Скелет конечностей 8 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : Создать условия для формирования представления о строении опорно-двигательной системы человека, особенностях строения скелета , связанные с прямохождением, формирование представлений о естественных изгибах позвоночника – лордозах и кифозах. Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы

Тип урока : изучение нового материала -2урок

Задачи урока:

Воспитывающая : формировать биологическую грамотность, установить необходимость естественнонаучных знаний и умений для использования в различных жизненных ситуациях.

Развивающая : развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представления о биологических объектах и явлениях, их значимости .

Обучающая : изучить состав и строение скелета человека, знать состав и расположение основных отделов скелета человека, уметь узнавать кости на рисунках, отделы скелета по названиям костей, уметь показывать их на таблицах ; сделать выводы о роли биологических знаний в жизни человека.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

- слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- знать состав,соединение и строение скелета человека;

- иметь представление о расположении костей в скелете, об отделах скелета;

- знать названия отделов и костей скелета;

- уметь находить на таблицах кости, отделы и показывать их;

- формулировать основные термины по теме, применять биологические понятия .

Оборудование

I. Организационный момент

Фронтально ( графический диктант)

Задание: если утверждения правильное поставьте(+), если утверждение неправильное поставьте(-)

Плечевая кость относится к поясу верхних конечностей

Верхняя челюсть – единственная подвижная челюсть в черепе

Нижняя челюсть – подвижная челюсть в черепа

Лицевой отдел черепа человека преобладает над мозговым

К грудной клетке человека относятся: ребра, грудина, грудные позвонки

С возрастом количество минеральных солей в костях увеличивается

Неорганические вещества придают упругость и эластичность костям

Органические вещества не придают упругость и эластичность костям

Костная ткань относится к нервному типу тканей

В шейном отделе позвоночника человека насчитывается 7 позвонков

Позвоночник человека имеет 6 изгибов

Различают только трубчатые и плоские кости в скелете человека

Внутри трубчатых костей находится красный костный мозг

Скелет человека называется наружным

Скелет человека имеет 5 отделов.

1 - 2 – 3 + 4 + 5 + 6+ 7 - 8 - 9 - 10 + 11 - 12 + 13 - 14 - 15+

III. Изучение нового материала

hello_html_48345a76.jpg

Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Почти все они объединяются в единое целое с помощью суставов, связок и других соединений. При рождении человеческий скелет состоит из 270 костей, число костей в зрелом возрасте снижается до 206, так как некоторые кости срастаются вместе, преимущественно срастаются кости черепа и таза. В составе скелета взрослого человека около 205—207 костей, из них 33—34 —непарные, остальные — парные. 23 кости образуют череп, 33—34 — позвоночный столб, 25 — ребра и грудину,64 — скелет верхних конечностей, 62 — скелет нижних конечностей и их поясов.

Функции скелета человека.

Скелет(18%)от массы тела и выполняет разные функции, главная из которых опорная.

Он определяет размер и форму тела.

Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем

жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец,

скелет – пассивный орган

движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека

- Двигательная

(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

(создаёт полости тела защиты внутренних органов).

- Формообразующая

(определяет форму и размеры тела).

(опорный остов организма).

- Кроветворная

(красный костный мозг – источник клеток крови).

(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины те человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника — копчик . Он состоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен выполняет роль амортизатора, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Вывод: Грудная клетка защищает сердце, печень, легкие, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Продолжим заполнять таблицу.

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Лицевой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, подъязычная

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых

S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях скелета человека, связанных с прямохождением, трудовой деятельностью, речью.

Обучающие задачи: сформировать и закрепить знания об основных частях скелета и выполняемых ими функциях, выработать умения находить кости скелета на таблицах и рассказывать об их строении и функциях. Показать различия в строении скелета млекопитающих и человека.

Развивающие задачи: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выявлять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с различными источниками информации.)

Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока : комбинированный

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление .
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ожидаемые результаты : учащиеся научатся характеризовать особенности скелета человека, связанные с прямохождением , трудовой деятельностью и речью.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Урок начинается с актуализации знаний о скелете . (демонстрируется слад № 1 ). С этой целью учащимся предлагается вспомнить и заполнить первую колонку таблицы

На выполнение этого задания отводится 2-3 минуты. После этого проводится фронтальная беседа по следующим вопросам

  • Что такое скелет? Какое значение он имеет?
  • В чем сходство скелета позвоночных животных?
  • В чем сходство скелета человека и млекопитающих животных?

Ответы учащихся: ( Позвоночные животные имеют внутренний скелет, представленный хордой у ланцетника, который в ходе эволюции преобразуется в позвоночник.

Сходство заключается в том, что человек и млекопитающие имеют общий план строения скелета).

Учитель спрашивает : В чем тогда различие скелета человека и млекопитающих животных?

Демонстрируются слайды № 2-3.

Совокупность твердых образований - костей, хрящей и укрепляющих их связок- называют скелетом. Скелет служит опорой тела, позволяет ему сохранять определенную форму и вертикальное положение. Костная система совместно с мышечной участвует в движении. Скелет и мышцы выполняют также защитные функции: череп и позвоночник служат футлярами для головного и спинного мозга. Грудная клетка надежно закрывает сердце , легкие, а брюшные мышцы защищают внутренние органы.

У взрослого человека скелет состоит из более чем 200 костей. В нем различают три отдела: череп, скелет туловища и скелет конечностей.

Демонстрируется слайд №4. Скелет головы- череп.

- Рассмотрите и сравните череп человека и млекопитающих животных и ответьте на вопросы:

  1. Как развиты мозговой и лицевой отделы черепа человека и млекопитающих? (У человека преобладает мозговой отдел над лицевым, что связано с большим развитием головного мозга).
  2. Почему у млекопитающих животных челюсти значительно вытянуты вперед и лучше развиты, чем у человека (Челюсти животных являются органом защиты и нападения, у человека эту функцию выполняют руки, вооруженные соответствующими орудиями).
  3. Ещё какое отличие в лицевом отделе вы заметили? (У человека появляется подбородочный выступ, у кошки и обезьяны подбородок скошенный). С чем это связано? (С речью; речевые движения связаны с работой мышц, прикрепляющихся к подбородочному выступу).

- Дополните схему. Сделайте выводы.

Демонстрируется слайд № 5 Скелет туловища.

- Что является основой скелета туловища? (позвоночник) Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Какие отделы в нем различают? (шейный- образован 7 позвонками, грудной -12,

поясничный -5, крестцовый -5 сросшимися, копчиковый 4-5 сросшимися)

- Чтобы позвоночник мог изгибаться, кости должны быть подвижными; чтобы он мог служить достаточно прочной осью тела, позвонки должны прочно скрепляться между собой.

Вопрос для обсуждения: - Как одновременно обеспечиваются прочность и подвижность позвоночника? Какое строение имеют позвонки? Что общего и чем отличается их строение. Как объяснить эти различия?

Чтобы ответить на эти вопросы, организуется работа в группах (5 минут).

Задание для учащихся:

- Выясните, какими костями образована грудная клетка и какую функцию она выполняет (стр. 147, рис. 77)?

- После обсуждения учитель обращает внимание на особенность соединения ребер с плоской грудиной: - I-VII соединяются с грудиной и называются истинными ребрами ;

VIII- X грудины не достигают, соединятся с вышележащим ребром, поэтому получили название – ложные; XI-XII заканчивается в мышцах брюшной полости, отличаются большой подвижностью, называются колеблющимися .

- К ребрам прикрепляются дыхательные мышцы и диафрагма.

- В чем отличие грудной клетки человека от кошки, с чем связано? (в связи с прямохождением у человека она уплощена в передне- заднем направлении, , а у кошки сжата с боков).

Скелет верхних конечностей . Демонстрируется слайд № 9

Задание учащимся: - Выясните, чем представлен скелет верхней конечности. Дополните схему.

После обсуждения учитель обращает внимание на особенности соединения некоторых костей. ( Предплечье образовано 2 костями: локтевой и лучевой. Локтевая сочленена с плечевой и находится со стороны мизинца , а лучевая сочленена с кистью и лежит со стороны большого пальца).

- Какие особенности имеет кисть человека по сравнению с кистью млекопитающего? (У человека большой палец противопоставляется остальным, благодаря ему возможен не только силовой захват, но и точный).

Скелет нижних конечностей. Демонстрируется слайд № 10

Задание для учащихся:

- Выясните, чем образован скелет нижних конечностей, и какие особенности он имеет?

После обсуждения учащиеся делают выводы:

- В связи с прямохождением таз человека стал шире и массивнее, сращен с крестцом- поддерживает органы брюшной полости; кости нижних конечностей также более массивны, отличаются большой длиной и прочностью, стопа имеет сводчатость.

Своды стопы присущи только человеку, смягчают толчки тела при ходьбе.

5. Рефлексия: Что нового узнали? Что было трудным? Что пригодится в будущем?

6. Домашнее задание . Прочитать параграф и составить таблицу: особенности скелета человека в связи с прямохождением , трудовой деятельностью и речью.

1. А.В.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф.

2. В.С.Рохлов, С.Б. Трофимов. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина.2013 г.

3 .Батуев Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.Дрофа

6. Интернет- ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся.


методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап.

Презентация к уроку по биологии 8 класс по теме "Глаз как орган зрения и оптическая система" Урок по биологии в 8 классе "Глаз как орган зрения и оптическая система"


Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого.

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике.



Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

Проверка домашнего задания

Да, все вышеперечисленное связано со скелетом. Это наш опорный костяк, основа, придающая телу определённую форму и соответствующие функции. Мы уже знаем основные функции скелета, строение костей, типы их соединений. Может, этих знаний достаточно? Есть ли необходимость изучать кости в отдельности?

Верно, состав скелета, название и местоположение его костей.

Предлагаю изучить их совместно

-изучить основные отделы скелета человека,

-выяснить функции отделов и костей в частности.

Работа в тетради

Запись темы урока

Объяснение учителя с составлением схемы и её записью в тетради

Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.



Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.


В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Скелет головы образован мозговыми и лицевыми отделами черепа. Мозговой отдел черепа составляют две парные кости (височная и теменная) и четыре непарные (лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная). Все они неподвижно соединены между собой швами, формируют полость. В которой располагается головной мозг. В затылочной кости находится большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом. Затылочная кость сочленяется с первым шейным позвонком (атлантом).

Лицевой отдел черепа состоит из парных костей (глазничные, слезные, носовой раковины, скуловые. Носовые, небные, верхнечелюстные) и непарных костей (нижняя челюсть, сошник). Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа - сочленяется двумя головками суставного отростка с нижнечелюстными ямками височной кости. Верхняя и нижняя челюсти содержат по 16 ячеек, в которых помещаются корни зубов. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.




Череп
А — вид спереди;
Б — вид сбоку:
1 — теменная кость;
2 — лобная кость;
3 — клиновидная кость;
4 — височная кость;
5 — слезная кость;
6 — носовая кость;
7 — скуловая кость;
8 — верхняя челюсть;
9 — нижняя челюсть;
10 — затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год.

Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Череп – определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.


Мозговой отдел черепа:

- лобная кость; НАХОДИТСЯ

- затылочная кость; ГОЛОВНОЙ МОЗГ

- теменные кости (парные);

- височные кости (парные);

- пирамидные отростки височных костей.


Лицевой отдел черепа:

- верхняя челюсть; НАХОДИТСЯ

- нижняя челюсть; ОРГАН ОБАНЯНИЯ

- скуловые кости (парные);

- носовые кости (парные);

Вторая группа

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.


П озвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков)


крестцовый (5)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника — копчик. Он со¬стоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

Лордоз – это изгиб позвоночника вперед.

Кифоз – это изгиб позвоночника назад.

Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).



Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Строение скелета верхних конечностей:

Скелет верхних конечностей образован костями руки и плечевого пояса. Руки состоят из плеча, предплечья и кисти. Плечо образовано одной длинной крупной костью. В предплечье две кости, которые соединены друг с другом. Кости плеча и предплечья трубчатые, полости их наполнены костным мозгом. Предплечье соединяется с кистью. Кисть состоит из небольших косточек, которые образуют ладонь и пальцы. На каждой руке пять пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Все пальцы состоят из трех косточек, а большой палец из двух. Верхние конечности очень подвижны, так как их кости соединяются между собой и с плечевым поясом при помощи плечевого и локтевого суставов. Благодаря этому человек может совершать руками разнообразные движения. Кости пальцев соединены суставами, поэтому пальцы очень подвижны. Большой палец руки человека противостоит остальным четырем, благодаря такому строению руки способен совершать точные и разнообразные движения: рисовать, писать, лепить и тд. Руки связаны с туловищем с помощью плечевого пояса. Он образован двумя лопатками и двумя ключицами. Лопатки- плоские широкие треугольные кости. Лопатки расположены на спине, по сторонам позвоночника. Ключицы- изогнутые длинные кости, каждая из которых одним своим концом соединяется с лопаткой, а другим- с верхней частью грудины.

СКЕЛЕТ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ


Строение скелета нижних конечностей:

Скелет нижних конечностей образован костями ноги тазового пояса. Ноги состоят из бедра, голени и стопы. Бедро образовано одной крупной и длинной бедренной костью. В голени две кости, которые соединены друг с другом. Бедренная кость и кости голени трубчатые. Скелет стопы состоит из большой пяточной кости, нескольких мелких косточек и костей пальцев. На каждой ноге, так же как и на каждой руке, пять пальцев. Стопа человека имеет форму свода. При ходьбе и беге она пружинит и предохраняет от сотрясений внутренние органы. Нижние конечности поддерживают все тело человека, поэтому кости ног толще и прочнее, чем кости рук. Ноги связаны с туловищем с помощью тазового пояса. Он состоит из двух тазовых костей и крестца. Тазовые кости сзади срастаются с крестцом, а спереди соединяются друг с другом с помощью хряща. Толстые широкие кости таза поддерживают и защищают внутренние органы, расположенные в брюшной полости. Нижние конечности подвижны, потому что их кости соединяются между собой и с тазовым поясом с помощью суставов.

СКЕЛЕТ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ


Четвертая группа

Строение позвонков.
Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в котором заключен спинной мозг.


П ервый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.


Шейные позвонки ( первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом – срастаются.
Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими п озвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

"Скелет человека" проведен в 8 классе.Урок разработан по линии Пасечника В.В.

ВложениеРазмер
Разработка урока "Скелет человека" 8 класс. линия Пасечника В.В. 32.4 КБ
Презентация "Скелет человека" 885.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Скелет человека

  • умение применять знания в новой ситуации;
  • структурирование знаний из собственного опыта;
  • формирование интеллектуальных знаний (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы);
  • формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения, высказывание своей точки зрения;
  • умение планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий;
    регулятивные:

' развитие навыков самооценивания;

  • применение эффективных способов решения познавательных задач;
  • регулирование совместных действий участниками группы;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • развитие самостоятельности;
  • формирование осознанной мотивации к выполнению заданий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.
ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

П. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

* Что мы должны сделать сегодня на уроке, какую цель поставить? (Повторение, обобщение,
углубление и закрепление знаний о скелете человека)

Итак, сегодня на уроке мы должны систематизировать знания о скелете человека и выполнить
тест в конце урока.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  1. Отдел скелета туловища.
  2. Длинные или короткие кости, состоящие из тела и двух эпифизов.
  3. Подвижное соединение костей.
  4. Плоская кость, к которой прикрепляются ребра.
  5. Неподвижное соединение костей черепа.
  6. Скелет головы.
  7. Короткие трубчатые косточки пальцев.
  8. Самая крупная кость в скелете человека.
  9. Непарная кость черепа.
    10. Отдел позвоночника.
  • Какое ключевое слово получили? (Высушенный)
  • Как соотносится это слово с нашей темой?

Скелет (от греч. зкеШоз — высохший, высушенный) — совокупность твердых тканей в животном
организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических
повреждений.

  • Назовите отделы скелета.
  • Повторите отделы скелета, работая в вариационных парах.

2. Работа в вариационных парах по карточкам

Отработка теоретического материала. Через каждого учащегося должно пройти четыре карточки.

Учитель. Повторили отделы скелета. Есть вопросы, что не понятно?

3. Работа у доски

Два ученика записывают ответ на доске:

а) кость скелета, похожая на меч (грудина) — 3;

б) часть скелета, где кости соединены полуподвижно (позвоночник) — 4;

в) кость, похожая на шпильку (малая берцовая) — 8;

г) часть скелета, образующая изгибы (позвоночник) — 4;

д) часть скелета, выдерживающая большую нагрузку (позвоночник) — 4;

е) защищает головной мозг (череп) — 1;

ж) имеет форму чаши (таз) — 5;

з) единственная подвижная кость черепа (нижняя челюсть) — 2;

и) рудимент хвостового отдела млекопитающих (копчик) — 6;

к) самая массивная и длинная трубчатая кость (бедренная) — 7;
л) имеет свод (стопа) — 9.

Учитель. Одинаковы ли ответы? Кто прав? Проверим.

Один ученик читает вопрос, отвечает, другой показывает по таблице.

Проверьте еще раз: а — 3, б — 4, в — 8, г — 4, д — 4, е — 1, ж — 5, з — 2, и — 6, к — 7, л — 9.
Следующий этап повторения — лабиринт.

Ученики прорабатывают лабиринт (см. приложение).

Учитель. Запишите ответ на доске (два ученика). Одинаковы ли ответы? Кто прав?

А сейчас поработайте в группах. Три группы —три карточки.

4. Работа с текстом по карточкам в группах

Состав, строение и рост костей

  1. Кости состоят из органических и неорганических веществ, главным образом, из солей кальция и фосфорнокислой извести.
  2. Упругость и эластичность костей зависит от наличия неорганических веществ, а твердость
    и прочность — от органических.
  3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинками которого находится желтый костный мозг,а тело — из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом.
  4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, — это надкостница.
  5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину.
  6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Скелет плечевого пояса и верхних конечностей

  1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.
  2. Такую опору создают кости плечевого пояса — две лопатки и ключица.
  3. Лопатки — большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества.
  4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц.

Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти Плечо образовано двумя костями, а предплечье — одной.

  1. 2 — упругость и эластичность зависят от органических веществ, а твердость и прочность —
    от неорганических;
  2. 3 — в головках трубчатых костей находится красный костный мозг, а в полости тела кости — желтый;
  3. 5 — рост кости за счет клеток надкостницы происходит только в толщину.
  1. 2 — в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы;
  2. 3 — лопатки — плоские кости, состоящие из губчатого вещества;
  3. 6 — плечо образовано одной костью — плечевой, а предплечье — двумя: локтевой и лучевой.
  1. 1 — грудина — плоская кость;
  2. 3 — передние концы 10 пар верхних ребер соединены с грудиной при помощи гибких хрящей;

3)6 — тонкий кишечник не защищен грудной клеткой.

Учитель. Есть вопросы? Остались ли пробелы в знаниях?

1. К какому типу костей относят лобную кость?
а) Плоским; 6) губчатым;

2. Среднюю часть трубчатой кости называют:
а) эпифиз; б) диафиз;

. Какая кость входит в состав мозгового отдела черепа?

а) Лобная; б) носовая;

4. Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника?

5. К какому типу тканей относится костная ткань?
а) Эпителиальной; б) соединительной;

6. С помощью шва соединены кости:

а) локтевая и лучевая; 6) бедренная и тазовая;
в) теменные и височные.

7. Сколько костей входит в состав скелета взрослого человека?

8. Неорганические вещества придают костям:
а) твердость; б) эластичность;

9. Позвоночник человека состоит из отделов:
а) пяти; б) шести;

10. В состав грудной клетки входит:

а) лопатка; б) грудина;

11. Сустав — это соединение костей:

а) неподвижное; б) полуподвижное;

. К скелету туловища относятся:

а) конечности; б) позвоночник;

13. Органические вещества придают кости:
а) легкость; б) твердость;

14. К поясу верхних конечностей относится:
а) ключица; б) плечо;

15. Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа?

а) Носовая; б) теменная;

1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — в, 5 — б, 6 — в, 7 — а, 8 — а, 9 — а, Ю — б, 11 — в, 12 — б, 13 — в, 14 — а,
15 — а.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 92-105, повторить еще раз все понятия по теме, составить кроссворд.

Состав, строение и рост костей

1Кости состоят из органических и неорганических веществ, главным образом, из солей кальция и фосфорнокислой извести.

2Упругость и эластичность костей зависит от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность — от органических.

3Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинками которого находится желтый костный мозг,а тело — из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом.

4Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, — это надкостница.

5.За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину.

6.Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Скелет плечевого пояса и верхних конечностей

1.Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.

2.Такую опору создают кости плечевого пояса — две лопатки и ключица.

3.Лопатки — большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества.

4.Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц.

5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти

6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье — одной.

1.Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью — грудиной.

2.Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости.

3.Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной.

4.При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки .

6.Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий кишечник.

1. К какому типу костей относят лобную кость?
а) Плоским; 6) губчатым;

2. Среднюю часть трубчатой кости называют:
а) эпифиз; б) диафиз;

. Какая кость входит в состав мозгового отдела черепа?

а) Лобная; б) носовая;

4. Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника?

5. К какому типу тканей относится костная ткань?
а) Эпителиальной; б) соединительной;

6. С помощью шва соединены кости:

а) локтевая и лучевая; 6) бедренная и тазовая;
в) теменные и височные.

7. Сколько костей входит в состав скелета взрослого человека?

8. Неорганические вещества придают костям:
а) твердость; б) эластичность;

9. Позвоночник человека состоит из отделов:
а) пяти; б) шести;

10. В состав грудной клетки входит:

а) лопатка; б) грудина;

11. Сустав — это соединение костей:

а) неподвижное; б) полуподвижное;

. К скелету туловища относятся:

а) конечности; б) позвоночник;

13. Органические вещества придают кости:
а) легкость; б) твердость;

14. К поясу верхних конечностей относится:
а) ключица; б) плечо;

15. Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа?

а) Носовая; б) теменная;

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Опорно – двигательный аппарат слона

Скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет млекопитающих

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Демокрит Собирал остатки скелетов, посещая кладбища Древнегреческий философ

Клавдий Гален Древнеримский врач и естествоиспытатель Совершил путешествие в Александрию, где изучал единственный целиком собранный скелет человека

Андрей Везалий Анатом Ночью крал трупы повешенных людей

Описал строение скелета и его роль в жизни организма Иоганн Вольфганг Гете Немецкий поэт и ученый

Петр Первый Покупал коллекции по анатомии

СКЕЛЕТ - (от греч. skeletos - букв. – высохший,высушенный ), совокупность твердых тканей в организме животных и человека, дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

Скелет –от греч. высохший, высушенный - совокупность твердых тканей в животном организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений . Название происходит от старинного способа приготовления скелета путем высушивания на солнце или в горячем песке

Скелет человека состоит: - из 206 костей Парные кости 85 Непарные кости 36

Классификация костей по форме : - длинные - короткие - широкие или плоские - смешанные

Соединения костей Неподвижные Подвижные - суставы Малоподвижные

Скелет Осевой Периферический Скелет головы Скелет туловища Скелет конечностей Верхних Нижних Плечевой пояс Скелет конечностей Тазовый пояс Скелет конечностей

Строение головы Мозговой отдел черепа Лицевой отдел черепа 23

Строение головы (череп) Лицевой отдел Мозговой отдел

Теменная кость Височная кость Лобная кость Затылочная кость Носовая кость Верхнечелюстная кость Нижнечелюстная кость Череп Скуловая кость

Скелет туловища 33 – 34

Скелет туловища Шейный отдел Грудной отдел Поясничный отдел Крестцовый отдел Копчиковый отдел 7 12 5 5 4-5

Изгибы позвоночника Шейный лордоз Грудной кифоз Поясничный лордоз Крестцовый кифоз

Спинной мозг в позвоночном канале

Грудная клетка Ребро Грудина Хрящ

Скелет верхней конечности Ключица Лопатка Плечевая кость Локтевая кость Лучевая кость Кости запястья Кости пястья Фаланги пальцев Пояс верхних конечностей Кости предплечья Кисть

Скелет нижней конечности Тазовая кость Бедренная кость Большая берцовая кость Малая берцовая кость Предплюсна Плюсна Фаланги пальцев Пяточная кость

Функции скелета человека Двигательная Защитная Формообразующая Опорная Кроветворная Обменная

Физминутка : Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть, затылочная кость,

Проверьте себя: а-3;б-4;в-8;г-4;д-4;е-1;ж-5;з-2;и-6;к-7;л-9

Лабиринт Проверьте себя: 1,2,7,12,17,18,19,14,13,8,9,4,5,10, 15,20

Ответы: Карточка № 1 2 — упругость и эластичность зависят от органических веществ, а твердость и прочность —от неорганических; 3 — в головках трубчатых костей находится красный костный мозг, а в полости тела кости — желтый; 5 — рост кости за счет клеток надкостницы происходит только в толщину. Карточка № 2 2 — в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы; 3 — лопатки — плоские кости, состоящие из губчатого вещества; 6 — плечо образовано одной костью — плечевой, а предплечье — двумя: локтевой и лучевой. Карточка № 3 1 — грудина — плоская кость; 3 — передние концы 10 пар верхних ребер соединены с грудиной при помощи гибких хрящей; 3)6 — тонкий кишечник не защищен грудной клеткой.

8. Неорганические вещества придают костям: а) твердость; б) эластичность; в) легкость. 9. Позвоночник человека состоит из отделов: а) пяти; б) шести; в) четырех. 10. В состав грудной клетки входит: а) лопатка; б) грудина; в) ключица. 11. Сустав — это соединение костей: а) неподвижное; б) полуподвижное ; в) подвижное. 12 К скелету туловища относятся: а) конечности; б) позвоночник; в) череп. 13. Органические вещества придают кости: а) легкость; б) твердость; в) эластичность. 14. К поясу верхних конечностей относится: а) ключица; б) плечо; в) локтевая. 15. Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа? а) Носовая; б) теменная; в) лобная.

1.На уроке я работал. 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… 7.Домашнее задание мне кажется… активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно Рефлексия

Гигантский скелет был раскопан в малоизвестной части пустыни в Индии

Один из наиболее хорошо сохранившихся скелетов, пролежавших в песке 6 тысяч лет, выглядит так, будто он захоронен совсем недавно. Положение скелета говорит о том, что человек был захоронен в позе спящего.

Археологи исследуют скелет женщины, которая умерла в возрасте двадцати лет.

Домашнее задание В учебнике с. 46 –61, задания в тетради на печатной основе с.26 №46,50.составить кроссворд, повторить понятия

Читайте также: