Конспект человек и человечность

Обновлено: 03.07.2024

Методическая разработка урока по обществознанию в 6 классе по теме "Человек и человечность" в соответствии с ФГООС. Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Оценить 629 0

Обществознание 6 класс.

Тема урока: Человек и человечность

Цель: формирование понятий человечность, гуманизм, определение качества человека соответствующих понятию гуманизм.

Планируемые результаты: Объяснять понятие гуманизм, называть качества гуманного человека; работать с текстом учебника и дополнительными источниками информации, отвечать на вопросы, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Материалы и оборудование: учебник, словари, портрет писателя В. Маяковского, карточки с биографиями, презентация, проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Организационный момент. (слайд)

Учитель:Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем нашими улыбками!

А теперь поприветствуйте друг друга!

(обучающиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят)

Дети:- желаю (большими)

- во всем (безымянными)

- и везде (мизинцами)

- Здравствуйте! (всей ладонью)

Учитель:Присаживайтесь.

Мотивационно-целевой этап

Учитель:Наш урок я предлагаю начать с просмотра видеоролика. Внимательно посмотрите и попробуйте определить тему нашего урока.

Учитель:Итак, ребята, о чем этот ролик?

Учитель:Да, все ваши ответы верны. Давайте предположим, как будет звучать тема нашего урока?

(на доску тему урока) (слайд)

Учитель:Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Учитель:Какова цель нашего урока, что мы должны узнать?

(предположения 2-3 детей)

Учитель:Цель нашего урока: формирование понятий человечность, гуманизм, определение качества человека соответствующих понятию гуманизм.

Учитель:Мы с вами узнаем, что такое человечность, познакомимся с понятием гуманизм, научимся понимать, как личные качества человека влияют на его поступки, попробуем разобраться, от чего зависят поступки человека и определим, какие поступки можно назвать гуманными, человечными.

Задачи:(размещаем на доске)

1.Что такое человечность, гуманизм?

2.Влияниеличных качеств человека на его поступки,

3.Какие поступки можно назвать гуманными, человечными?

Изучение нового материала.

Учитель:Персидско-таджикский поэт Саади, живший в XIII веке, говорил

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Учитель:Ребята, как вы думаете, что он имел в виду? Ответы

Учитель:Совершенно верно, он призывал быть человечным.

Так, что же такое человечность? У вас на столах лежат словари. Прочитайте определения понятию Человечность и запишите в тетрадь.

(работа со словарями)

Учитель:Какое определение записал Петя? Аня?

Учитель:Ребята, понятие Человечность можно заменить другим словом – гуманность. В тетради запишите напротив слова Человечность его синоним слово (обратиться к детям, они добавляют Гуманность). Какой знак можно поставить между этими словами? (равно =) (слайд). Гуманный человек, значит человечный.

Учитель:Так какие же качества и поступки говорят о том, что Корней Чуковский гуманный человек?

Учитель: К сожалению не все поступки людей можно назвать гуманными. Многие ученые с давних лет пытаются определить причины человеческих поступков. Они хотят узнать, что движет человеком, когда он поступает жестоко по отношению к другим людям, к окружающей природе.

Одни учёные настаивали на том, что природа плохих поступков заложена в биологических качествах человека - это плохая наследственность, группа крови и даже пробовали искать причину в строении черепа. Другие учёные называли социальную причину. То есть окружение человека, богатство или бедность.

Чтобы сделать правильный вывод, о том, что влияет на поступки людей, я предлагаю выполнить одно задание.

Игра: Кирилл и Вика, я попрошу вас мне помочь. Вы сейчас выйдете за дверь и постоите там минутку, а когда зайдёте, я задам один вопрос, он будет очень простым.

Учитель: Ребята перед вами портрет известного советского поэта Владимира Маяковского. (слайд) Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают восхищение у миллионов его почитателей. Но Кириллу и Вике мы этого не скажем.

Заходят. Перед вами портрет известного террориста, глядя на его внешность, определите какие черты лица указывают, что это преступник. (ответы)

Учитель: А теперь, ребята, давайте всё-таки расскажем, кто изображён на портрете.

(рассказы учеников)

Учитель: Как легко можно ошибиться, судя о человеке только по его внешности.

Какой вывод сделаем из этой ситуации? (ответы)

Учитель: Поступки человека не зависят о т строения черепа, цвет глаз, волос, т.е. от биологических факторов. Ребята, а как вы думаете, что может влиять на формирование человечности? (предположение детей чтение книг, просмотр поучительных фильмов, воспитание доброты в семье, в школе и дома учат дружить, быть внимательными)

Учитель: Ребята, можно сказать, что на то, каким будет человек влияют социальные факторы? (ответ детей)

Учитель:Конечно, семья, школа, друзья, это всё социальное окружение, социальные факторы.

Учитель: Знаете, ребята, я убеждена, что в нашей жизни гуманных поступков совершается больше чем плохих. И чтобы убедить вас в этом я приготовила для вас карточки с рассказами об интересных людях. Прочитайте эти рассказы, обсудите между собой, можно ли назвать этих людей гуманными, человечными и почему. Работаем в парах (5 биографий. Работа в парах. 3 минуты) (рассказы детей о поступках)(слайды)

Учитель: Мы видим, фондом проводится большая работа, огромное количество неравнодушных людей стараются оказать помощь.

Учитель: (слайд) 2018 год объявлен президентом РФ В.В. Путиным годом добровольца и волонтера. Волонтер — человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью. Такое движение действует и в нашем районе. ( слайд с волонтерами нашего района). Ребята из Климовских, Митьковской и других школ помогают одиноким пожилых людям, проводят мероприятия для детей из детских домов, ухаживают за памятниками, помогают в проведении праздников и мероприятий, проводят различные акции. В преддверии празднования Дня Победы волонтеры поздравят ветеранов войны, вдов, тружеников тыла. Любой из вас может стать волонтером. В нашей школе пока нет волонтёрского движения, но мы с вами можем проявить свои добрые человеческие качества. Как? (предположения детей поздравить ветеранов, убрать памятник, возложить цветы, помогать родителям, бабушкам)

Учитель:Совершенно верно.

Подведение итогов.

Учитель:И так, ребята, сегодня на уроке мы с вами(к доске и указывая на задачи повторить) узнали, что такое человечность, познакомились с понятием гуманизм, учились понимать как личные качества человека влияют на его поступки, разбирались от чего зависят поступки человека.

Откройте дневники, запишите Домашнее задание: (слайд)прочитать стр. 101-104, и выполнить творческое задание по выбору. Алёша, Света, у вас дополнительное задание на карточках.

Учитель:В народе о добром человеке принято говорить, что у него большое сердце.

Наверное вот такое. (прикрепить сердце на доску) Если вам понравился наш урок, было всё понятно и интересно, возьмите красное сердечко из коробочки и прикрепите его на большое сердце, если было сложно – желтое, если осталось много не понятного синее. Выходим по парам. (Ребята по парам выходят и размещают)

(Если останется время, спросить 2-3 ребят, что понравилось, что оказалось сложным)

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями гуманизм , принцип и человечность ; исследовать их сущность; выявить факты, способствующие повышению человечности и гуманизма.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия.

Предметные: продолжить развивать навыки работы с учебным текстом, уметь выделять главное, делать выводы.

Личностные: формирование у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, формирование осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

1) Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Но сначала давайте вспомним вопросы из курса обществознания.

2) Актуализация знаний

-Ребята, что является главным объектом изучения обществознания?
- Чем человек отличается от других живых существ?
- А как человек относится к тому, что его окружает?

3) Изучение материала (открытие знаний)

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Сегодняшний урок тоже посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по мнению мыслителей всех времен, является он сам.

Вот перед вами на карточках – слова – различные качества человека. Давайте попробуем с вами разобраться в них и отделить положительное от отрицательного.

(По окончании слова пересчитываются - их поровну ).

- Посмотрите, что получилось?

- А что может произойти?

- Если негативного в нашей жизни будет больше как мы будем жить?

- А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

Задача для учащихся: Выяснить главные особенности гуманного общества и что заключает в себе истинный гуманизм.

Ребята, все положительные качества которые мы перечислили можно назвать одним словом -ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру (запись определения) (Слайд).

Гуманизм – это не только определенное отношение к человеку, но и его определенное поведение. Такое значение гуманизма дает нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

- Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

- Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Давайте сейчас, опираясь на изученный материал, попробуем определить что такое гуманное общество? Какое оно? Я буду на доске чертить схему, ваша задача сказать ваши предположения о гуманном обществе.

Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное – человек, его благо (запись определения в тетрадь) (Слайд).

Вернемся к задаче, поставленной в начале урока, каково ее решение?

Один ученик подходит, берет одну карточку, зачитывает слово вслух, класс определяет качество данного слова и ученик кладет его в соответствующую стопку

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


обществознание, 6 класс. 17.03.2017

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Ход урока: 1.Организационный момент

2. Актуализация.

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека ( да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение ( нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? ( да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь ( лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

-Что вы почувствовали, услышав об этом?

Как вы оцениваете действия правительства США?

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Работа со словарем ( задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь)

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность — это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов , а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность , человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий.
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохиВозрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

- Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

- Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

- Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

Живи так, как тебе хочется.

Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

Живи так, чтобы не навредить другим людям.

Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

Живи так, как тебе нравится , лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся: А вдруг это обман?

Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Оцените обман с точки зрения человечности.

Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?

Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек , но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

- Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном ( человечном) отношении людей друг к другу.

( Эти высказывания ученики подготовили дома)

- Кто помнит имя автора этой чудесной сказки?( Антуан де Сент-Экзюпери)

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!

На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!

Домашнее задание: находим примеры человечности ( история войны, современное время), параграф 12.


Что такое человечность? На этот вопрос довольно трудно ответить однозначно. Из урока учащиеся узнают о том, что человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми, и познакомятся с примерами настоящей человечности.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Человек и человечность"

Что такое человечность? На этот вопрос довольно трудно ответить однозначно. Прежде всего мы можем говорить о том, что человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми.

Но кого же можно назвать настоящим человеком?


Ведь настоящий человек, это тот, кто умеет чувствовать других людей, их духовный мир и интересы. Тот, кто готов прийти на помощь каждому кому она необходима, не прося ничего взамен. Тот, кто готов прощать и не осуждать окружающих. Тот, кто умеет сострадать и сочувствовать.

В старших классах вы будете знакомиться с произведениями русского писателя Фёдора Достоевского, который в своих произведениях постоянно затрагивает тему человека и человечности. Одна из основных его идей состоит в том, что настоящим человеком не становятся по взмаху волшебной палочки, это большой внутренний труд. То есть человечность – это то качество, которое приобретается в процессе становления личности. В её основе лежит понимание ценности и уникальности не только человеческой жизни, но и всего живого на земле.

По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья.

– Что это такое? – спросил путешественник у привратника.

– Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

– А есть там вода?

– Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны.

– Все, что захочешь.

– Но со мной собака.

– Сожалею, с собаками нельзя. Её придётся оставить здесь.

И путешественник пошёл мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить – попросил путешественник.

– Заходи, во дворе есть колодец.

– Возле колодца увидишь поилку.

– Могу угостить тебя ужином.

– А что это за место?

– Как так? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай – там.

– Врёт он все. Там ад.

– Как же вы это терпите?

– Наоборот, для нас это очень полезно.

Забота о братьях наших меньших это тоже проявление человечности.

Ведь многие заводят домашнего питомца, не задумываясь, что заботиться о нём довольно хлопотно. Столкнувшись с проблемами, хозяева решают просто-напросто избавиться от животного. Они вывозят собаку или кошку в лес за черту города или выбрасывают их прямо на городскую улицу. Голодные, тощие, больные и измученные бездомные животные – привычное дополнение уличной декорации в любом городе.

Те, кто хоть когда-нибудь смотрел в глаза бездомной собаке, хорошо знают, какие они добрые, умные и печальные. Животные будто понимают, что страдают безвинно, но покорно принимают свою судьбу, потому что так решил их хозяин. Тот самый, который приручил их маленькими щенками ради развлечения.

Сегодня бытует мнение о том, что в современном мире человечность теряет свою актуальность и для многих людей это всего лишь слово, которое ни к чему не обязывает.


Сегодня, когда в мире столько насилия и жестокости, нетрудно забыть о простом человеческом сострадании.

Согласитесь, что многие из вас, при виде человека, лежащего на улице, просто пройдут мимо и только некоторые попросят взрослых вызвать скорую. Ведь вполне вероятно, что человеку просто стало плохо и это может произойти с каждым из нас.

Довольно часто в нашей жизни происходят события и случаются ситуации, в которых каждому приходится принимать быстрые и ответственные решения. Это своего рода проверка на человечность, на реакцию, на сердечность и на доброту, которую устраивает нам сама жизнь.

Некоторое время назад в московском метрополитене, появилась бездомная собака, она бегала по платформе, кого-то искала, и случайно упала на пути. На станции было много пассажиров: час пик, до прихода следующего поезда оставалось меньше минуты.

От неминуемой гибели собаку спас сотрудник полиции, который быстро среагировал, подбежал, спрыгнул на рельсы, обнял под лапы (большого неизвестного барбоса, ужасно напуганного) и на руках вынес его на станцию.

На этом, в общем, история заканчивается. Да и вряд ли это назовёшь историей, просто обычный нормальный человек выполнял свою работу.

Другой случай произошёл на оживлённой автомобильной дороге. Молодая мать с коляской переходила дорогу по пешеходному переходу, когда она дошла до середины дороги, один из водителей, который стоял на светофоре заметил, что по соседней дорожной полосе на всей скорости несётся автомобиль. Водитель вывернул руль и перегородил дорогу, тем самым прикрывая женщину своей машиной. К счастью для всех, водитель второго автомобиля сумел вовремя остановится.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Организационный момент.

учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

- во всем ( безымянными)

- и везде (мизинцами)

- Здравствуйте! ( всей ладонью)

II. Мотивационно-целевой этап

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- но это просто глупо! – закричал человек.

- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

- О чем эта притча?

- Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

Тема урока: Человек и человечность.

Что такое гуманизм.

Прояви внимание к старикам.

III.Введение в новый материал.

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

- Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

1. Что такое гуманизм.

- Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Гуманное отношение к человеку:

Великодушие

Уважительное

Готовность понять

Отношение как к равному

Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая

- ценность человека

- права человека на свободу

- право человека на счастье

- право человека на развитие и проявления своих способностей

- Критерий оценки справедливого общества – благо человека

- Любовь к людям

- Уважение к людям

- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

Содержание понятия гуманизм менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь.

- Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности ( Конфуций)

Народу много, а людей немного ( Диоген)

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным ( К.Маркс)

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью ( В.Гюго)

В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. ( Ч.Диккенс)

Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. ( Ж. Ренан)

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

- Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

- Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

- В чем смысл этой притчи?

2.Прояви внимание к старикам

Благоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

- Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

- Какие из этих правил вы выполняете?

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же! нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

- О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

V. Рефлексия.

На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.

Читайте также: