Смерть поэта конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
- Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.
- Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову.
II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова
(Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о М.Ю. Лермонтове.)
3 ученик: После отъезда Юрия Петровича из Тархан, Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку. Лермонтов рос болезненным ребенком, и бабушка не однажды возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Первичное образование он получил дома. Бабушка наняла для этих целей учителей: гувернера – француза, воспитательницу – немку, преподавателя – англичанина. Лермонтов получил столичное образование, свободно овладел французским, немецким и английским языками, подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвертый класс.
4 ученик: Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о приеме его студентом в Московский университет. В 1832 году Лермонтов ушел из университета и уехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В школе он также отличился, успешно выдержал экзамены при переходе в старший класс и по окончании в числе других был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.
Учитель: Дело окончилось тем, что Раевского сослали в Олонскую губернию, а Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк прапорщиков. Полк располагался на Кавказе, и Лермонтов вскоре отбыл туда. По дороге он простудился и его поместили в пятигорский военный госпиталь для лечения минеральными водами. После многочисленных переездов из одного южного города в другой Лермонтов оказался в Тифлисе и осенью был переведен в Гродненский гусарский полк корнетом. В конце 1837 года Лермонтов выехал к месту расположения полка между Петербургом и великим Новгородом. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии гусарский полк, откуда он был направлен на Кавказ.
1 ученик: В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, его видели во многих аристократических культурных домах – у Карамзиных, у А.О.Смирновой-Россет и др. Он вошел в пушкинский круг писателей и познакомился с В.А. Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Сологубом, В.Ф. Одоевским, Е.А.Баратынским.
2 ученик: Но, тем не менее, дело получило огласку. Эрнест Барант уехал на родину. Лермонтова предали военному суду и препроводили в Ордонанс-гауз, на Арсенальную гаупвахту, находившуюся на Литейной. После многочисленных резолюций и решений дело было передано на подпись Николаю I , который значительно смягчил предполагаемое наказание и повелел перевести Лермонтова в Тенгинский полк тем же чином (поручиком).
Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Там он был определен на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере под крепостью грозной. В этот раз на Кавказе, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявлял себя исключительно храбрым и блестящим офицером.
На Кавказ Лермонтов прибыл в начале июня 1841 года и подал рапорт о болезни. Ему разрешили остаться в Пятигорске и лечиться минеральными водами.
5 ученик: Повод для дуэли был ничтожным и поэтому впоследствии сразу породил множество версий, в которых предполагались гораздо более веские и значительные причины. Между тем трагедия заключается как раз в том, что ужасные последствия были вызваны мелкими обидами, небольшим уязвлением самолюбия, а не оскорблением чести и достоинства.
Учитель: Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. Бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в тарханах, где он покоится и сейчас.
1. Подготовка к восприятию
- Стихотворение было написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Это лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, а с другой – задумчивая речь, состоящая из воспоминаний, размышлений, сожалений. Давайте внимательно прочитаем это стихотворение вслух, а затем проанализируем его.
2. Первичное восприятие
(Учитель и учащиеся читают стихотворение.)
3. Анализ стихотворения.
- С одной стороны автор использует обличительные эпитеты, броские и негодующие:
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде…и убит!
- С другой стороны он использует слова и образы, взятые из элегий:
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело…
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.
4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)
IV. Итог урока
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_smert_poeta.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Открытый урок по литературе в 9 классе
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение
Провела: Чекмарёва Е. И.
I. Организационный момент
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
- Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.
II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова
- Давайте взглянем на все этапы жизни и творчества поэта. Откройте тетради, запишите число, тему урока и этапы:
1 этап – Детство. Жизнь в Тарханах. 1814 – 1827.
2 этап – Учеба. 1828 – 1834.
3 этап – Творчество. 1827 -1841.
4 этап – Боюсь не смерти я. О нет! 1841…
1. Подготовка к восприятию
Рассказы учащихся об истории создания стихотворения
2. Первичное восприятие
Давайте послушаем стихотворение, постарайтесь вполголоса читать за диктором, обращая внимание на интонацию и на незнакомые слова.
3. Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? - С какими интонациями следует читать стихотворение? Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина? (чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением гибели поэта)
- Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение?
- Как он называет Пушкина? Какие слова и выражения рисуют облик поэта?
- Каковы характерные черты его личности?
- Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.
Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?
- Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.
Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.
- А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
-Какие черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?
4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Открытый урок по литературе в 9 классе
М.Ю. Лермонтов.
Цели:
Ход урока:
Организационный момент
Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать сразу два ярких личностей русской литературы. Конечно, я вам помогу отгадать. что-то их объединяет, что-то их различает. Но с помощью подсказок, я уверена, вы все поймете. Итак, начинаем!
Каждый по преданию имел любимое дерево: один – кипарис, второй – дуб. Деревья живут до сих пор.
Оба поэта умели рисовать, и оба нарисовали автопортреты.
Один стрелялся на дуэли на близких шагах, и другой – на близких. Дуэль одного произошла к вечеру, и дуэль другого к вечеру.
Слово учителя: Ну, что, ребята?!
Ответы учеников.
II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова
Давайте взглянем на все этапы жизни и творчества поэта. Откройте тетради, запишите число, тему урока и этапы:
1 этап – Детство. Жизнь в Тарханах. 1814 – 1827.
2 этап – Учеба. 1828 – 1834.
3 этап – Творчество. 1827 -1841.
4 этап – Боюсь не смерти я. О нет! 1841…
Выслушиваются рассказы учащихся, которые заранее подготовили краткий обзор творчества.
Подготовка к восприятию.
Рассказы учащихся об истории создания стихотворения
2. Первичное восприятие
Давайте послушаем стихотворение, постарайтесь вполголоса читать за диктором, обращая внимание на интонацию и на незнакомые слова.
3. Анализ стихотворения.
- Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? - С какими интонациями следует читать стихотворение? Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина? (чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением гибели поэта)
Слово учителя. Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение?
Слово учителя. Как он называет Пушкина? Какие слова и выражения рисуют облик поэта?
Слово учителя. Каковы характерные черты его личности?
- Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.
Слово учителя. Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?
- Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.
Слово учителя. Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.
- А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
Слово учителя. Какие черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?
4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)
IV. Итог урока
- работа с иллюстрациями.
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова; познакомить учащихся с историей создания и содержанием стихотворения; последовательно анализировать стихотворение, проследить за развитием авторской мысли, сосредоточить внимание учеников на особенностях стихотворения; провести наблюдение за поэтическим языком; выяснить идейное содержание стихотворения, его художественное своеобразие.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости талантливостью русского человека, патриотизм.
Развивающие задачи: развивать творческое воображение, эмоциональную сферу, навыки выразительного чтения, умение анализа лирического произведения.
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания (материал о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова:
• Каковы основные этапы жизни М. Ю. Лермонтова?
• Чем был труден жизненный путь поэта?).
IV. Работа над темой урока.
1) Подготовка к восприятию стихотворения.
• Композиция, рассказывающая об общественной атмосфере, которая вызвала к жизни стихотворение М. Ю. Лермонтова
2-й уч-ся. Русский человек, какую бы обиду Пушкин ему ни сделал, снёс бы её во имя любви своей к славе России.
• Уч-ся рассказывает об истории создания и публикации стихотворения.
(Текст стихотворения М. Ю Лермонтова без последних 16 строк мгновенно разошёлся в списках по Петербургу. Деятельное участие в распространении стихотворения принимал друг Лермонтова Святослав Раевский.
3) Беседа, выявляющая восприятие.
• Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?
• Если бы вы читали стихотворение, что бы вы хотели сказать слушателям своим чтением?
4) Аналитическая беседа. (Укажем вопросы, ответы, комментарии учителя.)
• С какими интонациями следует читать стихотворение?
(В 1-12 стихах звучат глубокая печаль, скорбь; в 13-38 – укор, обвинение толпе в смерти поэта; 39-44 – сожаление; 45-56 – горечь, грусть, скорбь; 57-72 – гнев, призыв к возмездию.
В стихотворении совмещаются признаки элегии и сатиры.
• Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина?
(Чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением виновников гибели поэта.)
• Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Каковы характерные черты его личности?
• С каким чувством поэт изображает толпу? (Подчеркнём свойственное стилистике первой части стихотворения ораторское начало. Речевой период включает три восклицательных, два вопросительных и одно повествовательное предложение.
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.)
Каким предстаёт в характеристике Лермонтова Пушкин?
Невольник чести беспощадной,
Вблизи видал он свой конец,
На поединках твёрдый, хладный,
Встречая гибельный свинец.
• Если первый речевой период, судя по черновому автографу, был написан почти без исправлений (внесены исправления лишь в 15-й и 19-й стихи), то второй период, состоящий из тринадцати стихов, подвергся значительной правке, особенно второе четверостишие, автограф которого затруднителен для чтения. И это даёт основание предполагать, что, кроме известного чернового автографа, возможно, существовал и несохранившийся автограф, который переписывался в тысячах экземпляров.)
Куда, куда завлёк меня враждебный гений?
Рождённый для любви, для мирных искушений,
Зачем я покидал безвестной жизни тень,
Свободу, и друзей, и сладостную лень?
Зачем от жизни сей, ленивой и простой,
Я кинулся туда, где ужас роковой,
Где страсти дикие, где буйные невежды,
И злоба, и корысть!
Зачем он свой сплетать венец
Давал завистникам с друзьями?
Пусть Дружба нежными перстами
Из лавров сей венец свила,
В них Зависть терния вплела
И торжествует: растерзали
Их иглы славное чело.
• Каковы особенности пятой части стихотворения?
• Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?
• Проследите за ритмом текста и длиной стиха. Какой смысл в том, что на протяжении текста длина строки колеблется между четырехстопным и шестистопным ямбом?
(Перебои в длине стиха, разностопность стиха передают волнение лирического героя, гамму чувств, переполняющих его.)
5) Обучение выразительному чтению. (Углубляет анализ).
• Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства, которые вы переживаете.
- Какие чувства переполняют душу поэта?
- Как вы думаете, какие чувства и мысли испытывали современники, читая это стихотворение в дни гибели А .С. Пушкина?
- Почему стихотворение мгновенно распространилось по России? (Т. к. было созвучно переживаниям тех, кто любил русскую поэзию).
- А что позволило противникам М. Ю. Лермонтова воспринять это стихотворение как призыв к революции? (Общий пафос – гневное обличение убийц).
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
Кольцо замкнулось. Стихотворение завершено.
Поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознает смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелейшую утрату для России и её национальной культуры.)
6) Работа с иллюстрациями. (Рассматривание иллюстраций, выяснение того, чем они созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова.)
(В трактовке В. И. Качалова главным в стихотворении становится защита гуманности от жестокости. В голосе исполнителя слышится горе, лирическое раздумье, сожаление и сердечность. Всё стихотворение дано как исповедь другу, обращение к человеку, который поймёт, какие чувства переполняют чтеца.)
V. Подведение итогов урока.
(Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.)
VI. Домашнее задание: чтение стихотворения наизусть.
1. Составить словесный портрет поэта, используя лексику стихотворения, и произнести в его адрес слово защиты.
2. Составить словесный портрет убийцы поэта (толпы) и произнести в его адрес обвинительную речь.
3. Проанализировать поэтический синтаксис стихотворения (анафоры, перифразы, риторические вопросы, восклицания, обращения и др.). Как стилистические фигуры помогают понять его смысл?
Аркин И. И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 1999. – С. 183.
Басин Я. З. К Лермонтову… за объяснениями // Русский язык в школе. – 1988. – № 6. – С. 56-57.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. – 2‑е изд. – M.: Просвещение, 2011. – С. 163-165.
Волков Г. Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение. – М.: Молодая гвардия, 1989.
Галузина Л. В. Уроки литературы в 9-м классе. Развёрнутое планирование. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – С. 141-142.
Голованова Т. П. М. Ю. Лермонтов // История русской литературы: В 4 т. – Л.: Наука, 1981. – Т. 2.: От сентиментализма к романтизму и реализму.
Захаров В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. – М.: Русская панорама, 2003.
Золотарёва И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 2‑е изд., исправленное и дополненное. – М.: ВАКО, 2002. – С. 240-242.
Колокольцев Е. Н. А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособ. для учащ. – М.: Просвещение, 1999.
Коровина В. Я. Литература: 9 класс: Методические советы/ В. Я. Коровина, И. С. Збарский; Под ред. В. И. Коровина. – 2‑е изд. – M.: Просвещение, 2003. – С. 66-68.
Маранцман В. Г. Изучение литературы в 8 классе: Пособие для учителя / Под ред. Г. П. Макогоненко. – М.: Просвещение, 1987. – С. 179-181.
Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – С. 107-112.
Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. – М.: Наука, 1975.
Хаецкая Е. В. Лермонтов. – М.: Вече, 2011.
Читаем. Думаем. Спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 9 класс / Авт.-сост. Г. И. Беленький и др.; Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – С. 129-139.
Эйхенбаум Б. М. О литературе: Работы разных лет. – М.: Советский писатель, 1987.
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
(Из трагедии Жана Ротру
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде. и убит!
Убит. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
с рисунком, изображающим начальника штаба корпуса жандармов Дубельта, 1837 год
Цель урока: в конце урока ученики узнают содержание стихотворении; ученики узнают, кто виноват в смерти поэта; развивать речь, мышление, память.
Оборудование урока: произведение М.Ю.Лермонтова, карточки с заданиями
Организационный момент: 1.Приветствия с учениками
2 Краткий опрос домашнего задания:
Ученики делится на три группы, и они по очереди кратко обзорно излагают каждый ученик о творчестве М.Ю. Лермонтова
Введение нового материала урока:
Но для начала давайте повторим творчество Лермонтова. Для этого заполняем 1 колонку данной таблицы, которая находится перед нами.
Каждая команда должна внести свои информации о поэта.
-1814 года 3 октября
-Москва, село Тарханы
-переезд в Москву
-кому посвящается это стихотворения?
-Почему именного смерти поэта?
-Какие мысли и чувства выражены в стихотворении?
-Как характеризуется поэт?
-Кто виноват в смерти поэта?
-Пушкин великий поэт
Автор выражает протест и гнев убийцам, подчеркивает значение поэта
-Певец Свободы он гений,невольник чести
-Дантес, самодержавье,деспотизм царской России Х1х века
Классу раздается текст стихотворения. Ученики читают текст по частям ( Чтения оценивается)
1.Невольник чести, пал оклеветанной молвой
2.Убийца хладнокровно навел удар, в руке не дрогнул пистолет.
3.Свободы, гений, Славы палачи!
1.Поэт погиб защищая честь дворянина и семьи
2. Дантес убил Пушкина, не осозная, что стреляет на великого поэта. Он значение его стихотворения не понимал, он чужеземец
3.Палачи- убийцы- самодержавный строй царской России Х1х века
4. Перед божьим судом все равны: и царя и приближенные к ним
Учитель: Погиб Поэт! Восстал он против мнений света.
Один как прежде и убит.
Острый вопрос урока:1.Кто виноват в смерти поэта?
2.Обвиняем ли мы Дантеса?
3.Как виноват Дантес?
4. Как вы относитесь к дуэли?
Классу дается задание: Виноват ли Дантес?
Можно ли осудить Дантеса?
Дантес виновен как аморальный человек.
Дантес поднял руку к русскому народу,потому что Пушкин являлся лучшим из лучших представителем нации.
Дантес виновен в том, что он даже оставил, покинул ради собственного блага своих родителей и родину, нет патриотизма.
Наказать Дантеса по соответствующим статьям Закона и депортировать из России.
1.Дантеса нельзя осудить ,потому что жена Пушкина водила роман с ним.
2.Дантесу чужды русские нравы, чувство национальной чести, достоинства.
3.Условия, среда в котором жил Дантес и тому подобным вынудили действовать так, что было принято в обществе.
4. Не виновен, потому что общества, естественно великосветское равнодушно относится происходящемуся.
Читайте также: