Словосочетание 4 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: игра – путешествие “Словосочетательное кольцо” по станциям.

Технология: на игровой основе, Коллективного Способа Обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Выявление эмоционального состояния учащихся с помощью “мордашек”

(ученикам необходимо показать ту “мордашку”, которая соответствует их настроению на данный момент).

Знания мы в круг собрали,
Словосочетания мы изучали,
Все препятствия прошли,
И к кольцу вот подошли.
Нам преграды все пройти, надо,
И к концу пути,
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем.
И запомним навсегда,
В добрый путь же, господа!

Урок мы проведем в форме путешествия по станциям “Словосочетательного кольца”. Двигаясь по карте, мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций.

Работать будем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.

2. Путешествие. Ход игры.

а) Станция “Теоретическая”.

(главные члены предложения словосочетанием не являются, это основа предложения)

Характеристика словосочетаний по памятке (ученик у доски, выполняет разбор)

Из цветной бумаги (именное, согласование, мн.ч., Р.п., предмет и признак)

Плывет по реке (глагольное, управление. Д.п.. действие и место)

Индивидуальный опрос. (ученик, работает по карточке)

Задание: допишите предложения. Выполняется самостоятельно, ответ, все проверяют написанное, исправляют, дополняют.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________ (смыслу)
В словосочетании различаются _____________________ (главный) член и зависимый.
От ___________________ (главного) слова к _____________________(зависимому) ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают _________________ (глагольные) и ______________________ (именные)
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ____________________ (согласование)
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ____________________ (управление).

Нередко в словосочетании к слову можно поставить _________ (два) вопроса: по ____________ (смыслу) и по ______________ (форме).

б) Станция “Схематическая”.

Работа выполняется самостоятельно по вариантам.

Задание: составь словосочетания по предложенным схемам, определи значение составленных тобой словосочетаний.

Предмет (какой?)… действие (как?)…

Действие (когда)… предмет (какая?)…

Действие (куда. действие (на что?)…

Приведи примеры. Проверка

Индивидуальная работа. (3 ученика)

Задание. Составь предложения, опираясь на вопросы. Выпиши словосочетания из каждого предложения, где прилагательное согласуется с существительным, укажи признаки.

1)Где? Что сделали? Какие? Что?

2)Какая? Кто? Что сделала? Где? Что?

3)Откуда? Что сделала? Какой? Что?

в) Станция “Практическая”. Дифференцированная работа.

Индивидуальная работа (1 ученик).

Распространи предложения так, чтобы:

1 предложение - дополнение к действию место его совершения;

2 предложение – добавь признак предмета;

3 предложение - дополнение к действию способ его совершения.

ДУЕТ (в парке, с запада) ВЕТЕР.

ЛЕТЯТ (желтые, березовые, сухие) ЛИСТЬЯ.

ОНИ (тихо, медленно, плавно) КРУЖАТ.

Работа выполняется самостоятельно, “слабые” (немотивированные) ученики работают по карточкам.

Задание по карточкам: составь словосочетания (соедини стрелкой), укажи связь (управление или согласование)

Проснулся по лесу

Задание по станции: заполните таблицу данными ниже примерами, определи форму зависимых слов.

Отдавал долг, сдружился с девочкой, бесценный дар, честным поступком, хорошего рассказчика, стоять на ветру.

бесценный дар (ед.ч., м.р., И.п.) отдавал долг (В.п.)

честным поступком (ед.ч., м.р., Т.п.) сдружился с девочкой (Т.п.)

хорошего рассказчика (ед.ч.. м.р.. Р.п.) стоять на ветру (П.п.)

Динамическая пауза. Игра - “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу слово “пожалуйста”

- будьте добры, похлопайте.

- потопайте, попрыгайте, пожалуйста.

- тихонько сядьте, пожалуйста.

г) Станция “Игровая”. Индивидуальная, разноуровневая работа.

Игра “ Фантазёры”. На листочках, записать 3 мин. Сбор на проверку.

Цель: закрепление навыков и умений, приобретённых в процессе изучения темы “Словосочетание”.

Реквизит: картинка или рисунок (с изображением человека, животного или жанровой сценки – в зависимости от конкретной целевой установки в игре).

Условия игры: к данному рисунку учащиеся должны подобрать как можно больше словосочетаний. Выигрывает тот, кто за отведённое время сумел придумать наибольшее количество оригинальных словосочетаний, не совпавших с примерами других участников. Можно составить весёлый рассказ, рассказ с фантастическим сюжетом, используя составленные словосочетания.


1ряд. 1 Вариант “Подбор подходящих по смыслу прилагательных”.

1 ряд. 2 вариант “Составление нераспространённых предложений”.

2 ряд “Составление словосочетаний”.

Ловит рыбу, поплавок в воде, …

д) Станция “Конструкторская”.

1 задание: Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Запишите предложение.

На … черёмухе … щебечут … птицы (высокой, громко, голосистые)

2 задание: выполнить письменный разбор данного предложения

(повест., невоскл.. рапрост.)

Птицы голосистые, щебечут громко, щебечут на черемухе, на черемухе высокой

Индивидуальная работа (1 ученик).

Задание. Исправь ошибки и запиши предложение. Подчеркни основу предложения. Выпиши словосочетания.

Лисные жытели укрываюца назиму в тёплых норках.

  1. 1 ряд, 1 вариант - “Мирное небо” - дать письменно характеристику словосочетания.
  2. 1ряд, 2 вариант – разобрать как часть речи слово мирное.
  3. 2 ряд. 1 вариант – разобрать как часть речи слово небо.
  4. 2 ряд, 2 вариант - звукобуквенный анализ слова небо.

Заключительное слово учителя.

Цели урока: формировать ценностные отношения к совместной познавательной деятельности по построению, определению и вычленению словосочетаний.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_po_teme_2.docx 21.6 КБ
urok_russkogo_yazyka_po_teme_2.pptx 345.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме:

Составила: учитель высшей квалификационной категории

Орлова Алена Валерьевна.

Цели урока: формировать ценностные отношения к совместной познавательной деятельности по построению, определению и вычленению словосочетаний.

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2 . Определять цель деятельности с помощью учителя.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Уметь работать в группе.

1. Развивать умение высказывать своё предположение .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5 . Уметь определять способ и результат действия.

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

«Мы рады приветствовать

Вас в классе нашем

Возможно, есть классы

И лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

Вам будет светло,

Приветствие детям. Настрой на работу:

-Вы-талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению.

-Я желаю вам сегодня убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Жанна Жака Руссо.

-Итак, начинаем! Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила работы.

-Чего не хватает в этом предложении?

-Дополните его. Посмотрим, какое предложение у вас получится. Определите в группах и запишите его в тетрадь. Прочитайте, что получилось.

-Как изменилось ваше предложение? Какую роль играют имена прилагательные в речи?

-Понятно ли мое предложение? Почему?

-А я с вами не согласна. Род и число имен существительных и прилагательных у меня совпадают.

-Как их определить?

-Давайте проверим, задайте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Что можно сказать?

-Определите грамматические признаки своих прилагательных. Озвучьте их.

3. Формулирование темы и целей урока.

-Почему же эти признаки совпадают у этих слов? Как можно назвать эти сочетания слов? (словосочетаниями)

-Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите на данном уроке?

-Исправим мое предложение.

-Выпишите словосочетания из предложения. Найти главное и зависимое слово.

-Проверьте. Найдите ошибки. (слайд3) Какую цель поставите на данном этапе урока? Что не является словосочетанием?Докажите. Запишите в таблицу(Приложение №1). Вывод: грамматическая основа не является словосочетанием.

нависли над землей

Игра в мяч: поймай мяч и перестрой сочетание слов в словосочетания:

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь)

Мороз ночью ( ночной мороз, морозная ночь)

Рано утром (раннее утро)

5.Применение имеющихся знаний для решения учебной задачи.

-Прочитайте предложение, выпишите словосочетания. Проверьте:

веселое и яркое

ворвалось в комнату

-Какой вопрос я вам хотела бы задать? Предугадайте.

6.Наблюдение за фразеологизмами .

-Распределите сочетания слов на две группы:

Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, легкий на подъем, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, правое колесо.

-Вывод. Записать в таблицу.

7.Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Найти 4-ое лишнее. Доказать. Списать слова, найти главное и зависимое слово:

1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает , смотрит в окно.

2.Душистая сирень, без задних ног , пахнет дождём, весёлые голоса.

3. Гуляла по саду, бабушка вяжет , падали с неба, хвойное дерево.

Проверка по группам.

8.Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

-Итак, что вы узнали сегодня нового на уроке? Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? А что такое словосочетание? Из чего оно состоит? Как связаны слова между собой в словосочетании?

-Я прочитаю стихотворение, а вы определите ключевые слова сегодняшнего урока:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Метапредметные результаты:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану.

-осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника.

- умение с достаточной плотностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывает свою точку зрения, аргументируя её; работать в парах, группах.

Предметные результаты:

- развивать умения выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.

- устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;

- находить словосочетания в предложении;

- выделять главное и зависимое слово в словосочетании.

Тип урока. Повторение пройденного

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

II. Анализ типичных ошибок.

1. Н а д о с к е учитель выписывает 2–3 примера наиболее распространенных ошибок, допущенных учащимися в диктанте, объясняет их правильное написание и последовательность хода рассуждения, почему так или иначе следует писать, приводит другие примеры, в которых нужно применить знание данной орфограммы.

2. В ы п о л н е н и е работы над ошибками проводится учащимися под контролем (или с поддержкой) учителя, по его усмотрению.

Рекомендуется использовать п а м я т к у.

Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ

1) Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2) Подчеркну орфограмму.

3) Разберу по составу данное слово.

4) Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5) Найду правило написания к части слова, в которой сделана ошибка.

6) Запишу несколько слов на данное правило написания.

7) Составлю предложение с этим словом.

III. Подведение к теме урока, постановка целей урока.

Учитель: Продолжаем наш путь по ступенькам к грамотности. Проведем орфографическую разминку.

На слайде слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву, называя орфограмму.

( Дети работают устно, учитель пишет на ИД)

Слова: Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Задание: из первых букв данных слов составьте слово, тему нашего урока.

Учитель: Прочитайте предложение с доски.

- Тяжёлая туча закрыла небо.

- Спишите это предложение и выпишите из него словосочетания.

Учитель: Какие словосочетания вы записали?

- У кого другой ответ?

- У нас получились разные ответы, с чем мы столкнулись?( с затруднением)

- Если сталкиваемся с затруднением, что нужно сделать?( остановиться и подумать)

- Какое задание было дано?

- Раньше мы выписывали словосочетания из предложения? (да)

- Почему же мы столкнулись с затруднением?( мы забыли как находить словосочетания в предложении)

- Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок? (повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении)

- Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить как находить словосочетание в предложении и развивать умение находить словосочетания в предложении.

Воспроизведение, коррекция знаний, навыков и умений.

Учитель: Что же такое словосочетание? ( Это соединение слов, связанных друг с другом по смыслу.)

- Послушаем что об этом говорит профессор Самоваров.

- Послушайте стихотворение о словосочетании.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда - наоборот,

Запомни как основу.

- Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании.

Проверка у доски.

Найди в нем подлежащее и сказуемое.

Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? ( Это главные члены, они образуют отдельное предложение)

Учитель: Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению.

Тяжёлая туча закрыла небо.

- Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое. ( Туча закрыла)

- Будет ли это словосочетанием? Почему?

- Какой второстепенный член относится к подлежащему? ( тяжелая)

- Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. ( туча (какая?) тяжелая).

- Какой второстепенный член относится к сказуемому?(небо)

- Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. ( закрыла (что?) небо).

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание?

- Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности.

V. Физминутка.

- Если я называю словосочетание, вы хлопаете в ладоши. Если это не словосочетание, то топаете ногами.

Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Снежинка. Льет дождь. Разноцветные листья. Школа. Падают медленно.

VI.Применение знаний и умений.

Работа в парах по учебнику с.22 упр.29.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Было ли для вас полезным повторение данной темы?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий к упражнению, в диктанте)

- Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении?

- Оцените свою работу.

Руки вверх–все понятно, трудностей не возникало.

Руки перед грудью –все понятно, но возникали небольшие трудности.

Руки опущены –нужна помощь учителя.

- Какие трудности возникли…?

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

ЕСЛИ ПОЗВОЛЯТ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ

Работа с деформированными предложениями

Задание: составить и записать предложения, выписать словосочетания. ( Дети у ИД)

С, снежинки, неба, падали, легкие.

В, парке, замела, золотая, дорожки, осень.

Поздней, льют, холодные, осенью, дожди.

Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ

1) Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2) Подчеркну орфограмму.

3) Разберу по составу данное слово.

4) Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5) Найду правило написания к части слова, в которой сделана ошибка.

6) Запишу несколько слов на данное правило написания.

7) Составлю предложение с этим словом.

Найди в нем подлежащее и сказуемое.

Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ

1) Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2) Подчеркну орфограмму.

3) Разберу по составу данное слово.

4) Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5) Найду правило написания к части слова, в которой сделана ошибка.

6) Запишу несколько слов на данное правило написания.

7) Составлю предложение с этим словом.

1. Прочитай предложение.

2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.

3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ

1) Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2) Подчеркну орфограмму.

3) Разберу по составу данное слово.

4) Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5) Найду правило написания к части слова, в которой сделана ошибка.

6) Запишу несколько слов на данное правило написания.

7) Составлю предложение с этим словом.

1. Прочитай предложение.

2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.

3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ

1) Выпишу из текста слово, в котором сделана ошибка.

2) Подчеркну орфограмму.

3) Разберу по составу данное слово.

4) Найду, в какой части слова сделана ошибка.

5) Найду правило написания к части слова, в которой сделана ошибка.

6) Запишу несколько слов на данное правило написания.

7) Составлю предложение с этим словом.

1. Прочитай предложение.

2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.

3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Тяжёлая туча закрыла небо.

Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Словосочетание.

Тип урока: повторение пройденного.

Цель считается достигнутой, если ученик может дать определение словосочетанию, умеет найти в предложении и доказать, что это словосочетание.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки с тестом, карточки с алгоритмом.

Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, подарите и мне свои улыбки.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Сабира Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь ограды цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре-

Выучи русский язык!

- К чему призывает нас автор стихотворения?

- Для чего мы должны учить русский язык?

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.

- Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?

Подведение к теме урока, постановка целей урока.

Учитель: Продолжаем наш путь по ступенькам к грамотности. Проведем орфографическую разминку.

На слайде слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву, называя орфограмму.

( Дети работают устно, учитель пишет на ИД)

Слова: Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Задание: из первых букв данных слов составьте слово, тему нашего урока.

Учитель: Прочитайте предложение с доски.

- Тяжёлая туча закрыла небо.

- Спишите это предложение и выпишите из него словосочетания.

Учитель: Какие словосочетания вы записали?

- У кого другой ответ?

- У нас получились разные ответы, с чем мы столкнулись?( с затруднением)

- Если сталкиваемся с затруднением, что нужно сделать?( остановиться и подумать)

- Какое задание было дано?

- Раньше мы выписывали словосочетания из предложения? (да)

- Почему же мы столкнулись с затруднением?( мы забыли как находить словосочетания в предложении)

- Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок? (повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении)

- Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить как находить словосочетание в предложении и развивать умение находить словосочетания в предложении.

Воспроизведение, коррекция знаний, навыков и умений.

Учитель: Что же такое словосочетание? ( Это соединение слов, связанныхдруг с другом по смыслу.)

- Послушаем что об этом говорит профессор Самоваров.

Электронное приложение к учебнику, шаг _______

- Послушайте стихотворение о словосочетании.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову ,

И никогда - наоборот,

Запомни как основу.

- Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании.

Проверка у доски. Алгоритм на ИД.

Найди в нем подлежащее и сказуемое.

Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? ( Это главные члены, они образуют отдельное предложение)

Учитель: Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению.

Тяжёлая туча закрыла небо.

- Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое. ( Туча закрыла)

- Будет ли это словосочетанием? Почему?

- Какой второстепенный член относится к подлежащему? ( тяжелая)

- Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. ( туча (какая?) тяжелая).

- Какой второстепенный член относится к сказуемому?(небо)

- Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. ( закрыла (что?) небо).

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание?

- Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности.

5. Физминутка.

- Если я называю словосочетание, вы хлопаете в ладоши. Если это не словосочетание, то топаете ногами.

Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Снежинка. Льет дождь. Разноцветные листья . Школа. Падают медленно.

6.Применение знаний и умений.

Работа в парах по учебнику с.52 упр.74.

Задание: определить границы предложения устно . выписать только словосочетания имен существительных с именами прилагательными.

Проверка у доски в паре.

- У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно находить словосочетания)

- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться в нахождении словосочетаний )

- Вы работали в парах, а теперь предлагаю самостоятельно выполнить тест.

Обведите правильный ответ

1. Словосочетанием называется….
а) соединение слов, связанных друг с другом по смыслу

б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Найди словосочетание
а) глубокое ущелье
б) прилетели грачи
3 . Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
а) сижу и слушаю
б) дальняя дорога
4.Найти словосочетание.

5 .Являются ли словосочетанием главные члены предложения

Проверка теста на ИД ( тест со звуком)

- Кто при выполнении теста не допустил ошибок?

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Было ли для вас полезным повторение данной темы?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий к упражнению, в диктанте)

- Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении?

- Оцените свою работу.

Руки вверх–все понятно, трудностей не возникало.

Руки перед грудью –все понятно, но возникали небольшие трудности.

Руки опущены –нужна помощь учителя.

- Какие трудности возникли…?

Оценивание учащихся. Дом.задания нет.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

ЕСЛИ ПОЗВОЛЯТ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ

Работа с деформированными предложениями

Задание: составить и записать предложения, выписать словосочетания. ( Дети у ИД)

С, снежинки, неба, падали, легкие.

В, парке, замела, золотая, дорожки, осень.

Поздней, льют, холодные, осенью, дожди.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №6

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОВЕДЕННОГО В 4А КЛАССЕ

В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

И.А. Широкова

октябрь 2016 г.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 409 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2016 13737
  • DOCX 26.4 кбайт
  • 592 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Широкова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект в технологической карте. К УМК "Школа России".

Выполнила : Гаврилова М. А.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Планируемые образовательные результаты

Нравственно-этическое оценивание усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных качеств.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронное приложение к учебнику

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

- Составьте предложение из слов, изменяя форму слов там, где это необходимо.

Грачи, в, роща, поселились, берёзовая, шумные.

- Найди главные члены предложения.

- Какой второстепенный член поясняет подлежащее?

Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену.

- Найдите в этом словосочетании главное слово

- Какое слово в словосочетании называется главным?

- Какое слово в этом словосочетании является зависимым?

Деятельность учащихся

- В берёзовой роще поселились шумные грачи.

грачи (какие?) шумные

- То, от которого мы задаем вопрос

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

- Как вы думаете что же такое словосочетание?

Деятельность учащихся

- Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

- Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием?

- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными, а какие – зависимыми?

- Какую роль играет зависимое слово?

- Запишите в словарик слово горизонт, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Определите значение слова по толковому словарю.

- Подберите однокоренные слова к слову горизонт.

Деятельность учащихся

- Нет, здесь оба слова являются главными, нет подчинения

- Оно уточняет главное слово

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

- Спишите предложения вставляя пропущенные буквы.

- Давайте выпишем из первого предложения словосочетание и поставим к нему вопрос.

- Какое слово здесь главное?

- А какое зависимое?

- Так значит от кого слова задается вопрос в этом словосочетании?

Деятельность учащихся

- Стояло (как?) низко

- от главного слова стояло, к зависимому – низко

5 ЭТАП"Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Показать в электроном приложении учебника, что такое словосочетание. Как поставить вопрос от главного слова к зависимому.

- Давайте запишем предложение.

Самая сладкая клюква бывает весной.

- Найдите в нем грамматическую основу.

- Грамматическая основа может являться словосочетанием?

Нет конечно же. Грамматическая основа, то есть сказуемое и подлежащее не является словосочетанием.

- Какие слова поясняют подлежащее?

-Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену.

- Какой второстепенный член поясняет сказуемое?

- Поставьте вопрос от этого сказуемого слова к второстепенному члену.

- Какие слова являются главными в словосчетании?

- Какие слова являются зависимыми?

- Какие слова в предложении не являются словосочетанием?

Деятельность учащихся

- Клюква (какая?) самая сладкая

- Бывает (когда?) весной

- Главные – это те слова, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову.

- Зависимые – это те слова, к которому задается вопрос от главного слова.

- Подлежащее и сказуемое.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Работа по вариантам.

- Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слово.

Читайте также: