Представление числовой информации с помощью систем счисления конспект
Обновлено: 06.07.2024
— развивать интерес к теме, память, наглядно-образное мышление;
— воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность при решении задач.
Оборудование урока: конспект урока
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы.
3. Решение задач
4. Домашнее задание
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы
Система счисления— это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.
Системы счисления
Позиционные непозиционные
Количественное значение цифры Количественное значение цифры
зависит от ее позиции в записи числа не зависит от ее позиции в записи числа
Например число 555, в первом случае цифра 5 принимает значение сотен, во втором – десятков, а в третьем единиц. Это запись позиционной системы счисления.
А вот в записи числа XXI в римской системе счисления, цифра X и первом и во в втором случае принимает значение 10 т.е это непозиционная система счисления.
Каждая позиционная система счисления имеет свой определённый алфавит цифр и основание. Основание системы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Коснпект.docx
Тема: Представление числовой информации с помощью систем счисления.
1. Организационный момент.
Ребята как вы думаете, какова цель нашего урока?
познакомить ся с различными системами счисления: позиционными и непозиционными;
получить представление об основании и алфавите систем счисления;
познакомить ся с развёрнутой формой записи чисел в позиционных системах счисления;
Как вы думаете, зачем нам нужны эти знания?
Работать во время нашего урока мы будем работать с маршрутными листами, в которых вы будете записывать ваши результаты. оценивать себя и соседа, и в конце урока сдадите для оценки вашей работы на уроке.
Самостоятельно прочитайте, обсудите в парах и ответьте на вопросы шага 1. Выберите правильный ответ.
Система счисления – это:
1) Способ записи чисел
2) Символы, при помощи которых записываются числа
3) Набор чисел, каждое из которых может быть представлено в виде
последовательности 0 и 1
4) Способ подсчета предметов
Выберите правильный ответ.
Система счисления называется позиционной, если:
1) Вклад цифры в значение числа зависит от местоположения этой
цифры в записи числа
2) Все цифры в записи числа располагаются в порядке убывания
3) Значение числа в данной системе счисления образуется путем суммирования цифр числа
После 1 вопросы формулирование полного определения позиционных систем счисления:
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
После 2 вопросы формулирование полного определения позиционных систем счисления:
Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в записи числа, называется позиционной.
Какие другие системы счисления вы знаете?
Непозиционные
Чем они отличаются от позиционных?
Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа, называется непозиционной.
Приведите примеры непозиционных систем счисления?
Римская, Славянская и т.д.
Откройте страницу 27 задачника прочитайте о непозиционных системах счисления и выполните шаг 2 в маршрутном листе.
Расположите данные числа римской системы в порядке убывания:
III, VIII, CXLIII, XI, MI, MV, CIX, L, IV, MVI.
Запишите десятичное число 3405 в римской системе счисления.
Преобразуйте число CDXLVI, записанное римскими цифрами, в десятичную запись.
Для проверки обменяйтесь маршрутными листами с соседом по парте.
Позиционную систему характеризуют три основные понятия: алфавит, основание, базис.
Алфавит – набор символов, образующих числа в данной СС.
Основание – количество символов в алфавите.
Базис - вес разрядов.
Выполните в маршрутном листе 1 задание шага № 3
Заполните таблицу недостающими данными:
Демонстрация правильного заполнения.
Число в позиционной СС может быть записано в свернутой или развернутой формах.
Для обозначения СС мы будем указывать основание в качестве нижнего индекса в записи числа. Развернутая форма – сумма произведений цифр числа на их вес.
Свернутая форма:
A 10 =673,49 10
Развернутая форма:
Выполните в маршрутном листе 2 и 3 задание шага № 3
Представьте числа в развернутом виде.
1845,23 10 = 1*10 3 +8*10 2 +4*10 1 +5*10 0 +2*10 -1 +3*10 -2
1845,23 8 = 1*8 3 +8*8 2 +4*8 1 +5*8 0 +2*8 -1 +3*8 -2
1010,011 2 = 1*2 3 +0*2 2 +1*2 1 +0*2 0 +0*2 -1 +1*2 -2 +1*2 -3
122,АА 16 = 1*16 2 +2*16 1 +2*16 0 +А*16 -1 + A*16 -2
Представьте число в свернутом виде.
а) 1·2 8 + 0·2 7 + 1·2 6 + 1·2 5 + 0·2 4 + 0·2 3 + 1·2 2 + 1·2 1 + 0·2 0 + 1·2 –1 + 1·2 –2 = =101100110.11 2
б) 1·3 5 + 0·3 4 + 2·3 3 + 1·3 2 + 0·3 1 + 1·2 0 + 2·3 –1 + 0·3 –2 + 1·3 –3 = 1 0 2 1 0 1. 231 3
в) 4·5 –1 + 3·5 –2 + 2·3 –3 =0.4 3 23 5
г) 1·8 3 + 2·8 1 + 5·8 0 + 7·8 –1 + 1·3 –2 = 1 2 5.71 8
д) А·16 2 + В·16 1 + F ·16 0 + C ·16 –1 = А В F . C 3
Контрольные вопросы
Есть ли в записи числа в непозиционной системе счисления разряды единиц, десятков, сотен и др.?( нет )
Можно ли записать отрицательное или дробное число? ( нет )
Каково наименьшее основание для позиционной системы счисления?
Какие две формы записи чисел вам известны?
Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы?
Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 11?
Представление информации может осуществляться с помощью языков, которые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита и правил выполнения операций над знаками.
Системы счисления:
- Это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Системы счисления
Позиционные
Непозиционные
Непозиционная система счисления:
Значение цифры не зависит от ее положения в числе
Римская непозиционная система:
I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
Позиционная система счисления:
Значение цифры зависит от ее положения.
Основание системы равно количеству цифр в ее алфавите.
Системы счисления
Восьмеричная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Шестнадцатеричная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А(10), В(11), С(12), D(13), E(14), F(15)
Десятичная система счисления:
555=5*10 2 +5*10 1 +5*10 0
555,5=5*10 2 +5*10 1 +5*10 0 +5*10 -1
А 10 =а n-1 *10 n-1 +…+a 0 *10 0 +a -1 *10 -1 +…
Двоичная система счисления:
Числа в двоичной системе записываются в виде суммы степеней с основанием 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры о или 1.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по Информатике "Представление числовой информации с помощью систем счисления" 9 класс
Конспект урока по информатике в 9 классе
Автор: Чиркова Анна Николаевна
Занимаемая должность: Учитель информатики
Место работы: МБОУ Первомайская сош Шипуновского района Алтайского края
Тема: Представление числовой информации с помощью систем счисления.
- развивать интерес к теме, память, наглядно-образное мышление;
- воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность при решении задач.
Оборудование урока : конспект урока
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы.
3. Решение задач
4. Домашнее задание
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы
Система счисления - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.
Количественное значение цифры Количественное значение цифры
зависит от ее позиции в записи числа не зависит от ее позиции в записи числа
Например число 555, в первом случае цифра 5 принимает значение сотен, во втором – десятков, а в третьем единиц. Это запись позиционной системы счисления.
А вот в записи числа XXI в римской системе счисления, цифра X и первом и во в втором случае принимает значение 10 т.е это непозиционная система счисления.
Каждая позиционная система счисления имеет свой определённый алфавит цифр и основание. Основание системы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите.
Таблица 1. Системы счисления.
Название системы счисления
Пример записи чисел в различных позиционных системах счисления: 101011 2 , 23456 8, 378 10 , 12АС 16 .
Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую с основанием n .
Правило: Для того чтобы число из десятичной системы счисления перевести в любую другую позиционную систему счисления с основанием n , необходимо это число последовательно делить на основание этой системы счисления до тех пор пока остаток от деления не станет меньше n .
Полученное число необходимо записать в виде остатков от деления в обратном порядке, начиная с последнего частного.
Число 25 10 перевести в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления .
25 10 =11001 2 = 31 8 =19 16
Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную.
Правило : для того чтобы число из любой позиционной системы счисления перевести в десятичную систему счисления необходимо это число представить в виде суммы степеней основания этой системы счисления.
Перевести числа 111 2 , 135 8 , А3 16 в десятичную систему счисления.
111 2 =1*2 0 +1*2 1 +1*2 2 =1+2+4=7 10
135 8 =5*8 0 +3*8 1 +1*8 2 =1+24+64=93 10
А3 16 =3*16 0 +10*16 1 =3+160=163 10
3. Решение задач
Перевести число 45 10 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
45 10 =101101 2 =55 8 =2С 16
Перевести число 334 8 в десятичную систему счисления.
334 8 =4*8 0 +3*8 1 +3*8 2 =4+24+192=220 10
Перевести число 1011011 2 в десятичную систему счисления.
1011011 2 =1*2 0 +1*2 1 +0*2 2 +1*2 3 +1*2 4 +0*2 5 +1*2 6 =1+2+8+16+64=91
Перевести число 17В 16 в десятеричную систему счисления.
Задачи в тетради:
1. Перевести число 304 10 в двоичную и шестнадцатеричную систему счисления.
2. Перевести число 10111111 2 в десятичную систему счисления.
Вопросы для закрепления:
1. Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
2. Что такое система счисления?
3. С какими системами счисления вы познакомились на сегодняшнем уроке, а какие уже были вам известны?
4. По какому правилу число из десятичной системы счисления можно перевести в любую другую позиционную систему счисления?
Читайте также: