Социальные технологии 5 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальная технология – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.

В более широком смысле, социальная технология – последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Изначально социальные технологии используются в управленческом консалтинге , но с конца XX века – во всех видах деятельности, связанных с глобальным – политическим, экономическим и культурным – управлением.

Применение социологических и социально-психологических знаний, теорий и инструментов для достижения социально значимых целей также может быть названо социальной технологией .

Социальные технологии применяются в различных сферах деятельности. Формы коллективной коммуникации, в которых обычно происходит практическое применение социальных технологий – это стратегические сессии, моделирующие игры или совещания по вопросам развития.

В бизнесе они используются для управления групповой коммуникацией, имеющей определенную цель (например, решение бизнес-задачи). Для этого могут использоваться технологии брейн-сторминга, ролевые, деловые игры, рефлексивная игротехника.

В политической сфере социальные технологии могут использоваться для идеологической работы и формирования общественного мнения .

В государственном управлении социальные технологии используются для разработки реализуемых программ социально-экономического развития, мастер-планов развития отраслей экономики, разработки новых законопроектов . Использование социальных технологий ускоряет процесс разработки важных государственных документов, и одновременно с этим, делает их более продуманными и системными, поскольку включение в коммуникацию большого количества экспертов и представителей различных государственных институтов позволяет учесть множество нюансов, что делает разработанный документ реализуемым.

В науке социальные технологии могут использоваться для разработки новых подходов к решению серьезных научных проблем и для активизации научного творчества и для всестороннего обсуждения научных подходов, что часто приводит к созданию новых научных направлений и школ.

Социальные технологии могут применяться и в других сферах, например, для решения общественно важных проблем.

Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.

Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем . Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Рутинные социальные технологии предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей. Исторические технологии предполагают технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования. Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д. Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

Необходимость возникновения социальных технологий, а также их роль в современном обществе связаны, прежде всего, с усложнением общественных отношений в процессе исторического развития социума . Их появление было обусловлено потребностью оптимизировать систему управления, а также максимально быстро распространять и воспроизводить разного рода социальные инновации – идеологические ценности, программы, проекты. Таким образом, социальные технологии возникают с развитием системы общества и усложнением ее структуры как необходимое условие средство адекватного развития и оптимизации управленского процесса.

Объектом социальных технологий выступают люди и различные социальные группы, институты и организации, а также взаимосвязи и отношения, которые возникают между ними в процессе жизнедеятельности.

Трактовка социальных технологий близка к объяснению понятия "организация " в том смысле, в котором его употребляет часть социологов, имея в виду процесс практической реализации того, что проработано на предшествующих ступенях управления: при планировании, проектировании и программировании. Таким образом, в процессе управления наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, организовать процесс объективизации материальных или духовных идей.

Однако не все процессы организации подвергаются регламентации, алгоритмизации: в ходе управления в действиях руководителя и каждого причастного к управлению всегда присутствует элемент импровизации, творчества и интуиции. В связи с этим работу организатора-руководителя иногда сравнивают не только с наукой, но и с искусством. Однако это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует программа (алгоритм) осуществления последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, применять в аналогичных обстоятельствах в другой социальной ситуации или другом процессе.

Вместе с тем алгоритмы управления, которые закрепляются в технологиях, имеют и негативный аспект: они способны консервировать методы и приемы, которые именно по этим обстоятельствам могут на новом этапе обречь их разработчиков на просчеты и неудачу.

Широко известен пример Г. Форда, который прославился своими новаторскими технологиями , успешно в течение четверти века, включая 1930-е гг., решал многие социальные проблемы. Консервация методов и способов решения привела его в 1950-х гг. к ошибкам и серьезным просчетам, что резко снизило эффективность производства.

Можно сделать вывод о том, что социальная технология – это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов и получения оптимального социального результата.

Социальная технология – важнейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. Процедура – набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом . Операция – непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры .

Подводя итоги, можно сказать, что социальная технология – это определенный способ достижения целей, состоящий из пооперационного осуществления деятельности ; операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно ; их разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; учитывается специфика сферы общественной жизни , в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как организационная деятельность , построенная в соответствии с этим проектом.

Темперамент – это врожденное качество человека.

Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиватьсярезультатов при решении задач обеспечения эффективного взаимодействия между людьми.

Холерик – человек быстрый, резкий и бурно реагирующий на окружающих.

Флегматик – человек с замедленной реакцией и почти без эмоций.

Сангвиник – человек, подвижный, веселый, жизнерадостный.

Меланхолик – человек чувствительный, тревожный, ранимый, болезненно реагирующий на любые негативные ситуации в жизни.

Способности – это свойство человека выполнять какую-либо работу качественнее других. Способности зависят от предрасположенности и одаренности.

Одаренность - это наличие высоких способностей в той или иной области.

Поощрение – положительное воздействие на человека с целью закрепления достигнутых им результатов, например признание заслуг или награда.

Убеждение – способность донести до человека свои соображения, заставляющие поверить во что-то или побуждающие сделать что-то.

Подражание – следование какому-либо примеру поведения других групп или отдельных людей.

Наказание – воздействие, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Технология. 5 класс: учеб.пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

3. Словарь справочник по социальной работе. \ Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все люди отличаются друг от друга характером и темпераментом.

Темперамент – это врожденное качество человека. Вместе характер и темперамент составляют личность человека, определяют его жизнь. Они постоянно помогают или мешают человеку.

Существуют четыре типа темперамента.

Холерик – человек быстрый, резкий и бурно реагирующий на окружающих.

Флегматик – человек с замедленной реакцией и почти без эмоций

Сангвиник – человек, подвижный, веселый, жизнерадостный.

Меланхолик – человек чувствительный, тревожный, ранимый, болезненно реагирующий на любые негативные ситуации в жизни.

Характер формируется под воздействием событий в жизни человека. Основные черты характера закладываются в детстве. Сам характер влияет на мысли, чувства и поступки.

Проявления характера связаны с особенностями поведения людей в обычных ситуациях.

Можно выделить четыре группы черт проявления характера

Важной чертой проявления личности во взаимоотношениях являются способности.

Способности – это свойство человека выполнять какую-либо работу качественнее других. Способности зависят от предрасположенности и одаренности.

Одаренность - это наличие высоких способностей в той или иной области.

Например, одаренность в музыке, живописи, спорте

Создавая людям условия в удовлетворение своих потребностей или лишая их этих условий можно управлять человеком или группой лиц.

Техносфера создается людьми для удовлетворения своих потребностей. В своей повседневной жизни человек нуждается в еде, воде, одежде, комфортной погоде, в общении с другими людьми и во многом другом. Чувство недостаточности чего либо в определенный момент жизни называют потребностью. Значимость тех или иных потребностей не одинаково. Они образуют пирамиду потребностей человека созданную американским психологом Абрахамом Маслоу.

В основании пирамиды лежат физиологические потребности. Потребности, без которых человек не может жить.

На втором уровне потребности человека в здоровье, безопасности и защищенности.

На третьем уровне потребности любви к близким людям, в общении с родными, близкими, домашними питомцами. К этому уровню потребностей относятся потребности быть членом какой либо группы, команды или общества, гражданином страны.

Четвертый уровень потребностей составляют потребности в уважении окружающими людьми. Признание своих достоинств. В детстве это желание добиваться успеха в учебе, спорте, организации досуга и вследствие этого пользоваться уважением своих друзей и знакомых. У взрослых людей - это занять высокую должность, получить государственную награду, стать почетным гражданином города, района и т.д. На вершине пирамиды расположены потребности в самовыражении. Они заключаются в том, чтобы делать то, что нравится, заниматься чем-нибудь интересным для себя, что-то создавать для удовольствия и т.д.

Вы уже знаете, что технология - это упорядоченная последовательность организационных мер и операций с целью воздействия на предмет труда.

Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач обеспечения эффективного взаимодействия между людьми. Средства таких технологий определяются имеющимися ресурсами и их предназначением. Методы социальных технологий согласуются с целями воздействия, личными особенностями людей и их потребностями. По форме социальная технология представляет собой своеобразную инструкцию, в которой дается описание методов и средств воздействия на людей. Под этим воздействием у людей изменяется сознание или прививаются духовные ценности. Появляется возможность создавать те или иные формы объединения людей в различные группы и сообщества.

Таким образом, мы с вами узнали, что человек – это сложный объект для управления им с помощью технологий. Итог применения социальных технологий к человеку не всегда совпадает с тем, что запланировано. Его поведение после их применения и реакции на отдельные методы воздействия зависят от природных и приобретенных качеств его личности. Ими являются характер, темперамент, способность и одаренности в какой-то области. Технологии управления людьми должны учитывать главные потребности человека или группы людей. Все потребности людей можно представить в виде пирамиды. В основании которой физиологические потребности людей, а на вершине – высшие духовные потребности. Таким образом создавая условия для удовлетворения потребностей или формируя новые можно управлять человеком.

В социальных технологий существуют пять основных методов: стимулирование, поощрение, убеждение, подражание и наказание.

Методом стимулирования называется мера внешней поддержки, которая воздействует на активность человека.

Поощрение – это положительное воздействие на человека с целью закрепления достигнутых им результатов, например признание заслуг или награда.

Убеждением является способность донести до человека свои соображения, заставляющие поверить во что-то или побуждающие сделать что-то.

Подражание – это следование какому-либо примеру поведения других групп или отдельных людей.

Под методом наказания в социальных технологиях подразумевается воздействие, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Назовите свойство человека, благодаря которому он выполняет какую-либо работу качественнее других. Выберите один верный ответ.

Правильный вариант ответа:

Пояснение: Способность – это свойство человека, благодаря которому он выполняет какую-либо работу качественнее других

Задание 2. Подчеркните особенности поведения людей, не относящихся к положительным чертам характера.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5 класс. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Зачем нужны социальные технологии? Слово социальный происходит от латинского слова socialis, что означает – общественный, связанный с обществом. Общество состоит из разных групп людей, отличающихся своими традициями, образованностью, материальным достатком, религиозными и политическими взглядами. С течением времени меняются условия жизни людей, меняются и взаимоотношения в группах и между группами. Поэтому возникает необходимость предотвращать межнациональные конфликты, выравнивать материальное положение разных слоёв общества, повышать культурный и образовательный уровень населения, решать проблемы трудоустройства и многое другое. Для достижения этих целей применяют социальные технологии.

Социальные технологии – это способы и методы воздействия на общество или отдельных его членов для достижения определённых целей. Социальные технологии очень разнообразны, ведь они затрагивают все сферы жизни человека.

Педагогические технологии Развитое современное общество испытывает потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах. Чтобы удовлетворить эту потребность и подготовить квалифицированного работника используют разнообразные педагогические технологии сначала в средней школе, затем в колледже или в ВУЗе. Среди них компьютерные технологии обучения, уроки в музее, на природе, практические работы, лабораторные работы и др.

Технологии обучения для особых детей Для людей с ограниченными возможностями и особыми потребностями созданы специальные технологии обучения. Глухих и немых детей обучают общению с помощью языка жестов. Незрячих детей обучают письму и чтению по системе Брайля. Эти технологии помогают им получать достойное образование и престижную профессию.

Здоровьесберегающие технологии Одной из первостепенных задач государства является сохранение здоровья нации. Чтобы вырастить здорового человека в учебных заведениях применяют здоровьесберегающие образовательные технологии, которые включают в себя пропаганду здорового образа жизни, благоприятные санитарно-гигиенические и психологические условия, привлечение детей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Технологии социальной работы В любом государстве есть группы людей попавших в трудную жизненную ситуацию: дети-сироты, дети и взрослые с ограниченными физическими возможностями, престарелые одинокие граждане, семьи с низким уровнем доходов. Таким людям необходима помощь государства и общества. С этой целью создаются центры социальной помощи семье и детям. В центрах работают специалисты - социальные работники. Они выявляют нуждающиеся семьи, их проблемы и применяют подходящую технологию социальной помощи.

Социальная работа в школах В некоторых школах разработаны и применяются технологии сотрудничества обучающихся с детским домом или домом ветеранов. Учащиеся поздравляют подопечных с праздниками, организовывают концерты, проводят субботники по благоустройству территории, мастер-классы по изготовлению сувениров



-75%

Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по учебному предмету

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Содержание социальных технологий (175.36 KB)

Читайте также: