Конспект логопедического занятия знакомство с детьми и органами артикуляции

Обновлено: 06.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о речевом аппарате

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о речевом аппарате, знакомство с органами артикуляции.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания о частях лица и артикуляционных органах;
  • отработать подготовительные артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции;
  • познакомить с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слухоречевое внимание;
  • развивать мелкую и общей моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать умение правильно вести себя на занятиях;
  • воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

  • у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
  • дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.

I. Организационный момент.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята! Когда я шла в детский сад, почтальон мне передал для вас письмо. Хотите узнать от кого оно? Отгадайте загадку:

После лета я иду,

Листья желтые несу. (Осень)

- Правильно. Это письмо от осени. Давайте посмотрим, что же она нам написала в письме. (Логопед читает письмо: Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в осенний лес, посмотреть на красоту осенней природы)

- Ребята, отправимся в путешествие в осенний лес? (Да)

- Тогда в путь! (Дети шагают на месте)

- Вот мы с вами и пришли. (Логопед включает музыку со звуками осеннего леса, птиц. Ребята садятся на стульчики)

- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (Показ презентации)

«Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

- А какими становятся листочки осенью? (Желтыми, красными, оранжевыми)

- Скажите, почему листики лежат на земле? (Ответы детей)

- Правильно, именно осенью начинается листопад.

1. Дыхательная гимнастика с листочками.

- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. (Логопед подносит корзинку с разноцветными листочками, дети выбирают понравившийся листочек)

- Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти посередине язычка.

- Что листочки делают? (Шелестят, качаются, наклоняются, падают)

- Молодцы, ребята! А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. В нашу любимую группу. (Шаги на месте. Дети садятся на стульчики)

- Сейчас я загадаю вам загадку об одной очень важной профессии. Как считаете, справитесь ли вы с ней? (Ответы детей)

Ах, какие это муки,

Не даются детям звуки!

Вечные ошибки:

Мы откроем вам секрет:

Вам поможет… (Логопед)

- Правильно! Какие вы сообразительные! А что вы знаете о профессии логопеда, чему учит логопед? С кем он занимается? Где работает? (слушаются ответы детей)

- Теперь вы, наверняка, догадались какая у меня профессия? (Логопед)

– Правильно, я учитель-логопед. И мы с вами на наших занятиях будем заниматься всем тем, что вы сейчас называли: развивать речь и учиться правильно произносить все звуки. И все это у нас с вами непременно получится. Правда, ребята? (Да)

II. Основная часть

1. Знакомство с органами артикуляции

- Сегодня мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи! (вывешивается на доске макет органов артикуляции)

Для начала нужно будет ответить на мои вопросы. Готовы, ребята? (Да)

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (Тоже нет)

-А как вы думаете, чтобы уметь красиво разговаривать, нужно ли выполнять физические упражнения? (да)

-Совершенно верно. А какие части тела будут при этом задействованы, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Нет обидчивее Любы-

Очень часто дует… (губы)

Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,

Как получше набивать угощеньем … (щеки)

Первым пробовать привык

Угощенья все… (язык)

2. Артикуляционная гимнастика

- А теперь послушайте сказку о весёлом язычке Томе и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк. (Показ презентации)

- Жил был веселый язычок Том (Том – язык, дети показывают его)

И был у него большой и красивый дом (Дом – рот)

Однажды Том обходил свои владения (Дети водят язык во рту)

Остановился у забора (Дети показывают зубы)

Решил Том покрасить забор (Сначала водим 8 раз язык по верхним зубам, затем нижние зубы)

Устал Том, решил отдохнуть на заборе (Язык помещается между зубами)

Увидел Том своих друзей и помахал им (Водим язык вправо-влево)

Друзья обрадовались Тому, и пришли к нему в гости.

Дом был полон гостей. (Надуйте щеки)

Было очень весело. Решили они поиграть в футбол. (Язык толкает щеки)

Устали друзья, ушли домой. Пока- пока! (Водим язык вправо-влево)

- Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (Из звуков)

Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)

- Еще звуки делятся на две группы — гласные и согласные.

(Вывешивается на доску плакат артикуляционного уклада звуков)

- При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э.

- Давайте проверим, посмотрим в зеркало и произнесем звук А.

(Логопед раздает детям зеркала. Дети произносят звуки, смотря в зеркало)

- Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др. Проверим, ребята? (Произносят звуки, смотря в зеркало)

По тропинке еж идет,

На иголках гриб несет.

Он проходит под кустами

И шуршит за лопухами. (Ходьба на месте)

На одной ноге стоит

Гриб большущий боровик. (Стоять на левой ноге)

А у клена на опушке

Выросли грибы волнушки. (Стоять на правой ноге)

Еж на пне опята ищет.

И в траве усердно рыщет.

Раз – грибок, и два – грибок.

Положи их в кузовок. (Наклоны)

Ежик сядет под кусточек,

Чтобы отыскать грибочек.

Встанет и потянет спинку.

Вновь шагает по тропинке. (Приседания)

Ежик охает: устал.

Оттого, что приседал.

Потом сладко потянулся

И еще назад прогнулся. (Вдох – выдох)

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте)

5. Развитие слухоречевого и зрительного внимания

- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению губ, щёк и языка должны будете догадаться, какой это звук.

- Ребята, вам нужно будет хлопнуть в ладоши (поймать звук) тогда, когда услышите тот звук, который я вам скажу. (звуки А, У, О, Б, С)

III. Итог занятия

- Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Было ли задание, которое показалось вам сложным? (Слушаются ответы детей)

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции.

1) Коррекционно – образовательные:

• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

2) Коррекционно – развивающие:

• Развивать координацию движений через физминутку;

3) Коррекционно – воспитательные:

• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, давайте сначала познакомимся. меня зовут… я учитель-логопед. Я буду вам кидать мяч, а вы зазывать свое имя.

Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.

А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)

Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках).

Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?

А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?

Человека окружает множество звуков.

Чем вы слушали? (Ушами).

Уши- это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).

4. Знакомство с термином речевой звук.

Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).

Можно ли считать это речью?

Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.

А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.

Для чего речь нужна человеку?

Речь необходима для того, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

5. Знакомство с органами артикуляции.

Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.

Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.

Рядом с дверями-

Конфеты и плюшки

В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами) :

Первая дверь это губы, вторая- зубы.

Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.

Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.

Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).

6. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения.

Для этого к нам в гости пришел гость. И зовут его ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧЕК. Он очень любит путешествовать. И я вам сейчас расскажу сказку какязычек отправился в путешествие. (сказка про язычек в зоопарке)

Давайте немного отдохнем, встали

Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-

На веточках сидели (присесть, взмахивая руками;)

Дунул ветерок –(встать, взмах руками вперед);

И мы полетели. (легкие взмахи руками);

Летели, летели. (легкие взмахи руками);

И на землю тихо сели. (медленно присесть).

8. Дыхательная гимнастика.

Итог: Ребята, что мы делали сегодня на занятии? Вам понравилось занятие? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.

Прогулка в лес. Конспект музыкально-логопедического занятия с детьми с РАС Прогулка в лес. (конспект музыкально-логопедического занятия с детьми с РАС). Дети заходят с воспитателем в кабинет, садятся. Под музыку.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровень.

Возраст: 5 лет (старшая группа).

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: формирование у детей первоначальных представлений речевого аппарата и знакомство с органами артикуляции.

Задачи:

  • Закрепление знаний частей лица и артикуляционных органов;
  • Отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции;
  • Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.
  • развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую и общую моторику.
  • формировать умение правильно вести себя на занятиях,
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
  • дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед:

- Доброе утро, ребята!

- Меня зовут ….. Я учитель-логопед и сегодня у нас с вами пройдет наше первое логопедическое занятие. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься?
(дети высказывают свои предположения)

- Мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи!

II. Основная часть

1. Знакомство с органами артикуляции

- Речь наша состоит из звуков. Мы произносим звуки ртом. (дети смотрят на схему артикуляционного аппарата на доске, затем в свои зеркала)

- Нам помогают говорить зубы. Какие зубы бывают? (верхние, нижние, задние, передние)

- Губы. (верхняя и нижняя)

- Щеки. (левая и правая)

2. Артикуляционная гимнастика с картинками

- А теперь давайте подготовим наши губки, зубки, язычок правильно произносить звуки. Для этого нам необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

4. Знакомство с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении

- Давайте разберем положения органов артикуляции при произнесении звуков:

- губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены; кончик языка упирается в нижние резцы.

- рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубами.

- рот открыт, губы округлены, чуть вытянуты вперед, язык внизу.

- губы округлены и вытянуты вперед трубочкой

5. Развитие слухового и зрительного внимания

- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению органов моего артикуляционного аппарата должны будете догадаться, какой это звук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

• Развивать координацию движений через физминутку;

• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

План и ход урока.

1. Организационный момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята!

- Скажите, какое время года наступило?

«Осень, осень к нам пришла,

Нам подарки принесла,

- А какими становятся листочки осенью? (желтые, красные)

Дыхательная гимнастика с листочками.

- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

Логопед: «Сегодня к нам в гости на занятие пришла Веселая обезьянка. Она поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (тоже нет).

А Веселая обезьянка приготовила для вас загадки:

А) Когда мы едим — они работают,

Когда не едим — они отдыхают.

Не будем их чистить —

Б) Посильней ты их раздуй,

На горячее подуй.(Щеки)

В) Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

Когда мы спим.(Язык).

3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте вместе с все Веселой обезьянкой движения язычка, губ, щёк.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот.)

В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки.)

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

(Вращать нижней челюстью.)

Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Двери разные бывают.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).

Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э).

Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.).

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

4. Физкультминутка с Веселой обезьянкой

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?

– Веселая обезьянка очень рада, что вы с ней познакомились и поиграли . (Веселая обезьянка раздаёт всем детям медали).

Читайте также: