Конспект логопедического занятия знакомство с детьми и органами артикуляции
Обновлено: 06.07.2024
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о речевом аппарате
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о речевом аппарате, знакомство с органами артикуляции.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания о частях лица и артикуляционных органах;
- отработать подготовительные артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции;
- познакомить с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слухоречевое внимание;
- развивать мелкую и общей моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать умение правильно вести себя на занятиях;
- воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
- у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
- дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.
I. Организационный момент.
Логопед:
- Здравствуйте, ребята! Когда я шла в детский сад, почтальон мне передал для вас письмо. Хотите узнать от кого оно? Отгадайте загадку:
После лета я иду,
Листья желтые несу. (Осень)
- Правильно. Это письмо от осени. Давайте посмотрим, что же она нам написала в письме. (Логопед читает письмо: Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в осенний лес, посмотреть на красоту осенней природы)
- Ребята, отправимся в путешествие в осенний лес? (Да)
- Тогда в путь! (Дети шагают на месте)
- Вот мы с вами и пришли. (Логопед включает музыку со звуками осеннего леса, птиц. Ребята садятся на стульчики)
- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (Показ презентации)
«Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
- А какими становятся листочки осенью? (Желтыми, красными, оранжевыми)
- Скажите, почему листики лежат на земле? (Ответы детей)
- Правильно, именно осенью начинается листопад.
1. Дыхательная гимнастика с листочками.
- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. (Логопед подносит корзинку с разноцветными листочками, дети выбирают понравившийся листочек)
- Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти посередине язычка.
- Что листочки делают? (Шелестят, качаются, наклоняются, падают)
- Молодцы, ребята! А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. В нашу любимую группу. (Шаги на месте. Дети садятся на стульчики)
- Сейчас я загадаю вам загадку об одной очень важной профессии. Как считаете, справитесь ли вы с ней? (Ответы детей)
Ах, какие это муки,
Не даются детям звуки!
Вечные ошибки:
Мы откроем вам секрет:
Вам поможет… (Логопед)
- Правильно! Какие вы сообразительные! А что вы знаете о профессии логопеда, чему учит логопед? С кем он занимается? Где работает? (слушаются ответы детей)
- Теперь вы, наверняка, догадались какая у меня профессия? (Логопед)
– Правильно, я учитель-логопед. И мы с вами на наших занятиях будем заниматься всем тем, что вы сейчас называли: развивать речь и учиться правильно произносить все звуки. И все это у нас с вами непременно получится. Правда, ребята? (Да)
II. Основная часть
1. Знакомство с органами артикуляции
- Сегодня мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи! (вывешивается на доске макет органов артикуляции)
Для начала нужно будет ответить на мои вопросы. Готовы, ребята? (Да)
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (Тоже нет)
-А как вы думаете, чтобы уметь красиво разговаривать, нужно ли выполнять физические упражнения? (да)
-Совершенно верно. А какие части тела будут при этом задействованы, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Нет обидчивее Любы-
Очень часто дует… (губы)
Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать угощеньем … (щеки)
Первым пробовать привык
Угощенья все… (язык)
2. Артикуляционная гимнастика
- А теперь послушайте сказку о весёлом язычке Томе и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк. (Показ презентации)
- Жил был веселый язычок Том (Том – язык, дети показывают его)
И был у него большой и красивый дом (Дом – рот)
Однажды Том обходил свои владения (Дети водят язык во рту)
Остановился у забора (Дети показывают зубы)
Решил Том покрасить забор (Сначала водим 8 раз язык по верхним зубам, затем нижние зубы)
Устал Том, решил отдохнуть на заборе (Язык помещается между зубами)
Увидел Том своих друзей и помахал им (Водим язык вправо-влево)
Друзья обрадовались Тому, и пришли к нему в гости.
Дом был полон гостей. (Надуйте щеки)
Было очень весело. Решили они поиграть в футбол. (Язык толкает щеки)
Устали друзья, ушли домой. Пока- пока! (Водим язык вправо-влево)
- Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (Из звуков)
Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)
- Еще звуки делятся на две группы — гласные и согласные.
(Вывешивается на доску плакат артикуляционного уклада звуков)
- При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э.
- Давайте проверим, посмотрим в зеркало и произнесем звук А.
(Логопед раздает детям зеркала. Дети произносят звуки, смотря в зеркало)
- Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др. Проверим, ребята? (Произносят звуки, смотря в зеркало)
По тропинке еж идет,
На иголках гриб несет.
Он проходит под кустами
И шуршит за лопухами. (Ходьба на месте)
На одной ноге стоит
Гриб большущий боровик. (Стоять на левой ноге)
А у клена на опушке
Выросли грибы волнушки. (Стоять на правой ноге)
Еж на пне опята ищет.
И в траве усердно рыщет.
Раз – грибок, и два – грибок.
Положи их в кузовок. (Наклоны)
Ежик сядет под кусточек,
Чтобы отыскать грибочек.
Встанет и потянет спинку.
Вновь шагает по тропинке. (Приседания)
Ежик охает: устал.
Оттого, что приседал.
Потом сладко потянулся
И еще назад прогнулся. (Вдох – выдох)
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте)
5. Развитие слухоречевого и зрительного внимания
- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению губ, щёк и языка должны будете догадаться, какой это звук.
- Ребята, вам нужно будет хлопнуть в ладоши (поймать звук) тогда, когда услышите тот звук, который я вам скажу. (звуки А, У, О, Б, С)
III. Итог занятия
- Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Было ли задание, которое показалось вам сложным? (Слушаются ответы детей)
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции.
1) Коррекционно – образовательные:
• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
2) Коррекционно – развивающие:
• Развивать координацию движений через физминутку;
3) Коррекционно – воспитательные:
• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;
• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, давайте сначала познакомимся. меня зовут… я учитель-логопед. Я буду вам кидать мяч, а вы зазывать свое имя.
Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.
А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)
Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках).
Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?
А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?
Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?
Человека окружает множество звуков.
Чем вы слушали? (Ушами).
Уши- это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).
4. Знакомство с термином речевой звук.
Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).
Можно ли считать это речью?
Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.
А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима для того, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
5. Знакомство с органами артикуляции.
Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.
Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.
Рядом с дверями-
Конфеты и плюшки
В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами) :
Первая дверь это губы, вторая- зубы.
Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.
Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.
Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).
6. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения.
Для этого к нам в гости пришел гость. И зовут его ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧЕК. Он очень любит путешествовать. И я вам сейчас расскажу сказку какязычек отправился в путешествие. (сказка про язычек в зоопарке)
Давайте немного отдохнем, встали
Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-
На веточках сидели (присесть, взмахивая руками;)
Дунул ветерок –(встать, взмах руками вперед);
И мы полетели. (легкие взмахи руками);
Летели, летели. (легкие взмахи руками);
И на землю тихо сели. (медленно присесть).
8. Дыхательная гимнастика.
Итог: Ребята, что мы делали сегодня на занятии? Вам понравилось занятие? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.
Прогулка в лес. Конспект музыкально-логопедического занятия с детьми с РАС Прогулка в лес. (конспект музыкально-логопедического занятия с детьми с РАС). Дети заходят с воспитателем в кабинет, садятся. Под музыку.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровень.
Возраст: 5 лет (старшая группа).
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: формирование у детей первоначальных представлений речевого аппарата и знакомство с органами артикуляции.
Задачи:
- Закрепление знаний частей лица и артикуляционных органов;
- Отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции;
- Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.
- развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую и общую моторику.
- формировать умение правильно вести себя на занятиях,
- способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.
Планируемые результаты:
- у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
- дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед:
- Доброе утро, ребята!
- Меня зовут ….. Я учитель-логопед и сегодня у нас с вами пройдет наше первое логопедическое занятие. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься?
(дети высказывают свои предположения)
- Мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи!
II. Основная часть
1. Знакомство с органами артикуляции
- Речь наша состоит из звуков. Мы произносим звуки ртом. (дети смотрят на схему артикуляционного аппарата на доске, затем в свои зеркала)
- Нам помогают говорить зубы. Какие зубы бывают? (верхние, нижние, задние, передние)
- Губы. (верхняя и нижняя)
- Щеки. (левая и правая)
2. Артикуляционная гимнастика с картинками
- А теперь давайте подготовим наши губки, зубки, язычок правильно произносить звуки. Для этого нам необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
4. Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении
- Давайте разберем положения органов артикуляции при произнесении звуков:
- губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены; кончик языка упирается в нижние резцы.
- рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубами.
- рот открыт, губы округлены, чуть вытянуты вперед, язык внизу.
- губы округлены и вытянуты вперед трубочкой
5. Развитие слухового и зрительного внимания
- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению органов моего артикуляционного аппарата должны будете догадаться, какой это звук.
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).
• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
• Развивать координацию движений через физминутку;
• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;
• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
План и ход урока.
1. Организационный момент.
Логопед: «Здравствуйте, ребята!
- Скажите, какое время года наступило?
«Осень, осень к нам пришла,
Нам подарки принесла,
- А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные)
Дыхательная гимнастика с листочками.
- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.
Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)
Логопед: «Сегодня к нам в гости на занятие пришла Веселая обезьянка. Она поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (тоже нет).
А Веселая обезьянка приготовила для вас загадки:
А) Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Б) Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй.(Щеки)
В) Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
Когда мы спим.(Язык).
3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте вместе с все Веселой обезьянкой движения язычка, губ, щёк.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
(Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Двери разные бывают.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).
Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э).
Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
4. Физкультминутка с Веселой обезьянкой
Песни распевают (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
- С помощью чего мы произносим звуки?
- Вам понравилось занятие?
– Веселая обезьянка очень рада, что вы с ней познакомились и поиграли . (Веселая обезьянка раздаёт всем детям медали).
Читайте также: