Основы пограничной деятельности конспект
Обновлено: 05.07.2024
(введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Пограничный режим
Меры пограничных органов по контролю за соблюдением пограничного контроля и пограничного контроля имеют важное значение в общей системе мер по обеспечению надежной охраны государственной границы.
Режимная деятельность пограничных органов относится к их внешней административной деятельности, которая регулируется Законом о государственной границе, иными законами России и субъектов Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, действиями местных органов власти, а также ведомственными актами ФСБ России. В соответствии с Законом о государственной границе и правилами модальная деятельность пограничных органов Федеральной службы безопасности осуществляется самостоятельно или в сотрудничестве с уполномоченными на это органами государственной власти (органами местного самоуправления, органами и органами ФСБ России МВД и т. д.) в границах:
* Территориальные воды Российской Федерации;
* Внутренние воды с доступом к государственной границе.
Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий для надежной охраны государственной границы.
В вышеуказанных пределах пограничные органы контролируют соблюдение пограничных правил.
Основные положения, регулирующие пограничное регулирование, определены в разделе 1. IV Закона о государственной границе.
Режим границы содержит правила:
* в пограничной зоне:
• въезд (въезд), временное пребывание, передвижение людей и транспортных средств;
* экономическая, коммерческая и другая деятельность, общественные и политические, культурные и другие массовые мероприятия в пределах пятикилометровой полосы вдоль государственной границы на суше, на побережье Российской Федерации, на российских берегах пограничных рек, озер и других водоемов и на островах на этих водах, а также на границе инженерных сооружений, если они находятся за пределами пятикилометровой полосы местности;;
• в российской части границы рек, озер и других водоемов, внутренних вод и прибрежных морей Российской Федерации:
* учет и техническое обслуживание российских малых и несамоходных судов (надводных и подводных) и транспортных средств на льду, их плавание и движение по льду;
* рыболовство, исследования, исследования и другие виды деятельности.
Другие пограничные проверки не допускаются. Любое ограничение граждан в их правах и свободах допускается только на основании и в порядке, предусмотренном законом.
Пограничной территорией считается территория населенных пунктов и прилегающих территорий на границе материка, побережья Российской Федерации, российского побережья, граничащая с реками, озерами и другими водоемами, а также на территориях, расположенных на островах водоемов. В пограничную зону по предложению органов местного самоуправления населенных пунктов не допускаются определенные территории населенных пунктов и санаториев, домов отдыха, других учреждений здравоохранения, учреждений культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и другие места традиционного массового пребывания граждан. На входах в пограничную зону установлены предупреждающие знаки.
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством, пограничная зона не может быть создана в определенных местах государственной границы.
Границы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями компетентных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с представлениями старших должностных лиц пограничных органов власти на территориях субъектов Российской Федерации. Как правило, ширина пограничной зоны составляет 5 км.
На входах в пограничную зону четко видны предупреждающие знаки.
В таком же порядке определяются территории (территории) внутренних вод Российской Федерации, в которых установлен пограничный режим.
Определенное содержание, пространственно-временные рамки Закона о государственной границе, правила пограничного режима, круг лиц, к которым применяются определенные правила, решения местной администрации по согласованию со старшими должностными лицами пограничных и внутренних войск на территориях республик в составе Российской Федерации, областей, областей, автономной области и автономных округов и подлежат публикации.
Пограни́чные войска́ (пограничная охрана, пограничная стража и т. д.) — государственная организация, воинское формирование, предназначенное для охраны внешних границ государства на суше или воде а также для поддержания соответствующего режима в пограничной зоне.
К основным обязанностям пограничных войск относятся:
обеспечение правил содержания государственной границы;
пресечение незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;
отражение вооружённого вторжения;
контроль соблюдения гражданами и организациями режима государственной границы, пограничной зоны, пропуска через государственную границу;
осуществление пропуска через границу физических лиц и грузов согласно законодательству;
оказание в необходимых случаях поддержки таможенной службе, войскам ПВО, органам государственной безопасности;
выявление и задержание нарушителей пограничного режима, пресечение попыток незаконного пересечения государственной границы;
обеспечение выполнения международных обязательств государства по вопросам режима и охраны границы.
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — внутренние войска) входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
-участие совместно с Органами внутренних дел в охране общественного порядка, -обеспечении общественной безопасности и режима ЧП;
-участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
-охрана важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях;
-участие в территориальной обороне Российской Федерации;
-оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности (пограничные органы) в охране государственной границы Российской Федерации;
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.
Кроме исполнения своих непосредственных функций, внутренние войска могут привлекаться для выполнения следующих задач:
-в военное время участие в боевых действиях совместно с Вооружёнными Силами в качестве общевойсковых частей и соединений,
-оказание помощи пограничным войскам в охране государственной границы в случае возникновения пограничного конфликта, либо осложнения оперативной обстановки на границе,
-оказание помощи воинским спасательным формированиям МЧС России и местным органам власти в ходе ликвидации последствий стихийного бедствия, или техногенной катастрофы,
Войска гражданской обороны
Войска гражданской обороны — это государственная военная организация, включающая воинские формирования — соединения, воинские части и организации, входящие в состав российского МЧС. Сегодня войска ГО — часть Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Они составляют основу сил быстрого реагирования "чрезвычайного" ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени.
Главными из них являются аварийно-спасательные работы в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий и территорий.
В задачи войск гражданской обороны входят разведка обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, ведение спасательных и аварийно-восстановительных работ, оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших, а также жизнеобеспечение населения. Войска включают в себя спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, роты специальной защиты и вертолетные отряды. Сегодня войска гражданской обороны оснащены новейшей техникой и аварийно-спасательным инструментом для работы в зонах чрезвычайных ситуаций, а также специальными пассажирскими и грузовыми автомобилями повышенной проходимости.
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ФСО РОССИИ
Государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.
Основными принципами осуществления государственной охраны являются принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, централизованного руководства, взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности, непрерывности, сочетания гласных и негласных методов деятельности, подконтрольности и поднадзорности.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.
ФСО России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы.
Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент Российской Федерации.
Положение о ФСО России и структура федеральных органов государственной охраны утверждаются Президентом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти.
Основными задачами ФСО России являются:
2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты - здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны ;
4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;
5) защита охраняемых объектов;
6) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
7) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;
8) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;
9) осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;
10) информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
11) обеспечение собственной безопасности.
Служба внешней разведки Российской Федерации является Федеральной службой , органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого осуществляет не Председатель Правительства Российской Федерации , а непосредственно Президент Российской Федерации .
Данный статус СВР был установлен еще Указом № 1185 от 07.10.1992.
Директор СВР несет персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР и докладываемой Президенту.
Цели и задачи СВР
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:
-обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
-обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
-содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
В процессе разведывательной деятельности СВР имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Порядок использования этих методов и средств определяется законами и другими нормативными актами Российской Федерации.
Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления.
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР) осуществляет Президент Российской Федерации.
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства (далее - воинские формирования).
Руководство деятельностью Спецстроя России осуществляет Президент Российской Федерации.
Спецстрой России подведомствен Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности.
Основными задачами Спецстроя России являются:
-Строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
-Строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;
-Техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации;
-Строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;
-Прикрытие, повышение живучести, эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения обороны и безопасности государства;
-Участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
-Строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны (далее - специальные объекты);
-Обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований;
-Организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований для решения задач специального и дорожного строительства, эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи Российской Федерации.
-Спецстрой России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его состав воинские формирования.
-Спецстрой России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Читайте также: