Словообразование конспект урока 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Единичный выбор

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделение цветом

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Правильный ответ:

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: словообразование. Способы словообразования.

Образовательная: ознакомить учащихся с основными способами словообразования; сформировать общепознавательные умения изменять и образовывать новые слова различными способами; совершенствовать навыки разбора слов по строению;

Развивающая: развивать внимание и исследовательские умения детей с помощью речево-дидактического материала, логическое мышление; формировать речевую и информационно-коммуникационную компетентности.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, уважение к родному языку.

Методы и методические приемы:

1. Информационно - рецептивный:

а) словесный: рассказ-объяснение, беседа, работа с учебником.

б) наглядный: работа с учебником , демонстрация-презентация.

Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение новых знаний, работа с раздаточным материалом, ТСО.

Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.

3. Проблемно-поисковый: постановка проблемного вопроса.

4. Релаксопедический: психологическая разгрузка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

* шестиклассники знают основные способы словообразования;

• умеют определять способы создания известных слов;

* могут образовывать слова разными способами и употреблять их в речи.

И. Организационный момент.

- Я рада приветствовать вас на уроке родного языка! Дорогие дети, возьмите, пожалуйста, ладошку, которая лежит у вас на парте, прочитайте, что написано на ней, молча в

2. Утреннее круг. "В этом классе друзья все "(Слайд 2)

В этом классе друзья все: (три хлопка)

Я и ты, и мы, и вы. ( три хлопка)

Добрый день, тому, кто слева. (поворот налево)

Добрый день, тому, кто справа. (поворот направо)

Мы-одна семья. (развести руки в стороны, показать на всех)

В этом классе друзья все:

Я и ты, и мы, и вы.

Улыбнись тому, кто слева. (улыбнуться соседу слева)

Улыбнись тому, кто справа. ( улыбнуться соседу справа)

Мы-одна семья. (развести руки в стороны, показать на всех)

Я рада приветствовать вас на уроке украинского языка! Наши с вами помощники ручка и тетрадь. Разверните его и запишите число, классная работа. А помогут настроиться на продуктивную работу слова, которые каждый должен повторить про себя.(слайд 3).

Я-исследую, думаю, задумываюсь.

Я буду работать на уроке

Сегодня у нас с вами будет урок исследования. Зная, что вы очень любознательны, я хочу спросить у вас, что такое вечный двигатель, есть ли на свете такая машина? (Слайд 4)

ИИ. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: (Слайд 5)

Будем оценивать результаты нашей деятельности с помощью карточек, где за каждый вид работы вы поставите себе оценку, а после того, как я проверю ваши работы, я также выставлю вам баллы за работу на уроке. Итак, каждый из вас получает комплексный балл за урок.

III. Актуализация опорных знаний учащихся. (Слайд 6 )

Но получение новых знаний невозможно без повторения изученного.

- Какой раздел науки о языке мы начали изучать? (Слайд 7)

- Какое слово называем производным? (образовано от другого слова) (Слайд 8)

- Какое слово называем творческим? (от которого образуется новое слово) (Слайд 9)

- С помощью чего образуются новые производные слова? (словообразовательных средств)

Начинаем нашу исследовательскую деятельность.

Задание: в словах, записанных на доске, определите творческое слово. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

Опушка леса ← лес

3. Интерактивное упражнение " интересная орфография "(Слайд 8)

На сегодня вам необходимо было повторить написание префиксов пре -, при, при -. Сейчас мы проверим, как вы повторили эту тему.

(Украинский, украинец, украинка )

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Тему урока сформулировали, а теперь определим, что же станет предметом наших исследований? Правильно, основные способы словообразования. (Слайд 11)

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

УИ. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока.

Учитель: при изучении этой темы мы познакомимся с основными способами словообразования, с изменениями согласных при создании существительных и прилагательных, с созданием сложных и сложносокращенных слов.

На сегодняшнем уроке мы решим такие задачи:

- ознакомимся с основными способами словообразования;

- научимся изменять и образовывать новые слова;

обратим внимание на красоту и богатство родного языка.

Y. Восприятие и осознание учащимися теоретического материала в процессе практической деятельности. Выполнение заданий и упражнений творческого характера.

1. Объяснение учителем нового материала с использованием ИКТ(Работа с презентацией “ Способы словообразования ”(Слайд 12 -18)

В украинском языке существуют следующие способы словообразования (слайд 12)

Новые слова могут образовываться с помощью приставок и этот способ называется приставочным(слайд 13)

Суфіксальний способ - это такой способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к образующей основы словообразовательного суффикса (слайд 14)

- префиксально-суффиксальный Суффиксально-префиксальный способ-это способ создания производных слов одновременным добавлением к образующей основе суффикса и префикса (Слайд 15)

- составление слов или основ: (Слайд 18)

- Переход одной части речи в другую (Слайд 19)

Прочитайте ребусы, определите, от каких слов и с помощью каких значимых частей образованы слова – отгадки? Каким способом? Дети, отгадавшие слово, ставят себе 1 балл.

3. Исследования – конструктор “Словообразовательная копилка” (Слайд 20)

Теоретический материал обработали, а теперь проверим, можем ли мы применить полученные знания на практике и создавать новые слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся с основными способами образования слов.

2. Закрепить умения определять способы образования слов. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.

3. Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

-знать что такое словообразование.

- уметь определять способы образования слов.

-уметь делать морфемный разбор.

-уметь делать словообразовательный разбор.

Основные понятия:

Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.

Межпредметные связи

Проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы.

Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

Интернет-ресурсы

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

- Вы хотите расширить свои знания о словообразовании? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: прочитать, подснежник, рассвет.

(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

- Учащиеся первых двух парт первого ряда по цепочке решают лингвистическую задачу.

-Какое слово у вас получилось? (Переводчик).

- Каким способом образовались эти слова?

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все способы словообразования вам знакомы? ( Нет! Мы не знакомы с способами словообразования).

- Попробуйте объяснить как образовалось слово прочитать. ( к корню -чит- добавили приставку про- )

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о способах словообразовании)

2.1. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Как можно образовать новое слово? ( При помощи приставки, суффикса и окончания ).

-Какова же проблема? (словообразование).

2.2 Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Уточнение и согласование темы урока.

3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы словообразования).

- Как сформулируем тему нашего урока? (Словообразование).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить значение или правописание слова? ( мы используем метод наблюдения и анализа).

III. Реализация построения проекта.

1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организация фиксации нового способа действия в речи.

3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4) Организация фиксации преодоления затруднения.

5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Снег – Снежный – Бесснежный

Свет – Светать – Рассветать

Снег падать - снегопад

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? ( При помощи суффиксов, приставок образовались новые слова).

-Еще какие наблюдения вы провели? (При помощи сложения двух основ слов)

- Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)

- А если возьмем например слово рассвет? (бессуффиксный)

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

(Сделаем справочную таблицу).

Основные способы образования слов в русском языке

Приставочный

Читать – прочитать

Суффиксальный

Лес - лесок

Приставочно-суффиксальный

Свеча - подсвечник

Бессуффиксный

Переходить - переход

Лес + степь – лесостепь

Физическая культура – физкультура

Юный корреспондент – юнкор

Высшее учебное заведение – вуз [вус]

Переход слов одной части речи в другую

Столовая комната - столовя

- Теперь мы можем объяснить способы образования слов.

-Как преодолеть затруднение в определении способов словообразовании? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).

(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 77 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Прибежать (приставочный способ).

2 вариант. Снежный (суффиксальный).

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.

Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.

Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 66). На работу 8 минут.

- 8 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;

Суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик, морковка;

Приставочно-суффиксальным: подоконник, прошляпить, подледный;

Бессуффиксным способом: расход, поиск;

Сложением основ: самолет, Новгород;

Сложением слов: кресло-качалка, генерал-майор;

Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда работаем над следующим заданием: Постройте словообразовательную цепочку (нужно написать недостающие слова)

Греть - - обогревать - - обогревательный

Видеть – видимый – невидимый - невидимка

Греть – обогреть - обогревать – обогреватель - обогревательный

Свет – светать - рассветать

-Проведите самопроверку по эталону.

-Кто ошибся в составление цепочки Вода - - - водить? Можно ли образовать от слова вода слово водить нашим правилом? (Нет, потому что эти слова не однокоренные).

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.

- Чему был посвящен урок? (Словообразованию).

- Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход од одной части речи в другую).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 68 из параграфа 31.

4. Задания для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Выполните Лингвистическую задачу:


Целью данного урока является знакомство учеников с основнми способами образования слоав.

Содержимое разработки

МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района

Конспект урока русского языка для 6 класса

Тема урока:

«Основные способы образования слов

учитель русского языка и литературы

Образовательная цель: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.

Развивающая цель: развивать умение организовать лингвистический эксперимент, анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы, развивать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Подготовительный этап: проветривание кабинета, проверка освещенности кабинета, включение дополнительного освещения.

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая разминка.

Текст для орфографического разбора уже написан учителем на доске

Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки п..гружают нас в с..стояние нев..сомости. Все наше тело медле..о ра..слабляет..ся, сер..це начинает бит..ся р..внее, полностью и..чезает напряжение в тел.. и г..ловная боль. Аквариум – прекрас..ное средство от страха в зубовр..чебном кабинет.

3. Повторение изученного материала.

- Что изучает морфемика?

- Что называется корнем?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Какие слова называются однокоренными?

4. Применение теоретического материала на практике.

Задание 1.В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово
с омонимичным корнем):

1) долгий, долго, долг, долгота;

2) город, городской, горожанин, загородка;

3) вода, водитель, водянистый, наводнение.

Задание 2. Назовите слово с приставкой.

Задание 3. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.

Задание 4. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.

Задание 5. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.

Ответы:

Задание 1: 1) долг, 2) загородка, 3)водитель

Задание 2 - 4

Задание 3 - 2

Задание 4 - 5

Задание 5 - 3

5. Объяснение нового материала.

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На доске учитель пишет слово дом) Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать дом маленьким? (Добавляет суффикс -ок-.) Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Если к слову темнеть мы добавим приставку по-, то получится слово…?

(потемнеть) Как называется этот способ? (Приставочный) Запишите схему и название способа.

– Какую приставку и суффикс нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (перелесок) Этот способ называется приставочно-суффиксальным. Запишите схему и название способа.

– Следующий способ называется бессуффиксный. Как вы понимаете значение этого слова? Почему в слове бессуффиксный две С?

(Пишет на доске слово переход) От какого слова образовалось слово переход? (От слова переходить). Оно образовалось путём отсечения суффикса. Запишите схему и название способа.

– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов ( суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный)

6. Физкультминутка

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик –я,

Вот и вся моя семья!

7. Работа по учебнику.

Чтение теоретического материала (с 94) Выполнение упражнения 168.

– Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов, они указаны на с. 95. Кто первый их найдет?

– Слова могут образовываться сложением основ (с помощью соединительных гласных, например лесопарк от лес и парк, или без них, например Ивангород), сложением слов (например, диван-кровать), переходом одной части речи в другую (например, столовая из столовая комната)

8. Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) берёзовый, лесной;

3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ-палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.

Ответы:

Задание 1 - 1

Задание 2 - 2

Задание 3 - 3

Задание 4 -4

Задание 5 -2

10. Подведение итогов занятия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Как бы вы себя оценили? Какую оценку вы себе бы поставили? Почему?

(Выставление отметок)

Домашнее задание: упражнение 173


-75%

Читайте также: