Сказка о царе берендее конспект урока 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

ПО 2- иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

ПО 5- кратко пересказывать содержание произведения или отрывка

АИ 1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя

5.ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики героев, при поддержке учителя;

5.АИ 5. Х арактеризовать героев при поддержке учителя;

Учащийся достигает целей обучения, если:

дает верные ответы на вопросы, демонстрируя понимание произведения;

Дает характеристику герою;

Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Использует в речи художественные средства выразительности.

Связь с предметом самопознание

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать новую.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Учитель п риветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха

Проверка домашнего задания:

Учащийся достиг цели обучения, если:

доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор;

выражает свои мысли точно и ясно;

демонстрирует богатый словарный запас.

Учитель должен поощрять учащихся высказывать свою точку зрения, использовать термины в речи.

Рассмотреть иллюстрации разных художников к прочитанной сказке (на слайд-презентации).

Какие герои сказки изображены на этих иллюстрациях?

Как вы относитесь к ним? Почему?

Как поведение, речь героя раскрывают его характер?

Работа над теоретическими понятиями "сюжет", "эпизод", "элементы эпизода". Стратегия "Ключевые слова". Рассказ учителя о том, что писатель продумывает все изображаемые события в своем сочинении, а также отношения, которые должны сложиться между героями - это и есть сюжет литературного произведения. Элементом сюжета является эпизод.

И. Чтение статьи учебника "Сюжет литературного произведения". Стратегия "Чтение с пометками".

Г. После чтения статьи учебника выполняют задание"Перепутанные логические цепочки".

Восстановить правильную последовательность событий сказки.

1. Иван в прекрасном городе. Превращение Марьи в цветок. Марья на свадьбе Ивана. Пирог. Возвращение в царство Берендея.

2. Свадьба Ивана да Марьи.

3. Бегство Ивана и Марьи. Погоня. Мудрость Марьи-царевны.

4. Царь Берендей и его жена. Колодец. Обещание царя.

5. Встреча царевича в лесу с "чудным стариком". Уход Ивана-царевича из дома. Встреча с Марьей-царевной. Подземное царство (мир мёртвых). Испытание Ивана Кощеем. Помощь Марьи.

Дескрипторы:

-располагает основные события сказки в правильной последовательности;

-выявляет ряд связанных между собой событий, составляющих основу содержания прочитанной сказки.

Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску.

Ф. Наблюдение учителя.

Деление класса на три группы по усмотрению учителя или учащихся

На стенах класса развешаны портреты героев.

1 остановка: портрет царя Берендея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

2 остановка: портрет Кощея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

3 остановка: портрет Ивана-царевича, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

4 остановка: портрет Марья-царевны, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Группы останавливаются на остановках, дают характеристику данному персонажу и называют эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике. Учащиеся должны использовать в речи художественные средства выразительности.

Учащийся достиг цели, если:

Дает характеристику герою;

Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике;

Использует в речи художественные средства выразительности.

Ф. Взаимооценивание и наблюдение учителя.

К. Аналитическая работа "Дай характеристику героям"(приём "Толстые и тонкие вопросы"). Ученикам предлагаются вопросы низкого и высокого мыслительного порядка.

1. Кто из героев сказки особенно дорог автору? Докажите это примерами из текста.

6. Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея?

10.Опишите Кощея. Найдите в тексте отрывок, где В.А.Жуковский описывает его. В чем совпадает ваше представление об этом сказочном герое, а чем отличается?

-выбирает нужные фрагменты сказки;

-характеризует героя;

-дает развернутый ответ на вопрос;

-пересказывает эпизод.

Ф. Самооценивание. Наблюдение учителя.

И. Изобразительно-выразительные средства языка.

Наиболее подготовленные учащиеся, получившие заранее индивидуальное домашнее задание, расскажут в группах об изобразительных средствах, которые наиболее ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянных и красочных эпитетах, сравнениях, метафорах, олицетворениях, троекратных повторах, использовании уменьшительно - ласкательных суффиксов, гипербол.

П. Выполнение теста на соотнесение.

Ответы: 1._ 2._ 3._ 4._ 5.__6.__

- понимает значение терминов, умеет находить в тексте изобразительные средства;

Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску.

Ф. Самооценивание. Устное высказывание. Наблюдение учителя.

Творческая работа. Мини-сочинение.

На кого из героев этой сказки ты хотел бы быть похожим? Почему?

- выделяет важные для характеристики героя детали;

- использует цитаты из сказки для подтверждения своих мыслей;

-обосновывает свой выбор

Подведение итогов урока.

Конец урока

Я узнал…; Я открыл для себя…; Я понял, что…; Меня удивило…; Я согласен /не согласен, что…

Домашнее задание:

Дать развернутый письменный ответ на вопрос: поучительной или увлекательной, на ваш взгляд, получилась сказка у В.А. Жуковского? Почему? Объясните свою позицию/свой вывод.

Задание на дом:

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Учащийся достиг цели, если:

Пишет творческую работу;

Дает оценку изученному произведению;

Объясняет свою позицию;

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Оценить 448 0

В помощь учителю родной литературы.

В.А. Жуковский. Сказка о царе Берендее.

С начала до 4 минуты.

С 51.45 до 1.00.45

С 1.15.00 до конца

Для закрепления можно ответить на вопросы, как устно так и письменно.

Вопросы к сказке:

Куда поехал царь Берендей? (осмотреть государство)

Что царь нашел на безводном поле? (колодец с ковшом)

О каком событии царь не знал? (что у него родился сын)

Куда отправился Иван-царевич? (на охоту)

Кого встретил Иван-царевич в лесу? (старичка с зеленой бородою)

Что дали мать с отцом царевичу с собой? (золотые латы, меч и коня вороного; царица с мощами крест на шею надела)

Кого увидел Иван-царевич возле озера? (серых уточек)

Сколько их было? (тридцать)

Как звали одну из уточек? (Марья-царевна)

Чьей дочерью она была? (Кощея бессмертного)

Какое первое задание приготовил Кощей Ивану-царевичу? (построить дворец)

Какое второе задание приготовил Кощей Ивану-царевичу? (найти Марью-царевну среди тридцати дочерей)

Как Марья-царевна помогла Ивану-царевичу себя распознать? (на ее щеке была мошка)

Какое третье задание приготовил Кощей Ивану-царевичу? (сшить сапоги пока горит соломинка)

Во что обернулись Иван-царевич и Марья-царевна во время погони в первый раз? (речка и железный мостик)

Во что обернулись Иван-царевич и Марья-царевна во время погони во второй раз? (дремучим лесом)

Во что обернулись Иван-царевич и Марья-царевна во время погони в третий раз? (в церковь и монаха)

Во что превратилась Марья-царевна после погони, когда Иван-царевич уехал в город? (белым камнем)

Во что превратилась Марья-царевна из белого камня? (в лазоревый цветок)

Кто подобрал лазоревый цветок? (старик из города)

От чего вернулась память у Иван-царевича? (от пирога., приготовленного Марьей-царевной)

С начала до 2 миуты.

С 1.15.30 до конца

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

класс. Литература.

Учитель. Костылева М.С.

Обучающая.

Сформировать у детей представление о В.А. Жуковском как авторе первой литературной сказки в русской литературе и как о высоконравственной личности.

На основе анализа сказки выявить

а) основные черты характера главных героев;

б) нравственный смысл сказки и его внутреннюю архитектонику с опорой на православные нравственные традиции.

Развивающая и воспитывающая.

Развитие логического мышления (способности к обобщению).

Развитие внимания к художественному слову, эстетического вкуса.

Расширение представлений учащихся о нравственных ориентирах.

Обогащение словаря учащихся лексикой, отражающей духовно – нравственные понятия.

Развитие способности к саморефлексии (на основе нравственных оценок содержания художественного произведения и своего отношения к героям).

I . Знакомство с В.А. Жуковским.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику А.Г. Кутузова (стр. 80 - 81).

II . Работа над сказкой.

Назовите главных героев сказки В.А. Жуковского?

(Царь Берендей. Его сын Иван – царевич. Кощей Бессмертный. Мария – царевна, Кощеева дочь).

Анализ текста сказки.

Самостоятельная работа по группам (4 группы): выявление особенностей характера каждого из героев.

+ или –

Примеры из текста

(указать страницу, ключевое слово, предложение, фрагмент из текста)

- Эвристическая беседа.

- Комментарий и дополнения учителя с использованием материалов святоотеческого наследия.

- Работа с текстом.

- Заполнение таблицы .

Черты характера главных героев сказки.

Царь Берендей

(черты характера)

Примеры из текста

Дополнительный материал.

Свт. Иоанн Златоуст

Обобщающая таблица заполняется в процессе обсуждения результатов самостоятельной работы учащихся, комментария и дополнения учителя. На каждого героя заполняется отдельный лист таблицы в тетрадях

Вопрос 2. Как названа нечистая сила? (Образина).

Как вы понимаете это слово? (Образ и подобие Божие искажено).

Вопрос 3. Какой эпитет употребляет автор для изображения пространства зла?

Вопрос 4. Какую Заповедь Божию нарушил царь Берендей?

Задание. Найдите в тексте описание раскаяния в содеянном грехе.

Иван - царевич

(черты характера)

Примеры из текста

Дополнительный материал

(по выбору учителя).

+ почитание родителей и сострадание

Прп. Нил Синайский

Прп. Нил Синайский

Свт. Иоанн Златоуст

Вопрос 5. Как автор рисует православное пространство, в котором живут герои: царь Берендей, его сын?

Словарная работа.

С Богом! (стр. 352).

Свт. Иоанн Златоуст.

Свт. Игнатий Брянчанинов.

Прп. Исидор Пелусиот.

Вопрос 6. На какие черты характера обращает внимание читателей автор при первом знакомстве с Марией – царевной, Кощеевой дочерью?

Мария – царевна, Кощеева дочь

(черты характера)

Примеры из текста

Дополнительный

Свт. Григорий Нисский

Вопрос 8. Какие черты характера вы еще отметите дополнительно у Ивана – царевича?

Иван Царевич

(черты характера)

Примеры из текста.

Дополнительный материал.

(Пожалел девицу , отдал платье , сохранив непорочность, целомудрие девицы).

«Он с нею спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно прочь отошедши,

Прп. Исидор Пелусиот

- Святые отцы говорят о благодарении так:

Прп. Исаия Отшельник.

Свт. Игнатий Брянчанинов.

Выявление нравственных ориентиров в сказке.

- Эвристическая беседа.

- Сравнительный анализ героев на основе работы учащихся с текстом.

- Комментарий учителя.

Вопрос 1. Как автор изображает царство Кощея бессмертного? Примерные ответы учащихся:

-Это подземное царство.

-Дворец освещает драгоценный камень.

-Кощей сидит на престоле в светлой короне .

Вопрос 2. Какие черты характера характеризуют Кощея Бессмертного?

Примерные ответы учащихся:

-Напоминает библейского змея – искусителя.

Примеры из текста:

Вопрос 3. Почему царь Кощей приказывает Ивану- Царевичу построить дворец? (Разве у него нет дворца?)

- Кощей искушает забыть Сад-Дом Небесный, родительский дом. Приказывает строить дворец ночью , что также символично.

Вопрос 4. Почему Кощей назван окаянным? К какому библейскому образу восходит этимологический корень этого слова?

Вопрос 5. Как ведут себя герои Иван – царевич и Марья – царевна в подземном царстве? Как поступки характеризуют героев?

+ сначала ведет себя отважно

+ проявляет утешение , сочувствие , оказывает помощь в беде, поддержку и словом, и делом.

– затем печалится, потерял бодрость духа

- Вот как святые отцы говорят о печали :

Свт. Иоанн Златоуст.

надменный (гордится, превозносится царским родом);

– нерадение (потерял бодрость духа, не хочет сопротивляться Кощею)

- Граница – грань – пограничник…

- Слова одного ряда, однокоренные слова. Граница разделяет добро и зло.

Церковь есть надежное убежище и утешение в бедствиях, которые постоянно постигают человека. Церковь объединяет людей во имя Христа.

Задание. Назовите отличительные признаки Церкви?

Примерные ответы учащихся:

Вопрос 8. Какие новые черты характера вы заметили у Кощея?

Примерные ответы учащихся:

- раздражительность и гнев.

Свт. Иоанн Златоуст.

Вопрос 9. Почему Кощею так важно вернуть беглецов?

- Герои спасают свои души . Бегут

а) из плена своих страстей (печаль, надменность, нерадение) – Иван-царевич;

б) из мира зла - Марья – царевна.

Кощей пытается загубить христианские души, закрывает путь к Свету, Истине.

Иван – царевич и Марья – царевна родились в разных царствах.

Иван – царевич жил в пространстве добра. Царство его Отца Берендея – это мир со Христом, христианский мир.

Комментарий учителя.

Но даже и здесь есть 30 душ девиц, которые тянутся к Свету, хранят целомудрие, выбирают путь Христовой Истины (нравственные ориентиры добра). Каждому открыт путь ко спасению, нужно только сделать волевое усилие . И хотя Иван – царевич и Марья – царевна родились в разных царствах (царстве добра и зла), но их объединяет один жизненный выбор. Какой?

Ответы учащихся: - Добро.

Работа по группам.

Проблемная ситуация:

как представить в форме таблицы (графически) нравственные ориентиры добра и зла?

Варианты, представленные учащимися обсуждаются.

Организация рефлексии.

- На верном пути встречается много искушений. Важно быть бдительным и не уклоняться в противоположную сторону.

- Приведите примеры, когда герои сказки делали неправильный выбор.

Какие были последствия?

- Были ли такие случаи в вашей жизни? Как вы их оцениваете?

- Кто из героев сказки вам особенно понравился и почему?

Проблемный вопрос.

Почему автор рисует в конце сказки 2 пира? Что он хочет этим сказать?

Комментарии учителя к ответам учащихся.

- Пир неправедный и праведный – это как 2 мира, 2 жизненных пути, которые мы можем выбрать. Каждому из нас дана свобода . Необходимо помнить: согласуется ли твой выбор

с – во лей – Бо га – да ?

В 1 псалме царя и пророка Давида читаем:

Вывод детей:

Творческое задание:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В мире литературы. 5 класс.: Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч.

ч. 1/ Авт. – сост. А.Г. Кутузов, В.В. Ледёнева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев. – М.: Дрофа, 2004 г.

Образец выполнения домашнего задания.

На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием.

ВложениеРазмер
puteshestvie_v_carstvo_berendeya.ppt 1.58 МБ
konspekt_uroka_puteshestvie_v_carstvo_berendeya_2.doc 151 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели урока : раскрыть мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; раскрыть простоту, точность, живописность языка М. Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова, его составе, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове; воспитывать любовь к природе, Родине.

М.М.Пришвин. Золотой луг.

В стране Морфемике ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня. А они первородного смысла полны. И когда я слышу: - Извини меня! – Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Своё первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Обереги меня! – Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня!– Это значит: - Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. С. Острова

Смысл и суть слов Из каких морфем состоят слова? Как они называются? Почему все части слова называются значимыми? Какая часть слова самая главная? Почему? Какие слова называются однокоренными? Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла . О серьезных ошибках - это в корне неправильно . Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке . Смотри в корень! или Зри в корень! - значит: выдели самое главное.

Значение суффиксов Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы. Вывод: укажите, с какой целью использовал их автор. Текст 1 Стебелечек тоненький, тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёненькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком. (М.М.Пришвин)

Приставки Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют приставки. Некоторые слова пропущены. Ваша задача - вставить однокоренные слова с приставками и объяснить, какое они имеют значение; выписать все слова, имеющие приставки, выделить их. Текст 2 Ветер разлетелся, липа вздохнула и … из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, брызнула туча и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и … , и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали. (М.М.Пришвин)

Текст 2 Ветер раз летелся, липа вз дохнула и выдохнула из себя миллион золотых листиков. Так по играл ветер с липой, подо брался к туче, дунул, брызнула туча и сразу вся разо шлась дождём. Другую тучу ветер на гнал и погнал , и вот из-под этой тучи вы рвались яркие лучи, и мокрые леса и поля за сверкали. Вывод: все части слова имеют значение, и чтобы понять его, надо проникнуть в его структуру. Когда мы проникаем в смысл каждой морфемы произведений Пришвина, мы чувствуем бережное, ласковое, одухотворённое отношение к природе. Текст 1 Стебел ечек тон еньк ий, тянется вверх, по стебель к у, как крыл ышк и, в разные стороны зелён еньк ие мал еньк ие лист очк и, а у лист ик ов сидят горош к ом чёрные ягод к и с синим пуш к ом.

Чередование звуков И сказали звуки: - Братцы, Надо нам чередоваться… Наверное, надоело им несколько веков, а может и тысячелетий, быть одинаковыми, неизменными. Не зря же многие чередования так и называются – исторические , то есть очень древние .

Библиотека О чередовании о-ы Слово замо ’ к образовано от слова замыкать; запор - от запирать; забор - от другого слова борти (бороться, защищать); забор - это то, что защищает. О чередование я-у Много интересного подскажет вам чередование я-у: от слова трястись произошло - трус; звякать - звук; вязать -узы (узы дружбы). О чередовании г-ж, к-ч От слова вага (вес) произошли слова важный (весомый), уважать (ощущать весомость), отважиться (решиться на важный поступок). От старинного глагола хитить (красть) произошли слова хищник, хитрый (вначале слово означало склонность приобретать что-либо нечестным путем).

Об авторе Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ – Кокинская СОШ Лямзиной Ириной Павловной 2012год

Читайте также: