Смерть поэта конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цели:

Ход урока

I. Организационный момент

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

- Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.

- Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову.

II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова

(Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о М.Ю. Лермонтове.)

3 ученик: После отъезда Юрия Петровича из Тархан, Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку. Лермонтов рос болезненным ребенком, и бабушка не однажды возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Первичное образование он получил дома. Бабушка наняла для этих целей учителей: гувернера – француза, воспитательницу – немку, преподавателя – англичанина. Лермонтов получил столичное образование, свободно овладел французским, немецким и английским языками, подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвертый класс.

4 ученик: Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о приеме его студентом в Московский университет. В 1832 году Лермонтов ушел из университета и уехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В школе он также отличился, успешно выдержал экзамены при переходе в старший класс и по окончании в числе других был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.

Учитель: Дело окончилось тем, что Раевского сослали в Олонскую губернию, а Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк прапорщиков. Полк располагался на Кавказе, и Лермонтов вскоре отбыл туда. По дороге он простудился и его поместили в пятигорский военный госпиталь для лечения минеральными водами. После многочисленных переездов из одного южного города в другой Лермонтов оказался в Тифлисе и осенью был переведен в Гродненский гусарский полк корнетом. В конце 1837 года Лермонтов выехал к месту расположения полка между Петербургом и великим Новгородом. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии гусарский полк, откуда он был направлен на Кавказ.

1 ученик: В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, его видели во многих аристократических культурных домах – у Карамзиных, у А.О.Смирновой-Россет и др. Он вошел в пушкинский круг писателей и познакомился с В.А. Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Сологубом, В.Ф. Одоевским, Е.А.Баратынским.

2 ученик: Но, тем не менее, дело получило огласку. Эрнест Барант уехал на родину. Лермонтова предали военному суду и препроводили в Ордонанс-гауз, на Арсенальную гаупвахту, находившуюся на Литейной. После многочисленных резолюций и решений дело было передано на подпись Николаю I , который значительно смягчил предполагаемое наказание и повелел перевести Лермонтова в Тенгинский полк тем же чином (поручиком).

Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Там он был определен на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере под крепостью грозной. В этот раз на Кавказе, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявлял себя исключительно храбрым и блестящим офицером.

На Кавказ Лермонтов прибыл в начале июня 1841 года и подал рапорт о болезни. Ему разрешили остаться в Пятигорске и лечиться минеральными водами.

5 ученик: Повод для дуэли был ничтожным и поэтому впоследствии сразу породил множество версий, в которых предполагались гораздо более веские и значительные причины. Между тем трагедия заключается как раз в том, что ужасные последствия были вызваны мелкими обидами, небольшим уязвлением самолюбия, а не оскорблением чести и достоинства.

Учитель: Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. Бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в тарханах, где он покоится и сейчас.

1. Подготовка к восприятию

- Стихотворение было написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Это лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, а с другой – задумчивая речь, состоящая из воспоминаний, размышлений, сожалений. Давайте внимательно прочитаем это стихотворение вслух, а затем проанализируем его.

2. Первичное восприятие

(Учитель и учащиеся читают стихотворение.)

3. Анализ стихотворения.

- С одной стороны автор использует обличительные эпитеты, броские и негодующие:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде…и убит!

- С другой стороны он использует слова и образы, взятые из элегий:

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело…

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)

IV. Итог урока

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.

ВложениеРазмер
tema_smert_poeta.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Открытый урок по литературе в 9 классе

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение

Провела: Чекмарёва Е. И.

I. Организационный момент

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

- Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.

II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова

- Давайте взглянем на все этапы жизни и творчества поэта. Откройте тетради, запишите число, тему урока и этапы:

1 этап – Детство. Жизнь в Тарханах. 1814 – 1827.

2 этап – Учеба. 1828 – 1834.

3 этап – Творчество. 1827 -1841.

4 этап – Боюсь не смерти я. О нет! 1841…

1. Подготовка к восприятию

Рассказы учащихся об истории создания стихотворения

2. Первичное восприятие

Давайте послушаем стихотворение, постарайтесь вполголоса читать за диктором, обращая внимание на интонацию и на незнакомые слова.

3. Анализ стихотворения.

- Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? - С какими интонациями следует читать стихотворение? Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина? (чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением гибели поэта)

- Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение?

- Как он называет Пушкина? Какие слова и выражения рисуют облик поэта?

- Каковы характерные черты его личности?

- Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?

- Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

- А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.

-Какие черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?

4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по литературе в 9 классе

М.Ю. Лермонтов.

hello_html_1c16292.jpg

Цели:

Ход урока:

Организационный момент

Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать сразу два ярких личностей русской литературы. Конечно, я вам помогу отгадать. что-то их объединяет, что-то их различает. Но с помощью подсказок, я уверена, вы все поймете. Итак, начинаем!

Каждый по преданию имел любимое дерево: один – кипарис, второй – дуб. Деревья живут до сих пор.

Оба поэта умели рисовать, и оба нарисовали автопортреты.

Один стрелялся на дуэли на близких шагах, и другой – на близких. Дуэль одного произошла к вечеру, и дуэль другого к вечеру.

Слово учителя: Ну, что, ребята?!

Ответы учеников.

II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова

Давайте взглянем на все этапы жизни и творчества поэта. Откройте тетради, запишите число, тему урока и этапы:

1 этап – Детство. Жизнь в Тарханах. 1814 – 1827.

2 этап – Учеба. 1828 – 1834.

3 этап – Творчество. 1827 -1841.

4 этап – Боюсь не смерти я. О нет! 1841…

Выслушиваются рассказы учащихся, которые заранее подготовили краткий обзор творчества.

Подготовка к восприятию.

Рассказы учащихся об истории создания стихотворения

2. Первичное восприятие

Давайте послушаем стихотворение, постарайтесь вполголоса читать за диктором, обращая внимание на интонацию и на незнакомые слова.

3. Анализ стихотворения.

- Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? - С какими интонациями следует читать стихотворение? Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина? (чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением гибели поэта)

Слово учителя. Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение?

Слово учителя. Как он называет Пушкина? Какие слова и выражения рисуют облик поэта?

Слово учителя. Каковы характерные черты его личности?

- Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?

……
Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал.

Слово учителя. Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?

- Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Слово учителя. Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

- А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи.

Слово учителя. Какие черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?

4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)

IV. Итог урока

Нажмите, чтобы узнать подробности


- работа с иллюстрациями.

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова; познакомить учащихся с историей создания и содержанием стихотворения; после­довательно анализировать стихотворение, проследить за развитием авторской мысли, сосредоточить внимание учеников на особенностях стихотворения; провести наблюдение за поэтическим языком; выяснить идейное содержание стихотворения, его художественное своеобразие.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости талантливостью русского человека, патриотизм.

Развивающие задачи: развивать творческое воображение, эмоциональную сферу, навыки выразительного чтения, умение анализа лирического произведения.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (материал о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова:

• Каковы основные этапы жизни М. Ю. Лермонтова?

• Чем был труден жизненный путь поэта?).

IV. Работа над темой урока.

1) Подготовка к восприятию стихотворения.

• Композиция, рассказывающая об общественной атмосфере, которая вызвала к жизни стихотворение М. Ю. Лермонтова

2-й уч-ся. Русский человек, какую бы обиду Пушкин ему ни сделал, снёс бы её во имя любви своей к славе России.

• Уч-ся рассказывает об истории создания и публикации стихотворения.

(Текст стихотворения М. Ю Лермонтова без последних 16 строк мгновенно разошёлся в списках по Петербургу. Деятельное участие в распространении стихотворения принимал друг Лермонтова Святослав Раевский.

3) Беседа, выявляющая восприятие.

• Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?

• Если бы вы читали стихотворение, что бы вы хотели сказать слушателям своим чтением?

4) Аналитическая беседа. (Укажем вопросы, ответы, комментарии учителя.)

• С какими интонациями следует читать стихотворение?

(В 1-12 стихах звучат глубокая печаль, скорбь; в 13-38 – укор, обвинение толпе в смерти поэта; 39-44 – сожаление; 45-56 – горечь, грусть, скорбь; 57-72 – гнев, призыв к возмездию.

В стихотворении совмещаются признаки элегии и сатиры.

• Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина?

(Чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением виновников гибели поэта.)

• Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Каковы характерные черты его личности?

• С каким чувством поэт изображает толпу? (Подчеркнём свойственное стилистике первой части стихотворения ораторское начало. Речевой период включает три восклицательных, два вопросительных и одно повествовательное предложение.

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.)

Каким предстаёт в характеристике Лермонтова Пушкин?

Невольник чести беспощадной,

Вблизи видал он свой конец,

На поединках твёрдый, хладный,

Встречая гибельный свинец.

• Если первый речевой период, судя по черновому автографу, был написан почти без исправлений (внесены исправления лишь в 15-й и 19-й стихи), то второй период, состоя­щий из тринадцати стихов, подвергся значи­тельной правке, особенно второе четверо­стишие, автограф которого затруднителен для чтения. И это даёт основание предпола­гать, что, кроме известного чернового авто­графа, возможно, существовал и несохранившийся автограф, который переписы­вался в тысячах экземпляров.)

Куда, куда завлёк меня враждебный гений?

Рождённый для любви, для мирных искушений,

Зачем я покидал безвестной жизни тень,

Свободу, и друзей, и сладостную лень?

Зачем от жизни сей, ленивой и простой,

Я кинулся туда, где ужас роковой,

Где страсти дикие, где буйные невежды,

И злоба, и корысть!

Зачем он свой сплетать венец

Давал завистникам с друзьями?

Пусть Дружба нежными перстами

Из лавров сей венец свила,

В них Зависть терния вплела

И торжествует: растерзали

Их иглы славное чело.

• Каковы особенности пятой части стихотворения?

• Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?

• Проследите за ритмом текста и длиной стиха. Какой смысл в том, что на протяжении текста длина строки колеблется между четырехстопным и шестистопным ямбом?

(Перебои в длине стиха, разностопность стиха передают волнение лирического героя, гамму чувств, переполняющих его.)

5) Обучение выразительному чтению. (Углубляет анализ).

• Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства, которые вы переживаете.

- Какие чувства переполняют душу поэта?

- Как вы думаете, какие чувства и мысли испытывали современники, читая это стихотворение в дни гибели А .С. Пушкина?

- Почему стихотворение мгновенно распространилось по России? (Т. к. было созвучно переживаниям тех, кто любил русскую поэзию).

- А что позволило противникам М. Ю. Лермонтова воспринять это стихотворение как призыв к революции? (Общий пафос – гневное обличение убийц).

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

Поэта праведную кровь!

Кольцо замкнулось. Стихотворение завершено.

Поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознает смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и её национальной культуры.)

6) Работа с иллюстрациями. (Рассматривание иллюстраций, выяснение того, чем они созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова.)

(В трактовке В. И. Качалова главным в стихотворении становится защита гуманности от жестокости. В голосе исполнителя слышится горе, лирическое раздумье, сожаление и сердечность. Всё стихотворение дано как исповедь другу, обращение к человеку, который поймёт, какие чувства переполняют чтеца.)

V. Подведение итогов урока.

(Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.)

VI. Домашнее задание: чтение стихотворения наизусть.

1. Составить словесный портрет поэта, используя лексику стихотворения, и произнести в его адрес слово защиты.

2. Составить словесный портрет убийцы поэта (толпы) и произнести в его адрес обвинительную речь.

3. Проанализировать поэтический синтаксис стихотворения (анафоры, перифразы, риторические вопросы, восклицания, обращения и др.). Как стилистические фигуры помогают понять его смысл?

Аркин И. И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 1999. – С. 183.

Басин Я. З. К Лермонтову… за объяснениями // Русский язык в школе. – 1988. – № 6. – С. 56-57.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. – 2‑е изд. – M.: Просвещение, 2011. – С. 163-165.

Волков Г. Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение. – М.: Молодая гвардия, 1989.

Галузина Л. В. Уроки литературы в 9-м классе. Развёрнутое планирование. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – С. 141-142.

Голованова Т. П. М. Ю. Лермонтов // История русской литературы: В 4 т. – Л.: Наука, 1981. – Т. 2.: От сентиментализ­ма к романтизму и реализму.

Захаров В. А. Летопись жизни и твор­чества М. Ю. Лермонтова. – М.: Русская па­норама, 2003.

Золотарёва И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 2‑е изд., исправленное и дополненное. – М.: ВАКО, 2002. – С. 240-242.

Колокольцев Е. Н. А. С. Пушкин в портретах и ил­люстрациях: Пособ. для учащ. – М.: Просвещение, 1999.

Коровина В. Я. Литература: 9 класс: Методические советы/ В. Я. Коровина, И. С. Збарский; Под ред. В. И. Коровина. – 2‑е изд. – M.: Просвещение, 2003. – С. 66-68.

Маранцман В. Г. Изучение литературы в 8 классе: Пособие для учителя / Под ред. Г. П. Макогоненко. – М.: Просвещение, 1987. – С. 179-181.

Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – С. 107-112.

Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творче­ства. – М.: Наука, 1975.

Хаецкая Е. В. Лермонтов. – М.: Вече, 2011.

Читаем. Думаем. Спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 9 класс / Авт.-сост. Г. И. Беленький и др.; Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – С. 129-139.

Эйхенбаум Б. М. О литературе: Работы разных лет. – М.: Советский писа­тель, 1987.

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
(Из трагедии Жана Ротру


Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде. и убит!
Убит. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!


с рисунком, изображающим начальника штаба корпуса жандармов Дубельта, 1837 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: в конце урока ученики узнают содержание стихотворении; ученики узнают, кто виноват в смерти поэта; развивать речь, мышление, память.

Оборудование урока: произведение М.Ю.Лермонтова, карточки с заданиями

Организационный момент: 1.Приветствия с учениками

2 Краткий опрос домашнего задания:

Ученики делится на три группы, и они по очереди кратко обзорно излагают каждый ученик о творчестве М.Ю. Лермонтова

Введение нового материала урока:

Но для начала давайте повторим творчество Лермонтова. Для этого заполняем 1 колонку данной таблицы, которая находится перед нами.

Каждая команда должна внести свои информации о поэта.

-1814 года 3 октября

-Москва, село Тарханы

-переезд в Москву

-кому посвящается это стихотворения?

-Почему именного смерти поэта?

-Какие мысли и чувства выражены в стихотворении?

-Как характеризуется поэт?

-Кто виноват в смерти поэта?

-Пушкин великий поэт

Автор выражает протест и гнев убийцам, подчеркивает значение поэта

-Певец Свободы он гений,невольник чести

-Дантес, самодержавье,деспотизм царской России Х1х века

Классу раздается текст стихотворения. Ученики читают текст по частям ( Чтения оценивается)

1.Невольник чести, пал оклеветанной молвой

2.Убийца хладнокровно навел удар, в руке не дрогнул пистолет.

3.Свободы, гений, Славы палачи!

1.Поэт погиб защищая честь дворянина и семьи

2. Дантес убил Пушкина, не осозная, что стреляет на великого поэта. Он значение его стихотворения не понимал, он чужеземец

3.Палачи- убийцы- самодержавный строй царской России Х1х века

4. Перед божьим судом все равны: и царя и приближенные к ним

Учитель: Погиб Поэт! Восстал он против мнений света.

Один как прежде и убит.

Острый вопрос урока:1.Кто виноват в смерти поэта?

2.Обвиняем ли мы Дантеса?

3.Как виноват Дантес?

4. Как вы относитесь к дуэли?

Классу дается задание: Виноват ли Дантес?

Можно ли осудить Дантеса?

Дантес виновен как аморальный человек.

Дантес поднял руку к русскому народу,потому что Пушкин являлся лучшим из лучших представителем нации.

Дантес виновен в том, что он даже оставил, покинул ради собственного блага своих родителей и родину, нет патриотизма.

Наказать Дантеса по соответствующим статьям Закона и депортировать из России.

1.Дантеса нельзя осудить ,потому что жена Пушкина водила роман с ним.

2.Дантесу чужды русские нравы, чувство национальной чести, достоинства.

3.Условия, среда в котором жил Дантес и тому подобным вынудили действовать так, что было принято в обществе.

4. Не виновен, потому что общества, естественно великосветское равнодушно относится происходящемуся.

Читайте также: