Основные операции рационального творческого процесса конспект

Обновлено: 06.07.2024

Творчество это процесс, а значит, как и любой другой, он подчиняется ряду простых и понятных формальностей. Например, любой процесс можно разбить на этапы – некоторые отрезки времени, за которое мы получаем какой-либо результат. Скажу сразу – те этапы, о которых рассказываю здесь я, могут отличаться у вас или же работать несколько иначе, длиться дольше или наоборот меньше.

Для чего знать об этапах творческого процесса? Все, как всегда, просто – если вы обдумываете решение той или иной проблемы, нужно понимать, через что вам придется пройти, какие точки расставить над какими буквами и в каких предложениях. Не менее важно это и в том случае, если вы работаете с креативной командой – требовать от людей ответа на вопрос, сколько краски уйдет на покраску дома глупо, если нет даже чертежей.

Идея рождается из информационного "хаоса" - поля, в котором мы накапливаем необходимое количество информации Михаил Герц

Ну конечно мы начинаем с подготовки. Любое действие, процесс или явление всегда имеют под собой какую-либо базу. Осознанно или нет вы погружаетесь в проблемы и информацию, ваш мозг накапливает необходимые знания и понятные только ему структуры, в результате чего вы ставите перед собой какую-то цель или просто пробуждаете спящее чувство любопытства. В условиях избыточности информации мозг начинает задавать вопросы, необходимые для постановки творческой задачи. Сколько времени длиться этот этап? У всех по разному. Кому-то озарение приходит и вовсе без него (хотя я склонен говорить о том, что этап все же есть, просто анализ информации занимает мало времени). Кто-то накапливает информацию долгие годы. В среднем, я накапливаю информацию о проблеме от 25 минут до 7 дней.

Мозг выстраивает связи между разобобщенными фактами и областями знаний, формируя только ему понятную логику Михаил Герц

Озарение подобно искре - мозг находит необходимые связи и на их основе формируется мысль, в последствии превращающаяся в идею - мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Михаил Герц

Когда вы долго думаете над чем-либо, вы начинаете улавливать какие-то тонкие материи идей. С каждой минутой, с каждым новым битом информации идеи становятся все прозрачнее и яснее, но все еще неуловимо тонкими. И вот, наступает момент, когда мозг как будто добавляет картине последний штрих, последний кусочек паззла и картина становится максимально ясной и понятной. Вы понимаете суть, структуру, принципы и все прочее. Вы рождаете идею! Причем работает это по-разному: можно годами исследовать проблему и решать задачи и только после этого понять смысл, суть и новизну рожденных форм, а бывает и иначе – вы только взглянули на задачу и тут же находите решение. Трудно предсказать длительность этого этапа – он не коррелирует ни со сложностью задач, ни с длительностью обдумывания и исследований, ни с количеством информации. Вот уж где по-настоящему проявляется работа бессознательного!

Анализируя мысль и, в последствии, идею, начинает вырисовываться концепция будущего "великого и прекрасного" Михаил Герц

Вы родили нечто новое, уникальное. или нет? А вдруг это уже сделано до вас? А вы вообще сможете реализовать придуманное? И вообще, вроде бы идея не очень-то и хороша. Кстати, а вы советовались с мамой, папой, коллегами и просто прохожими? Что они там говорят, не очень?

Знакомая ситуация, правда? После того, как придумана идея, за дело берется наш внутренний критик. Его задача – оценить ее со всех сторон, понять, насколько мысль свежа и эффективна, не совершили ли мы где-то ошибки. Критика и оценка крайне важна в создании нового, в креативном процессе в целом. Художник всегда смотрит на свою картину со стороны, ученый перепроверяет расчеты, а писатель перечитывает написанное. Иногда мы сверяемся с другими людьми, что, к слову, делать следует очень осторожно – не стоит забывать о том, что у каждого свои предрассудки и ваш замысел они просто могли не понять. В любом случае, этот этап важная веха перед пятым этапом.

Реализовать - не только воплотить в жизнь картину или написать книгу. Реализовать - это, прежде всего, транслировать идею за пределы мозга. Михаил Герц

Самый длинный и сложный этап из всех, на него затрачивается больше всего времени и сил. Чтобы реализовать придуманное, требуется выйти из зоны комфорта, приложить усилия и решиться на изменения. Т.е. если вас осенило гениальной мыслью, это еще не конец пути – идею нужно воплотить в жизнь, отшлифовать, превратить эскизы в законченное произведение. Этот процесс не самый интересный, но необходимый. Он позволяет подключиться вашему аналитическому мышлению, включить логику и осознание. В процессе реализации вы учитесь, развиваете свои способности и, в дальнейшем, другие идеи реализуются и придумываются еще проще.

Этапы креативного процесса не стоит воспринимать как буквальные физически разграниченные вещи. Процессы эти всегда происходят в вашей голове, они окружают нас и не всегда идут последовательно. У некоторых людей добавляются другие промежуточные стадии или заменяются описанные мной. Многие процессы в нашем сознании идут и вовсе нелинейно. Это все означает лишь то, что не стоит возводить это в ранг абсолютно правильной структуры. Думайте и выходите за рамки шаблонов.

Устранение недостатка является нашей исходной задачей. Процесс ее решения может протекать в описанной ниже последовательности.

4.4.1 Оценка целесообразности решения задачи

На этом этапе, как правило, изобретатель определяет ожидаемую эффективность решения, рассматривая (конкретизируя) ее с технической, технико-экономической, экономической, социальной, прочих сторон.

Если целесообразность работы по решению задачи установлена, то начинается ее технический анализ.

4.4.2 Анализ надсистемы, в которую входит рас­сматриваемая техническая система

При рассмотрении исходной технической задачи,связанной с устранением недостатка, сболее общего уровня надсистемы устанавливается более общая задача и производные от нее частные задачи.

Для представления структуры надсистемы необходимо выявить связи исходной технической системы и ее параметров с другими системами и внешними факторами. После анализа совокупности технических систем на одном исходном уровне можно повторить его на более высоком (более общем) и т. д.

4.4.3 Анализ технической системы и ее подси­стем, выбор задачи

На этом этапе следует выяснить структуру технической системы и составляющих ее подсистем. Для этого необходимо представить морфологию технической системы, а затем связи между ее элементами (подсистемами) и их параметрами. После осуществления такого исследования на одном уровне (уровне исходной технической задачи) анализ надо в большинстве случаев продолжить на более низких иерархических уровнях (на уровнях конкретных подсистем).

Поскольку исходной задачей является устранение определенного технического недостатка,то целесообразно выявить (выделить) ту часть технической системы (и подсистемы), которая в той или иной степени связана с возникновением и изменением данного недостатка. Для целенаправленного поиска можно воспользоваться методом построения логических цепей причинно-следственных связей недостатка с его причинами.

Выбрав конкретную техническую задачу, начинают анализ ее материального носителя, технического объекта.

4.4.4Анализ технической задачи

Здесь исследуют выбранный конкретный технический объект, понимая его как систему взаимосвязанных элементов, каждый из них может быть рассмотрен также как система, со­стоящая из взаимосвязанных частей.

Надо перечислить все необходимые элементы, без которых невозможно выполнение основных функций технической системой, а из выделенных отобрать те, которые связаны непосредственно с недостатком, устранение которого выбрано в качестве задачи.

Чтобы построить модель объекта, надо использовать определенный объем специальных знаний, изучить зависимость основных параметров объекта от всевозможных внешних и внутренних факторов, определить связи недостатка (количественного показателя, характеризующего недостаток) с различными параметрами.

Из-за отсутствия какой-то информации об объекте возникает необходимость проработать дополнительные литературные источники, провести теоретические и экспериментальные исследования. Кроме того, производят параметрическое, морфологическое, структурно-функциональное описание системы.

Полученные новые научные результаты, относящиеся к объекту исследования (в виде улучшенного состава вещества, оптимальных технологических режимов, новых количественных соотношений и т. д.), уже на этом этапе часто достаточны для защиты технического решения в форме изобретения.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Вариант 17 - ДЗ №1 - Задачи 1-2 "Динамика материальной точки" и 2-3 "Динамика вращательного движения"

Этапы и понятия рационального творческого процесса

При формулировке задачи оказывается, что существует система или множество взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, в том числе с основной задачей. Выявление причинно-следственных связей между задачами позволяет определить структуру системы задачи.

Принцип системного подхода требует рассмотрения задач в надсистеме в которую входит рассматриваемая система. При этом задачи связанные с надсистемой и ее элементами называются обходными, а задачи связанные с системой в которой выявлен недостаток называются прямыми.

Надсистемой является система в которую входит прокатная продукция, а именно металлоконструкции, детали машин и другие изделия изготовленные из прокатной продукции.

Этапы решения технической задачи:

2. анализ технической системы

3. построение модели технической системы (нагретая заготовка с окалиной на поверхности, механическая связь окалины и металла, теплообмен между окалиной и металлом и т.д.)

4. построение модели недостатка, его связь с основными причинами и факторами

5. анализ потенциальных изменений свойств элементов и частей системы различными методами. Составляется таблица анализа свойств: по вертикали располагают перечень свойств, характеризующих любой материальный объект (кинематические, динамические, химические и др.), по горизонтали – элементы технического объекта или системы. На пересечении указывают возможность изменения всех свойств каждого элемента.

Сравнение реального технического объекта с идеальным объектом не имеющим недостатков позволяет выявить технические и физические противоречия. Идеальный конечный результат необходим, чтобы иметь ориентир для решений высокого уровня.

ИКР для примера: внешняя среда сама удаляет окалину с поверхности заготовки, не влияя на остальные факторы.

Человеческое творчество – уникальный процесс. Это торжество интеллекта и мышления, и свойственно оно только людям. Просто удивительно, из чего только ни рождается идея и к чему может привести способность мыслить не как все.

Творческий процесс раньше сравнивали с Божьей искрой, осознавая, что иначе как чудом это не назовешь. И лишь относительно недавно психологи вплотную занялись этим вопросом, выдвинув гипотезы о зарождении и оформлении идеи.

Феномен творческого мышления

Творческое мышление – это процесс, в результате которого индивид создает что-то совершенно новое. При этом он использует, помимо исходных данных, свои ассоциации, опыт и воображение. В результате получается единственный в своем роде продукт.

Только человеку свойственна способность к творчеству, и потребность в творческой деятельности возникает у него с рождения. Потенциал у всех людей разный, но его можно развить в любом возрасте.

Чем нестандартнее жизнь, тем она интереснее. От человека зачастую требуется креативный подход и способность мыслить не шаблонно. Благодаря этому он может стать предприимчивым, успешным и находчивым, а умение быть креативным пригодится всегда и везде. Важно понять, что можно изменить в мире в лучшую сторону, ведь настоящие произведения искусства созданы людьми, которые развили свой творческий потенциал и имеют возможность чувствовать биение жизни у себя в руках.

Феномен творческого мышления

На самом деле, это любое ежедневное деяние человека большей или меньшей степени важности. Главной чертой творчества является его уникальность. Именно она дает то новое и необычное, что является основным в этом умственном процессе реализации мысли. Исходя из этого, можно развить идею, что не труд, а именно творчество сделало из обезьяны человека. Взятая ею палка для снятия плода с дерева стала для нее большим решением творческой задачи.

Творческий процесс и творческая деятельность – то, что отличает человеческий труд от механической работы машин. В каждом из нас есть такие способности, но, к сожалению, не все могут открыть в себе эту часть внутреннего мира. По большому счету, проживание жизни – это и является творчеством. Ведь каждый попадал в ситуации, когда стандартные решения проблемы не подходят, и приходится придумывать альтернативные выходы из ситуаций.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Еще античные философы пытались трактовать сущность творчества. В художестве они видели подражание чему-то, реализации чего-то, уже имеющегося в природе. Мировоззрение и творческий процесс неотделимо взаимосвязаны друг с другом.

Стадии творческого процесса

Французский математик Анри Пуанкаре считал, что научному открытию предшествует долгая работа, которая частично происходит сознательно, а отчасти на подсознательном уровне, когда уже накоплена информация и сделаны необходимые усилия. Потом приходит внезапное озарение, когда головоломки сходятся и встают на свои места. К нему нельзя подойти только с помощью разума. Если нужно его привлечь – отвлекитесь от задачи на некоторое время и позвольте подсознанию сделать нужную работу за вас.

Стадии творческого процесса

Нетрудно заметить, что одна стадия логически перетекает в другую. Они могут несколько раз повторяться при работе с одинаковой проблемой. Можно отметить, что самыми энергозатратными этапами являются начальный и завершающий. Иногда озарение происходит постепенно, в виде маленьких открытий, которые можно сложить в большую теорию.

Внутри процесса происходит творческий акт, который охватывает два средних этапа: инкубацию и озарение. Но выход из бессознательного в стадию внезапного прояснения сознания был бы невозможен без определенной паузы, которая предшествует третьему этапу творческого процесса.

Этот прерывистый переход получил название – предсознание, своего рода предозарение, которое характеризуется вспышкой нового до его осознания, своеобразная творческая пауза.

Еще в творческом процессе большую роль играет интуиция. Это то, что задает определенное направление размышлению. Именно она помогает дать толчок к поиску новой информации. Исходя из этого, расширенная схема механизма творческого процесса, включает пять этапов. Они гармонично сменяют творческий процесс на творческую паузу и имеют следующий вид:

Еще в творческом процессе большую роль играет интуиция

Все этапы творческого процесса можно показать на примере известного физика, а также яркого представителя творческой личности – Архимеда, который сделал свое гениальное открытие, принимая ванну.

Ювелиры сделали царю Гиерону II корону из чистого золота, но государь усомнился в честности мастеров и поручил Архимеду проверить, присутствует ли в изделии примесь серебра или нет (постановка задачи).

Для этого необходимо определить не только массу, но и объем короны, чтобы рассчитать плотность металла. После того как стала известна масса затраченного золота, все равно не хватало информации об объеме короны. Эта задача была непростая, так как изделие имело неправильную форму (сбор и анализ информации).

Архимед долго размышлял, но никак не мог найти решение (вдохновение). Он потратил на это несколько дней (поиск решения) и изрядно утомился. Наконец ученому пришло в голову взять перерыв и отдохнуть. Для этого он набрал ванну и погрузился в нее (инкубация).

В этот самый момент Архимед обнаружил, что уровень воды заметно увеличился, то есть объем его тела вытеснил равный ему объем воды. Недолго думая он соотнес свои наблюдения с поставленной задачей и понял, что для того, чтобы узнать объем короны, ее нужно погрузить в воду (озарение).

Современные психологические методы запуска творческого процесса

Изобретатели в процессе творческого поиска используют всевозможные методы активизации мышления, в результате которого создаются новые объекты или духовные ценности, или итог создания объективно нового. Благодаря данной технике с помощью вопросов можно стимулировать мыслительную деятельность, более полно осознать суть проблемы и рассмотреть ее со всех сторон, систематизируя поиск решения.

Такой метод подразделяется на два элемента – мозговой штурм и мозговой шторм. Первый подразумевает сбор информации с участников обсуждения, при котором происходит анализ своих и чужих идей с внесением правок. В данном случае приветствуется критика предложений. Мозговой шторм отличается тем, что участники группы должны предлагать свои мысли за отведенное для этого время. Даже самые фантастические идеи должны быть записаны. Суть данного метода заключается в том, чтобы заставить участников выражать свои мысли нестандартно, причем давать им оценку запрещено. Только в этом случае сбор идей будет продуктивным.

Современные психологические методы запуска творческого процесса

Это процесс поиска идей и характеристик одного предмета путем переноса на него свойств другого. У данной техники есть и другое название – метод случайных объектов. Ее главная цель – научить находить идеи и нестандартные решения. Благодаря методу фокальных объектов можно посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик других предметов.

Данный метод очень активно используется в изобретательстве. Морфологический анализ – процесс решения креативных задач, основанный на подборе возможных решений отдельных ее составляющих с последующей систематизацией полученных данных.

Этот метод появляется, когда уже есть идеи, приближающие изобретателя к разгадке. Можно выявить свойства изучаемого предмета, которые будут подлежать изменению, до момента, пока не будут раскрыты всевозможные альтернативы.

Лучший метод искать идеи – это отвлечение. Если на протяжении долгого времени решение поставленной задачи так и не нашлось и усилия стали бесполезны, стоит переключиться на что-то другое. Так вы подталкиваете подсознание на работу за вас, и перебор возможных вариантов продолжается. К сожалению, данный способ работает только при условии большого запаса времени.

Охота за мыслью.

Творческое мышление – это процесс придумывания чего-то нового, благодаря которому можно подойти к проблеме с другой стороны и найти верное решение. В результате такой умственной деятельности формируются креативные идеи, которые очень ценятся в рекламной деятельности. В творческом процессе особую роль играет воображение, именно оно контролирует появление образов у человека, является средством их удержания и площадкой для моделирования различных ситуаций.

Благодаря данной методике изобретатель может определить слабые элементы своей теории. Здесь применяется все, что может пошатнуть уверенность в умозаключении: сомнение, недопонимание, критика, отрицание. Таким образом можно подобрать как можно больше аргументов для защиты своей точки зрения или, наоборот, убедиться в ее некомпетентности.

Творчество – великолепный способ отвлечения от реальности. Творческий процесс – это самовыражение и самопознание, которое является важнейшей составляющей человека на протяжении огромного количества лет. Именно через творчество личность постоянно развивается и меняется в лучшую сторону, создавая культурные ценности и делая научные открытия, высоко оценивающиеся впоследствии современниками и потомками.

Читайте также: