Слова с удвоенными согласными 1 класс конспект урока

Обновлено: 29.04.2024

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способами их переноса.

пишет слова с удвоенными согласными, переносит слова с одной строки на другую по алгоритму;

Универсальные учебные действия:

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Оборудование: учебник, печатные тетради, карточки с алгоритмом переноса слов с двойными согласными буквами, карточка-схема, рисунки смайликов, компьютер, медиапроектор, экран, презентация.

2. Подготовка рук к письму.

- Посмотрите на цепочку букв.

- Что вы можете сказать о ней?

- Подумайте, что нужно помнить, чтобы красиво написать данные буквы?

- Пропишите эту цепочку у себя в тетради.

4. Актуализация знаний. (Слайд №2)

Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки.

Древесину ест едок,
Сто зубов в один рядок. (Пила)

- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены согласные звуки.

- Назовите три признака согласных звуков.

5. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.

- Прочитайте слова. Подумайте, чем они интересны.

Суббота, сорока, кросс, группа, тонна, масса

- Я считаю, что все эти слова двусложные.

- Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

- Какое задание можно выполнить со словами?

(Найти лишнее слово)

- Назовите тему урока. (Cлайд №4)

6. Работа по теме урока.

1. Упражнение 7, стр. 77 – коллективно.

- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных? (Долго.)

- Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук. Прочитаем слова на доске: хоккей, теннис, троллейбус, антенна. В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. Написание таких слов надо запомнить.

2. Постановка проблемы.

Отгадайте загадки и запишите их на отдельных листиках, а я на доске. (Cлайд №5)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К,
И мяч, шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (Хоккей).

Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. (Аллея).

В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в… (Кассу).

Водитель открывает двери,
Кондуктор дает мне билет.
А я не просто так катаюсь,
Я важным словом называюсь. (Пассажир.)

По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется… (Шоссе).

Цель урока: это знакомство со словами с удвоенной согласной в корне, правильным обозначением их на письме и при переносе.

Познавательные:

  • Формирование навыка правильного обозначения удвоенной согласной на письме и при переносе.
  • Способности слышать слова с удвоенной согласной в корне.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления.
  • Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.
  • Аккуратность.

Урок посвящен знакомству со словами с удвоенными гласными. В ходе урока учащиеся узнают правила переноса на письме слов с удвоенными согласными, увидят двойные согласные буквы в наиболее часто употребляемых словах: класс, суббота, касса, ванна, Алла и др. Учащиеся смогут слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме и при переносе.

На уроке ты:

1. Узнаешь особенности слов с удвоенной согласной и правила переноса таких слов.

2.Научишься переносить слова с удвоенной гласной в корне, слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме и при переносе.

3.Сможешь самостоятельно проверять такие слова в орфографическом словаре.

Основные термины и понятия:

1.Двойные согласные буквы в словах – это такие слова, в которых согласная буква повторяется. Это слово нужно обязательно проверять в орфографическом словаре.

2. Орфографический словарь – это словарь, в котором представлен список слов и их правильное написание.

Основная и дополнительная литература:

* Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Задания тренировочного модуля:

Найдите правильные варианты переноса слов с удвоенной согласной. Выберите все правильные ответы.

Заполните таблицу. В одну колонку запишите слова с удвоенной согласной, которые относятся к спорту, в другую колонку имена людей, в третью колонку – остальные слова. Будьте внимательны! Среди слов есть названия стран и городов. Выпишите их в четвёртую колонку.

Города и страны

Суббота, масса, Кирилл, перрон, Анна, класс, группа, Геннадий, кросс, Алла, хоккеист, Жанна, бассейн, профессия, хоккей, Инна, Россия, теннис, теннисист, Новороссийск, касса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 1 классе

Составитель: учитель высшей категории

СОШ №3 г. Белоярский

Иванова Ирина Леонидовна

Тип урока : открытие нового знания (ОНЗ).

УМК: Школа России.

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Методы: исследовательский, наглядный, работа в парах.

Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint , карточки для работы в группе, памятка, орфографические словари, толковый словарь.

Планируемые результаты:

предметные : правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные:

• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

• понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

I .Организационно-мотивационный этап.

Ребята, проверяем готовность к уроку:

Вы пришли сюда… учиться .

Не лениться, а … трудиться.

Работать как? Старательно!

А слушать как? Внимательно!

Вижу: Порядок на столе,

Порядок в голове

Как всегда мы снова

Начать урок готовы!

Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том, как сложен и интересен русский язык. Продолжаем открывать его тайны, новые знания! Ребята, улыбнитесь друг другу, солнышку! Желаю вам хорошего доброго урока! А с каким настроением вы пришли на урок, вы сейчас покажите смайликом!

II .Актуализация опорных знаний обучающихся.

Чистописание.

Доска 2.1 . Начнём урок с минутки чистописания. Открываем тетради, кладём с наклоном , записываем дату-сегодня 27 апреля. Точка. Классная работа. Точка. Оставляем строчку для темы.

На доске записаны буквосочетания: бб, пп, кк, сс, нн, мм, жж, лл

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные, расположены по алфавиту)

-Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется

с точно такой-же, как буквы-близнецы).

-Запишите буквы очень аккуратно по образцу, продолжив строчку до конца.

- Рефлексия: Оцените свою работу, подчеркнув простым карандашом по линейке самое красивое на ваш взгляд соединение.

2.2. – Слайд № Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова. (3 слайд) Что можете о них сказать?

- Найдите слово, которое отличается от других.

С.рока, кла. в.рона, к.рова.

(Словарные слова. Лишнее слово – класс, т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?, пропущена согласная буква)

- Слово класс также является словарным словом. Его написание нельзя проверить, нужно запомнить. Где мы можем посмотреть правильное

написание этого слова? (В орфографическом словаре)

Слово юному лингвисту Сергею:

Сергей: Орфографические словари существуют на свете, чтобы люди не делали ошибок! Орфографическим он называется потому, что в нём показано, как правильно писать слова. Запомните, что слова во всех словарях расположены в алфавитном порядке.

- Что означает слово класс? Куда нужно обращаться?

Слово юному лингвисту Кириллу:

Кирилл: Чтобы узнать значение слова, нужно обращаться к толковому словарю, в котором можно также познакомиться с синонимами и антонимами данного слова. Например, слово класс имеет несколько значений. Запомните, класс - это комната в школах для занятий и класс – это группа учеников одного года обучения.

2.3. Работа с деформированным текстом. Составьте из данных слов предложение со словом класс

1. Наш класс выходит окнами на парк.

2.Класс дружно работает на уроке.

Молодцы!

2.4. - Ребята, кто запомнил, как называется орфограмма в слове класс ? (Удвоенная согласная) (4 слайд)

- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)

- Слово класс с удвоенной согласной сс. Может, вы знаете ещё слова с другими удвоенными согласными?

2.5 .И.Л.: А я сейчас проверю, кто из вас самый наблюдательный!

Слайд Если в доме много сора

В доме может вспыхнуть ссора.

- Какие слова в этом предложении звучат одинаково?

-Подберите синонимы к ним (сор – мусор, ссора- спор, разногласие, конфликт)

- Чем они отличаются при произношении?

- Действительно, в слове ссора первый звук [с] произносится дольше, чем в слове сора . Кто догадался, как долгий согласный звук обозначается на письме? (двумя согласными буквами)

А можете ли ли вы ребята еще привести подобные примеры? Нет?

- Ничего страшного нет в том, что вы не смогли назвать слова. Мы ранее не изучали эту тему.

- Кто догадался, какова тема урока? Кто из вас сможет сформулировать тему ( Слова с удвоенными согласными ) (5 слайд)

Запишите тему урока в тетради в пропущенной строке!

2.6. -В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них

1 ряд В том пруду не видно

Ни уток, ни гусей

Берега из кафеля,

И Звать его …. бассейн.

2 ряд Проста загадка и легка

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я… хоккей.

3 ряд В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили .

За батон, бутылку кваса

Деньги заплатили в… кассу.

2.5. - Запомните удвоенные согласные в этих словах. А сейчас вам предстоит поработать в группах. Слова-отгадки нужно разделить для переноса.

- Что значит перенести слово? (Часть слова оставить на одной строке, а другую часть записать на новой строке)

- Зачем нужно уметь переносить слова? (Если при письме не вмещаются на строке, нужно их правильно перенести)

-Какие правила переноса слов вы уже знаете? (переносим по слогам, одну букву на строке не оставляем, односложные слова не переносим)

-Молодцы! А теперь каждой группе я даю карточку со словом. Обсудите дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по вашему мнению, можно его перенести на строке.

ба сс ейн хо кк ей ка сс а

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Делили слова для переноса )

- Я прошу поднять руки той группе ребят, которая уверена в правильности выполнения задания.

-Почему вы затруднились? ( Ещё не знаем правила о том, как переносить слова с удвоенными согласными)

Затруднение в ученье

К новым знаниям ведёт.

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдёт!

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, какая цель нашего урока? ( Узнать, как правильно переносить слова с удвоенными согласными)

- Вы сами это узнаете и выведете правило, как переносить слова с удвоенными согласными.

- Работать будете по такому алгоритму (плану):

1. Открыть учебник на стр. 77

2.Найти упражнение 8

3. Прочитать слова.

4.Посмотреть, где стоит знак переноса.

5. Реализация построенного проекта.

- Ответьте на 4-й пункт плана – где стоит знак переноса?

- Какое правило вы вывели?

- Вы получили один общий результат в классе. Проверьте правильность своего вывода на экране. (В учебнике нет правила)

-Это буквы- близнецы

Удалые молодцы

Ты одной закончи строчку

А с другой ее начни

- Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания .

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Вернёмся к заданию, которое вы выполняли по группам. Как надо было разделить слова? Напишите слова в тетради и правильно перенесите

Бас-сейн, хок-кей, кас-са

7. Включение в систему знаний и повторение.

Ванна, грамм, тонна, сумма, масса.

Рефлексия: Взаимопроверка и взаимооценка по критериям. Справился - не справился, наклей смайлики.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание

1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.

Масса, группа, сумма.

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

8. Разноуровневая самостоятельная работа.

- Кто выбрал первое задание, поднимите руку.

- Кто выбрал второе задание, поднимите руку.

ВАМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 3-5 МИН.

Проверка по слайду.

9. Итог урока.

Закончите предложения:

Сегодня я научился…

Теперь я буду всегда…

Мне было интересно…

На уроке я работал(а)… (активно/пассивно)

Своей работой на уроке я… (доволен/ не доволен)

За урок я …. (не устал(а) / устал(а)

Красный лепесток– я доволен своей работой, настроение радостное, тёплое.

Жёлтый лепесток - у меня всё получилось, настроение светлое, приятное.

Зелёный лепесток - я не доволен своей работой, чувство неудовлетворённости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1) Формирование культуры речи. Воспитывать любовь к родному языку.

2) Формирование потребности пользоваться языковым богатством.

3) Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение работать в мини-коллективе, при этом прислушиваться к мнению каждого ученика.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Воспитывать сдержанность, интерес к учению, любовь к родному языку , к Родине.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства при оформлении переноса удвоенных согласных;

составлять алгоритм под руководством учителя;

Способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез) для решения проблемных ситуаций, развитию внимания, памяти, воображения, фонематического слуха.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

Способствовать развитию способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Обеспечить усвоение учащимися способа переноса слов с удвоенными согласными .

Понаблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными.

Развивать умение писать слова с двумя согласными буквами.

Способствовать расширению словарного запаса.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран; презентация; цветы, веточки (для рефлексии)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

И мы начнем урок!

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

2. Рефлексия

А теперь давайте друг другу пожелаем удачи в работе.

И все у нас получится!

- Я тоже в этом уверена

Ведь мы работаем по девизом:

Не стой на месте,

Чего не сделаешь один,

Сделаем мы вместе!

Эмоциональный настрой на урок.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(17 апреля Классная работа)

Через несколько дней - 22 апреля - международный день Матери-Земли (2 слайд)

- Русскую землю всегда от нападения врагов защищали сильные духом люди. Как они назывались? (богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

-Урок русского языка начнём с минутки чистописания, которую нам предлагает Илья Муромец. (3 слайд)

На экране: лл сс пп

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные, буквы-близнецы или удвоенные согласные)

В каких словах встречаются эти буквы, которые сплачивают людей? (коллектив, класс, группа)

-Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой-же, как буквы-близнецы)

-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буквы. Ваши глаза сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.

-Запишите буквы очень аккуратно на строке.

- Найдите соединения букв, написание которых вам особенно понравились и подчеркните их .

- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова.( 4 слайд) Что можете о них сказать?

- Помогите Алеше Поповичу найти слово, которое отличается от других.

(Словарные. Лишнее слово – класс, т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?, пропущена согласная буква)

- Слово класс также является словарным словом. Его написание нельзя проверить, нужно запомнить. Где мы можем посмотреть правильное написание этого слова? (В орфографическом словаре)

- Взаимопроверка

- Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 137, найдите это слово. Назовите опасное место (сс)

- Ребята, кто запомнил, как называется орфограмма в слове класс? (Удвоенная согласная)

- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы?

( На чистописании писали удвоенные согласные)

- Слово класс с удвоенной согласной сс. Может, вы знаете ещё слова с другими удвоенными согласными? (высказывают мнения)

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? (Слова с удвоенными согласными) ( 5 слайд)

-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них ( 6 слайд)

1. Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

И называется….перрон.

2. В том пруду не видно
Ни уток, ни гусей.
Берега из кафеля,
Звать его .
(Бассейн.)

3. Проста загадка и легка

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…хоккей.

4. В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили .

За батон, бутылку кваса

Деньги заплатили в…кассу.

- Запомните удвоенные согласные в этих словах. А сейчас вам предстоит поработать в парах. Слова-отгадки нужно разделить для переноса.

- Что значит перенести слово? (Часть слова оставить на одной строке, а другую часть записать на новой строке)

- Зачем нужно уметь переносить слова? (Если при письме не вмещаются на строке, нужно их правильно перенести)

-Какие правила переноса слов вы уже знаете? (переносим по слогам, одну букву на строке не оставляем, односложные слова не переносим)

Обсудите дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по вашему мнению, можно его перенести на строке.

- Запишем эти слова на доске

перрон бассейн хоккей касса аллея

С одним из слов придумайте и запишите предложение

4. Выявление места и причины затруднения.

- Какой паре было трудно разделить слова?

-Почему вы затруднились? ( Ещё не знаем правила о том, как переносить слова с удвоенными согласными)

- Я прошу поднять руки той паре ребят, которая уверена в правильности выполнения задания

Учащиеся читают слова.

списывают слова с доски.

5.Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, какая цель нашего урока? ( Узнать, как правильно переносить слова с удвоенными согласными) ( 7 слайд)

- Вы сами это узнаете и назовете правило, как переносить слова с удвоенными согласными.

- Работать будете по плану Князя Киевского: ( 8 слайд)

Читайте также: