Конспект урока по русскому языку 2 класс имя существительное перспектива

Обновлено: 03.07.2024

Урок по русскому языку во 2 классе "Имя существительное" УМК "Перспектива": изучение и первичное закрепление новых знаний. Введение понятий "имя существительное", одушевленные и неодушевленные существительные.

Оценить 4276 0

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

имени Алексея Михайловича Черемухина

Открытый урок по русскому языку во 2-А классе

Учитель начальных классов

Лазарева Елена Константиновна

Тема урока: Имя существительное.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формирование общего понятия об имени существительном.

1.учить различать предмет и слово как часть речи;

2.учить соотносить вопросы кто? и что?;

3. показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;

4. определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

5.развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

6.развивать речь учащихся.

1. Организационный момент.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

Буду грамотно писать.

- Проверьте готовность к уроку.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранять хорошее настроение весь урок.

- Тема нашего сегодняшнего урока….

- Выполнив упражнения,вы сами скажите мне тему урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Повторение изученного материала. Возникновение проблемной ситуации.

- Откройте тетради и запишите число .

а) Чистописание.

- А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.

- Посмотрите на доску. Что там написано? ( Проворонила ворона воронёнка.) Скороговорка, предложение.

- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке? (Согласный звук [р].)

- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий , непарный согласный )

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)

-- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.

- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки.

- Что можно сказать о словах в этом предложении? ( Это однокоренные слова.)

- Спишите, выделите корень.

- Найдите грамматическую основу предложения. Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях.

б)Постановка учебной задачи.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

- В этом стихотворении скрыта тема нашего сегодняшнего урока. И мы попозже вернемся к этому стихотворению и посмотрим, где же она была скрыта.

- На какие три группы можно разделить слова? Запишите в 3 столбика.

Слова: цапля, красивый, идет, медведь, солнечный, девочка, весенний, гнездо, поет, береза, играет, ветер.

Ученики самостоятельно работают в тетради.

- Что вы заметили? (Записали части речи.)

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа, оцените его работу на правильность. Работа в парах.

- В каком столбике получилось больше слов?

- Поставьте вопросы к словам? ( Эти слова отвечают на вопросы кто? что?)

- Как мы называли эту группу слов? (Предметы.)

- А как будем называть теперь? ( Имя существительное.)

- Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Имя существительное)

- Давайте вернемся к стихотворению А. Шибаева и посмотрим, где спрятана тема урока.

Работа детей над стихотворением.

- Что обозначает имя существительное? ( Предметы, растения, животные, явления природы, одежду, обувь……)

г) Введение новых терминов.

- Поставьте вопрос к первым трем словам столбика. (Кто?)

- Такие имена существительные называются одушевлённые.

- Поставьте вопрос к последним трем словам столбика. (Что?)

- Такие имена существительные называются неодушевлённые. Запишите в тетради вместе с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные .

- Кто сформулирует правило? (Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые , отвечают на вопросы кто? и что?)

-Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движения

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

4. Закрепление знаний об имени существительном.

- Теперь и вы все отдохнули,

1) Словарная работа.

В…р…бей, б…реза, с…рока, з…мл…ника, …сина, с…л…вей, …рех , дят…л, яг..да, с…ница, в…рона.

(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.)

- Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите орфограмму, поставьте знак ударения, разделите на слоги.

- Что общего в этих словах? ( Обозначают предмет. Имена существительные.)

- Чем различаются? (Одушевленные и неодушевленные. Птицы и растения.)

2) Развитие речи.

- Какое новое словарное слово написали? (Ворона.)

- Откройте словари (с. 17), прочитайте, что обозначает это слово. (Ворона-всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная.)

Вороны часто кричат – к дождю. (Примета.)

Вот ворона сидит на заборе…(Н. Рубцов)

3) Работа с текстом.

- Прочитайте стихотворение А. Фета

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий небосвод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне.)

- Выпишите имена существительные.

Взаимопроверка работы. Работа в парах. Сверка с доской.

- Назовите одушевленное имя существительное. - А остальные слова к какой группе существительных относятся?

- Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Свое внимание к словам.

4) Групповая работа.

Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.

- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.

ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но

- Какие слова составили? К какой части речи относятся слова?

Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила).

5. Обобщение знаний об имени существительном.

Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)

Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.

Проверка работы в тетради:

– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).

6. Итог урока.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какие группы имен существительных знаем?

Оценки за работу на уроке.

7. Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Я могу похвалить себя за….

8. Домашнее задание: стр. 77- правило, упр.93, Словарные слова- с.17

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Закрепить и углубить знания учащихся об имени существительном.

Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

Воспитывать интерес к русскому языку.

Результаты деятельности:

Личностные. Сформированность учебных мотивов.Умение воспринимать задание.

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Метапредметные Регул.принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять самоконтроль,контроль результата деятельности и анализ деятельности.

Позн. Ориентироваться в информационном материале ; строить рассуждения в форме простых суждений, делать выводы о результате совместной работы класса и учителя

Коммун. Принимать участие в работе группами, парами, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Предметные: Уточнить находить слова, обозначающие предмет; различать грамматические группы слов(части речи); определять у имени существительного значение, опознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные, изменять по числам.

Мотивационный (самоопределение к учебной деятельности)

Организует ситуацию настроя детей на работу

Мы рады видеть в гостях учителей нашей школы. Пусть у всех будет хорошее настроение. Повернитесь к друг другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Настраиваются на активную работу на уроке

Организует работу детей в тетради

Сегодня мы повторим изученный материал, а вот тему определите сами в команде.

Прочитайте текст, добавьте подходящий по смыслу слова. Определите, о чем говорится в тексте и выведите тему урока. Докажите своё предположение словами из текста.

:………………………… – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, ………………… появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи – это ………………………….

(О чем говорится в тексте? Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

-Наша задача: обобщить знания об имени существительном как части речи, составить памятку – кластер.

-Задание для чистописания.

-Запишите в тетрадях эту фразу, выделите орфограммы. Поменяйтесь тетрадями с партнером по плечу и оцените работу.

1)Учащиеся знакомятся с текстом : первый ученик читает, второй вписывает слова, третий прочитывает полный текст, четвертый отвечает.

2)прописывают фразеологизм в тетради, подчеркивают орфограммы (самооценка работы)

Постановка учебной задачи

Организует парную работу со словарным словом

-Назовите имена существительные.

Как отличить имена существительные от других частей речи?

Организует работу в парах, в тетрадях

- Прочитайте группу слов, на листочке вставьте пропущенные буквы. Выпишите только имена существительные. На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Разделите их в два столбика: яг.да, яг.дный, б.рёза, б.рёзовый, сн.гирь, ябл.ко, в.село, в.рона, д.ревня, за.ц.

После выслушивания и обсуждения возможных способов.

На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

-Назовите признак имени существительного.

-Как отличить имя существительное от других частей речи?

Дети выполняют работу самостоятельно, предлагая различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор,

-1-кто?, 2 – что?

имя существительное

-предмет

В ходе обсуждения дети приходят к выводу о том, что слова , отвечающие на вопросы кто? - одущевлённые

что?- неодушевленные. (на доске : одущевлённые, неодушевленные)

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Организует коллективную работу учащихся.

1)Прослушайте аудиозапись, помогите решить спор одноклассниц. Обоснуйте свой ответ.

В одном классе между одноклассницами произошел спор. Катя утверждала , что слово ЛИСИЧКИ –неодушевленное, а Света говорит, что это имя существительное одушевленное.

- Кто из них прав и почему?

-От чего зависит признак слова ЛИСИЧКИ?

-Составьте два предложения, используя признак существительного: одущевлённое, неодушевленное.

- Это вымысел или факт?

Обсудите в команде, обоснуйте свой ответ.

-Какой признак существительного мы выделим?

-Какие имена существительные собственным?

Работа в группах(по 4 человека, дети в команде по очереди начиная с первого высказывают свои предположения, каждому дается 5 секунд)

Слово ЛИСИЧКИ имеет два значения, гриб и зверь.

Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка

На доске : нарицательные- собственные.

На листочке записать существительное, а на обратной стороне указать граматические признаки : вопрос, одуш. или неодуш., нариц. или собственное. Включается музыка, дети танцуют, как останавливается музыка, образуют пары ,один из учеников называет существительное, а его партнер указывает признаки существительного.

Самостоятельное использование новых и ранее сформированных умений

- Вставь в предложение подходящие по смыслу существительные. Объясни свой выбор.

*Лёва ….. делал домик для ……(скворцов, Скворцов)

Андрей … любит слушать рассказы … (рыбаков, Рыбаков)

Толя … привёз много …. .(рыжиков, Рыжиков)

- По какому грамматическому признаку составлены пары?

Измени число. Сделайте вывод.

Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка.

Работа в группах(по 4 человека, дети в команде по очереди начиная с первого высказывают свои предположения, каждому дается 5 секунд)

На доске : единственное число - множественное.

Некоторые существительные имеют форму только единственного или только форму множественного числа.

Обобщение усвоенного нового знания

- Что такое имя существительное?

- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?

-Что такое собственные и нарицательные имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

Подводят итог урока.

-Какое задание понравилось, почему?

-Чью работу на уроке вы бы могли выделить?

- Спасибо за работу.

Подводят итог урока. Самооценивание, оценивание работы

………………………… – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, ………………… появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи – это ………………………….

(О чем говорится в тексте? Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

………………………… – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, ………………… появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи – это ………………………….

(О чем говорится в тексте? Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

………………………… – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, ………………… появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи – это ………………………….

(О чем говорится в тексте? Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

………………………… – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, ………………… появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи – это ………………………….

(О чем говорится в тексте? Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

………………………… – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, ………………… появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи – это ………………………….

(О чем говорится в тексте? Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;

определять у имени существительного значение;

соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока: урок-открытие нового знания.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация

1. Мотивация к учебной деятельности:

П риветствие, проверка готовности к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем,

И работать начинаем .

2. Актуализация знаний

- С чего мы начинаем работу на каждом уроке? (с повторения)

- О каких словах вчера узнали? (словах – названиях предметов, действий, признаков)

- Распределите слова на группы

Милый, малыш, мыть, молоко, молчит, маленький,

hello_html_m35f46d13.jpg

hello_html_60adb79.jpg

- Чем сходны все слова? (они начинаются на М)

- Напишем эту букву (повторение написания букв М м в воздухе, затем письмо в тетради)

- Отгадайте загадки, правильно напишите словарные слова:

Всю зиму тихо спит в берлоге,
Гулять не ходит по двору,
В лесу хозяин самый строгий,
Боится Машу лишь одну (медведь)

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (машина)

Друг за другом по порядку
Хвостики торчат на грядке,
А красавица девица
в земляной сидит темнице (морковь)

Медведь, машина, морковь.

– Чем сходны все слова? (они обозначают предмет)

3.Постановка учебной задачи

- В начале урока мы повторили о словах, которые обозначают предмет. Всё ли мы о них знаем?

- Значит, сегодня на уроке нам надо сделать ещё одно небольшое открытие.

- Что бы вы хотели узнать об этих словах?

(Слайд – задачи урока)

Узнать, как называются слова, которые обозначают предметы

На какие вопросы они отвечают

На какие группы можно разделить эти слова

4. Построение проекта выхода из затруднения

Клещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты -
Называются ПРЕДМЕТЫ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

- Существуют ли эти предметы в жизни?

- Придумайте название этой группе слов.

- Верно, слова, которые обозначают предметы, назвали существительными .

- Разделите эти предметы на 2 группы. По какому признаку разделили?

( 1 группа – живые, 2 группа - неживые предметы)

hello_html_5a95089a.jpg

hello_html_m7daa0171.jpg

- Задайте к словам 1 группы вопрос (кто?)

- Почему такой вопрос задали? Дайте название этим существительным (одушевлённые существительные)

Задайте к словам 2 группы вопрос (что?)

- Почему такой вопрос задали? Дайте название этим существительным (неодушевлённые существительные)

- Давайте прочитаем, что нам расскажет профессор Самоваров об именах существительных (чтение текста в учебнике стр. 76)

- Какой вопрос задавали к растениям? Почему?

- Прочитаем, что нам об этом расскажет профессор Самоваров (чтение текста стр. 79 учебника)

Физкультминутка

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

Первичное закрепление

Упражнение 99 стр. 76 выполняют устно

Работа в паре по карточкам

1 карточка: Аллея, капуста, мальчик, осина, народ, солдат, огурец, заяц.

2 карточка: Платок, сорока, лопата, стакан, лягушка, мороз, отец.

1 вариант - выписать одушевлённые существительные

2 вариант - выписать неодушевлённые существительные

(Проверка выполнения задания вслух)

Самостоятельная работа

Стр. 77, упр. 100, 101

Проверка – слайд

Что? Молоток, тиски, клещи, напильник, ножовка, сноровка

Кто? Олень, лев, барсук, рысь, медвежата

Включение нового материала в систему знаний

- У вас на столах лежат карточки. Оцените свои силы, выберите ту, с которой справитесь, выполните задание.

1 уровень сложности:

- Допишите предложения. Как называются слова, которые написали?

Была зима. Выпал пушистый __________. Люди сидели в домах и топили ____________.

2 уровень сложности:

- Распределите существительные на 2 группы – одушевлённые и неодушевлённые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Хазеева Светлана Владимировна

Тема: Имя существительное (продолжение).

Основные задачи:

Это важно! Новым для второклассников на данных уроках является материал об использовании заглавной буквы с определенными стилистическими целями — для придания тексту торжественного звучания, для передачи уважительного отношения к предмету речи (Родине, Отечеству). В классах с высоким уровнем подготовки учитель может показать, что эти слова пишутся или со строчной буквы (в текстах неторжественного, бытового содержания: Летом съезжу на родину, навещу родителей. В нашем отечестве много красивых мест), или с заглавной буквы (если речь идет обо всей стране в целом и надо подчеркнуть особую торжественность речи: Мы любим свою Родину, свое Отечество).

1. Мотивация к учебной деятельности

- Приветствие

- Готовность к уроку

2. Актуализация З и УУД

Минутка чистописания: РрРрРрРр

Роман Руслан Родион Рим Россия Румыния

- Что это такое? Какие еще знаете ?

Словарь: картина,Россия,Москва,здравствуй,хорошо,ужин,суббота,понедельник,вторник,четверг, классная комната,помидор.

Зрительный диктант: Саша и Женя читают рассказы о животных.

(На обратной стороне доски написано предложение. Дети читают три раза предложение, затем учитель закрывает доску. Учащиеся записывают предложение в тетрадь. Учитель выборочно проверяет.)

- Разбор предложения.

- Фонетический разбор слова: Саша

- По составу: Рассказы, читают.

Физкультминутка

3.Работа по новой теме (продолжение):

Дальнейшую работу над мотивированными (т. е. дающими характеристику называемому предмету) и немотивированными именами собственными можно начать с диалога:

- Как вы думаете, какого кота назовут Рыжик, а какого Пушок? Какую корову назовут Пеструшка, а какую Ночка? Почему один из городов на Кавказе назвали Пятигорск? А можем ли мы что-то узнать о мальчике, если его зовут Виктор? а о девочке, которую зовут Марина?

Дети должны вспомнить, что некоторые клички животных, названия городов, деревень и т. д. могут отражать какие-то свойства называемых объектов. Но имена и фамилии людей такого свойства в современном языке не имеют.

Работа с мотивированными именами собственными — кличками животных (упр. 103). Дети должны сначала обязательно описать животное по предтекстовым вопросам, а затем подобрать ему кличку. Задание можно расширить, предложив подобрать кличку собаке, корове, попугайчику и т. д. с обязательным описанием животного.

4. Закрепление новой темы.

Наблюдение за использованием заглавной буквы с определенной стилистической целью (упр. 149 из РТ).

Выясняется, что слова Родина, Отечество — это не имена собственные (современное название страны — Россия, более старое, историческое — Русь). В словах Родина, Отечество заглавная буква может употребляться для передачи уважения и любви к родной стране, для придания речи торжественности: Почему Ушинский называет Россию матушкой?

Закрепление навыка употребления заглавной буквы (упр. 107, 108).

Составление предложений из слов и текста из полученных предложений с верным употреблением заглавных букв (упр. 105).

5) Итог урока.

Дописывание правил употребления заглавной буквы (упр. 109).

6) Домашнее: вспомнить и записать пять собственных имен существительных — географических названий.

Читайте также: