Конспект что выражает музыка

Обновлено: 01.07.2024

Ход урока : 1. – Всякая музыка имеет свой характер. Он зависит от того, о чем эта музыка рассказывает. Если это песня, слова помогают понять музыку с самого начала, а вот в танце нужно показывать чувства людей, радость и печаль. Эти два чувства мы находим во всех произведениях искусства, в том числе и в музыке.

- Какой характер в этой части музыки? (веселый, радостный, смешной)

- А теперь какой характер? (грустный, задумчивый, печальный)

- Теперь посмотрим, как меняется музыка, какое у нее настроение (прослушивание целиком)

- А теперь какое настроение? То есть теперь музыкальная мысль другая? (сначала грусть, а потом радость).

- Вот видите, ребята, как связаны в музыке чувства и мысли? Мы сегодня это проследили и разобрались в характере и настроениях музыки.

Знакомство с содержанием, определение характера музыки, разучивание мелодии по фразам, определение движения мелодии, работа над чистотой интонирования, разучивание 1 и 2 куплета.

Итог урока :

- Ребята, вы научились определять характер музыки, ее настроение?

- Кто запомнил имя композитора, который показал нам в музыке, что после грусти может наступать радость и наоборот? (Бетховен)

- Что может быть выражено в музыке? (настроение)

- Можем мы теперь сказать, какие чувства может передавать музыка? (да)

- Помогает это людям понять друг друга? (да)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : ЧТО ВЫРАЖАЕТ МУЗЫКА?

Образовательная: подвести детей к пониманию того, что музыка способна выражать чувства и мысли людей, подчеркнуть связь музыки и жизни;

Развивающая: развитие образного мышления, представления о музыке как важной части самой жизни.

Воспитательная: формирование слушательской культуры учащихся.

Тип урока : Изучение нового материала

Музыкальный материал:

Оборудование урока (ТСО, наглядность):

Содержание урока

Этапы урока, дозировка времени

повторение пройденного материала –

Ребята, вам знакома музыка, под которую мы входили в класс?

Как называется это произведение?

Какой композитор его сочинил?

- Пётр Ильич Чайковский.

- Для своего племянника, который занимался музыкой – учился игре на фортепиано.

Подготовка к слушанию –

Знакомство с новым муз.материалом –

А племянник Петра Ильича – Володя Давыдов – очень любил играть в куклы.

Сейчас мы послушаем пьесу про куклу. А вы постарайтесь услышать, почувствовать, что же случилось с куклой…

Как звучала музыка?

В каком ладу она звучала: в мажоре или в миноре?

Что хочется делать под эту музыку: петь, танцевать или маршировать? Почему?

Так что же случилось с куклой? Какое у неё настроение?

Правильно. А если бы кто-то из вас был автором этой пьесы, какое название вы бы ей дали?

- Петь. Музыка плавная.

- Настроение грустное. Наверное, кукла заболела.

Знакомство с новым муз.материалом –

А сейчас мы послушаем ещё одну пьесу про куклу, а потом вы мне расскажете, что же произошло с больной куклой…

Ребята, что же случилось с куклой? Она выздоровела?

А если исполнить эту пьесу чуть быстрее – что хочется делать под музыку: петь, танцевать или маршировать? (*наиграть фрагмент)

А эта пьеса звучит в каком ладу?

Знакомство с новым муз.материалом –

А что же было потом, после того, как куклу похоронили? Давайте послушаем…

Как звучит эта музыка?

В каком ладу она звучит: в мажоре или в миноре?

Что хочется делать под эту музыку?

Как вы думаете, что произошло после похорон куклы?

- Весело, быстро, легко.

- Потому что ребёнок радовался новой кукле, но всё же вспоминал свою прежнюю любимую игрушку.

Знакомство с новой песней –

Исполнительская деятельность – 3 мин.

А какие чувства выражает эта песня.

О чём поётся в этой песне?

Какие чувства вы услышали в этой песне?

А в каком ладу звучит эта песня? (*наиграть)

Но всё же она звучит светло и петь её нужно с улыбкой на лице.

Давайте все улыбнёмся и начнём разучивать эту песню.

Разучивание текста 1-го куплета в ритме.

Разучивание мелодии с текстом.

Исполнение 1-го куплета в ансамбле с учащимися.

- О том, что не нужно расстраиваться из-за неприятностей.

Произнесение текста с прохлопыванием ритма.

Пропевание мелодии со словами.

Исполнение 1-го куплета в ансамбле с учителем.

Ребята, что нового о музыке мы узнали сегодня на уроке? Что может выражать музыка?

Верно. А с какими чувствами в музыке мы сегодня встречались?

Давайте вспомним произведения, в которых мы встречались с этими чувствами. Я буду называть чувство, а вы произведение.

Какой композитор сочинил эти пьесы? (*показ портрета)

Правильно. Ну и ещё одно чувство – доброта.

Я предлагаю закончить наш урок на этой доброй ноте. Давайте ещё раз исполним первый куплет песни кота Леопольда.

Исполнение 1-го куплета песни в ансамбле с учащимися.

- Музыка может выражать чувства и мысли, людей.

- С печалью, жалостью, горем, радостью.

- Пётр Ильич Чайковский.

Исполнение 1-го куплета в ансамбле с учителем.

Выход под музыку из класса.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 487 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.02.2016 2437
  • DOCX 27.6 кбайт
  • 12 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бас Оксана Даниловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель : формирование умения выделять изобразительный характер музыки.

- формирование умения устанавливать связи между содержанием текста и

изобразительностью звуковысотной линии на примерах произведений ;

- закрепить выразительность му зыки : муз.выражает разный характер лю дей.

- развитие вокально - хоровых навыков: дикции, интонации;

- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- воспитание культуры слу шани я и исполнения музыки.

- Сначала заходит первая колонка дру г за др угом: первый ряд, второй ряд.

- Так же третья: первый ряд, второй ряд.( Спортивный марш - из кинофильма Вратарь

- Назовите, пожалуйста, произведение под которое мы вошли.

А сейчас послушайте произведение и узнайте его название.

- Как называется произведение, которое вы только что слу шали.

- Что музыка выражает в этом произведении? (характер детей).

- Исполняем по рядам. Потом меняемся. 1р - 1 к у плет, 2 р – 2 к у пл ет, 3 р – 3 куплет.

- Да мы потренировались в определении характера му з.пр., вспомн.,чт о муз. может

- На на уроке мы будем слушать много музыки. И я хочу познакомить ва с справилами, как

нужно слушать музыку. Сидеть ровно, слуша т ь очень вн имательно, можно

закрыть глаза, для того чтобы лучше представлять то, что композитор хотел п ередать

Что выражает музыка? Музыку создае т ч еловек и создает ее для людей, поэтому в

музыке, прежде всего, выражаются мысли и чу вства ч еловека. И не только одного, а часто

и многих людей, иногда даже целого народа и даже всего человечества (всех людей,

Если бы военный марш выражал настроение только одного солдата, этот марш не

вызвал бы бодрость, силу и храбрость у целой армии. Массовая песня, поэт ому и

называется массовой, что в ней выражаются чувства и мысли массы людей, например,

- Попытайтесь представить картину и определить характер музыки. Проигрывание пьесы

- Проигрывание I части. Какое у вас настроение? (веселое).

- Почему вы услышали в му зыке такое р азное настроение?

- Как начинается песня? (тихо, медленно – огонь разгорается)

- Вы услышали только мелодию. Это про у рок и. Скажите, как вам показалось, о чем эта

песня? (про звонок на переме н у и на урок). Где на перемену ? (где в есело). А на урок? (где

- Соответствуют слова музыке? (да) А как будет, если спеть иначе (поют грустно с

Давно это было. В те далекие времена жили на Руси юноша и девушка. Они любили

Од нако царь увидел влюбленных на берегу озера. Они стояли рядом у б елоствольн ых

берез и, как зачарованные, глядели на дву х лебедей (а вы все знаете о лебединой верности;

погибает один – другой разбивается с высоты о землю).

Разгневался отец, пришпорил коня. Но что - то вдруг дрогнуло у него в груди. И

вспомнилось детство, и такое же озеро, и эти лебеди, и ощуще ни я счастья… Тихо

А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.

Долго потом на Руси передавали из уст в ус т а легенду о дв у х ладах – о любви - согласии

- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину? (нежность, трепетность, доброт у ,

- Как вы думаете, какая му зыка отрази ла бы настроение композитора, е сли бы он

попытался рассказать эту легенду ? Давайте же создадим такой музыкальный образ вместе

(м узыка будет плавная, нежная, чудесная, тихая, медленная, мягкая, ласковая, негромкая и

То есть мы с вами только те передали чувс тв а, которые художник вложил в создание

картины. Видите, как близки звуки и краски в искусстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 класс Цель урока: Сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека.

*Расширить представление учащихся о роли музыки в жизни человека, о том какие чувства и мысли она рождает.

*Закрепить знания индивидуальных стилевых особенностей композитора .

*Расширить знания о музыкальных жанрах.

*Развитие вокально- хоровых навыков учащихся.

*Научить слушать и слышать ( анализировать услышанное)

Оборудование: ноутбук ,или компьютер , мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.

Организация учащихся на уроках.

*Музыкальное приветствие . 2.Повторение изученного материала.

*Как называется знак , обозначающий высоту звука?( нота)

*Где по нотам нам узнать ,

Где на клавишах играть?

Вот задача , вот загадка.

Но к загадке есть отгадка.

Ключ к загадке отыскался ,

Как же этот ключ назвался?

(Скрипичный ключ)

*Он помощник наш отличный ,

Мы зовём его ключ какой ноты?( соль)

Правильно , ключ соль.

Всё нам скажет ключ скрипичный нотной азбуки король!

Познавательно – развлекательная игра

Уж давно известно всем-

Лепестков в нём ровно семь.

Хочет с нами поиграть .

Нам поможет семицветик

*.Давайте произнесём название нот по порядку по часовой стрелке , а потом в обратном

порядке :от до до следующего до, от ре до ре, от ми до ми.

*Назовите ноты лепестки , двигаясь по часовой стрелке, а потом в обратном порядке, через один звук : от до до до, от ре до ре , от ми до ми .

*.Проверка домашнего задания:

Назвать слова , которые начинаются с названия ноты: ( ре , ми, фа)

Домашнее задание: найти слова , в которых встречается нота Ля.

3. Распевание.

- Какой характер песни?

- Что выражает музыка этой песни?

5.Изучение нового материала.

- Сегодня мы отправимся в гости к сказочным персонажам.

-Каких героев русских народных сказок вы знаете?

-А сейчас вы услышите музыку великого русского композитора П.И. Чайковского.

Его произведение рисует нам образ сказочного персонажа .А вот какого персонажа – догадайтесь сами. Но , я вам подскажу . Это загадка, разгадав которую вы скажете и названия музыкальной пьесы.

Но ответ скажите после прослушивания пьесы.

В облаках не по земле ,

Летит баба на метле .

Страшная и злая

-А теперь слушаем музыку .Закройте глаза и представьте себе эту героиню сказки.

- Узнали ? Конечно это злая волшебница из русских сказок Баба Яга.

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор , с помощью которых вы легко узнали образ Бабы Яги?

-Звуки короткие , отрывистые , фразы заканчиваются аккордом , который звучит громко – форте, как будто Баба Яга выкрикивает грозные слова.

- Меняется ли музыка?

-В конце произведения звуки затихают , как будто Баба Яга быстро удаляется , заметая свой след.

- Что вы представили , слушая музыку?

- Какой характер Бабы Яги выразил композитор?

-Какие черты характера Бабы Яги вы считаете плохими?

- Сейчас мы ещё раз с вами послушаем это произведение .Услышав музыку , постарайтесь как можно точнее изобразить её в своём теле, движении и выразить настроение , чувства, вызванные этой музыкой. Лицом, глазами, осанкой, руками.

-Шаг: тяжёлый или лёгкий?

-Осанка: неестественная или прямая?

-Лицо : суровое –злое – мягкое – светлое?

- От чего зависит выбор? ( от средств музыкальной выразительности)

--Средства музыкальной выразительности помогли ощутить настроение , состояние волшебства в музыкальном произведении.

- Мне понравилось ,как вы изобразили и выразили эту музыку , т. к. правильно почувствовали и поняли интонацию этого сказочного произведения .

- Сегодня мы познакомимся с великим музыкальным сказочником Н.А. Римским- Корсаковым.

-Опера – музыкальный спектакль , где действующие лица не говорят , а поют.

- Кто знает эту сказку?

-Н.А. Римский - Корсаков написал к 100 летию со дня рождения А.С. Пушкина и это была его первая опера – сказка по Пушкину.

_ Вспомните , какие три чуда есть в сказке?

-Давайте остановимся на 3-ем чуде ,пожалуй самое прекрасное и удивительное .

За морем Царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает ,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит ,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава ,

Выплывает – будто пава,

А как речь – то говорит ,

Словно реченька журчит.

-А теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте себе эту героиню сказки. Слушание музыки.

-Какой характер произведения?

- Что выражает музыка?

- Музыка выражает Образ доброй , нежной , прекрасной Царевны – Лебедь.

- А можно ли нарисовать музыку?

-Слушая музыку ещё раз , придумайте , подберите , составьте из красок цвета ( цветную гамму – калорит )и этими отобранными по характеру цветами нарисуйте что-то вроде узора , линий , завитков , так как вы это почувствовали.

- Сравните звуки музыки с красками в живописи или мелодию линиями в рисунке.

-Создайте свою симфонию (созвучие )в красках.

-Что выражает музыка?

-Музыка выражает внутренний мир человека , его чувства : мысли, настроения, характер .

Читайте также: