Конспект мероприятия весна идет

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.




Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи , Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай , Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.




Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.






Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.







Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия . Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю , как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Цели: воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; сохранение комфортного психологического климата в классе с многонациональным составом.

2. познакомить детей с историей, традициями и обычаями праздников: Навруз и Масленица

3. способствовать воспитанию эстетической культуры детей;

4. способствовать сплочению детей и родителей через совместную творческую деятельность;

5. развивать у детей умение слушать, критическое мышление, память.

Методы: беседа, рассказ, игра, песни, частушки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, национальная одежда народа, празднующего Навруз, Масленицу, блюда.

1. Вступительное слово учителя – обоснование выбора темы внеурочной деятельности.

2. Истории Навруза, Масленицы, подготовка к празднику и его проведение.

3. Что мы узнали о Наврузе? О Масленице?

Ход внеклассного мероприятия:

Песня в исполнении девочек 3 б класса.

- Ребята, на протяжении всех последних занятий мы с вами говорим о культурном наследии разных национальностей, населяющих Поволжье.

- Народы каких национальностей проживают в Поволжье?

- Сегодня на внеклассном мероприятии рассмотрим наши результаты исследований, опираясь на обычаи и традиции народов Поволжья, через обрядовые праздники.

1. Ученик: - Мы провели исследование и выяснили, что Масленица – древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков. Масленица это праздник прощания с зимой и встречи Весны, Солнца, Жизни!

2. Ученик: - А я нашла стихотворение про Масленицу.

Едет масленица – дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живет масленица семь деньков!.

3. Ученик: - Мы узнали, что Масленица бывает в конце февраля – начале марта. Ее празднуют в течении недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На Масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами.

4. Ученик: - А что вы скажет о Наврузе?

Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз, весною дышит вся земля!

Когда приходит к нам Навруз, звучит музыка и смех

Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!

7. Ученик: -Интересный у вас праздник. Масленица тоже самый веселый, разгульный праздник. В народе говорили: “Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить”. Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить с горькой бедой. Самая примечательная черта праздника – обжорство. Это символизирует сытую жизнь в течении года.

И чего ей только мы не обещаем.

Реки сметаны, горы блинов,

Лишь бы скорее приехала она.

Честная, веселая, широкая боярыня!

Навруз – звезда весны

Праздник счастья и любви.

После зимнего мороза.

Год стартует по весне,

В вековой своей красе.

Предки праздновать умели,

И весна входила в двери.

Совершали все обряды,

И с весною были рады.

Всем потомкам чрез века

Чтоб успешнее дела

Навруз из года в год,

По весне приходит,

И народам в свой приход

10. Ученик: - Так сколько же лет Наврузу?

11. Ученик: - Мы нашли интересные факты. Древнейший народный праздник Навруз ("Навруз байрам") отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия.

Праздник является одним из самых древних на Земле. Он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Навруз – это обрядовый праздник, к мусульманской религии отношения не имеет.

Навруз является древнейшим земледельческим праздником. Народы Кавказа чаще отмечают Навруз как праздник первой борозды.

Международным он официально стал в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в список культурного наследия человечества. А в конце февраля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза".

В настоящее время как государственный праздник Навруз отмечается 21 марта в Иране, Азербайджане, Грузии, Киргизии, Турции, Узбекистане, Казахстане и в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане.

12. Ученик: - Знаете ли вы, почему на Масленицу готовили именно блины?

13. Ученик: -Да, этот обряд связан с огнем. У нас солнце обожествлялось издревле, и чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило. Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. Это мы узнали посетив нашу библиотеку.

14. Ученик: - Встречали и провожали Масленицу целую неделю. Повсюду устраивали гулянья, ярмарки и, конечно же, пекли блины. Каждый день масленой недели оказывается имеет свое название.

15. Ученик: - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы. В этот день полагается кататься с горки, чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех, тем лучше будет урожай, длиннее лен.

16. Ученик: Вторник – заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

19. Ученик: - Пятница – тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе в гости к себе приглашает, блинами угощает.

20. Ученик: -Суббота – золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Ходят в гости ко всем родственникам. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

21. Ученик: - Последний день Масленицы – прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Просят прощение у родных и знакомых за нанесенные обиды, и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

22. Ученик: - А вот каждый, кто встретит Навруз, заслуживает процветания, благополучия, радости и веселья. Праздник Навруз-живая легенда: с древних времён и до наших дней сохранил свои традиции.

24. Ученик: - Молодёжь села выходит на улицу, чтобы ходить от дома к дому с поздравлением и пожеланием благополучия и богатства, просить у хозяев гостинцы – цветные сваренные яйца, сладости и крупы. На праздничный стол кладут круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, гороха, риса, угощают гостей чаем и блинами.

Учитель: - И, конечно же, как и любой другой праздник, Навруз невозможно представить без музыки, песен, танцев, народных гуляний, игр, посещения домов родных, близких, друзей, угощения гостей чаем и блинами.

Учитель: - Хорошо вы потрудились ребята! Большую исследовательскую работу проделали, поделились друг с другом интересными фактами.

- А сейчас ребята давайте проверим, как вы усвоили услышанные факты.

-За каждый правильный ответ, вы получите по листочку, который прикрепите к дереву. Это дерево не простое, а волшебное. Дерево успеха и настроения.

- Молодцы, ребята. Посмотрите на наше дерево, оно зацвело, распустились листочек, природа пробуждается.

- Ребята, мы увидели ваш успех, а хотелось бы увидеть и ваше настроение. Давайте перед завершением мероприятия отобразим наше настроение на этом же дереве.

- Напоминаю, у кого хорошее, восторженное настроение выберите белые цветы, а кому было немного грустно – выберите розовые цветы и прикрепите их на наше дерево.

- Прекрасно, у нас отличное настроение. Посмотрите на наше цветущее дерево.

- А теперь чтобы ускорить приход весны девочки со 2 Б класса споют частушки. (Девочки поют частушки).

- Как мы уже говорили, какие же проводы без блинов.

- Угощайтесь гости дорогие!

Прикреплённые файлы:


1. Организационный момент.
Учитель. Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой слепит мне очи он.
Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!
Шумят ручьи, блестят ручьи!
Взревев, река несёт на торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Под солнце самое взвился и в яркой тишине
Незримый жаворонок поёт заздравный гимн…
Ученики. ВЕСНЕ!




3. Знакомство с народными названиями и приметами весны.
Учитель. Весна — одно из четырёх времён года, после зимы и до лета. Включает в себя три месяца: март, апрель, май.
В марте ещё лежит много снега, но на солнце верхняя часть покрывается коркой и всё больше образуются проталины. Поэтому март называют Протальник.




Учитель. Какой месяц сменяет март? Что изменится в природе? В апреле день стремительно растет, а солнце еще сильней пригревает, снег стремительно тает и всюду журчат ручьи. Вот и месяцу дали название Снегогон.
Вот что об этом говорит народная мудрость:
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
В апреле земля преет – ветренно и теплом веет.
(Демонстрация репродукций с весенними пейзажами)
Ученик. Как после мартовских метелей, свежи, прозрачны и легки,
В апреле – вдруг порозовели по-вербному березняки.
Весенним заморозком чутким подсушен и взбодрён лесок.
Ещё одни, другие сутки, и под корой проснётся сок.
И зимний день берёзовый зальётся пеной розовой.







8. Заключительное слово учителя.
Понравилось ли вам наше мероприятие? Какое настроение у вас преобладало? Как думаете, что вам позволило получить заряд бодрости, радости, здоровья и хорошего настроения? Да, это весна! Вот она какая. Как Волшебница, способная дарить улыбку, веселье, тепло и торжество.
Динь! Дон! Динь! Дон! Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей улыбаться до ушей?
Это чья же теплота, Чья такая доброта
Заставляет улыбаться Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу? Идёт Весна по городу!
И y пyделя- yлыбка!
И в аквариyме рыбка улыбнyлась из водицы.
Улыбка необъятная -До чего приятная!
Вот и полyчается, что не помещается
На одной странице такой длины,Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна по городy!
Весна Мартовна Подснежникова, Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!
Учитель. Спасибо за внимание! Всего самого наилучшего!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.

- формировать графические навыки.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать моторику, слух;

- коррекция двигательной сферы, анализаторов;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в командах;

- развивать и обогащать словарный запас;

- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

- доставить детям радость посредством игр и конкурсов;

- воспитывать заботливое отношение детей к природе.

Оборудование: презентация, жетоны, цветы, 3 костюма для вёсен, звуковые ролики, обручи, гимнастические палки, загадки, эмблемы, листы А-3, фломастеры, галоши, карточки, шнурки, кубики, призы, прыгалки, кубики, корзины, музыкальные ролики, клей, подложки, веточки.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

Психологический настрой.

Введение в тему.

- Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело слайд 2

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла …

Ученики…… ВЕСНА!

- Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года, о времени пробуждения природы – весне.

Знакомство с народными названиями и приметами весны.
Учитель:

- Весна — одно из четырёх времён года, после зимы и до лета. Включает в себя три месяца:

- Какие? (март, апрель, май).

Ролик звук капели, грачи

- Март – ветронос, водотёк, грачевник.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.

- Какой месяц сменяет март? Ролик Журчание ручейка. Пение жаворонка.

- Что изменяется в природе? слайды 5,6

-В апреле день стремительно растет, а солнце еще сильней пригревает, снег стремительно тает и всюду журчат ручьи слайд 7 Вот и месяцу дали название … Снегогон слайд 8
Вот что об этом говорит народная мудрость:

Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель – хорошая пашня.

- Какой же месяц самый цветущий, самый яркий и нарядный? слайд 9
Ученики: Май. Ролик Пение соловья, кукушка

- В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и растут травы. От того и месяц прозвали … Травень слайды 10, 11

Учитель:
- О мае пишут ласково, и весело. Солнышко греет, земля – благоухает, зацвели сады, не смолкает дружный хор певчих птиц. Это так бодрит и радует!

- Здравствуй, Весна Маевна! Мы тебя так ждали!

Весна Маевна:

- Спасибо, ребята! Я очень рада, что вы меня любите и ждете. Я тоже ждала встречи с вами и приготовила для вас веселые игры и конкурсы, вы готовы в них поучаствовать? Ну, тогда смелей выходите сюда.

За правильные ответы каждая команда будет получать по одному жетон - цветочек. В конце игры мы подсчитаем количество цветков у каждой команды и узнаем, кто победил.

Учитель. Предлагаю конкурс. Все желающие отвечают на вопросы и получают жетон за правильный ответ. Победит тот ученик, у которого окажется наибольшее количество жетонов.

Конкурс знатоков весны. Итак, начинаем!

- Весною солнышко светит ….ярко, выше слайд 12

В этой эстафетной игре принимают участие две команды. На линии старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. На расстоянии 10 метров от линии старта перед каждой командой кладут обруч.

Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу ведущего, выбегая со старта с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча – “нарисовать солнышко”.

Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

- Пусть тает снег,
пусть тает лёд.
Весна цветы ребятам шлёт.

- В общей корзине найти нужный цветок, положить в свою корзину и собрать букетик. Работа в командах.


1.Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие. (ландыши)

2.Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож… (тюльпан)

3.Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца… (нарцисс)

4.На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар… (одуванчик)


5.Над кустами гул стоит,
Здесь для пчёлок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная. (сирень)

6.Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.. (ирис)

- Что осталось лишнее? /Смородина слайд 13

- Зимой деревья голые, а весной….. с листочками

С одной стороны зала 2 мольберта с листами, на которых нарисовано дерево без листьев, и фломастеры. Каждый член команды по очереди бежит к своему мольберту и рисует листочек на дереве, но деревья растут на пригорке, надо пройти через мостик, а чтобы не промокнуть, надо надеть галоши.
Звучит музыка. Ролик

Какая команда нарисовала больше листочков - 2 балла, вторая - 1 балл.


1. Весной ярко светит (солнце)

2. На пригорках тает (снег)

3. Бегут шумные весенние (ручьи)

4. Просыпается медведь в (берлоге)

5. Заяц сидит под (деревом)

6. Снег тает и превращается в (лужи)

7. На деревьях распускаются (почки)

8. Зазвенела весенняя (капель)

- Я буду называть только птиц, а вы, если услышите, что появились не птицы, а что-то другое дружно топайте!

Прилетели птицы: ласточки, дрозды, мухи, комары, стрижи, кукушки, зайцы, грачи, скворцы, цапли. Молодцы!

- А хорошо ли вы знаете перелётных и зимующих птиц? Проверю!

Подвижная игра "Зимующие и перелетные"

- Сейчас мы с вами ещё поиграем. Если я назову перелетную птицу - вы летаете и машете крыльями. Если назову зимующих птиц - приседайте.

(Грач, ворона, скворец, утка, голубь, гусь, воробей, ласточка, журавль, синица, лебедь, сорока).

-Нужно объяснить какое слово лишнее, и объяснить, почему вы так считаете. Лишнее слово отложить в сторону, а остальные связать верёвочкой.

Проталина, подснежник, почки, метель

Капель, ледоход, первоцветы, листопад

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Проверка слайд 14

1. Весною небо голубое, а трава…зеленая.

2. Зимой небо пасмурное, весной… ясное.

3. Зимой воздух холодный, а весной…теплый.

4.Зимой медведи спят в берлоге, а весной… просыпаются.

5.Зимой день короткий, а весной …длинный.

6.Зимой мы для птиц делаем кормушки, а весной… скворечники.

В комнате разбросано на один цветок меньше, чем участников. Задача участников кружится вокруг цветов, пока звучит музыка, а когда она окончится занять один из цветков. Участник, не занявший, цветок выбывает, итак до победы одного из участников. /6 человек, но 5 цветов

Блиц – турнир для команд
Вопросы к конкурсу:
1. Какие птицы прилетают первыми?
2. Как называют раноцветущие растения? (первоцветы)
3. Почему их так называют? (они самыми первыми растут)
4. Как называются домики птиц? (гнёзда)
5. Что помогает распуститься листьям весной? (свет, тепло, влага)
6. Когда в лесу услышишь первые «ку-ку? (в апреле)
7. Когда прилетит первая ласточка? (в апреле)
8. В каком месяце головки одуванчиков покрываются белым пушком? (май)
9. Когда услышишь первый гром? (в мае)
10. В каком месяце цветут ландыши? (в мае)
11. Когда бегут весенние ручейки? (в марте)

12. Какой лесной зверь просыпается весной с детенышем? (медведь)

13. Какое дерево поит нас целебным соком? (береза)

14. Кто меняет весной шубку с белой на серую? (заяц)
(Подведение итогов конкурса).

- Совсем немного осталось до конца учебного года, а там и лето – Каникулы…. Вы любите каникулы? А праздники? А давайте с вами вспомним, какие же праздники бывают весной?
Дети называют весенние праздники…(8 марта, 1 мая, Пасха, День Победы и т.д.)
Совсем скоро будут праздники 1 Мая, 9 Мая! Люди пойдут на парад, на демонстрацию с шариками, веточками, цветами, флагами.

- И мы сегодня предлагаем каждой команде украсить веточку самодельными цветами. Всё необходимое у вас на столах. Работаем аккуратно, не забываем о Технике безопасности.… Итак, приготовились. … Начали!

Заключительное слово учителя.

Рефлексия.
Учитель:

- Понравилось ли вам наше мероприятие? Какое настроение у вас преобладало? Как думаете, что вам позволило получить заряд бодрости, радости, здоровья и хорошего настроения? Да, это весна! Вот она какая. Как Волшебница, способная дарить улыбку, веселье, тепло и торжество. Ролик
Учитель:

- Идёт Весна! Попросим Весну Мартовну, Весну Апрелевну, Весну Маевну вместе с детьми станцевать! Музыка Слайд 15

Читайте также: