Что мы знаем о времени конспект для старшей группы

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию

элементарных математических представлений в старшей группе.

Лузина Екатерина Владимировна,

Юргинский городской округ 2019

Цель: Уточнение знаний детей о временных представлениях (части суток, времена года, дни недели) у детей старшего дошкольного возраста.

Уточнить знания детей о частях суток, их последовательности, умении соотносить деятельность детей с определенным временем года.

Определить, знает ли ребенок название времен года, их последовательность, какие месяцы входят в определенное время года, определять время года по явлениям природы и деятельности человека.

Выявить знание ребенком дней недели, их последовательности, умения определять какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра; соотносить день недели с деятельностью детей (стихотворение).

Развивать зрительное восприятие, мышление, память, речь.

Воспитывать коммуникативные навыки: умение работать в группе, в паре, помогать друг другу при выполнении заданий; опыт самоконтроля и взаимоконтроля.

Материал к занятию:

демонстрационный материал: картинки с изображением частей суток, фишки (синяя, желтая, серая, черная), картинки с изображением времен года, явлениями каждого времени года, модель дней недели с картинками;

1.Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Я предлагаю вам встать в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадки. Слушайте внимательно:

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Вопросы: Как вы догадались, что это утро? (Ответы детей.) А что еще вы делаете утром? (Ответы детей: умываемся, делаем зарядку, завтракаем, занимаемся и т.д.

Солнце в небе ярко светит

На прогулку мы п идём,

Песни весело поём (День)

Вопросы: Как вы догадались? (Ответы детей.) А что еще вы делаете днем. (Ответы детей: играем, гуляем на улице, обедаем, спим и т.д.)

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора (Вечер)

Вопросы: Как вы догадались? (Ответы детей.) А что еще вы делаете вечером? (Ответы детей: ужинаем, гуляем на улице, уходим домой, читаем сказку, смотрим телевизор и т.д.)

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Вопросы: Как вы догадались? (Ответы детей.) Что вы делаете ночью? (Спим.)

Как одним словом можно назвать утро, день, вечер и ночь. (Сутки.)

- В какое время суток вы завтракаете?

- Какое время суток наступает после дня?

- В какое время суток вы спите в детском саду?

-Какое время суток находится перед вечером?

- В какое время суток вы возвращаетесь домой из детского сада? И т.д.

А сейчас вам нужно самостоятельно расположить части суток по порядку. Если дети затрудняются, спросить о том какую часть суток расположим первой.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть кружочки - фишки. Задание: на картинку с изображением дня положите желтую фишку, утра- синюю, вечера – серую, ночи- черную.

А сейчас проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Только после выполнения задания детьми воспитатель показывает, как нужно было разместить картинки и фишки, чтобы дети смогли проверить правильность выполнения задания). Если дети затрудняются, обсуждаем какое время суток было определить трудно.

Молодцы, ребята, с этим заданием мы справились.

3. Воспитатель: А о чем мы будем говорить дальше вы догадаетесь, если посмотрите на картинки. (Временах года.)

-А сколько всего времен года? (Четыре времени года.)

- Какое сейчас время года? (Зима.) Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)

- Какое время года наступит после зимы? (Весна.) Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)

- Какое время года было перед зимой? (Осень.) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Какое время года самое теплое? (Лето.) Давайте вспомним летние месяцы. (Июнь, июль, август.)

А может ли сразу после осени наступить весна? Почему?

Конечно нет, каждому времени года свое время и свой черед. Времена года идут друг за другом. Одно время года сменяет другое.

Задание: разложите картинки по порядку, начиная с осени. Если кто-то затрудняется помогаем.

Только после того, как дети расположат времена года по порядку, воспитатель располагает времена года по порядку, начиная с осени на доске.

А сейчас я буду показывать картинки. Вам нужно определить, в какое время года это бывает и показать картинку с изображением этого времени года.

Листопад, дети лепят снеговика, идет дождь, дети купаются в реке

После того, как дети показали картинку с изображением времени года, воспитатель располагает картинку с временем года под картинкой, чтобы дети могли проверить правильность выполнения задания.

- Почему ты поднял картинку с изображением времени года осени? И т.д.

К нам во вторник прилетал

Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)

По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Рыб, лягушек доставал,

Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)

Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как

И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец,

подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)

Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)

Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)

4. Воспитатель: Скажите, а что такое вторник? (День недели.)

- Сколько дней в неделе? (Семь.) Назовите их.

- Первый день недели …(понедельник.)

- Кто помнит какой сегодня день недели? (Вторник.)

- Какой день недели был вчера? (Понедельник.)

- Какой день недели будет завтра? (Среда.)

- Какой день недели находится перед пятницей. (Четверг.)

- Какие дни недели называют выходными? (Субботу, воскресенье.) Почему?

Сейчас я предлагаю вам поиграть. Сначала разложите дни недели по порядку, начиная с понедельника. А еще у вас есть картинки. Давайте посмотрим, что на них нарисовано. В каждый день недели девочка что-то делает (Девочка стирает. Девочка подметает пол и т.д.) Сейчас я буду читать стихотворение, а вам нужно подобрать картинку к дню недели в соответствии с действиями девочки. Будьте внимательны.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подмела.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла.

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресение

Позвала на день рождения.

Вот неделька, в ней семь дней

Поскорей знакомься с ней.

Только после выполнения задания детьми, воспитатель размещает картинки к дням недели.

Если кто-то не справился помогаем.

Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились.

Посмотрите на картинку. В каждом ряду вам нужно если есть найти лишнюю картинку и зачеркнуть ее. Задание выполняем самостоятельно.

- Какую картинку ты зачеркнул? Почему? и т.д.

6. Итог: Ребята, о чем мы сегодня говорили. (Частях суток, временах года, днях недели.)

- Расширять знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека, назначении.

ВложениеРазмер
zanyatie_chto_my_znaem_o_chasah.doc 88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Воспитатель: Брычкова В.П.

Цель: Формирование представлений детей о часах, времени.

- Расширять знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека, назначении.

- Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов.

- Учить детей ориентироваться во времени по часам.

- Развивать чувство времени, умение беречь время.

- Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии с

- Развивать исследовательский интерес и любознательность.

- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

- Воспитывать умение слушать педагога, действовать в соответствии с ним.

- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

- Воспитывать интерес к разным видам часов.

- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных видов часов.

- Ориентироваться во времени по часам.

- Познавательные рассказы воспитателя о часах.

- Просмотр видео роликов.

- Рисование разных видов часов.

- Часы песочные, будильник.

- Циферблат с подвижными стрелками.

- Карточки с цифрами от 1 до 12.

- Сосуд для проведения опыта, вода.

- Опыт с водяными часами.

Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости давайте с ними поздороваемся.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали хлопок.

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Воспитатель: - Давайте передадим тепло своих рук друг другу.

Неожиданно пение петуха из-за ширмы:

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночка темная прошла.

Воспитатель: - Дети, узнали, кто это поет? (Петушок) Слайд Петушка

Воспитатель: - Давным-давно люди узнавали время по пению петуха.

Воспитатель: - А можно ли по пению петуха определить точное время? (Нет) Почему? (Петушок может заболеть или закричать раньше времени.)

Воспитатель: - Ребята посмотрите, сегодня нам пришла посылка от петушка. Интересно, что в ней. Сейчас мы откроем и посмотрим. (воспитатель удивленно)

Не открывается. А вы хотите узнать, что в посылке? ( Да)

Воспитатель: - Как можно узнать?

Воспитатель: - На ощупь мы можем определить? (Нет)

Воспитатель: - А увидеть? (Нет)

Воспитатель: - Подумайте, как еще можно узнать?

(Поднести к уху и послушать)

Воспитатель: - Давайте послушаем. (Часы)

Воспитатель: - Сейчас проверим, правильно ли вы отгадали.

(Открываю посылку и достаю из нее часы – будильник)

Воспитатель: - У вас дома наверняка есть часы - будильник. Зачем нам нужны такие часы? (Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Воспитатель: - Что, мы по часам определяем? (Время, когда ложиться спать, просыпаться, идти в детский сад)

Воспитатель: - А, что было бы, если бы не было часов?

(Если бы не было часов, то человек не мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то?)

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: - Дети, а когда еще не было часов, как люди узнавали время?

(По солнцу, всходило солнце, значит, пора вставать.) Слайд

Воспитатель: - Первые солнечные часы, появились в Египте.

Расскажите, как человек сделал солнечные часы?

(Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу.)

Воспитатель: - Солнечные часы были разнообразны. Посмотрите.

Слайды солнечных часов (5 слайдов)

Воспитатель: - Пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (К ним нужно постоянно бегать, пользоваться такими часами можно было только в светлое время суток.)

Воспитатель: - Солнечные часы показывают самое точное время, но основным недостатком солнечных часов в том, что невозможно определить ночное время. Почему? (Нет солнца и нет тени.)

Воспитатель: - Как люди определяли время по водяным часам?

(В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна, наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. А деления на сосуде определяло, который час.)

Воспитатель: - А сейчас мы с вами проведем опыт и посмотрим, так ли это было. И так, чтобы сделать водяные часы, нам нужен сосуд, мы можем использовать бутылку, дно срезаем, переворачиваем, вкручиваем крышку с отверстием и наливаем сверху воду, наблюдаем, что у нас получилось.

Воспитатель: - Как вы думаете, удобны были эти часы? (Нет)

Воспитатель: - Почему ? (Потому, что постоянно приходилось доливать воду).

Воспитатель: - Как часы работают? (Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло определенное количество времени, например одна минута.)

Воспитатель: - Скажите, удобны ли такие часы? (Нет) Почему?

(Потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать).

Воспитатель: - Как определяли время по огненным часам?

( Часы – свеча, на ней были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени)

Воспитатель: - Посмотрите, еще были огненные часы – лампа, по которым определяли время, по количеству сгоревшего масла в лампе .

Воспитатель: - У огненных часов были свои недостатки, скажите какие?

(Они не точно показывали время)

Воспитатель: - Затем люди придумали часы, которые можно было повесить в каждом доме. В настоящее время изобретено множество разнообразных часов. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.

Воспитатель: - Посмотрите и подумайте, как можно назвать эти часы? (Настенные) Почему? (Потому что они висят на стене).

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Настольные) Почему?

(Потому что они стоят на столе)

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Напольные) Почему?

(Потому что они стоят на полу).

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Карманные) Почему?

(Потому что их носят в кармане).

Воспитатель: - Ребята, а это что за часы? (Уличные) Почему?

(Потому что они висят на улице).

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Наручные) Почему?

(Потому что их носят на руке).

Воспитатель: - Дети, послушайте, сейчас Саша прочитает стихотворение:

Живет в резной избушке

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

Воспитатель: - Ребята, скажите, о каких часах прочитала Саша стихотворение?

Воспитатель: - Что вы знаете о часах с кукушкой, расскажите. (Часы с кукушкой изготовлены в виде узорной деревянной избушки, в которой прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.)

Воспитатель: - Знаменитые часы с кукушкой появилась в Германии.

Мастер собирался засунуть в часы "петуха", но его "голос" оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании.

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем.

В доме кто умеет так? Наклоны головы влево - вправо

Это маятник в часах.

Отбивает каждый такт. Поочередно поднимать плечи

А в часах сидит кукушка, Дети садятся в глубокий присед

У нее своя избушка. Руки вверх, домик

Прокукует птичка время, Ку-ку, ку-ку

Снова прячется за дверью Приседания

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга Ходьба по кругу друг за другом

А часы идут, идут Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают Замедление темпа ходьбы

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! Быстрая ходьба на месте

Если их не заведут,

То они совсем встают Дети останавливаются, поворачиваются в круг

(Цифры от одного до двенадцати, циферблат без цифр, стрелки – 1 длинная и 1 короткая. Песочные часы)

Воспитатель: - Ребята, петушок в посылку положил песочные часы. Эти часы на одну минуту . (Показываю) Как вы думаете, можно что – нибудь, сделать за одну минуту? (Да)

Воспитатель: - Петушок предлагает вам собрать за одну минуту часы. И так, что есть у часов? (Показываю детям, а они говорят: - цифры, стрелки и циферблат.)

Воспитатель: - Длинная стрелка – показывает, что? ( Минуты.) А короткая ?(Час.)

Задание: - А сейчас ребята, за одну минуту, надо собрать часы.

(Дети самостоятельно собирают часы.)

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием петушка.

Воспитатель: - А сейчас, дети мы с вами поиграем. Вставайте около цифр и повторяйте вместе со мной:

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(После окончания слов дети садятся рядом с ближайшей карточкой.

Воспитатель говорит: - Пять часов. (Два часа, восемь часов и т.д.)

Дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12 должны встать.)

После игры дети садятся на стульчики

Воспитатель: - Ребята, а механические часы, надо заводить? (Да)

Воспитатель: - Если забудешь завести часы, что будет? (Они остановятся)

(Электронные часы без стрелок, на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой, их не надо заводить, они работают на батарейках.)

Воспитатель: - На городских улицах и площадях тоже есть часы.

Где их устанавливают? (На башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.) Слайды часов

Воспитатель: - Где они установлены?

( На Спасской башне Московского Кремля).

Воспитатель: - Эти часы показывают самое точное время. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились.

Часы на башне занимают три этажа. Заводят часы два раза в сутки.

К курантам ведут 117 каменных ступеней. Слайд

За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, Слайд

ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. Слайды

Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, Слайд который расположен под шатром башни в открытом 10-ярусе. Слайд Ежедневно в 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации.

Воспитатель: - Ребята, петушку очень понравилось, как вы занимались. Он узнал, что у нас в группе есть мини – музей часов, он дарит нам для музея еще одни часы. А сейчас мы будем передавать часики и расскажем, что вам понравилось или что вы нового узнали о часах.

Дети передают часы друг другу и рассказывают, что понравилось.

Воспитатель: - На этом наше путешествие закончилось.

Давайте скажем гостям: - До свидания. Дети уходят в группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД по математике "Волшебные часы" в подготовительной группе

В сценарии НОД "Волшебные часы" используется сказочный персонаж Гном-часовщик, который помогает закрепить знания и умения детей о временных понятиях. Задания представленыи в игровой форме.


Проект "Что мы знаем о часах"


Формировать представления детей о разнообразных видах часов, их устройстве и предназначении.


Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам.


"Что мы знаем о часах" интерактивная игра

Викторина "Что мы знаем о часах" интерактивная игра.


Презентация музея часов , конспект досуга "Путешествие в прошлое часов".

Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.Программные задачи: -Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями.


Беседа "Что мы знаем о часах"

Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями; учить ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа).Материал: экспонаты музея, картинки "Режимные.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: Что такое время?

Ход занятия

- Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему – то он к нам не пришел. Вы не знаете почему он не пришел? А я знаю. Буратино не пришел, потомучто он не знает времени.

Мы начинаем занятие строго по времени и не можем больше его ждать. У нас с вами есть расписание занятий, а у школьников расписание уроков. Все рабочие идут на занятие в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

А сейчас отгадайте загадки:

Оно век бежит вперед

И никогда не устает. (Время)

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

- Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы ни когда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут) Дети выполняют задание в тетрадях на время.

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация вр времени побуждает человека быть собраным, точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее

- А как же измеряется время по длительности? (рассматриваем механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (рассматриваем календарь, определяем день недели, месяц, год). Время определяется веками, эпохами. (рассматриваем энциклопедию).

Ходит черная кошка. (ночь)

По утру оживает,

к вечеру умирает. (день)

- Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)

- Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)

- Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоброт.

- отгадайте еще одну загадку:

Братьцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

- Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связаны с порядковыми номерами. Вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали:

Мыш скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали:

Мышь скатилась кувырком

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

- Ребята, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у Вас любимый день недели? (ответы детей)

- отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга е обходят.

Правильно, это месяцы. А сколько месяцев в году (12) Какие вы знаете месяцы?

- Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.

- Дорогие наши гости, а вы знаете какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после.

- Ребята, сейчас вы делитесь на 4 команды, и каждая команда должна нарисовать свое время года. Повторятся нельзя.

- Молодцы ребята, мы сегодня с Вами узнали много нового на занятии. Давайте скажем нашим гостям спасибо, и будем ждать их еще к нам в гости.

Материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а так же для родителей, которые развивают детей самостоятельно


Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:
1. Можем ли мы потрогать время? Почему?
2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
6. Что помогает определить время?
7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
8. Должны ли мы ориентироваться во времени?




Цель: знакомство детей с солнечными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:



• Вертикальные (эти часы, соответственно, расположены на вертикальной поверхности, а их гномон как бы торчит в строну. Чаще всего их устанавливают на стенах башен, высоких зданий и сооружений).



Если вы скажете, что такие часы нельзя взять с собой. Я отвечу – ребята, можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время.



Но, стоит отметить, что установка солнечных часов требовало определенных знаний астрономии и географии. Для каждой местности необходимо было правильно рассчитать, куда поставить гномон, и где устроить циферблат. Без этих расчетов солнечные часы перестали бы быть точными. Это сейчас можно проверить по обычным механическим или электронным часам, правильно ли показывают время солнечные часы, а раньше люди не имели такой возможности.
Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.
Давайте подведем итоги нашей беседы:
1. Где появились первые солнечные часы?
2. Кто такой бог Ра?
3. Как пришла мысль к созданию солнечных часов?
4. Из чего состоят солнечные часы?
5. Легко ли их самим сделать?
6. Какие бывают солнечные часы?
7. Где устанавливали солнечные часы?
8. Какие недостатки есть у солнечных часов?



Цель: знакомить детей с песочными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Продолжаем знакомиться с видами часов. Сегодня мы узнаем, что такое песочные часы.
Песочные часы, как и всякие любые другие часы, - это, прежде всего, прибор для измерения времени. Состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Это зависит от размера сосудов: маленькие сосуды – маленький промежуток времени, большие сосуды – большой промежуток времени, так как они могут вмещать много песка. Кроме того, размер горловины (самой узкой части часов) тоже имеет значение: шире горловина - песочек быстрее пробегает из одного сосуда в другой, времени тратиться меньше, Уже горловина – песок медленно просачивается, поэтому время тратится больше.
Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки. Представляете, какими должны быть сосуды и сколько понадобится песка, чтобы все 24 часа он перетекал из одного сосуда в другой. Кроме того, песочные часы со временем перестают быть точными: песчинки стачиваются, превращаются в пыль, и быстрее пересыпаются.
Изготовлением песка для песочных часов занимались лучшие мастера. Ведь именно от него зависела точность времени. Умельцы брали морской или речной песок, просеивали его с помощью сита, делая его однородным, промывали и сушили на солнце. Другой песочек делали из толченой яичной скорлупы. Такой песок имел красивый кремовый оттенок. Еще песок делали из древесного угля (сгоревшего кусочка дерева), уголёк так же, как и яичную скорлупу, толкли. Какой цвет получился у песка? Правильно, черный.
Сосуды, или колбы, мастера делали из стекла. В те времена уже могли изготавливать стекло. А стекло, как вы знаете, делается так же из песка. Внутри сосуды должны быть идеально гладкими, чтобы песочек не задерживался и не застревал.
В настоящее время песочными часами пользуются редко. В основном их ставят для украшения. Но их можно встретить, например, в санаториях, когда мед.сестра отсчитывает время процедуры. А где вы встречали песочные часы?
Настало время подвести итог тому, что мы сегодня узнали:
1. О каких часах мы сегодня беседовали?
2. Из чего состоят песочные часы?
3. Как делали песочек?
4. Почему сосуды должны быть гладкими?
5. Какие плюсы у песочных часов?
6. Какие недостатки у них?
7. Где сейчас можно встретить песочные часы?


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с водяными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, давайте вспомним, какие виды часов мы уже знаем. Молодцы! Мы знаем, что такое солнечные. А помните, мы вскользь говорили, что есть еще водяные, песочные, масляные, механические, электронные и атомные часы. Как вы думаете, о каких из них мы будем беседовать сегодня? О водяных часах.
Название данных часов говорит само за себя. Они исчисляют время благодаря чему? Правильно, воде, жидкости. Мы знаем, что древние люди, как и вы, очень наблюдательны. У них не было всяческих современных приспособлений, какие имеем сейчас мы. Они полагались на собственную интуицию, кое-какие знания о природе и ее силах, на свой опыт и не боялись совершать ошибки.
Итак, кто-то говорит, что в Египте, а кто-то утверждает, что в древнем Вавилоне у одного из служителей храма прохудился глиняный сосуд. Трещинка была очень мала, и из нее капля за каплей стала вытекать вода. Вода капала медленно. И так как служителю нечем было заняться в ту ночь, он стал наблюдать за этим процессом. В итоге, наступило утро, и его позвали завтракать. На следующую ночь служитель взял этот же дырявый сосуд, наполнил его водой, поставил его на табурет, а на пол подставил другой сосуд, чтобы вода из дырявого не вытекала на пол. И знаете что! Этот человек заметил, что вода отмеряет промежуток времени, равный его ночному служению в храме. Так и появились первые водяные часы, прибор для измерения времени.
А потом начались эксперименты: водяные часы представляли собой и два сосуда, описанные выше, и одну большую чашу с дырочкой на дне, которую подвешивали, и из нее капля за каплей вытекала вода, так же измеряя время. А китайцы вообще что придумали – в бассейн, наполненный водой, ставили такую же круглую чашу с дырочкой на дне. Дырявая чаша, плавая в бассейне, наполнялась через дырочку водой и тонула. Не очень практично для измерения времени, правда?!
Но самые интересные и самые полюбившиеся водяные часы были – клепсидра.




Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с огневыми и масляными часами, их историей, назначением
Задачи:
• Формировать представление об определении времени;
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, отгадайте загадку:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Правильно, это свеча. А причем тут свеча, когда мы говорим о часах? Сейчас всё узнаете.
На Древнем Востоке, а именно в Китае, три тысячи лет назад появились огневые, или огненные часы. Китайцы же любят всё, что связано с огненной стихией. Они придумали до удивления простую конструкцию: брали длинную плошку с бортиками, клали в нее свечу, на бортиках делали равномерные надрезы, обозначающие промежуток времени, через надрезы натягивали нитки, на краях которых были шарики (обычно металлические или из слоновой кости). Зажигали свечу, свеча потихоньку сгорала, нитка плавилась, разрывалась, шарик падал на металлическую тарелочку под плошкой, издавал бой, тем самым сигнализируя, что прошло какое-то время. И так до тех пор, пока свеча не сгорит. Потом свечу меняли. И до бесконечности.


В эту плошку могли добавить благовония, ароматические масла, могли украшать ее всякими статуэтками и фигурками. Ну, очень красивое и ароматное изобретение. А главное, полезное, ведь по нему древние люди могли четко строить свой распорядок дня и ориентироваться во времени.
Огневые часы были разных конструкций. Вот, например, свечные цилиндрические часы: это подставка (некий подсвечник) с металлическим вертикальным штырьком с одинаковыми делениями по всей его длине. Рядом со штырьком ставили свечу (вертикально), зажигали, она горела и указывала прошедшее время. Как вы думаете, удобная конструкция? Да, удобна, но, по-моему, свеча быстро сгорает. Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.







Но в середине прошлого века во Франции придумали такие часы, которыми мы все с вами пользуемся – электронные. Маятник и электромагнит электрических часов заменили элементом электрического питания – аккумулятором или батарейкой. А привычный нам циферблат вытиснился электронным табло, на котором светились электронные цифры. Кроме того, инженеры стали придумывать электронные часы с калькулятором, с будильником (сейчас нас, конечно же, этим не удивить, а раньше это было неслыханное чудо техники), и даже встроенным миникомпьютером. Постепенно электронные часы и электронные будильник стали встраиваться в различные бытовые приборы и устройства, что позволяло управлять ими при наступлении определённого времени. Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее. Сегодня мы привыкли к электронным часам и даже не помним, что есть что-то иное для определения времени.
Давайте подведем итог:
1. Электронные и электрические часы – это одно и то же?
2. Что было самым важным в электрических часах?
3. А что важно в электронных?
4. Где мы встречаем электронные часы?
5. Чем же они нас покорили?



Пока ученым из разных стран есть над чем работать. И думаю, что в недалеком будущем мы сможем использовать атомные часы так же, как и любые механические и электронные.
Итак, давайте посмотрим, как легко вы запомнили информацию из нашей беседы:
1. Что дает атом?
2. Какие они – первые атомные часы?
3. Кто изобрел атомные часы?
4. Сложен ли механизм атомных часов?
5. Кто-нибудь следит за Временем в мире?
6. Зачем нужно следить за временем?
7. Почему у нас с вами до сих пор нет атомных часов дома?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на ровно в 9.00. Но почему то опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)

-Буратино ты почему опаздываешь? Надо начинать, а мы тебя ждем.

-А что разве нельзя было прийти позже?

-Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

А кто сможет отгадать загадки о времени?

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает. (время)

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

-Раньше часы были разные: солнечные,водяные, песочные, но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут)

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени чувство времени побуждает человека быть собранным точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущие ,а бежит оно через настоящее.

-А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.). Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)

Ходит черная кошка. (ночь.)

К вечеру умирает. (день.)

-Когда вы приходите в детский сад? (утром). А уходите? (вечером)

-Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (сутки)

-Продолжительность в каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.

(день-ночь, утро-вечер, утро-день, вечер-ночь)

-Отгадайте еще одну загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Появляется передний (дни недели).

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае.

Не воротятся назад. (дни недели)

- Правильно это дни недели. Название дней недели в основном связанно с порядковыми номерами. Вторник - второй, среда - средний, четверг –четвертый, пятница- пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.

- Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение. П. Башмаковой Дни недели

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

-Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)

-Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (месяцы).

- Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году (12). Какие вы знаете месяцы?

-Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляет год. В году различают четыре времени года.

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют лиса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

-Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?

-Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу, дети ищут ошибки.)

-А теперь давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа нарисует свое время года :зиму, весну, осень, лето.

Читайте также: