Организм единое целое 5 класс биология конспект

Обновлено: 05.07.2024

Организм — это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. Следовательно, непосредственный перенос закономерностей изолированных частей организма на целый организм недопустим. Целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, например размножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.

Единство функции и формы

Жизнь простейших и высокоорганизованных организмов, людей и животных возможна лишь при условии поступления веществ из внешней среды. В высокоорганизованные животные организмы эти вещества поступают через органы дыхания и пищеварения, переходят из них в кровь и затем с ней доставляются всем органам и тканям, в которых и совершается обмен веществ, их использование.

Деятельность организма и органов без потребления материи невозможна.

Обмен веществ существенно зависит от условий жизни, функции органов и поведения организма. Он определяет деятельность и строение, форму организма в целом и его органов. Функции и строение организма неразрывно связаны, они взаимно обусловливают друг друга. Но в единстве функции и формы функция играет ведущую роль, так как непосредственно определяется обменом веществ. Функции и форма организма — результат его исторического и индивидуального развития. Функция изменяется сравнительно быстро, а строение организма — значительно медленнее.

Физиология отдельных органов и функциональных систем

Обмен веществ в разных органах, помимо сходства, имеет и значительные отличия, определяющие характерные особенности их функций. Существуют значительные различия и в обмене веществ разных тканей, образующих орган.

Каждый орган выполняет определенную функцию. Самостоятельность органа относительна, так как он входит в систему органов и его деятельность регулируется организмом в целом. Органы разделяются на постоянные, функционирующие в течение всей жизни, и временные, образующиеся на определенной ступени индивидуального развития и затем через разные сроки отмирающие. Органы объединяются в системы, выполняющие определенные функции, например нервная, сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная, выделительная и др.

В процессе исторического развития животных организмов нервная система приобрела ведущее значение, так как она объединяет деятельность всех систем и обусловливает поведение организма в окружающем мире, его противодействие влияниям внешней среды.

В процессе обеспечения единства организма и условий его жизни избирательно объединяется деятельность нескольких систем органов. Эти временные объединения систем органов называются функциональными. Например, в актах поведения объединяются функции нервной системы, двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Функциональные системы отличаются от систем органов тем, что они участвуют в осуществлении разнообразных деятельностей организма в зависимости от изменяющихся его потребностей.

Организм представляет собой единое целое, в котором органы, системы органов и функциональные системы выполняют единую функцию поддержания и развития жизни организма в непрерывно изменяющемся окружающем мире. Эта функция состоит в том, что относительно самостоятельная деятельность всех органов, систем органов и функциональных систем, несмотря на значительные изменения внешних условий, колеблется в определенных пределах и благодаря главным образом влиянию нервной системы возвращается к относительно постоянному среднему уровню. Организм поддерживает относительное динамическое постоянство функций внутренних органов и биохимического состава внутренней среды, которое обозначается как гомеостазис (К. Бернар, У. Кеннон).

Единство биологического и социального

Человека создал труд — первое основное условие его существования. Люди отличаются от всех других живых существ способностью производить разнообразные тончайшие движения. Эта способность развилась в процессе труда. Чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для удовлетворения своих потребностей, чтобы создать средства существования, человек преобразует природу (выводит новые виды растений, новые породы животных, добывает полезные ископаемые и т. д.). Воздействуя на природу посредством функций органов чувств, нервной системы и скелетных мышц, человек изменяет свою собственную природу, строение и функции своего организма, в особенности органов чувств, нервной системы и скелетных мышц.

При переходе от животных к человеку мы встречаемся с новыми закономерностями, присущими только человеку. Человека нельзя рассматривать только как животное, так как строение тела, функции его организма, его поведение и мышление обусловлены историческим развитием в обществе в процессе общественного труда.

Данная разработка поможет сформировать у учащихся представление о живых организмах как о целостных биологических системах.

Содержимое разработки

Конспект урока

Учитель: Алкина Оксана Владимировна

Предмет: биология

Тема: Организм – биологическая система

Классы: 5а,5б,5в,5г,5д

Дата: _______________

Тема: Организм – биологическая система.

Цель: сформировать представление о живых организмах как о целостных биологических системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

образовательные:

повторить основные признаки живых организмов;

сформировать представление учащихся об организме как целостной биологической системе.

развивающие:

развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

развивать умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

воспитательные:

формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Планируемые результаты:

предметные:

обучающиеся приводят примеры систем;

обучающиеся аргументируют вывод: клетка, организм – живые биологические системы.

метапредметные:

регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий;

познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой;

коммуникативные: обучающиеся строят речевые высказывания в устной форме; слушают одноклассников, вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; аргументируют свою точку зрения.

личностные:

формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах;

формирование личностных представлений о целостности природы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, опорные слова на магнитную доску, иллюстрации на доске, таблицы по внутреннему строению животных, по строению цветковых растений, карточки с индивидуальными заданиями.

Учебные вопросы:

Уровни организации живого.

Что такое система?

Новые слова и термины: система, биологическая система.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Но для начала давайте вспомним, что мы знаем о строении живых организмов.

Актуализация опорных знаний. Опрос.

- Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

Давайте вспомним и назовем признаки живых организмов.

Итак, все живые организмы имеют клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Живые организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

Как называется наименьшая структурная единица любого живого организма? – (клетка)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Группы клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует . (ткани)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это . (орган)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют . (систему органов)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Клетки, ткани, органы, системы органов тесно взаимосвязаны.

Живое тело, имеющее клеточное строение и обладающее признаками, отличающими его от неживой материи называется . (организм)

(Опорное слово на магнитной доске и запись в рабочих тетрадях)

Уровни организации живого:

клетка → ткани → органы → система органов → организм

Как называются организмы, состоящие из одной клетки?

Приведите примеры одноклеточных организмов.

Как называются живые организмы, состоящие из большого количества клеток?

Приведите примеры многоклеточных организмов.

Итак, в живой природе много организмов, состоящих из одной клетки. Таковы бактерии, одноклеточные водоросли, грибы, простейшие. У них клетки обладают всем многообразием свойств, присущих организму.

Многоклеточные организмы имеют более сложное строение. Они состоят из большого количества клеток, из клеток состоят ткани, из тканей формируются органы, органы действующие совместно, образуют системы органов.

Какие системы органов образуют организм животного?

Мы уже с вами знаем, что многоклеточный организм функционирует как единое целое.

Проблемный вопрос:

Предположим, что произошло нарушение работы одного из органов или системы органов. Отразится ли это на работе всего организма?

Например, насекомое медведка повредило корни растения.

Что произойдет с растением?

Сегодня на уроке мы попробуем доказать с вами, что живой организм – это единое целое, что это биологическая система. И что нарушение в работе одного из звеньев в этой системе отразится на работе всего организма.

Физкультминутка.

Изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний.

Переходим к изучению первого учебного вопроса: что такое система.

Смысловое чтение – стр. 71 – 73.

Что такое Солнечная система? Из каких компонентов она состоит?

Что произойдет с Солнечной системой если хоть одна из ее планет сойдет со своей орбиты?

Что же такое система?

Запись определения в тетрадь.

Система – это целостная структура, состоящая из частей (компонентов), взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ее функционирование.

Биологические системы.

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного.

На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы.

Мы изучили с вами клетку и знаем, что клетка является структурной и функциональной единицей всего живого.

Внимательно прочитайте определение системы и ответьте на вопросы:

Можно ли клетку назвать системой?

Из каких компонентов она состоит? Покажите их на таблице.

Взаимосвязаны ли они между собой?

Итак, мы можем сделать вывод: клетка – это биологическая система.

В природе встречаются одноклеточные организмы, и, следовательно, каждый из них представляет собой целостную биологическую систему.

Обмениваются ли клетки (одноклеточные организмы) с окружающей средой веществом и энергией?

Почему клетку (одноклеточный организм) можно назвать открытой системой? Объясните это на примере хламидомонады. (Хламидомонада – это одноклеточный организм, который может осуществлять фотосинтез в ходе которого она поглощает одни вещества, а выделяет другие)

А теперь перейдем к рассмотрению многоклеточных организмов. Многоклеточный организм еще более сложно устроенная система. Он состоит из органов и систем органов, которые взаимосвязаны и обеспечивают существование организма. Нарушение одного из них отразится на функциях других и на состояние организма в целом.

Назовите основные органы цветкового растения.

Какие функции выполняет лист? ( Лист - орган, в котором происходит фотосинтез. Лист обеспечивает углеводами не только себя, но и другие органы растения.)

Что будет с растением при повреждении листьев?

Какую функцию выполняет стебель? (Перемещение воды и минеральных веществ от корней к листьям, а органических веществ в обратном направлении осуществляется по стеблю. Он также служит опорой для листьев, цветков и плодов.)

Что будет с растением при повреждении стебля?

Какую функцию выполняет корень? (Закрепляет и удерживает растение в почве, всасывание воды с растворенными минеральными веществами).

Что будет с растением при повреждении корня?

Какой орган растения, по вашему мнению, самый главный?

Могут ли органы растения существовать самостоятельно вне целостного организма?

Органы и системы органов животных тоже взаимосвязаны между собой.

Какие системы органов различают у животных?

Какую функцию выполняет кровеносная система?

Что произойдет с организмом при заболевании или остановке сердца?

Какая система обеспечивает согласованную работу всех органов?

Что произойдет с организмом при повреждении ЦНС?

Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.

Самостоятельно сформулируйте вывод по теме нашего урока.

Вывод: любой живой организм функционирует как единое целое – это сложно устроенная биологическая система.

Контроль усвоения знаний.

Вопросы для повторения:

Приведите примеры систем.

Приведите доказательства того, что инфузория туфелька – это биологическая система.

Приведите доказательства того, что растение – это биологическая система.

Приведите доказательства того, что животное – это биологическая система.

Работа в группах.

Задание для 1 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы дыхательной системы?

Задание для 2 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы выделительной системы?

Задание для 3 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы пищеварительной системы?

Задание для 4 группы.

К каким последствиям может привести нарушение работы кровеносной системы?

Тестовое задание.

Живые организмы отличаются от тел неживой природы

А) малым содержанием воды

Б) химическим составом

В) клеточным строением

Г) составом атомов и молекул

Единица строения живых организмов – это

Группа клеток сходных по строению и выполняемым функциям, называется

Б) системой органов

Связанные между собой органы, объединенные общей работой, составляют

В) систему органов

Г) аппарат органов

Только в растительной клетке есть

В) клеточная стенка

Нарушение процессов всасывания питательных веществ в теле животного отражается на деятельности:

А) только пищеварительной системы

Б) на состоянии кожи

В) некоторых органах выделения

Г) всего организма

В растительном организме между собой взаимосвязаны:

А) только части побега

Б) только проводящие ткани

В) только покровные ткани

Г) ткани всего организма

Согласованная работа всех частей организма собаки достигается благодаря деятельности системы:

9. Главная функция листьев дуба связана с

А) запасанием веществ

Б) проведением минеральных веществ

В) всасыванием воды

Г) образованием органических веществ

10. Рост растительного организма обеспечивается:

А) только корневым питанием

Б) только газообменов в листьях

В) только образованием органических веществ

Г) работой всех органов и тканей.

Рефлексивно-оценочный этап.

Домашнее задание: прочитать § 15 читать: задания на стр.75.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. (см. Приложение 1)

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)

2. Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции.

Проблемный вопрос.

- Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. (Слайд №2)

- Можно ли клетку назвать биологической системой?

- Вспомните, из каких частей состоит клетка? (Слайд №3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма – это . . . (клетка).
  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует . . . (ткань).
  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это . . . (орган).
  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют . . . (систему органов).
  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться . . . (организмом). (Слайд №4)

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (Слайд №5)

3. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

(Дети продолжают запись в индивидуальную карту.)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

- Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (Слайд №7)

- Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Слайд №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

Инсценирование.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Большое спасибо, ребята, садитесь.

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (карточка №1).

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Слайд №9)

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд №10)

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

- А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Физкультурная минутка.

  1. Ветер дует мне в лицо,
    закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише;
    деревцо всё ниже, ниже. (Слайд №11)
  2. Мы становимся все выше,
    достаем руками крыши.
    На два счета поднялись,
    три – четыре руки вниз. (Слайд №12)

Предлагаю вам решение новых биологических задач:

И.А.Крылов написал замечательные строки:

- О каких органах растения он написал? (Лист и корень.)

Узелки на память. (Слайд №14)

  • Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
  • Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье.

- Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. (Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы - дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса - защитную функцию, а усики гороха - опорную функцию.) (Слайд №15)

- От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение.)

Узелки на память. (Слайд №16)

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

- Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. (Где нет листьев, там нет и фруктов.) (Слайд №17)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.)

- Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм, а это значит (Слайд №18):

  1. Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  2. Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  3. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

Домашнее задание. (Слайд №19)

Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию.

Рассказ об этом приготовила Наташа.

Бамбук – древовидная трава. (Слайд №20)

4. Подведение итогов.

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.

- сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;

- рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.

- формирование экологического мышления;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

1 .Организационный момент.

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.

2. Актуализация знаний.

На нашей планете мир живых существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

- Вспомните и назовите свойства живого.

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

- Назовите уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:

Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это .

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует .

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это .

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют .

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться .

(Показываю название уровней на слайде №1)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного

На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое

3. Изучение нового материала

Понятие о системе

- Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)

2. Клетка – открытая система

- Вспомните, из каких частей состоит клетка?

Покажите их на таблице

-Взаимосвязаны ли они между собой?

-Взаимодействуют ли они друг с другом?

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?

Клетки, объединяясь, образуют ткани

Вопросы : 1).Что называется тканью?

2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?

3). Какие виды тканей растений и животных вам известны?

Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

Самостоятельная работа (по карточкам)

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

Задание 1 . - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

Задание 2 .- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

Вывод : между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

- Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

Вопросы : - Что такое орган?

Вывод : Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.

-Проведем физкультминутку.Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.Молодцы!

4. Организм – открытая единая целостная система

-Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

- Из каких частей состоит живой организм?(Р абота у доски).

- Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы

- Назовите функции системы органов дыхания.Назовите и покажите их на таблице.

Проблемный вопрос . Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.

- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно. Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике.

5. Нарушение целостности живого организма

-Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).

- Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод по уроку.

4. Отработка изученного (рефлексия)

Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без чего расти они не станут?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?

Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения

Закончите устно предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок

- Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

Читайте также: