Конспект уроку словосполучення 5 клас
Обновлено: 01.07.2024
Конспект урока на тему "Словосочетание. Закрепление" в помощь учителю русского языка и литературы 5 классов.
Содержимое разработки
Урок по теме "Словосочетания"
систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя
Разделы науки о языке:
Звук - фонетика
Слово – лексика
? а что изучает синтаксис?
Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Знания мы в круг собрали,
Словосочетания мы изучали,
Все препятствия прошли
И к кольцу вот подошли.
И сегодня всё расскажем
И запишем, и покажем.
Мы должны всё повторить
Обобщить и закрепить
Урок мы проведем в форме путешествия по станциям. Условия игры “Словосочетательное кольцо”: мы будем выполнять задания в группах в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса.
Функции путешественников: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; совещание, обсуждение отдельных вопросов; работа под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.
2. Путешествие. Ход игры.
А) Станция “Теоретическая”
Задание: допишите предложения.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________
Б) Станция “Практическая”.
Задание по карточкам:
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.
Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре
Голоса птиц, варенье из смородины, капля дождя.
С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. Заметит грибок на поляне, спрыгнет на землю, сорвёт его и опять на дерево. А если найдёт вкусные орехи, положит в пустое дупло или в глубокую щёлку коры. Трудится белочка-хлопотунья с утра до поздней ночи.
По Г. Скребицкому.
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.
Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, в конце прыжка, не прыгаю, прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.
Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.
Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком. Учится бегать сынок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
По И. Соколову-Микитову.
Распределите словосочетания в два столбика:
Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.
Динамическая пауза.
Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
помахайте девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.
Г) Станция “Фантазёры”.
Составить как можно больше словосочетаний к данной картинке за отведённое время. Побеждает тот, кто больше составит словосочетаний
Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую и зависимую связь между словами.
Прибл…жаться, пристань; дом, пов…рнуть; участвовать, ж…ри; пор…жаться, красота; увл..каться, спорт; ноч…, лунная;
Е) Станция “Итоговая”. (рефлексивная)
Давайте поблагодарим, друг друга за урок: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за проведённый урок.
Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих орфографических правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу.
- Образовательные:
- Подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова;
- Научить школьников обоснованно выделять морфемы;
- Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
- Формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
- Развивающие:
- Помочь школьникам осознать взаимосвязь языковых явлений, сформировать умение устанавливать эти связи, сравнивать, обобщать, сопоставлять;
- Формирование навыков монологической устной речи научного стиля;
- Воспитательные:
- Воспитание интереса к русскому языку;
- Формирование умения работать в парах, группах;
- Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Корень слова – главная ,
Родственные связи дарит
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
За корнем СУФФИКС обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратится в речку,
А печь – всего лишь в печку.
Та слова часть, что изменяется,
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
развеваться (на ветру)
4. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМ.
- Мы продолжаем исследование и отправляемся в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают испытания. Нужны смельчаки.
1- я остановка- столица КОРЕНЬ (на доске записаны слова: родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной).
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.( дети обсуждают вопрос в группах и дают ответ)
2- я остановка - ПРИСТАВОЧНАЯ ГОРА.
На ПРИСТАВОЧНОЙ ГОРЕ нужно указать слова с приставкой – по
( подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать ).
3- я остановка- СУФФИКСАЛЬНОЕ ПОЛЕ.
На пути к СУФФИКСАЛЬНОМУ ПОЛЮ разрушился мостик через овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, по другую- слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться , и сказать, какое значение вносит суффикс в слово.( таблица )
Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.
- Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
- Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.
- Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)
Фронтальный опрос. (3-й слайд)
1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)
2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)
4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Синтаксическая пятиминутка (4-й)
(произвести синтаксический разбор предложения)
В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.
- выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)
- В моховых болотах (сущ.+ прил.)
- лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
- румяная клюква (сущ.+прил.)
- лежит ожерельем (гл.+сущ.)
- Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие - глагольными? (глагольные: главное слово - глагол;
именные: главное слово - имя существительное) (6-й)
Распределительный диктант (7-й)
Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.
(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)
-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)
Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой
-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)
тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)
-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)
На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).
Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).
Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2 ) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Облако слов можно применить на уроке при обобщении изученного по теме: Лексика". Дать задание учащимся - назовите термины, дайте им определения (базовый уровень). На основе облака слов составить лингвистическую сказку (повышенный уровень) Также облако слов можно использовать на этапе Рефлексия. Рассказать по схеме: Что узнал - чему научился - что запомнил. выразить своё настроение к уроку с помощью смайлика.
Выполнено в онлайн -сервисе Брашечка
Интересный сервис, который можно использовать для создания рисунков к произведениям, а также для развития фантазии и воображения деетй
Содержание презентации соответствует материалу учебника под ред. А.Д. Шмелёва "Русский язык" 5 класс.
Читайте также:
- Правовые основы защиты информации на объектах информатизации в вс рф конспект
- Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц подготовительная группа конспект занятия
- Напишите опорный конспект по теме символ и знак в культуре
- Специфика философии и основные этапы ее развития бытие и познание конспект
- Конспект по аппликации в средней группе на тему зимние виды спорта