этих японских городах даже не было военных объектов. Большинство погибших - дети
Рядом с эпицентром взрыва температура была такой силы, что большая часть живых существ была моментально превращена в пар.
Тени на парапетах от людей, отпечатались даже в полумиле к юго-востоку от эпицентра на мосту Ярозуйо. Все что осталось от людей в Хиросиме, сидящих на камнях, которые не оплавились – это горстки черных теней .
Женщины, мужчины и дети, застигнутые взрывом врасплох во время обыкновенного рабочего дня, были умерщвлены страшным образом . Их внутренние органы моментально сварились, кости от страшной жары превратились в твердый уголь.
Свечи памяти жертв ядерной бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки
День Хиросимы стал отмечаться международным сообществом как Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия
В результате ожесточенных боев советские солдаты справились с 3- миллионной Квантунской армией за 24 дня . Во время сражений погибло более 8 тысяч и ранено более 22 тысяч советских солдат и офицеров.
Ценой нечеловеческих усилий советские солдаты не только отстояли Родину, но и избавили мир от фашизма, подарили возможность жить и творить на всей земле.
Вторая мировая - суровая и кровопролитная война, которая закончилась на Дальнем Востоке , когда была одержана победа над Японией – последним союзником фашистской Германии.
Немного осталось из тех, кто в боях Прошли до Берлина полсвета - В мороз и пургу, через горе и страх. Пусть помнят живые про это.
Цель: сформировать представление учащихся о заключительном этапе Второй мировой войны.
Планируемые результаты:
предметные: формирование представления о значении основных операций Советской Армии в 1944г.; освободительном характере европейского похода Советской Армии; роли СССР в разгроме вооруженных сил Японии; значении Крымской и Потсдамской конференций; историческом значении победы советского народа в Великой Отечественной войне;
личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Метапредметные: владение коммуникативной деятельностью, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Тип урока: комбинированный
I . Организация учащихся на работу.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал, посвященный Великой Отечественной войне. Для этого будем работать в группах.
II . Актуализация знаний учащихся (работа в группах) (Слайд1)
- Ребята, для того чтобы систематизировать сведения об основных, изученных вами операциях Великой Отечественной войны, каждая группа по пяти представленным в задании признакам должна определить боевую операцию, указать ее хронологические рамки и историческое значение.
1 группа
Военный парад 7 ноября 1941 года;
Назначение Г.К. Жукова командующим Западным фронтом;
5 декабря 1941 года – начало контрнаступления Советской Армии
(Битва под Москвой)
Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
19 ноября 1942 года – начало контрнаступления Советской Армии;
2 февраля 1943 года капитуляция 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса;
Бои за Мамаев курган
( Сталинградская битва)
Завершение коренного перелома в ходе войны;
Танковое сражение под Прохоровкой;
Первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода;
5 июля 1943 года
(Курская битва)
Дневник Тани Савичевой;
6-ая симфония Д. Шостаковича;
(Блокада Ленинграда)
III .Определение обучающимися темы и цели урока
-Назовите хронологические рамки событий, о которых мы говорили(1941-1943).
-Назовите хронологические рамки Великой Отечественной войны.(1941-1945)
-Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?( Изучать события 1944-1945гг.)
-Сегодня на уроке будем изучать события заключительного этапа не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны. Познакомьтесь, пожалуйста, с планом урока (Слайды 2-3)
IV . Изучение нового материала.
Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года.
Крымская (Ялтинская) конференция.
Освобождение Европы от фашизма.
Берлинская (Потсдамская) конференция.
Вступление СССР в войну с Японией.
Итоги Второй мировой войны.
СССР-главная сила, победившая фашизм.
1. Рассказ учителя (слайд4)
- К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.
Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).
Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.
-О каком событии шла речь? Когда оно произошло?
Январь 1944 г. Снята блокада Ленинграда.
Работая с презентацией и картой , заранее подготовленный ученик рассказывает о наступательных операциях( Слайд5)
Февраль –март. Корсунь - Шевченковская наступательная операция ( освобождена практически вся правобережная Украина. К.А. вышла к границам Румынии)
Апрель – май. Освобождены Одесса, Керчь. Севастополь и весь Крым
Июнь. Нанесён удар на Карельском перешейке, в районе Ладожского и Онежского озёр (освобожден Выборг, Финляндия прекратила военные действия на стороне Германии)
23 июня – 29 августа. Белорусская наступательная операция«Багратион (Немцы попали в котел под Витебском, Бобруйском , Могилевом, Оршей. В окружении 30 дивизий. Освобождены: Белоруссия, часть Литвы и Польши)
Июль – август. Львовско – Сандомирская операция ( освобожден Львов)
Август. Ясско – Кишинёвская операция (освобождены Кишинев и
Бухарест, уничтожены 22 дивизии. Румыния и Болгария выступили против Германии)
Сентябрь – октябрь. Операция в Прибалтике (уничтожены 38 дивизий. Освобождены Эстония и Латвия)
Октябрь – декабрь. Наступательные операции между Тиссой и Дунаем
Ноябрь – декабрь. Военная операция на Карельском фронте (освобождены Заполярье и северные районы Норвегии)
Итоги: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 120 дивизий противника. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.
Работа с текстом учебника
Крымская (Ялтинская) конференция: дата, участники, главные вопросы и цели этой конференции.
(4-11 февраля в Крыму под Ялтой состоялась вторая встреча личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля).
Работа с текстом учебника
Освобождение Европы от фашизма (5 операций): название операции, дата, что взяли.
(1). Восточно-Прусская (апрель1945 года)
Первая территория куда вступила Красная Армия
Главная крепость Кенигсберг (взят 11.04.1945)
2). Висло-Одерская (январь 1945)
освобождение Польши, при котором погибло около 3,5 млн человек.
После этого Красная Армия вступила на территорию Германии.
3)Восточно- Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945)
Освобождение части Германии и Венгрии
4)Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года) ( Рассказывает заранее подготовленный учащийся)
Осуществляли взятие Берлина 3 фронта:
1 Белорусский под командованием Жукова
2Белорусский под командованием Рокоссовского
1 Украинский под командованием Конева
Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий.
Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника.
20.04. был дан первый залп по городу из дальнобойных орудий.
24.04. 300тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина
25.04. встреча союзников на Эльбе (Торгау)
21.04. начинаются бои в городе
30.04. советские войска начинают штурм рейхстага
В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария) , рейхстаг капитулировал.
2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.
8 мая операции на территории Германии завершены.
В ночь с 8 на 9мая в южной части Берлина подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны Германии акт подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны СССР – маршал Жуков.
5)Пражская Операция 9-10 мая 1945 г.
Капитуляция остатков немецкой армии в Чехословакии.
Война против фашизма закончилась. 24 июня – Парад Победы на Красной Площади.
Учитель: 30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).
Работа с текстом учебника
Потсдамская Конференция: дата, участники, главные вопросы и цели этой конференции.
– Кто принимал участие в конференции?(Сталин, Трумэн (США), Черчилль, затем Эттли (Великобритания)- лидеры держав-победительниц)
– Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией? (Обязательство, принятое на конференции в Тегеране, необходимость разгрома агрессора на Востоке. Япония не решилась вступить в войну против СССР, но 144 раза нарушила границу СССР)
– Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям конференций в Ялте и Потсдаме?(Признана довоенная граница СССР, СССР получал Кенигсберг, Польша восточную часть Пруссии)
- Как решался германский вопрос?
Единая Германия, поделенная на зоны оккупации:
Денацификация (ликвидация остатков фашистского режима)
Репарации (возмещение ущерба)
Репатриации (возвращение военнопленных и перемещенных лиц)
Суд над нацистскими преступниками – Нюрнберг
Работа с текстом учебника
Вступление СССР в войну с Японией.
Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией.
6 августа атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки.
Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.
6.Рассказ учителя об уроках и итогах войны.
Вторая мировая война унесла 60 млн жизней.
Материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб первой мировой войны
В войну было втянуто 80% населения
Военные итоги
Политические итоги
Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии
Сохранение свободы и независимости СССР
Освобождение стран Европы
Крушение диктаторских режимов
Рост авторитета СССР
Опыт взаимодействия разных стран перед общей угрозой
– Героизм и сплоченность народа.
– Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.
– Единство фронта и тыла
- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.
– Героическая борьба партизанских соединений и подполья.
–Жесткоцентрализованная экономика СССР.
– Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.
IV . Закрепление изученного материала.
-Докажите, что Советский Союз внес решающий вклад в разгром Германии.
Выслушать и дополнить ответы учащихся.
Главная заслуга в победе над фашизмом принадлежит СССР
Самое большое количество немецко-фашистских войск было сосредоточено на территории СССР ( от 190 до 270 дивизий одновременно) а против союзников, например в Африке 9-20 дивизий
Потери Германии - 72% живой силы и 75% техники на советско-германском фронте
По протяженности советско-германский фронт самый большой от 3 до 6 тыс км
СССР за всю войну разгромил 607 немецких дивизий, а англичане и американцы 146
Самые масштабные битвы Второй Мировой Война на советско-германском фронте – Сталинградская, Курская, за Москву
Полностью или частично СССР освободил от фашизма 10 стран
Капитуляцию Германии принимал Жуков, а не союзники
Самые большие потери в войне – потери СССР
–Но, к сожалению, в канун 74-летия Победы в современном мире есть силы, которые хотят переписать историю и очернить нашу Победу. Они обвиняют современную Россию в развязывании войны на Украине, вводят санкции и создают у наших границ напряженную ситуацию. Вот что поэтому поводу сказал наш президент В.В.Путин. Послушайте фрагмент из обращения В.В. Путина к Федеральному собранию.
-Какой же ответ нашим недругам прозвучал в речи президента?
-Историки продолжают дискутировать по вопросу об источниках победы СССР в Великой Отечественной войне. Какие аргументы дает речь Сталина, произнесенная 24мая 1945г? (Главным источником победы И.Сталин называет русский народ.)
Учитель: Наша страна всегда была многонациональной и нельзя говорить о заслугах лишь русского народа, а нужно говорить о заслугах всего советского народа. Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в XX веке. Подвиг победителей никогда не будет забыт. В этом году мы празднуем 70-летие Победы. И, я думаю, что каждый из нас гордится тем, что является гражданином такой великой страны .
Цели урока: вскрыть причины, пришедшие к началу войны против Японии; познакомить учащихся с событиями атомной бомбардировке японских городов в 1945 году; подвести итоги Второй Мировой Войны; познакомить с понятием ядерного оружия, с поражающими факторами ядерного оружия; сформировать у учащихся представление о принципе действия атомной бомбы.
Оборудование: презентация, средства ИКТ, дидактические материалы.
Метод обучения: объяснительно - иллюстративный.
Оценивание: данный урок не предполагает оценивание учеников.
Читайте также: