Конспект урока по теме алгоритмы 5 класс
Обновлено: 04.07.2024
Образовательные: Дать представление об алгоритмах, познакомить с их свойствами, способами описания и типами, научить определять тип алгоритмов.
Развивающие: Развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
Воспитательные: Формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации;
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.
Средства обучения: авторская презентация; учебник (Информатика.5-6 класс./Под ред. Н.В.Макаровой); технические (компьютер, интерактивная доска).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивационное начало урока
Сегодня на уроке мы рассмотрим: “Алгоритмы. Способы описания алгоритмов”. Основные определения и понятия. Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы с ним встречаемся, что значит выражение “исполнитель алгоритма”. Также познакомимся с типами алгоритма и его свойствами. Узнаем способы представления алгоритмов.
Для достижения цели нашего урока, мы воспользуемся Мультимедийной презентацией, поработаем в графическом редакторе “Paint”.
3. Объяснение темы урока
При объяснении новой темы осуществляется демонстрация слайдов презентации на экране.
Алгоритм – точное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.
Учителям приводятся примеры алгоритмов. По определённому алгоритму осуществляется массовое изготовление обуви и пошив одежды, сборка автомобилей на конвейере, выпечка хлеба и плавка металлов, таким образом, алгоритм можно рассматривать как инструкцию из отдельных предписаний.
Типы алгоритмов. Учителем даётся определение линейного, разветвлённого и циклического алгоритма. Рассматривается алгоритм “Пешеходный переход”. Ученики приводят свои примеры линейных, разветвлённых и циклических алгоритмов.
Свойства алгоритма. Учитель на примерах объясняет пять свойств алгоритма: понятность; дискретность; определённость; результативность; массовость
Исполнители. Это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д.
4. Обобщение и систематизация знаний
Учащимся предлагается поработать с созданием алгоритма (индивидуальные карточки).
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три наклониться
Четыре, пять и на месте поскакать,
На носки, затем на пятки,
Лень отбросить и опять
На вопросы теста отвечать,
И настроенье рисовать!
6. Этап закрепления изученного материала.
- Учащимся предлагается выполнить в графическом редакторе “Paint” задания из учебника Н. В. Макаровой “Информатика 5-6”. Алгоритм создания орнамента (§2.14, задание 2.24) или алгоритм построения основы крыльев бабочки (§2.15, задание 2.25).
- Тестирование по теме урока.
7. Рефлексия урока.
Ребята, нарисуйте в графическом редакторе “Paint” свое настроение на уроке.
8. Домашнее задание.
Решить задачу и написать алгоритм. Крестьянину необходимо перевезти через речку волка, козу и капусту, с левого берега на правый. В лодке может поместиться один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить на берегу волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как должен действовать крестьянин, чтобы перевезти свой груз через речку в целости и сохранности?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Алгоритм
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – наличие представлений об алгоритме;
Метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа поставленной задачи; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
Личностные – представление о применении алгоритмов в различных сферах деятельности человека.
Задачи урока:
Образовательные:
знакомство с понятием алгоритм, исполнитель алгоритма;
составление алгоритмов для решения задач;
Развивающие:
Развитие компетентностных умений и навыков (внимания, приемов умственной деятельности, умения анализировать, сопостовлять, делать выводы);
Помощь обучающимся в осознании практической значимости учебного материала;
Развитие алгоритмического и логического мышления обучающихся;
Развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
Формирования навыков оценивания результатов своей деятельности;
Формирование индивидуальной культуры и потребности в приобретении новых знаний;
Развитие ценностно-ориентированных и компетентностных умений и навыков (самостоятельности, ответственности за себя и за своих коллег по игре);
Развитие толерантности при работе в коллективе
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: пятый класс.
Форма организации работы на уроке: групповая.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Электронные образовательные ресурсы:
Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов адрес сайта:
Организационный момент. Определение темы урока
Учитель проверяет рабочие места и готовность учащихся к уроку, приветствует их.
Затем обращает внимание учащихся на листы бумаги, лежащие у каждого на столе.
Учитель: У каждого из вас на парте лежат листочки. Внимательно рассмотрите их содержимое и скажите: Что это такое?
Инструкция по эксплуатации электрического чайника;
Инструкция использования огнетушителя:
Инструкция как приготовить лапшу быстрого приготовления;
Вопрос: Как можно назвать все эти инструкции и правила, планы одним общим словом.
Чтобы ответить на этот вопрос давайте разгадаем ребус:
Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока: АЛГОРИТМ
Основной этап урока:
На экране изображен круг, в его центре появляется название темы. Остальное пространство разделено на секторы – пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель спрашивает о чем в рамках данной темы могут узнать учащиеся, и вносит в сектор названия раздела темы. Ребята обдумывают, о каких аспектах темы пойдет речь на уроке. В результате применения этого метода в тетрадях учеников и на доске создается схема.
Вопрос: Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке узнаем?
Схема состоит из двух уровней по четыре сектора. Заполняется 1 уровень: Что такое АЛГОРИТМ? Кто придумал слово АЛГОРИТМ?
Как можно записать АЛГОРИТМ? Примеры алгоритмов.
Чтобы заполнить 2 уровень схемы, учащиеся разбиваются на 4 группы по 3 человека. Каждая группа должна воспользоваться своим источником информации: справочником, Интернетом или энциклопедией. Каждая группа ищет ответ на 1 вопрос . По жребию
Учитель вместе с учащимися заполняет схему.
Кто может уже сейчас выйти к доске и проанализировав схему рассказать нам все об алгоритме…
Проанализируйте схему, объясните, что нового вы узнали на уроке.
Если вы не готовы давайте это сделаем вместе…
К доске выходит ученик и по схеме рассказывает об АЛГОРИТМЕ.
Можно ли эту физминутку назвать АЛГОРИТМОМ. Объясните почему?
Выполнение практического задания на компьютерах.
Практическая работа на сегодняшний урок тоже составлена в виде алгоритма:
Открыть графический редактор Paint.
Выбрать инструмент ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Выбрать цвет КРАСНЫЙ
Выбрать толщину линии СРЕДНЮЮ
Выполнить алгоритм.
Посмотреть, что получится в результате выполнения алгоритма.
Раскрасить рисунок.
Алгоритм для выполнения:
Начать выполнение алгоритма с красной точки.
1 клетка;
Подведение итогов:
Для определения итогов урока на экран проецируется контур компьютера. Ученикам предлагается заполнить листочки, в которых нужно продолжить фразы:
У меня получилось ….
Хотелось бы узнать …
Далее заполненные листочки предлагается разместить внутри устройств компьютера:
Монитор – если у вас все получилось и все было понятно;
Клавиатура – если у вас остались вопросы, на которые мы не ответили на уроке
Системный блок
Если урок не понравился, то смайлик разместить за контуром…
Я рада, что у вас все получилось и на уроке все было понятно, однако у нас еще остались вопросы на которые мы найдем ответы на последующих занятиях…
Домашнее задание:
Перед тем как мы закончим урок, каждому из вас приготовлено домашнее задание, оно находится на задней стенке монитора, встаньте аккуратно посмотрите за монитор и возьмите конвертик с домашним заданием. (АЛГОРИТМ. ) Дома вы внимательно его изучите и как можно более полно подготовите ответ на доставшийся вопрос.
Спасибо за урок, до свидания.
Краткое описание документа:
Для публикации представлен конспект урока по теме "Алгоритм" (5 класс).
В данном конспекте четко сформулированы цель и задачи урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Достаточно подробно описывается практическая работа на уроке, а так же этап подведения итогов урока, домашнее задание.
Тема: Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями. Практическая работа в Power Point № 1.
Учить определять истинность высказываний.
Формирование навыков работы в Power Point.
Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядно-демонстрационный
Организационный момент (2 мин)
Повторение ( 3 мин)
Объяснение нового материала (27 мин)
Домашнее задание (3 мин)
Практическая работа на пк (10мин)
1.Организационный момент
2. Повторение
№ 1. Назови лишнее слово: МОНИТОР, ДИСКОВОД, ШИФР, КЛАВИАТУРА.
Лишнее слово: шифр. Остальные слова называют устройства компьютера.
3. Объяснение нового материала
Сделать бороздку глубиной 2 см.
Разложить в бороздке семена.
Засыпать бороздку землей.
Прижать землю над бороздкой.
а) Пронумеруй рисунки в соответствии с планом.
б) План, который составила Маша назовем алгоритмом. Можно ли использовать этот алгоритм для посева других растений? Дав положительный ответ, ребенок приводит примеры: репа, лук, петрушка и др. Если дети называют овощ, требующий бороздки другой глубины (например: фасоль, бобы, тыква), просим их перечитать шаг 1 алгоритма
Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нем обозначены начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала алгоритма к его концу.
Энтика называют исполнителем алгоритмов, потому что он умеет исполнять алгоритмы, состоящие из команд. В объяснении используем реальную игрушку.
Все команды Энтик выполняет на клетчатом поле. До и после выполнения любой команды он стоит на одной из клеток и смотрит в одну из четырех сторон: вверх, вниз, вправо или влево. Проверяем, что дети правильно поняли, что положения по диагонали у Энтика не существует.
№ 3. Собачка Энтик живет в Компьютерной Долине и умеет исполнять алгоритмы. Поэтому ее называют Энтик – исполнитель алгоритмов. Энтик исполняет алгоритмы на клетчатом поле.
Алгоритм может включать только те команды, которые понятны исполнителю алгоритма. Каждый шаг алгоритма содержит одну команду.
Тогда Миша составил алгоритм.
Выполни вместе с Энтиком Алгоритм. Стрелками обозначь его положение после выполнения каждой команды.
Разрабатывается на уроке, если остается время. В прротивном случае задание выполняется дома желающими.
Наименьший по числу команд алгоритм:
Начало
Конец
Требования минимизации числа команд в задании нет.
Домашнее задание
Учить записи в тетради
№ 4. Чтобы сварить манную кашу, надо:
Пронумеруй данные шаги алгоритма по порядку.
Практическая работа на ПК
Практическая работа в PowerPoint № 1.
Тема: Создание презентации и вставка слайдов и графических объектов.
Задание 1. Устройство компьютера.
Задание 1. О Моем друге
Запустить приложение PowerPoint.
Создать новую презентацию с шаблоном оформления Совет директоров.
Установить цветовую схему с оранжевым фоном.
Добавить новый слайд. Для этого выполнить команду меню Вставка → Создать слайд или на панели инструментов Форматирование нажать кнопку
Создать слайд.
Установить для этого слайда вариант разметки Заголовок и объект. Для этого в Области задач в верхней строке нажать на треугольник. При этом раскроется список, выбрать в нем вариант Разметка слайда и в списке Макеты текста указать Заголовок и объект.
Подготовить слайды по образцу. Все необходимые картинки вы найдете в папке Заготовки → О моем друге.
Сохраните работу в личной папке под именем PowerPoint1 и позовите учителя.
Разработка урока по информатике для 5 класса по теме: Алгоритмы. Составление алгоритмов. Включает конспект урока и презентацию.
-75%
Исследовательская деятельность учащихся
Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии
Разработка урока по информатике для 5 класса по теме: Алгоритмы. Составление алгоритмов. (19.41 KB)
Читайте также: