Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи звук а

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: звуковички, карта, осенние листья, корзинки, грибы-картинки, сухие веточки, дидактическое пособие "звуковая мозаика" (поле 3х3, квадраты красного, желтого и коричневого цвета), карточки буквенных сочетаний, карточки с предложениями.

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!

Ориентировка в пространстве

Но у нас еще есть гости. Они маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. Один наш гость спрятался НА полке, второй - В корзине с конструктором, а третий - ПОД столом.

Как вы думаете, кто это? (Это Звуковички, символы гласных звуков).

Угадайте, как их зовут.

По артикуляции дети угадывают имена Звуковичков.

Пропевание звуков с движениями рук

Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).

Давайте споем песенки этих звуков.

А - Поднять руки вверх. Произнося гласный [а-а-а-а:], плавно опускаем руки через стороны вниз, описывая большой круг.

У - Пальцы правой руки собраны в щепотку и находятся возле губ. Произносим гласный [у-у-у-у:], вытягиваем губы трубочкой и "тянем ниточку" правой рукой от губ вправо-вверх и "отпускаем" (раскрываем пальчики).

И - Руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч, пальчики собраны в щепотки около уголков рта. Произносим гласный [и-и-и-и:], растягиваем губы в улыбку и плавно разводим руки в стороны ("тянем ниточки"), раскрываем пальчики ладонями вверх.

(Данные упражнения особенно эффективны при дизартрических нарушениях артикуляционной моторики).

Ребята, Звуковички приглашают нас к себе в гости, в королевство гласных звуков. Идем? А не заблудиться нам поможет карта. Но:

Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Опавшие листья закрыли карту. Какие это листья? (березовые, дубовые, кленовые)

Давайте представим, что мы "ветерок" и подуем на листочки. Вот наша карта. Так, давайте посмотрим, что мы встретим на пути. Мы должны пройти через лес, по волшебной тропинке дойти до реки, по мостику перейти реку и мы придем в замок гласных звуков.

Прежде, чем мы отправимся с вами в путь, давайте сделаем красивые коврики из осенних листочков.

Дети проходят к столам.

Раз, два - выше голова.
Три, четыре - плечи шире.
Пять, шесть - тихо сесть.

Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем красным квадратом, [У] - желтым, [И] - коричневым.

Логопед произносит слова: утка, автобус, индюк, игла, улитка, астра, альбом, игрушки, уши.

Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат.

Замечательно. А теперь в путь.

Осенью в лесу.
Заходи в осенний лес! Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.
Много здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот березки золотые стоят, Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки на нас глядят - Приседают и выполняют упражнение

В корзинку прыгнуть хотят. Встают и выполняют упражнение "Корзинка".

Упражнение "Грибок". На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.

Упражнение "Корзинка". Пальцы переплести "замочком". Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).

Вот мы и в лесу. Кто это у нас под деревом? Гномы. Они согласны пропустить нас через лес, если мы поможем им собрать грибы и разложить по корзинкам. В первую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [А], во вторую корзинку - картинки, названия которых начинаются со звука [У] и в третью - картинки, названия которых начинаются со звука [И]

На обратной стороне изображений грибов - картинки. Каждый ребенок берет гриб, называет картинку, определяет 1-й звук и кладет в соответствующую корзинку.

Выкладывание букв из палочек.

Ребята, гномы благодарят нас за помощь. Давайте мы им на память выложим из сухих веточек буквы А, У, И.

По волшебной тропинке пройдет только тот, кто сможет прочитать буквенные сочетания.

АУИ ИУА УИА АИУ ИАУ УАИ

Мост через речку.

Через речку перебраться можно по волшебному мосту. Он появится, если вы сможете прочитать предложения.

Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков.

Наш путь был такой долгий, надо немного отдохнуть.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

III. Итог занятия.

Принцесса гласных благодарит вас за то, что вы помогли Звуковичкам добраться до ее замка и дарит вам изображения звуковичков.

Вашему вниманию предлагается конспект, в котором последовательно отражены этапы классического занятия по звукопроизношению.

ВложениеРазмер
a_u.docx 15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи.

Цель: развитие фонематического восприятия на основе различения звуков А, У.

Задачи: 1) уточнить и сопоставить артикуляцию звуков А, У;

2) упражнять в выделении ударного гласного звука из начала слов;

3) формировать умение выполнять анализ сочетаний АУ, УА.

4) закрепить форму множественного числа глаголов настоящего времени;

5) развивать внимание, память, общую и мелкую моторику;

6) воспитывать культуру речи.

Лексика : ананас, апельсин, автобус, аист, улитка, утка, утюг. Утка плывет – Утки плывут. Улитка ползет – Улитки ползут. Аист летит. – Аисты летят. Автобус едет. – Автобусы едут.

- Вспомнить и назвать слова на звук А.

(Логопед бросает массажный мяч, ребёнок ловит, называет слово и садится).

2.Введение в тему.

- Сегодня мы повторяем звук А , звук У.

Как мы открываем рот, когда произносим звук А? (широко) Что при этом звучит: шум

или голос? (голос). Как же называется звук А? (гласный.) Выберите карточку для звука А.

На что похожи губы, когда произносим звук У? (кубы похожи) Что при этом звучит: шум

или голос? (голос). Как же называется звук У? (гласный.) Выберите карточку для звука У

4. Новый материал.

1) Угадывание звуков А, У по артикуляции.

2) Дифференциация А, У на слух.

Дети делятся на две команды: команда А и команда У. Если логопед произносит звук А,

- а, а ,у ,у, а, у, у, у, а, а, у, а, у, а…

-ам, ап, ум, ух, ах, уп, ух, ап,…

- утка, арбуз, аквариум, астра, улей, Аня, Алла, Уля,… (звуки в начале слов произносятся

3) Выделение А, У из начала слов : массажный мяч.

Логопед бросает мяч и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя только первый звук.

4) Закрепление формы множественного числа глаголов настоящего времени.

На доске картинки: утка, улитка, ананас

- Я бросаю мяч и придумываю предложение про один предмет, а вы ловите мяч и изменяете предложение так, чтобы в нем говорилось про много таких предметов

Например: Арбуз спеет. – Арбузы спеют.

5). Динамическая пауза.

1) Пальчиковая гимнастика , 2 комплекс.

-вращение кулачками вправо – влево

- сжимание рук в неплотные кулаки (с открытыми и закрытыми глазами)

- прогибание кистей рук (с открытыми и закрытыми глазами)

2) Речь + движение, работа над силой голоса.

Мы в лес пойдем, (шагаем)

Ау, АУ! (громко, повороты в сторону )

Никто не откликается. (пожать плечами)

Лишь эхо отзывается. ( руки в стороны)

6)Упражнение в звуковом анализе .

А) выполняется на наборном полотне (в качестве помощника - ребенок)

-Как мы кричали в лесу? (АУ)

- АААААААУ . Какой первый звук вы слышите? (А) Выставляется символ.

-АУУУУУУУ. Какой звук слышите потом? (У) Выставляется символ.

- Сколько же звуков мы произнесли? (два)

- Малыш испугался в лесу и заплакал вот так: УА.

- Какой звук он произнес первым? Положите карточку в первое окошко домика.

- Какой звук он произнес вторым? Положите карточку во второе окошко домика.

- Сколько всего карточек вы положили? Сколько же звуков произнес малыш?

7). Работа в тетради .

Соединить картинки с символом линиями.

- Припоминание картинок на А, на У. Отметить успехи детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звук Ж.

Знакомство со звуком Ж, с характеристикой звука. Определение позиции звука в слове. Воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.


Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы.


Конспект логопедического занятия в старшей группе.



За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания.

Цель: формирование навыков элементарного звукового анализа; развитие фонематического слуха.

Задачи:

1. Упражнять в чётком произнесении звука [А].

3. Познакомить детей с гласным звуком [А], особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогом звучания.

4. Учить выделять звук [А] на слух и произносительно в потоке звуков и в начале слов.

5. Совершенствовать фонематическое восприятие.

Материалы и оборудование: символ звука [А]; индивидуальные зеркала; предметные картинки (аист, улитка, улей, утка, арка, арбуз, акула, Аня, Уля, ананас, автобус); звуковые пеналы; домики красного и синего цветов; круги красного цвета (большие).

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовёт овощ.

II. Основная часть

2. Знакомство со звуком [А], характеристика звука

Работа с зеркалами: дети произносят звук [А], убеждаются в том, при его произнесении язык находится внизу и воздух выходит свободно.

Звук [А] похож на то, как плачет девочка (показ картинки – символа).

2. Фонетическое упражнение

Выделение звука [А] из ряда гласных звуков:

А – О – У – У – И – Э – А – О – У – У – А – А – И – Э – У – А

Выделение звука [А] из ряда слогов:

АХ – УХ – ИХ – ЭХ – АХ – УХ – ОХ – УМ – АМ – ОМ - ИМ

4. Работа с картинками

Звук [А] очень любит, когда с ним играют. Найдите все картинки, названия которых начинаются на звук [А].

• Проговаривание всех слов хором.

• Затем каждый ребёнок подходит к доске, на которой расположены картинки, называет слово и определяет первый звук. Если слово на звук [А] – эта картинка ставится к звуку [А].

(Дети изображают спящих.)

Одна сова не спит,

(Дети делают взмахи руками.)

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

5. Работа со звуковыми пеналами

Выкладывание звуков и звукосочетаний: У, А, АУ, АА.

Игра проводится с картинками, названия которых трудны для запоминания.

III. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Почему звук [А] гласный?

- В каком домике живёт звук [А]?

- Можем ли мы увидеть звук?

- Какие игры вам понравились?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия по формированию

произносительной стороны речи. Гласные звуки А.О,У, И

Задачи занятия:

Образовательные:

  • закрепить навык четкого произношения гласных звуков [а], [у], [и], [о] в звукосочетаниях, словах и предложениях;
  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • учить выделять гласный звук в слогах, словах.
  • закрепить графические образы букв А, У, И, О.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия , слуха, речевого дыхания на материале звуков [а], [у], [и]; [о];
  • развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слышать и слушать учителя- логопеда;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование; набор гласных букв ,макет солнышка с лучиками, предметные картинки, сундучок с сюжетными картинками

Ход занятия

1. Организационный момент

Доброе утро, ребята!

Вот уже и пришла к нам весна!

Солнышко выглянуло из- за туч, всё согрелось в его теплых лучах .

И мы тоже радуемся яркому солнышку.

2. Упражнения на развитие общих речевых навыков, координации речи с движением

( движения выполняются в соответствии с текстом)

Поделись своею силою!

И погладило, и погладило,

К щечкам прикоснулось,

И погладило, и погладило,

И погладило, и погладило,

Солнце личико согрело,

Наши руки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

3.Дыхательная гимнастика

Вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот, произнося на выдохе звук а. о, у, и

Выдох глубокий, сильный; глубокий и слабый

Произнесем звуки тихо ,а потом громко, и наоборот.

Ребята , какие звуки мы с вами произнесли?…( гласные, они поют и долго тянуться)

Основная часть

В лучиках солнышка согрелись и спрятались гласные звуки

Сейчас мы их найдем, т.к звуки мы обозначаем буквами .

Какая буква спряталась.? Какой звук она обозначает?

Дети находят гласные буквы, А, О, У, И Пробуем из них составлять открытые слоги

АМ, УМ, ИЛ, УС, ОН, придумываем слова: осень, иней. узел, Антон и т. д.

( Определяем позицию гласного звука в слогах, словах)

5.Работа с предметными картинками

К нам в гости пришли подружки солнышка, девочки, которые исполнят для нас песенки весны. Но нам нужно для каждой придумать имя, которое начинается с гласной буквы.

-Аня, Ира, Инна, Уля, Оля, и т. д ( определяем позицию ударного гласного звука)

У Ани в лукошке - ягоды;

У Ули в лукошке грибы;

У Инны в лукошке цветы и т. д (Все подарки весны из сундучка.)

Дети вместе с подружками весны исполняют песенки солнышка

( плавно пропевая звукосочетания гласных звуков)

А-О-У; А-И-У-О ; И-А; У-О-А ( Логопед уточняет, какая песенка длинная, какая короткая, предлагает детям назвать первый звук, последний звук песенки)

На звук А- хлопни в ладоши.

На звук И- сожми руки в кулачок.

На звук О- топни ногой.

На звук У - подними руки вверх.

8.Физминутка.

Отгадаем, что за картинки в сундучке (определяем позицию гласного звука в слове)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Этот плод едва обнимешь,

если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь,

мякоть красную поешь.
(Арбуз)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор . (Айболит)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря -кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (индюк).

Спешит с нектаром пчелка

В заветный теремок.

Влетает прямо в щелку –

10. Подведение итогов занятия

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 098 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.05.2021 158
  • DOCX 20.2 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хоронеко Любовь Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи: 1)Познакомить детей со звуком [А], научить четко произносить звук [А], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить определять направление звука в пространстве, учить выделять звук [А] в ударной позиции в начале слова. 2) Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением. 3)Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, символы звуков (квадратики), погремушка.

Содержимое публикации

Конспект фронтального занятия по совершенствованию звуковой стороны речи и фонетического строя языка "Звук [А]"

Задачи: 1)Познакомить детей со звуком [А], научить четко произносить звук [А], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить определять направление звука в пространстве, учить выделять звук [А] в ударной позиции в начале слова.

2) Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

3)Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, символы звуков (квадратики), погремушка.

Ход занятия

Дети закрывают глаза. Воспитатель звенит погремушкой, а дети должны рукой указать, откуда слышен звук.

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

3. Знакомство со звуком [А].

Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах.

Воспитатель: Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?

После показа и объяснения воспитателя, дети правильно произносят звук [А]

4. Характеристика звука [А].

Воспитатель рассказывает детям о том, что звук [А] гласный (его можно петь, т.к. воздух на своем пути не встречает преграду). Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик.

Воспитатель знакомит детей с символом звука [А]: девочка укачивает куклу и поет ей: ААА.

5. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за Воспитателем на плавном длительном выдохе:

— девочка укачивает куклу: аааааааа.

б) произнести вслед за Воспитателем отрывисто:

— что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А.

в) произнести самостоятельно звук [А] отрывисто столько раз, сколько раз Воспитатель хлопнет в ладоши.

Воспитатель произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [А]:

а, у, о, а, а, п, а к, в, а, а.

Воспитатель просит детей назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): Апельсин, артист, суп, астроном.

Воспитатель читает детям стихотворение и просит их договорить последнее слово в нем, а затем назвать первый звук в этом слове. Дети выполняют соответствующие движения.

Он большой, как мяч футбольный, Руки — полукругом перед собой.

Если спелый — все довольны. Поглаживают правой рукой животики.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — . (арбуз)

9. Физминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

Воспитатель читает стихотворение и просит детей ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

Читайте также: