Конспект по развитию речи осень наступила

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Закрепить знания детей об осенней поре.

Задачи: Систематизировать знания детей об осени; активизировать словарь по теме занятия; учить; совершенствовать умение отвечать на вопросы; развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать любовь к родной природе.

Ребята, к нам в гости пришла удивительная гостья. А кто это отгадаете сами.

Лишь только взмахнула

Я сказочной кистью,

И вмиг разноцветными

Стали все листья.

Они, словно, бабочки, радуют нас

И дарят нам свой удивительный вальс.

- Как вы думаете, кто эта волшебница? (Осень.)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Первый месяц осени … (Первый месяц осени сентябрь.)

Второй месяц осени … (Второй месяц осени октябрь.)

Третий месяц осени … (Третий месяц осени ноябрь.)

Давайте поиграем в игру. Кому я дам осенний листик, должен ответить на мой вопрос полным предложением.

- Осень наступает после какого времени года? (Осень наступает после лета.)

- Листья осенью, что делают? (Листья осенью желтеют и падают.)

- Птицы осенью, что делают? (Птицы осенью улетают на юг.)

- Люди осенью, что делают? (Люди осенью собирают урожай.)

- Дождь осенью, что делает? (Дождь осенью моросит, идет.)

- Деревья осенью, что делают? (Деревья осенью роняют листья.)

А теперь ребята, расскажите мне, какая осень?

Осень (какая?) – холодная, красивая:

Ветер (какой?) – холодный, сильный, порывистый;

Листья (какие?) – яркие, разноцветные, разные;

Дождь (какой?) – частый, холодный, моросящий;

Небо (какое?) – пасмурное, дождливое, серое, хмурое.

Массаж биологически активных зон. Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа).

Знаем, знаем, да, да, да – нам простуда не страшна!

Ребята, пока мы делали зарядку, шаловливый ветерок раскидал листья. Давайте их соберем и узнаем с каких деревьев эти листики? Каждый берет один лист и называет с какого дерева листок.

Лист с березы – березовый лист,

Лист с рябины – рябиновый лист,

Лист с клена – кленовый лист,

Лист с дуба – дубовый лист и т.д.

Разбросала осень листья (плавные взмахи ладонями вверх-вниз).

Разукрасила их кистью (круговые движения кистями рук).

Мы в осенний лес пойдем (шагают пальцами обеих рук).

В букеты листья соберем (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев).

Летом дни длинные, а ночи …

Осенью дни короткие, а ночи …

Летом дни жаркие, а осенью …

Летом дни ясные, а осенью …

Летом дожди теплые, а осенью …

Осень устали не знает,

Заглянув во все сады,

Собирать нам помогает

Осень и нам принесла румяные, сочные, спелые яблоки. Угощайтесь ребята. Только я предлагаю, кто берет яблоко, говорит какая осень.

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая : развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья

Ход занятия:

1. Организационный момент. Рассказ-загадка.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Назовите месяца осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

Дети Осенью часто идут дожди.

-Осенью начинает холодать.

-Бывают первые заморозки.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. - листья осенью (что делают)

Дети Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает)

Дети. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают)

Дети Урожай осенью убирают.

Вос. - птицы осенью (что делают)

Дети. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью (что делают)

Дети Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают)

Дети. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А сейчас мы немного отдохнём.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

-Мы говорили об осени.

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по развитию речи в старшей группе

Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

Пробуждать детей чувствовать любовь к родной природе, восхищаться её красотой.

Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

Оборудование: картины с изображением осени

Ход:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Время года – осень.

Воспитатель: Назовите месяца осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: -Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь.

После дождя появляются грибы.

Часто дует холодный ветер.

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: -Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети: Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные. С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелено – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

Воспитатель: Дети, давайте обобщим услышанное?

Дети: Ранняя осень – красивое время года.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Воспитатель: -Спасибо, очень интересный рассказ получился. А кто ещё хочет рассказать о осени?

Ребёнок: Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Воспитатель: -Спасибо, очень хороший рассказ. Кто следующий составит рассказ?

Ребёнок: -В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Воспитатель:- Спасибо, вам, ребята у вас получилась разная красивая осень.

А сейчас мы немного отдохнём.

(Воспитатель говорит, дети изображают)

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят. летят. летят.

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель:- Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти. )

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Воспитатель:- Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска. )

Воспитатель: — Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?
Дети:
Да

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?
Дети:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять знания детей об осени, учить составлять простые рассказы, правильно отвечать на вопросы.

Цель : обучение детей составлению рассказа из личного опыта.

Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

На ковре лежат красные и желтые листья.

- Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

- Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?

- Они красные, желтые, красивые, разные.

- А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

- Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

- Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).

Дети встают в круг.

Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу. Садятся на места.

2. Основная часть

Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Повторная работа по схемам (для закрепления).

Развитие связной монологической речи.

Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.

Какая здесь изображена осень?

- Какую осень вы видите здесь?

- Красивая, яркая, солнечная, тихая.

- Мрачная, холодная, темная, сырая.

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Скажите, а какую одежду мы носим осенью?

- Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

Что происходит с природой?

- Желтеют листья и трава, идет дождь.

Что осень делают звери и птицы?

- Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.

- Скажите, что осенью происходит с листьями?

- Они желтеют и падают.

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.

Составляют рассказы из личного опыта.

3. Заключительная часть

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Читайте также: