Перезвоны по прочтении шукшина конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.

(Валерий Гаврилин)

Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.

Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель - профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.

Содержание цикла - это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.

Симфония русской души

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.

Звуки музыки

Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.

Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина.

1. Каковы истоки творчества В. Гаврилина?

2. Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию В. Гаврилина?

3. Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и почему?

5. Что ближе композитору: фольклор или классика? Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?

Представлена разработка урока музыки в 5 классе. Цель урока: раскрыть взаисосвязь литературных произведений Шукшина и симфонии-действа Гаврилина. Также представлен дополнительный материал в виде презентаций.

ВложениеРазмер
urok_muzyki_vsyu_zhizn_moyu_nesu_ya_rodinu_v_dushe.zip 2.07 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Урок музыки в 5 классе на тему:

  1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
  1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
  2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование : мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
  • выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,
  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
  • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
  • использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
  • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

Учитель приветствует детей

Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам песню.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявляет тему урока .

Учитель: Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

Учитель: А что мы называем Родиной ? (ответы детей)

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит. Ираида Мордовина

Слайд _2. Толковый словарь русского языка
С.И Ожегова Родина - место, страна, где человек родился.

Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся: Слайд _3.

Кто такой Василий Шукшин нам расскажет Козар Анастасия.

Выступление учащегося, сопровождающееся презентацией.

Учитель: Шукшин воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.

Учитель: Сегодня мы также познакомимся с музыкальным произведением Валерия Александровича Гаврилина, краткую биографию которого нам расскажет Перловский Артём.

Учитель: Давайте определим, что такое симфиния-действо, а что программная симфония.

Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.

Дети находят и зачитывают определение:

по Ожегову: Капелла - Большая музыкальная группа исполнителей - хор в сочетании с оркестром .

по Ефремовой: Капелла - Хор певчих, а с XVIII в. - смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

по словарю Даля: Хор певчих или музыкантов.

Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.

Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить. А поможет вам в этом подсказка, которая находится на столе: карточка, где указаны средства музыкальной выразительности. 3 минуты на самостоятельную работу.

(слушают) Разбор, анализ.

Учитель: То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Ответ детей.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

Слайд _6. (смотрим картины подбираем музыку)

Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.

Как порою хочется послушать
Песню моей родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Светлый перезвон колоколов.

И укрытый в утреннем тумане
Чуть заметный свет её берёз
Волновать меня не перестанет,
Душу с детства трогает до слёз.


Звон колоколов моей России,
Нет его мне ближе и родней,
Сердце растревожил ностальгией
По далёкой родине моей.

На земле на этой мы не вечны.
И когда закончу свои дни,
Освещая путь мой в бесконечность,
Ты и для меня перезвони…

Господи, позволь ещё послушать
Эту песню родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Дальний перезвон колоколов…

Учитель: Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30.

Работа с учебником.

Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Учитель: Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.

Учитель: А что такое малая родина для вас? (Ответы детей) Конечно же, для каждого из нас нашей родиной является Ефремовский край. Борис Иванович Стрельников человек, который родился на липецкой земле, но уже много лет живет в Ефремове, посвятил этому городу песню. Давайте её послушаем.

Учитель: Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.

1.Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 1998. - №4. 1. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159с.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки 5-6 классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – 229с.

3. Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 – 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. – М.: МИРОС, 1994. – 152с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 6 классе

Цель уроков музыки в школе: формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Цель данного урока: формирование чувства любви к родине через музыкальные и литературные образы выдающихся произведений; осознание своей гражданской идентичности (принадлежности к русскому народу).

б) развивающая – выявление глубоких связей композиторской музыки с народным музыкальным творчеством; осмысление интонационного богатства народной музыки; дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;

в) воспитательная – воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа; развитие музыкального и эстетического вкуса; формирование гражданско-патриотических чувств учащихся.

Музыкальный материал:

Оборудование:

хрестоматия музыкального материала;

фонохрестоматия, музыкально-дидактический материал (аудио- и видеоматериалы);

компьютер, мультимедийная установка, экран, презентация;

наглядность (портреты В.А. Гаврилина и В.М. Шукшина, репродукции картин русских художников соответствующей тематики);

раздаточный материал (карточки, кроссворд, таблица);

Методы и приёмы работы на уроке:

– словесный: беседа, рассказ (художественное слово учителя);

– наглядный: портреты В.А. Гаврилина и В.М. Шукшина, репродукции картин, мультимедийная презентация, видеоматериалы;

наглядно-слуховой: демонстрация музыкальных записей;

метод художественного контекста – выход за пределы музыки (музыка – литература – живопись – жизнь).

Исполнение музыки. (Попурри из песен о России.)

8. Выполнение учащимися творческих заданий.

11. Итог урока (вывод, оценки, домашнее задание). Рефлексия.

Информация для учителя:

1. Орг. момент.

Исполнение музыки. ( Попурри из песен о России. )

Верно. В музыкальных образах, как и в образах литературных, живописных (художественных) раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей нас жизни.

Мир музыкальных образов удивителен и многогранен! Эпические и драматические, поэтические и лирические, и даже символические образы, преломлённые сквозь призму авторского видения, проходили перед нами как звуковой аналог действительности. Давайте вспомним некоторые из них. (Дети приводят примеры музыкальных образов.)

Эти слова вам знакомы по уроку в 5-ом классе. На какие мысли они нас наводят, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей: о Родине.)

Совершенно верно. Уже не первый раз на уроке музыки мы говорим о Родине и отношении к родине русских людей. Вспомните, это и песни о России, и музыка великих русских композиторов, и, конечно же, уроки, которым были посвящены темы начальной школы.

Но вернёмся к нашему эпиграфу. Кому принадлежат эти слова? (Ответы детей: Василию Шукшину.)

Учитель: Ребята! Обратите внимание: перед вами не только портрет писателя и режиссёра Василия Макаровича Шукшина, но и портрет композитора Валерия Александровича Гаврилина.

В. Шукшин был невероятным человеком, старавшимся успеть в своей жизни всё, как будто бы он предчувствовал свой ранний уход. Несмотря на все трудности, ему удалось добиться многих целей и поведать людям свои сокровенные мысли посредством образов литературных и кинематографических произведений.

Учитель: Да, В. Шукшина интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Поэтически многозначительный образ в его творчестве – Земля: дом родной, пашня, родина, степь, мать-сыра земля… Поэтому В. Шукшин сумел задеть людей за живое, пробиться в их души.

Своё семейное счастье Василий Макарович Шукшин обрёл с актрисой Лидией Николаевной Федосеевой-Шукшиной. С ней и двумя дочерьми, Машей и Олей, были связаны все мысли Шукшина о будущем.

Интересно, что в своём творчестве В.А. Гаврилин постоянно обращался к вокальной музыке. Именно песенная природа музыки композитора пленяет слушателей сегодня своим обаянием, естественностью и мелодичностью.

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

(Ответы детей: вокализ.)

Учитель: Но не только бессловесное высказывание людей, наблюдающих красоту уходящего дня, придаёт этой музыке искренность и мягкий колорит. Это и красочная хоровая ткань, созданная композитором, и выразительный высокий женский голос (Ответы детей: сопрано), словно парящий над звучанием хора (Ответы детей: смешанный хор).

– Как характер звучания музыки согласовывается с её названием?

(Ответы детей: музыка тихая, спокойная, убаюкивающая, как колыбельная.)

(Ответы детей: с пейзажем.)

Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными возможностями музыкального языка.

– Какой из известных вам картин русских художников созвучна эта музыка?

Учитель: Давайте и мы мысленно перенесёмся в детство В.А. Гаврилина, чтобы поближе познакомиться с истоками, питавшими творчество композитора…

Учитель: Каков характер музыки? (Ответы детей: шуточный, весёлый, похожий на частушки.)

– Что вы услышали в начале фрагмента? (Ответы детей: обращение к Богу.)

– А как мы называем любое обращение к Богу? (Ответы детей: молитва.)

– Давайте ещё раз прослушаем эту молитву и подумаем, о чём же просит разбойник? (Ответы детей: о спасении, помиловании, защите, жизни.)

– А что происходит в музыке потом? (Ответы детей: человек, по-видимому, вспоминает своё детство.)

– На фоне чего звучат эти воспоминания в хоре? (Ответы детей: на фоне имитации колокольного звона.)

– Как вы думаете, в момент смерти разбойник – беззащитный человек? (Ответы детей: да.)

– А добрый ли это и смелый ли сейчас человек? (Ответы детей: нет, он – злой и трусливый.)

Учитель: Верно, ведь разбойник не просит простить ему грехи, а молит лишь об избавлении о смерти:

Боже! И зачем бы тебе не простить меня,

Не снять с меня проклятия своего?

Ибо вот я лягу во мраке

Завтра поищешь меня, а меня нет.

Так зачем бы тебе не простить меня, боже.

– Вспомните, как называется низкий мужской голос и высокий мужской голос, которые выступают в данном номере в качестве солистов? (Ответы детей: бас и тенор.)

– Какой из голосов что олицетворяет? (Ответы детей: бас – обращение человека к Богу, а тенор – его воспоминания о детстве.)

– Как вы думаете, о чём нам напоминают подобные произведения? (Ответы детей: о Высшем суде, о Законах Божьих, о праведности жизни.)

Учитель : Да, в наше порой тревожное и неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают человеку о Вечности и помогают ему обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о душе и совести человека, о грехе и раскаянии.

– Так заслуживает ли прощения разбойник в свой смертный час по мнению людей? ( Ответы детей : нет.)

– А заслуживает ли он прощения Божьего? ( Ответы детей : да.)

Учитель : Вспомните, на уроках ОПК в 4-ом классе мы говорили и о болезнях души, и о совести и раскаянии, и, конечно же, о Божием суде.

Но в конце концов единственной нашей молитвой ко Господу должна быть молитва о даровании нам Духа Святого. Ведь это то, в чём мы более всего нуждаемся, и то, что менее всего сознаём – наша душа.

Неудивительно, что судьба Василия Шукшина волновала гражданскую натуру гаврилина. Их линии жизни схожи: выходцы из российской глубинки, они своим талантом и трудолюбием проложили дорогу в большое искусство. И тема их творческих исканий – осмысление русского характера.

Учитель : Итак, каковы же истоки творчества В.А. Гаврилина? ( Ответы детей : народная музыка.)

– Повлияли ли события личной жизни на творчество и жизненную позицию В.А. Гаврилина? ( Ответы детей : да.)

– Какой музыкальный жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора? ( Ответы детей : песня.)

– Как вы думаете, что ближе В.А. Гаврилину: фольклор или классика. Что нового он внёс в русскую музыку XX века? ( Ответы детей : фольклор; народные мотивы.)

– Какие же образы были представлены у нас сегодня на уроке? ( Ответы детей : образ русского народа, его характера – юмора, набожности; образ колокольного звона.)

– Это образы вокальной или инструментальной музыки? ( Ответы детей : вокальной.)

- музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

Читайте также: