Конспект урока по теме алгоритмы 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Образовательные: Дать представление об алгоритмах, познакомить с их свойствами, способами описания и типами, научить определять тип алгоритмов.

Развивающие: Развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;

Воспитательные: Формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации;

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.

Средства обучения: авторская презентация; учебник (Информатика.5-6 класс./Под ред. Н.В.Макаровой); технические (компьютер, интерактивная доска).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивационное начало урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим: “Алгоритмы. Способы описания алгоритмов”. Основные определения и понятия. Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы с ним встречаемся, что значит выражение “исполнитель алгоритма”. Также познакомимся с типами алгоритма и его свойствами. Узнаем способы представления алгоритмов.

Для достижения цели нашего урока, мы воспользуемся Мультимедийной презентацией, поработаем в графическом редакторе “Paint”.

3. Объяснение темы урока

При объяснении новой темы осуществляется демонстрация слайдов презентации на экране.

Алгоритм – точное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.

Учителям приводятся примеры алгоритмов. По определённому алгоритму осуществляется массовое изготовление обуви и пошив одежды, сборка автомобилей на конвейере, выпечка хлеба и плавка металлов, таким образом, алгоритм можно рассматривать как инструкцию из отдельных предписаний.

Типы алгоритмов. Учителем даётся определение линейного, разветвлённого и циклического алгоритма. Рассматривается алгоритм “Пешеходный переход”. Ученики приводят свои примеры линейных, разветвлённых и циклических алгоритмов.

Свойства алгоритма. Учитель на примерах объясняет пять свойств алгоритма: понятность; дискретность; определённость; результативность; массовость

Исполнители. Это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д.

4. Обобщение и систематизация знаний

Учащимся предлагается поработать с созданием алгоритма (индивидуальные карточки).

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три наклониться
Четыре, пять и на месте поскакать,
На носки, затем на пятки,
Лень отбросить и опять
На вопросы теста отвечать,
И настроенье рисовать!

6. Этап закрепления изученного материала.

  1. Учащимся предлагается выполнить в графическом редакторе “Paint” задания из учебника Н. В. Макаровой “Информатика 5-6”. Алгоритм создания орнамента (§2.14, задание 2.24) или алгоритм построения основы крыльев бабочки (§2.15, задание 2.25).
  2. Тестирование по теме урока.

7. Рефлексия урока.

Ребята, нарисуйте в графическом редакторе “Paint” свое настроение на уроке.

8. Домашнее задание.

Решить задачу и написать алгоритм. Крестьянину необходимо перевезти через речку волка, козу и капусту, с левого берега на правый. В лодке может поместиться один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить на берегу волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как должен действовать крестьянин, чтобы перевезти свой груз через речку в целости и сохранности?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Алгоритм

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – наличие представлений об алгоритме;

Метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа поставленной задачи; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;

Личностные – представление о применении алгоритмов в различных сферах деятельности человека.

Задачи урока:

Образовательные:

знакомство с понятием алгоритм, исполнитель алгоритма;

составление алгоритмов для решения задач;

Развивающие:

Развитие компетентностных умений и навыков (внимания, приемов умственной деятельности, умения анализировать, сопостовлять, делать выводы);

Помощь обучающимся в осознании практической значимости учебного материала;

Развитие алгоритмического и логического мышления обучающихся;

Развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

Формирования навыков оценивания результатов своей деятельности;

Формирование индивидуальной культуры и потребности в приобретении новых знаний;

Развитие ценностно-ориентированных и компетентностных умений и навыков (самостоятельности, ответственности за себя и за своих коллег по игре);

Развитие толерантности при работе в коллективе

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: пятый класс.

Форма организации работы на уроке: групповая.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Используемые на уроке средства ИКТ:

ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Электронные образовательные ресурсы:

Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов адрес сайта:

Организационный момент. Определение темы урока

Учитель проверяет рабочие места и готовность учащихся к уроку, приветствует их.

Затем обращает внимание учащихся на листы бумаги, лежащие у каждого на столе.

Учитель: У каждого из вас на парте лежат листочки. Внимательно рассмотрите их содержимое и скажите: Что это такое?

Инструкция по эксплуатации электрического чайника;

Инструкция использования огнетушителя:

Инструкция как приготовить лапшу быстрого приготовления;

Вопрос: Как можно назвать все эти инструкции и правила, планы одним общим словом.

Чтобы ответить на этот вопрос давайте разгадаем ребус:

Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока: АЛГОРИТМ

Основной этап урока:

На экране изображен круг, в его центре появляется название темы. Остальное пространство разделено на секторы – пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель спрашивает о чем в рамках данной темы могут узнать учащиеся, и вносит в сектор названия раздела темы. Ребята обдумывают, о каких аспектах темы пойдет речь на уроке. В результате применения этого метода в тетрадях учеников и на доске создается схема.

Вопрос: Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке узнаем?

Схема состоит из двух уровней по четыре сектора. Заполняется 1 уровень: Что такое АЛГОРИТМ? Кто придумал слово АЛГОРИТМ?

Как можно записать АЛГОРИТМ? Примеры алгоритмов.

Чтобы заполнить 2 уровень схемы, учащиеся разбиваются на 4 группы по 3 человека. Каждая группа должна воспользоваться своим источником информации: справочником, Интернетом или энциклопедией. Каждая группа ищет ответ на 1 вопрос . По жребию

Учитель вместе с учащимися заполняет схему.

Кто может уже сейчас выйти к доске и проанализировав схему рассказать нам все об алгоритме…

Проанализируйте схему, объясните, что нового вы узнали на уроке.
Если вы не готовы давайте это сделаем вместе…

К доске выходит ученик и по схеме рассказывает об АЛГОРИТМЕ.

Можно ли эту физминутку назвать АЛГОРИТМОМ. Объясните почему?

Выполнение практического задания на компьютерах.

Практическая работа на сегодняшний урок тоже составлена в виде алгоритма:

Открыть графический редактор Paint.

Выбрать инструмент ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Выбрать цвет КРАСНЫЙ

Выбрать толщину линии СРЕДНЮЮ

Выполнить алгоритм.

Посмотреть, что получится в результате выполнения алгоритма.

Раскрасить рисунок.

Алгоритм для выполнения:

Начать выполнение алгоритма с красной точки.

hello_html_37a5ed4e.jpg

 1 клетка;

Подведение итогов:

Для определения итогов урока на экран проецируется контур компьютера. Ученикам предлагается заполнить листочки, в которых нужно продолжить фразы:

У меня получилось ….

Хотелось бы узнать …

Далее заполненные листочки предлагается разместить внутри устройств компьютера:

Монитор – если у вас все получилось и все было понятно;

Клавиатура – если у вас остались вопросы, на которые мы не ответили на уроке

Системный блок

Если урок не понравился, то смайлик разместить за контуром…

Я рада, что у вас все получилось и на уроке все было понятно, однако у нас еще остались вопросы на которые мы найдем ответы на последующих занятиях…

Домашнее задание:

Перед тем как мы закончим урок, каждому из вас приготовлено домашнее задание, оно находится на задней стенке монитора, встаньте аккуратно посмотрите за монитор и возьмите конвертик с домашним заданием. (АЛГОРИТМ. ) Дома вы внимательно его изучите и как можно более полно подготовите ответ на доставшийся вопрос.

Спасибо за урок, до свидания.

Краткое описание документа:

Для публикации представлен конспект урока по теме "Алгоритм" (5 класс).

В данном конспекте четко сформулированы цель и задачи урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Достаточно подробно описывается практическая работа на уроке, а так же этап подведения итогов урока, домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями. Практическая работа в Power Point № 1.

Учить определять истинность высказываний.

Формирование навыков работы в Power Point.

Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный

Организационный момент (2 мин)

Повторение ( 3 мин)

Объяснение нового материала (27 мин)

Домашнее задание (3 мин)

Практическая работа на пк (10мин)

1.Организационный момент

2. Повторение

№ 1. Назови лишнее слово: МОНИТОР, ДИСКОВОД, ШИФР, КЛАВИАТУРА.

Лишнее слово: шифр. Остальные слова называют устройства компьютера.

3. Объяснение нового материала

Сделать бороздку глубиной 2 см.

Разложить в бороздке семена.

Засыпать бороздку землей.

Прижать землю над бороздкой.

а) Пронумеруй рисунки в соответствии с планом.


б) План, который составила Маша назовем алгоритмом. Можно ли использовать этот алгоритм для посева других растений? Дав положительный ответ, ребенок приводит примеры: репа, лук, петрушка и др. Если дети называют овощ, требующий бороздки другой глубины (например: фасоль, бобы, тыква), просим их перечитать шаг 1 алгоритма

Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нем обозначены начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала алгоритма к его концу.

Энтика называют исполнителем алгоритмов, потому что он умеет исполнять алгоритмы, состоящие из команд. В объяснении используем реальную игрушку.

Все команды Энтик выполняет на клетчатом поле. До и после выполнения любой команды он стоит на одной из клеток и смотрит в одну из четырех сторон: вверх, вниз, вправо или влево. Проверяем, что дети правильно поняли, что положения по диагонали у Энтика не существует.


№ 3. Собачка Энтик живет в Компьютерной Долине и умеет исполнять алгоритмы. Поэтому ее называют Энтик – исполнитель алгоритмов. Энтик исполняет алгоритмы на клетчатом поле.


Алгоритм может включать только те команды, которые понятны исполнителю алгоритма. Каждый шаг алгоритма содержит одну команду.


Тогда Миша составил алгоритм.

Выполни вместе с Энтиком Алгоритм. Стрелками обозначь его положение после выполнения каждой команды.

Разрабатывается на уроке, если остается время. В прротивном случае задание выполняется дома желающими.

Наименьший по числу команд алгоритм:

Начало

Конец

Требования минимизации числа команд в задании нет.

Домашнее задание

Учить записи в тетради

№ 4. Чтобы сварить манную кашу, надо:


Пронумеруй данные шаги алгоритма по порядку.

Практическая работа на ПК

Практическая работа в PowerPoint № 1.

Тема: Создание презентации и вставка слайдов и графических объектов.

Задание 1. Устройство компьютера.

Задание 1. О Моем друге

Запустить приложение PowerPoint.

Создать новую презентацию с шаблоном оформления Совет директоров.

Установить цветовую схему с оранжевым фоном.

Добавить новый слайд. Для этого выполнить команду меню Вставка → Создать слайд или на панели инструментов Форматирование нажать кнопку


Создать слайд.

Установить для этого слайда вариант разметки Заголовок и объект. Для этого в Области задач в верхней строке нажать на треугольник. При этом раскроется список, выбрать в нем вариант Разметка слайда и в списке Макеты текста указать Заголовок и объект.


Подготовить слайды по образцу. Все необходимые картинки вы найдете в папке Заготовки О моем друге.






Сохраните работу в личной папке под именем PowerPoint1 и позовите учителя.


Разработка урока по информатике для 5 класса по теме: Алгоритмы. Составление алгоритмов. Включает конспект урока и презентацию.


-75%

Исследовательская деятельность учащихся

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Разработка урока по информатике для 5 класса по теме: Алгоритмы. Составление алгоритмов. (19.41 KB)

Читайте также: