Конспект уроку словосполучення 5 клас

Обновлено: 01.07.2024

Конспект урока на тему "Словосочетание. Закрепление" в помощь учителю русского языка и литературы 5 классов.

Содержимое разработки

Урок по теме "Словосочетания"

систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;

повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;

развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;

доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя

Разделы науки о языке:

Звук - фонетика

Слово – лексика

? а что изучает синтаксис?

Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Знания мы в круг собрали,

Словосочетания мы изучали,

Все препятствия прошли

И к кольцу вот подошли.

И сегодня всё расскажем

И запишем, и покажем.

Мы должны всё повторить

Обобщить и закрепить

Урок мы проведем в форме путешествия по станциям. Условия игры “Словосочетательное кольцо”: мы будем выполнять задания в группах в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса.

Функции путешественников: работа в подгруппах, парах; участие в обсуждении вопросов на равных правах; помощь в выборе правильного ответа; совещание, обсуждение отдельных вопросов; работа под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.

2. Путешествие. Ход игры.

А) Станция “Теоретическая”

Задание: допишите предложения.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.

В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.

От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.

Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________

Б) Станция “Практическая”.

Задание по карточкам:

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.

Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре

Голоса птиц, варенье из смородины, капля дождя.

С раннего утра отправляется белочка на поиски корма. Заметит грибок на поляне, спрыгнет на землю, сорвёт его и опять на дерево. А если найдёт вкусные орехи, положит в пустое дупло или в глубокую щёлку коры. Трудится белочка-хлопотунья с утра до поздней ночи.

По Г. Скребицкому.

1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.

Я прыгаю, прыгаю с парашютом, новый парашют, в конце прыжка, не прыгаю, прыгаю и лечу, прыжок из самолёта, перед прыжком.

Нора лисы, джем из апельсина, лучи солнца.

Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком. Учится бегать сынок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

По И. Соколову-Микитову.

Распределите словосочетания в два столбика:

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.

Динамическая пауза.

Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
помахайте девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.

Г) Станция “Фантазёры”.

Составить как можно больше словосочетаний к данной картинке за отведённое время. Побеждает тот, кто больше составит словосочетаний

Образуйте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы, обозначая смысловую и зависимую связь между словами.

Прибл…жаться, пристань; дом, пов…рнуть; участвовать, ж…ри; пор…жаться, красота; увл..каться, спорт; ноч…, лунная;

Е) Станция “Итоговая”. (рефлексивная)

Давайте поблагодарим, друг друга за урок: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за проведённый урок.

Важность изучения данного раздела определяется тем, что более двух третьих орфографических правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу.

  1. Образовательные:
  • Подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова;
  • Научить школьников обоснованно выделять морфемы;
  • Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
  • Формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
  1. Развивающие:
  • Помочь школьникам осознать взаимосвязь языковых явлений, сформировать умение устанавливать эти связи, сравнивать, обобщать, сопоставлять;
  • Формирование навыков монологической устной речи научного стиля;
  1. Воспитательные:
  • Воспитание интереса к русскому языку;
  • Формирование умения работать в парах, группах;
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Корень слова – главная ,

Родственные связи дарит

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - Приставка,

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

За корнем СУФФИКС обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

А печь – всего лишь в печку.

Та слова часть, что изменяется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

развеваться (на ветру)

4. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМ.

- Мы продолжаем исследование и отправляемся в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают испытания. Нужны смельчаки.

1- я остановка- столица КОРЕНЬ (на доске записаны слова: родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной).

- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.( дети обсуждают вопрос в группах и дают ответ)

2- я остановка - ПРИСТАВОЧНАЯ ГОРА.

На ПРИСТАВОЧНОЙ ГОРЕ нужно указать слова с приставкой – по

( подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать ).

3- я остановка- СУФФИКСАЛЬНОЕ ПОЛЕ.

На пути к СУФФИКСАЛЬНОМУ ПОЛЮ разрушился мостик через овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, по другую- слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться , и сказать, какое значение вносит суффикс в слово.( таблица )

Разработка урока направлена на закрепление знаний о словосочетании и формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

ВложениеРазмер
конспект 18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание. Основные виды словосочетаний.

  1. Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса.
  2. Продолжить формирование умений анализировать словосочетание как единицу синтаксиса.

- Сегодня на уроке с нами будет веселая трудолюбивая пчелка, которая добывает свои знания. Она будет вместе с нами переходить от задания к заданию и собирать мед. (слайд 2-й)

Фронтальный опрос. (3-й слайд)

1. О каких разделах науки о языке мы уже говорили с вами на прошлых уроках? (Синтаксис и пунктуация)

2.Какие единицы речи изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

3.Какую единицу синтаксиса мы называем словосочетанием? ( соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи)

4.Из каких частей состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

Синтаксическая пятиминутка (4-й)

(произвести синтаксический разбор предложения)

В моховых болотах ожерельем лежит по кочкам румяная клюква.

- выписать словосочетания из предложения и определить характер связи слов в словосочетании (сочинительные или подчинительные)

  • В моховых болотах (сущ.+ прил.)
  • лежит по кочкам (гл.+сущ. с предлогом)
  • румяная клюква (сущ.+прил.)
  • лежит ожерельем (гл.+сущ.)

- Какие словосочетания в русском языке называют именными, а какие - глагольными? (глагольные: главное слово - глагол;

именные: главное слово - имя существительное) (6-й)

Распределительный диктант (7-й)

Солнечным днем, посетить выставку, водяная струя, тосковать по родине, встреча с космонавтом, печь пироги, стремительно бежать.

(образуйте словосочетания по данным схемам и разберите их)

-(запишите словосочетания, предварительно исправив в них допущенные ошибки)

Смотреть вслед грузовика, касаться к проводам, скучаю за тобой

-(образуйте словосочетания, подобрав к существительным прилагательные)

тюль, рояль, тополь, мозоль (использование словаря для определения рода)

-(выберите из двух словосочетаний те, которые, с вашей точки зрения, более уместны в разговоре, объясните свой выбор)

На обед мама приготовила (суп с грибами, грибной суп).

Мы пили чай (с вареньем из абрикосов, с абрикосовым вареньем).

Мы с удовольствием ели (малину из леса, лесную малину).

Кто быстрее и без ошибок?

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2 ) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Облако слов можно применить на уроке при обобщении изученного по теме: Лексика". Дать задание учащимся - назовите термины, дайте им определения (базовый уровень). На основе облака слов составить лингвистическую сказку (повышенный уровень) Также облако слов можно использовать на этапе Рефлексия. Рассказать по схеме: Что узнал - чему научился - что запомнил. выразить своё настроение к уроку с помощью смайлика.


Выполнено в онлайн -сервисе Брашечка

Интересный сервис, который можно использовать для создания рисунков к произведениям, а также для развития фантазии и воображения деетй

Содержание презентации соответствует материалу учебника под ред. А.Д. Шмелёва "Русский язык" 5 класс.

Читайте также: