Сложение и вычитание натуральных чисел 5 класс конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Воспитывающая: воспитывать умение работать в команде на общий результат.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Мотивация учебной деятельности

Жили-были добрые и злые гномы. Добрые жили на земле, помогали людям. Они выращивали диковинные цветы, очищали водоемы, лес, помогали людям сохранять урожай в засушливое лето. Люди, конечно, не знали об их существовании. Злые же гномы жили под землей и изо всех сил старались людям навредить. Добрые и злые гномы всегда враждовали.

Много лет в своих лабораториях добрые гномы пытались создать формулу очистки воздуха на Земле. Вы же понимаете, насколько это необходимо, особенно сейчас. Узнав об этом, злые гномы выкрали эту важную, уже практически готовую, формулу, чтобы погубить людей, а заодно и их помощников — добрых гномов.

К вам, учащиеся 5 класса, пришло зашифрованное послание. Расшифровать его могут только такие дешифровщики, как вы. Взрослым это не под силу.

А теперь за работу. Объединитесь в группы по 6—7 человек.

Расшифруй послание (проверка домашнего задания)

Каждая группа получает слово для расшифровки. В послании слова связаны с числами. Если каждый член группы, выбирая удобный порядок вычисления, правильно решит свой пример, то команда соберет буквы, из которых сможет составить нужное слово.

Учитель проверяет ответ и, если ответ правильный, выдает карточку с буквой.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_matematiki_v_5_kl.docx 163.9 КБ
urok_matematiki_v_5_klasse.pptx 597.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока

Загерликова Валентина Манджиевна

Образовательная: закрепление приобретенных знаний и умений; развитие познавательной активности; формирование общекультурных и предметных компетенций;

Развивающая : расширение общекультурного багажа учащихся; развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способность к самообучению; развитие мышления;

Воспитательная: воспитание уважительного отношенияк школе и труду учителя; воспитание культуры диалога и обмена мнениями; воспитание навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Технология обучения: элементы УДЕ, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.

Время реализации занятия (45 минут)

Компьютерные медиапродукты: авторская презентация, созданная в среде POWER POINT;

Деятельность учителя на уроке:

-проверка готовности учителем учащихся к уроку, организация внимания;

- комментирует, направляет работу учащихся;

-обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся;

-выступает в роли тьютора для слабых учащихся;

-задает дозированное домашнее задание.

Деятельность учащихся на уроке:

-отвечают на вопросы учителя;

-решают самостоятельно примеры, задачи, составляют обратные задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-учащиеся меняют вид деятельности, отдыхают во время динамической паузы;

Предметные результаты: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Метапредметные результаты: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные результаты: умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Организационный момент. Введение в тему урока.

Составление четверки примеров

4задание Проблемная ситуация

Обобщение материала урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Инструктаж домашнего задания. Подведение итогов урока.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Удивительно точно подметил А.С. Пушкин в своем незавершенном стихотворении характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует опыт, талант открывателя и даже случай.

Для того чтобы человек открыл что-то новое для человечества, да просто для самого себя необходимы знания. Каков ваш багаж знаний мы сегодня и узнаем.

1234-1219 = 15 223 – 213 = 10 1305 + 616 = 1921

(15.10.1921 г – родился П.М.Эрдниев, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РСФСР, почетный гражданин Республики Калмыкия, Герой Калмыкии)

120 – 23 = 97 ( У) 1521 + 418 = 1939 ( Д ) 2000 - 11 = 1989 ( Е )

(прожил 97 лет, свою педагогическую деятельность П.М.Эрдниев начал в 1939 г., в 1989 г. избран академиком Российской академии образования.)

Ребята, в таблице приведены числа и буквы, которым соответствуют эти числа. Найдите в таблице буквы, которым удовлетворяют некоторые ответы примеров (получилось УДЕ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока в 5 классе - Сложение и вычитание натуральных чисел.

Тема урока: Сложение и вычитание натуральных чисел.

Тип урока: Обобщающий.

Оборудование: компьютер, проектор.

Развитие вычислительных навыков, культуры речи;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Организационный момент (сообщить тему урока, цели урока, настроить на работу).

2. Устные упражнения:

Вычислите: (слайд 2 – 3)


3. Повторение свойств сложения и вычитания натуральных чисел (слайд 4)

1. Переместительное: a + b = b + a

1. Вычитание суммы из числа:

a – (b + c) = a – b – c

a – (b + c) = (a – b) – c

a – (b + c) = (a – c) – b (b + c ≤a)

2. Сочетательное: a + (b + c) = (a + b) + c

2. Вычитание числа из суммы:

(a + b) – c = (a – c) + b, a c или a = c

(a + b) – c = a + (b – c), b c или b = c

3. Свойство нуля: a + 0 = a

3. Свойство нуля: a – 0 = a a – a = 0

- Для чего мы применяем свойства сложения и вычитания?

4. Вычислите, применяя удобный порядок действий (слайд 5)

у доски пятеро учащихся выполняют задания, остальные учащиеся самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой (задание подготовлено на доске)

- Какие выражения называются числовыми? Буквенными выражениями?

5. Найдите значение выражения, предварительно упростив, применив свойства сложения и вычитания (слайд 6)

(задание подготовлено на доске)

28 + m + 72, при m = 87

a – 28 – 37, при a = 265

Двое учащихся решают самостоятельно у доски, остальные в тетрадях, затем проверка решений.

6. Самостоятельная работа: № 393 (а) – из учебника

проверка решения - (слайд 7)

- Как называются компоненты в выражении при сложении и вычитании натуральных чисел? (слайд 8)

7. Устная работа:

назовите уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое в выражениях (слайд 9)

(18 – 7) + 14 (х – у) + (m – n)

(х – 75) + 16 (a + 56) – 32 (m – 99) – (38 + 5)

Знание компонентов и правил их нахождения помогает правильно решать уравнения.

Что называют уравнением?

Что называют корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

8. Устная работа:

решите уравнения (слайд 11)

9. Самостоятельная работа:

решите уравнение: № 396 (а) – из учебника (слайд 12),

применив свойство вычитания суммы из числа (слайд 4) – 1-й способ:

затем сверить свои решения с правильным решением на слайде и внести, если необходимо, исправления (слайд 13).

10. Решить уравнение 2-м способом:

1 учащийся решает у доски, остальные учащиеся в тетрадях.

Назовите компоненты левой и правой и правой части уравнения;

Какой компонент является неизвестным?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

Назовите компоненты в получившемся уравнении.

Какой компонент является неизвестным?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

11. Составьте по условию задачи уравнение:

(слайд 15) 1. В одной корзине было несколько яиц, а в другой на 5 штук больше. Всего в двух корзинах было 37штук яиц.

(слайд 16) 2. В одном альбоме было у марок, во втором на 7меньше, а в третьем на 15 марок больше, чем в первом альбоме. В третьем альбоме марок столько. Сколько в первом и втором вместе.

(слайд 17) 3. Один токарь выточил х деталей, другой на 7 деталей больше, чем первый, а третий на 9 деталей меньше, чем второй. Вместе они сделали 87 деталей.


Раздаточный материал: разноуровневые цветные карточки с заданиями, фломастеры, буклеты.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Описание мультимедийного продукта: наглядная презентация из 18 слайдов.

Цель создания и использования медиапродукта на занятии: мотивация познавательной деятельности учащихся, иллюстрация материала.

Обоснование целесообразности использования ИКТ в данном уроке. Применение презентации на уроке становится с каждым днем все актуальнее. С ее помощью учебный материал становится наглядным, структурированным, тем самым помогает учащимся усвоить данную тему быстрее.

Презентация, подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые содержат основные этапы урока, все необходимые изображения, таблицы (карточки), анимации, звук и видеоизображение. Слайд - фильм вписывается в структуру данного урока, сопровождает рассказ учителя. Презентация, оформленная в уникальном стиле, близком к теме урока, значительно повышает степень восприятия информаци у учащихся. Яркость и содержание делает её особенно привлекательной для ребят.

У ребят работают следующие виды памяти: образная, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (зрительная, слуховая, осязательная и т. д. ); словесно - логическая, связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений; эмоциональная память, ответственная за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

Ход урока

- Сегодня мы не будем озвучивать решение домашнего задания, но в конце урока я соберу ваши тетради на проверку.

отработка навыков сложения и вычитания натуральных чисел;

повторить основные свойства сложения и вычитания;

повторить законы сложения и вычитания,

повторить как найти неизвестный компонент действия.

Молодцы, вы правильно определили цель урока.

2. Устный счет (фронтальный опрос) (5 мин)

Задание: Вычислите, используя законы сложения:

(На слайде 2 показаны задания. Каждый новый пример появляется только после правильного ответа на предыдущее задание).

Какие законы сложения вы применяли?А теперь оцените у себя на листках самооценки свою работу , согласно тем критериям, которые мы с вами определили.

3. - Следующий этап нашего урока – математический диктант. (10 мин)

Учитель вслух читает задания. Давайте вновь вернемся к нашим критериям оценки.

1. Число 6851 увеличить на 387

2. К числу 6555 прибавить 2181

3. Число 762 уменьшить на 289

4. От числа 7619 отнимите 5002

5. Решите уравнение:

Результаты диктанта, представленные на слайде 3, проверяются сразу по его окончании. Ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде и выставляют себе оценку

Критерии оценки и ответы предоставлены на слайде 3.

Оцените свою работу в карточках самооценки.

4. Самостоятельная работа по закреплению у учащихся навыков сложения и вычитания натуральных чисел. (25 минут)

Учитель: Вы хорошо поработали, я предлагаю вам перейти к другому виду работы.

- Ребята, обратите внимание! На доске написаны высказывания известных людей о математике:

Математика - это язык, на котором написана книга природы.

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы.

- Вспомним, что говорит наш земляк, поэтесса нашего с вами города Г. Лотос (слайд 6)

Цветок – это точка отсчёта,

Вокруг вращается мир,

Отсюда желанье полета,

Отсюда звучание лир.

- Эти слова написаны неслучайно. Сегодняшний урок, как я вам уже говорила, связан с природой. Следующее задание связанно также с темой природы.

Каждому ответу соответствует буква. Напишите на обратной стороне карточки с помощью фломастера получившееся слово.

Содержание урока:
1) Организационный этап (1 мин).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин).
3) Актуализация знаний (8 мин).
4) Обобщение и систематизация знаний. (24 мин).
5) Физкультминутка (1 мин).
6) Самостоятельная работа (7 мин).
7) Домашнее задание (1 мин).
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин).

I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
адача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой

II. Постановка цели и задачи урока.

- Скажите, ребята, над какой темой мы работаем? (Сложение и вычитание натуральных чисел)
- Как называется то, что мы получили в результате сложения? (Сумма – результат, значение суммы, целое)
- Какие вы свойства сложения знаете? (переместительное, сочетательное, распределительное)
- Сформулируйте переместительное свойство сложения (от перестановки слагаемых сумма не меняется).
- Что означает вычесть из числа а число в (разность).
- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? ( повторять, закреплять и обобщать).

III. Актуализация знаний.
1. Устный счет (фронтальный опрос)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, производя необходимые вычисления в уме:
- Сумму чисел 13 и 17 увеличить на 5.
- Разность чисел 72 и 46 увеличить на 2.
- Первое слагаемое уменьшили на 25. Подумайте, что нужно сделать, чтобы сумма не изменилась.
- Определите, насколько сумма чисел 72 и 28 больше их раз¬ности.
- От какого числа нужно отнять 47, чтобы получить 17?
- Определите, каким числом нужно дополнить число 983 до 1000.
- От числа 53 отнять сумму чисел 13 и 17.
- Насколько 32 больше числа 38?

Вычислите:
220+ 280 =
250+250 =
280-180 =
550 – 550 =
690 – 450 =
800 – 160 =
300 + 400 =
235 + 765 =

2. Проверка домашнего задания:
По сборнику: с. 101 №34, №36, №44.
№34
1) 34 796 +40 204 = 75 000
2) 6 539 + 37 958 = 44 497
3) 291 843 + 348 725 = 640 568
4) 27 948 +5 713 487 = 5 741 435
5) 34 874 682 579 + 7 508 613 967 = 42 383 296 546

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание №1. (Работа в группах). Раздать карточки с заданиями. Ребята решают, кто первый решил, показывает на доске решение.

Задание №2 Математический диктант
1. Запишите число, в котором 5 сотен и 3 единицы.
2. если одно из слагаемых равно 0, то их сумма равна ________.
3. если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна ________.
4. Какая из точек на координатной прямой расположена левее всех остальных А(123); В(13); С(68); D(5)?
5. Найдите значение выражения, используя свойства сложения чисел, 123 + 56 + 27
Взаимопроверка выполненной работы.

Задание №3 Работа по сборнику с. 40 №41
1) 68 451 – 25 508 = 42 943;
2) 24 084 – 23 852 = 232;
3) 56 431 – 7 025 = 49 406;
4) 80 004 874 - 60 340 285 = 19 664 589.

Задание №4
Решение задач:
1. В 2013 году наше село отмечало свое 150-летие. В каком году оно основано? Сколько лет ему исполнилось в этом году?
Решение:
1)2013-150=1863(г)- год основания села
2)2017-1863=154(г)- исполнилось в этом году
Ответ: 1863г.; 154г.

2. В 1930 году в школе обучались 270 учащихся пятых классов, что на 45 учащихся меньше, чем в шестых классах, а в седьмых классах на 360 учеников меньше чем в пятых и шестых вместе. Сколько всего учеников обучалось в пятых, шестых и седьмых классах?
- О чем эта задача?
- Что известно об учащихся 5-х классов? 6-х классов? 7-х классов?
Что надо найти?
- Можем ли мы сразу найти сколько всего учащихся?
- Почему?
- Что мы можем найти сразу? Каким действием?
- Что найдем теперь? Каким действием?
- Что найдем дальше? Каким действием?
- Можем ли мы теперь найти сколько учащихся?
- Каким действием?
- Прежде чем записать ответ, что надо сделать? Можем ли мы теперь записать ответ?
Решение:
1) 270+45=315(уч.)- в 6-х классах
2) 270+315=585(уч.)- в 5-х и 6-х классах
3) 585-360=225(уч.)- в 7-х классах
4)585+225=810(уч.)-всего
Ответ: 810 учащихся.

V. Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

VI. Самостоятельная работа
Ребятам раздаются карточки с заданиями. Затем обмениваются тетрадками и проверяют решение по образцу. (сверяют решение со слайдом на экране)

Вариант 1
№1. Выполнить действия:
а) 1783+9085;
б) 235-198;
в) 147+53-86.

№2. Решите уравнение:
а) х+116=200;
б) 432-х=278.

№2. Решите уравнение:
а) 78+х=178;
б) х-145=66.

VII. Домашнее задание
Домашнее задание: с. 58 п. 8, №204, №207, №211.
Инструкции по выполнению домашнего задания.

Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Ребята, подведем итоги нашего урока.
– Что повторили сегодня на уроке?
– Что вызвало у вас затруднение?
– Что нового узнали на уроке?
Выставление оценок.

Читайте также: