История возникновения олимпийских игр конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока : формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления .

1) Обучающая: способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр.

2) Развивающая: продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.

3) Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах, развитию познавательного интереса и самостоятельности через использование ТРКМ, формировать стремление вести здоровый образ жизни на примере героев Олимпийских игр.

1) Праздник объединивший эллинов.

2) Подготовка к играм.

3) Пять незабываемых дней.

4) Победители Олимпийских игр.

Основные понятия:

Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Содержание и ход урока.

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1.Организационный этап.

Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам хорошо потрудиться.

Готовятся к уроку.

Проверка готовности к уроку .

2. Актуализация знаний.

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, выражают собственную точку зрения. Один ученик работает у карты, показывает расположение древней Греции и главные полисы страны, греческие колонии.

1) Историю какого государства мы с вами изучаем? (Древняя Греция)

2) Как греки называли свою страну, свой народ? (Эллада, эллины)

3) Где находится Древняя Греция? (на юге Европы, на территории Балканского полуострова)

4) На какие части условно можно разделить территорию Древней Греции? (Южная, Средняя, Северная)

5) Что такое полис? (Город – государство)

6) Какие города Древней Греции вы знаете? (Микены, Афины, Спарта, Фивы, Пилос)

7) Назовите богов, в которых верили Древние Греки?

Спасибо за ответы.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаниями (Р), структурирование знаний (П), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П), владение монологической и диалогической формами речи (П).

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О чём идёт речь?

На Олимпе в древнем мире

Греки поднимали гири,

Состязались в беге, силе,

И дарила им награды

Итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока

Учащиеся смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы, ставят цель и задачи на урок.

Затем после просмотра учитель начинает диалог:

- как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- знаете ли вы насколько древние олимпийские игры?

- какую цель вы поставите на сегодняшний урок?

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К), самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П), постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся (Р).

4. Изучение нового материала.

Работа с понятием, с текстом учебника

Первая и вторая группы работают с новыми понятиями, записывают их в тетрадь, изучают и анализируют текст учебника первых олимпийских традициях.

Третья группа работает с дополнитель-ным материалом (приложение №2).

- итак, первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н.э. запишите эту дату.

- познакомьтесь с традициями первых олимпийских игр.

- что такое пятиборье, ипподром? Кто такие атлеты?

Запишите новые понятия в тетрадь.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П), анализ понятий (П).

5. Физминутка

Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты про- водили разминку, давайте встанем и разомнемся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке

(шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

6 . Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Решение проблемных заданий, работа с картинками, выполнение заданий на соотношение.

Учащиеся (первая и вторая группы) рассказывают об истории олимпийских игр, решают проблемное задание, выражают собственную точку зрения, ищут доказательства.

Третья группа учащихся представляет свою работу, дополняют материал учебника, изученным материалом.

Работают с изображением.

Затем учащиеся сравнивают материал учебника и дополнитель-ный материал, задают вопросы, высняется, что было не понятно или по каким вопросам ребята думали иначе.

- какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством?

- теперь обратите внимание на раздаточные материалы. Работаем в парах. Перед вами изображения разных видов спорта древней Греции на глиняной посуде, вам необходимо найти правильное название этого вида спорта.

Умение выражать свои мысли (К), овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного (Р), умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Придумать рассказ об Олимпийских играх:

– от лица зрителей;

– от лица участника Олимпийских игр;

– от лица победителя. (по выбору учащихся)

Учащиеся знакомятся с домашним заданием, задают вопросы.

Учитель просит познакомиться с домашним заданием.

8. Рефлексия. Итоги урока.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Выражают собственную точку зрения, отвечаю на вопросы.

Ребята продолжите предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что…

1.Родиной Олимпийских игр является…

2.Первые в истории Олимпийские игры были проведены…

3.Город Древней Греции в котором проводили Олимпийские игры назывался…

4.Олимпийские игры устраивали в честь…

5.Олимпийские игры в Древней Греции продолжались…

6.Соревнование одного человека в пяти видах спорта, называлось…

7.Участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Чем олимпийские игры в древности отличаются от современных? благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К)

Приложение №1

ИНСЕРТ – пометки на полях.

Приложение №2

Олимпийские игры

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элиде: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний.

Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.

Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формировать знания об истории возникновения Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции.

Конспект урока

по физической культуре в 5 классе.

Цель: Формировать знания об истории возникновения Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции.

научатся: -расширить кругозор учащихся об истории возникновения Олимпийских игр на примерах мифов и легенд Древней Греции; - формировать представление об Олимпийских играх;

получат возможность: - развитие умения работать в группах, слушать и слышать друг друга;

Метапредметные:

- овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

- выражают готовность слушать собеседника и вести диалог;

- овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение.

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности

Тип урока: образовательно-познавательная направленность

Методы и формы обучения: Объяснительно - иллюстративный; индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, экран (интерактивная доска), проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы.

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся.

Как вы думаете, а какая тема нашего занятия сегодня? (Небольшая подсказка открыт 1слайд)

Тема нашего урока очень интересная – Возникновение Олимпийских игр. На нашем уроке мы познакомимся с историей возникновения Олимпийских игр, символикой и традициями игр Древности. Так же рассмотрим основные термины: Олимпийские игры, Олимпия, олимпионики, стадион.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала хочу провести небольшой опрос:

- Что вам известно об Олимпийских играх?

- Что вам известно об Олимпийских играх древности?

- Какие олимпийские символы и традиции вы знаете?

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

Учитель: Хорошо. А теперь перейдем к теме нашего урока и расширим наши знания.

В истории возникновения Олимпийских игр древности немало неясностей, а порой и просто легенд и мифов. (слайд 2)

Но бесспорно, что родиной является Древняя Греция.

Святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей.

И до сих пор зажигается, и начинается факельная олимпийская эстафета.

Легенды и древние мифы повествуют, что жил в ту пору бесконечно могучий бог Кронос. И была у него несчастная жена – богиня Рея. (слайд 3)

В легендах утверждается, что Кронос увидел страшный сон. Где его настигает смерть от руки одного из его детей. (слайд 4)

Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем. (слайд 6)

Вступил Зевс в смертельный бой с беспощадным отцом-пожирателем. И победил его! Из чрева Кроноса вышли сестры и братья великого Зевса, которые стали затем богами. (слайд 7)

В честь этого великого события Зевс повелел проводить игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских. (слайд 8)

Учитель: Это была одна из версий по происхождению Олимпийских игр. А, что вы слышали о 12 подвигах Геракла?

Учащиеся рассказывают из истории о 12 легендарных подвигах Геракла. (слайд 8)

Выслушав ответы поддерживаем, поправляем о подвигах и продолжаем следующим слайдом (10)

Читают следующие слайды учащиеся.

Геракл ввел и другие спортивные дисциплины. Панкратион - соединявший в себе борьбу и кулачный бой. (слайд 11)

В ещё одной легенде говориться о победе внука великого Зевса, что явился некто Пелопс влюбленный в дочь царя Эномая – Гипподамию, города Писы и победил в состязаниях на колесницах. (слайд 12)

В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы. И главное – он учредил Игры, где особенно ценилась победа в гонках на колесницах. Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. (слайд 13)

Как мы уже знаем, что идея проведения Олимпийских игр очень древняя. Первые достоверно известные ОИ состоялись в 776 году до нашей эры. Известно имя победителя Короибос, атлет из города-полиса Элиды. (слайд 14)

Учитель: Как вы думаете, кто мог принимать участие в Олимпийских играх?

Принимать участие в играх могли только греки по происхождению, причем только мужчины. Женщинам не разрешалось присутствовать на играх. (слайд 15)

Выступать на Играх – большая честь и ответственность. Атлет должен был 10 месяцев тренироваться дома и месяц в Олимпии. За олимпийцами строго наблюдали элланодики – судьи и распорядители игр (отвечали не только за подготовку и места соревнований, также награждали победителей и налагали штрафы). (слайд 17)

Уже в те далекие времена программа Игр была интересной и разнообразной. Самым трудным и популярным было пятиборье – пентатлон. В него входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. (слайд 18)

Кроме пентатлона в программу древних Игр входили соревнования: По кулачному бою, верховой езде, панкратиону, гонки на колесницах. (слайд 19)

Вначале вся программа соревнований Олимпийских игр укладывалась в 1 день. Постепенно, по мере того как они становились более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали продолжительнее – до 5 дней. (слайд 20)

В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. (слайд 21)

Победителей называли олимпионики, награждались они оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала Бессмертная слава не только в своем Родном городе, но и во всем Греческом мире. (слайд 22)

Очень важно, что греки видели в Олимпийских играх не только спортивные соревнования…Поэты читали стихи. Ораторы состязались в искусстве красноречия. Музыканты исполняли свои лучшие произведения. (слайд 23)

Времена менялись: в середине второго века до нашей эры Грецию завоевал окрепший Рим. И Римская эпоха принесла Олимпийским играм многонациональность. (слайд 24)

Олимпийских игр больше не будет? В 394 году – уже нашей эры – римский император Феодосий I Олимпийские игры запретил. Набирало силу новая религия – христианство (ОИ объявлены дьявольской затеей). На пятнадцать столетий Олимпия вообще, как бы исчезла с лица земли (разрушение храмов). (слайд 25)

Возрождение игры. 25 ноября 1892 г. Пьер де Кубертен выступил в Сорбонне с докладом о возрождении Олимпийских игр. 23 июня 1894 г. На Конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет – МОК. (слайд 26)

Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры современности! И это была великая победа мирового спорта. Великий подвиг Пьера де Кубертена! (слайд 26)

Учитель: А теперь прошу вас заполнить карточки для индивидуальной работы.

- Закончи фразу:

- Ответь на вопросы:

Где возникли Олимпийские игры?

Кто не имел права принимать участие в Олимпийских играх?

Когда состоялись первые достоверно известные Олимпийские игры?

III. Домашнее задание

Подготовить небольшой доклад о талисманах Олимпиад и эмблемах, проходящих в разные периоды времени.

Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, подведем итоги урока и проверим ваши ответы в карточках (учащиеся отмечают правильные ответы в своих карточках) (слайд 11)

Оцените урок с помощью смайликов, которые находятся на карточках с обратной стороны.


"Олимпийские игры в Древней Греции" (Слайд 1).

Автор: учитель истории и обществознания ГКОУ

школы-интерната Костромской области для детей с ТНР и ОДА

Морозова Ю.Ю.

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой; формировать навыки самостоятельной подготовки;

Расширять кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

1.История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование урока и использованная литература:

Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2012, п. 32;

Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010 г.

Карта "Древняя Греция".

Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями).

Цифровые образовательные ресурсы:

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

1. Организационный момент (УУД: умение организовываться к работе, планировать деятельность в учебной ситуации).

2. Вступительная беседа.

Слова учителя:

Актуализация темы урока (УУД – умение формулировать тему и цели урока)

Тема нашего урока связана с событием, которое состоялось в феврале 2014 года в России в городе Сочи. Это грандиозное событие, к которому уже не один год шла подготовка: строились спортивные сооружения, тренировались спортсмены всей планеты, чтобы доказать всему миру, что они лучшие – они олимпийские чемпионы. Олимпийские игры в Сочи признаны самыми лучшими играми за последние десятилетия. Это были игры, история которых уходит глубоко вглубь веков.

Самое мирное –
Сраженье спортивное.
Все громче аккорды
Высоких рекордов.
Честно и молодо
Спортивное золото.
Плывут над планетой
Фонфары победы…это фанфары победы на Олимпийских играх.

Тема нашего урока "Олимпийские игры в древности". Запишите тему урока в свои тетради. (Слайд 2.)

Прежде чем начнем изучение новой темы, мы с вами вспомним ранее изученный материал. В ходе нескольких уроков мы с вами познакомились с историей Древнего государства – Древней Греции. Географическое положение древнего государства, население, знаменитые греки, мифы Древней Греции. Итак, начнём разминку – отвечать только с поднятой рукой, не выкрикивая, и не перебивая друг друга.

РАЗМИНКА: (Слайд 3).

8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости . ( Афина)

9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта . (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец . (Гефест )

11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его . (Зевс)

Задание ученикам: Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы мы должны получить в конце урока.

Мы должны узнать (Слайд 4).:

Где проводились первые олимпийские игры;

Когда были проведены первые Олимпийские игры;

Кто принимал участие в первых Олимпийских играх.

Изучение нового материала.

Прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопросы, ответы на который вы дадите в конце урока. Эти вопросы есть в рабочих листах к заданию №1 (Приложение 1.) В течение урока вы можете записывать правильные ответы, чтобы лучше запомнить новый материал.

1. В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они организованы?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в олимпийских играх?

5. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

6. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и посетим первые Олимпийские игры, узнаем, как проводились игры в далёкой древности.

Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. В истории Греции существует несколько мифов об основании Олимпийских игр. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Миф о возникновении Олимпийских игр.

Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.

Учитель: Итак, узнав миф об основании Греции, мы отправляемся с вами в Олимпию, где проходили первые олимпийские игры.

Рассказ учителя и демонстрация презентации:

Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд 9). Выпишите новое слово себе в тетради.

(Слайд 10). Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проводились один раз в четре года. Проводлись игры в течение 5 дней.

1 день. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все и участники и зрители собираются у храма Зевса Олимпийского, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. У храма устанавливали жертвенный котёл. Каждый, кто подходил к нему, отпускал в него подарок богам и просил о чём-то. Судьи давали клятву судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы, зрители просили богов помочь спортсменам из своего города.

2 день. На второй день начинаются состязания в пятиборье. (прочитайте определение Пятиборье - это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам спорта (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд 11). В эти состязания входили три испытания: бег, бег с оружием, борьба. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика (победителя). Его именем называется вся олимпиада. Однажды блестящую победу одержал бегун Фаил, который опередил даже зайца.

Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мёртвым. Есть ещё бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид спорта.

3 день. На третий день проходили соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимались на особую насыпь, в руках они держали гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. (Слайд 12).

Друг за другом выстраивались для соревнований метатели дисков - дискоболы. Они брали в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращали его в воздухе, наклоняли верхнюю часть туловища впер1д и опирались левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета распрямлялось, и диск со свистом летели, рассекая воздух.

А копьё метали не просто как можно дальше, а в определённую цель.

4 день. Наступал четвёртый день игр. Он был посвящён состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом спорта был заезд колесниц, запряженных четвёркой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание не раз, видели, как на повороте одна из колесниц вырывается вперёд. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке. В этот день состязания заканчиваются. (Слайд 13).

. Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас немного размяться и принять участие в физкультминутке. (Слайд 14).

Физкультминутка (УУД- формирование ответственного отношения к здоровью).

Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

5 день. Пятый день - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к вновь к котлу жертвоприношений. Здесь спортсмены совершали благодарственные приношения, а потом отправились на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель мог воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трёх побед. Возвращение спортсмена на Родину сопровождалось величайшим торжеством: победитель в пурпурной одежде со свитой друзей въезжал на четвёрке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду (хвалебный стих) в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город. (Слайд 15).

Во всех районах Древней Греции были свои герои.

Рассказ о сильнейших олимпийских чемпионах древности. Среди античных атлетов наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, знаменитый бегун, обладатель 12 побед на четырёх Олимпиадах подряд. Знаменитый бегун и кулачный борец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унёс с рыночной площади, понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции. (Слайд 16).

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах это борец Милон.

Рассказ ученика о сильнейшем борце Милоне (УУД - формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного выступления).

В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они основаны?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх

4. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

5. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)

Выполнение заданий по индивидуальным заданиям (Приложение1).

Как вариант можно предложить тест.

1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. Нет

2.В играх могли участвовать только мужчины. да

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет

4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да

5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет

6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. да

7. Олимпийские игры проводились в марте. нет

8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да

9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да

Проверка выполнения тестов. (Слайд 19).

Подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

6. Домашнее задание. (Слайд 20).

1. Прочитайте и перескажите параграф 32 "Олимпийские игры", оставьте рассказ "Как я побывал на Олимпийских играх" 1 вариант от лица зрителя, 2 вариант – от лица спортсмена, участника Олимпийских игр.

2. Разгадайте кроссворд.

Рефлексия (УУД – умение соотносить результаты деятельности с целью).

Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз:

сегодня я узнал… было интересно…

было трудно… я понял, что… меня удивило…

- Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока и презентация к уроку "История возникновения Олимпийских игр" для учащихся 5 класса

Рамазанова Наталья Геннадьевна

Учитель физической культуры

5 класс (10-11 лет).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Город Нягань Октябрьского района Ханты –Мансийского автономного округа - Югра

учитель физической культуры

Рамазанова Наталья Геннадьевна

Цель: Развитие ценностного отношения к олимпийскому движению.

1) образовательная - сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю, углубить и расширить знания учащихся по теме "Олимпийские игры в древности"

2) развивающая - развитие: коммуникабельности; умения слышать и слушать; умения работать в группах;

3) воспитательная - любовь и уважение к спорту, патриотизм.

Знания, умения, навыки и качества , которые актуализирую ученики в ходе урока:

-формирование образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю,

- расширение знаний учащихся по теме "Олимпийские игры в древности".

-ознакомление с происхождении первых Олимпийских игр древности, -запись в тетрадях основных понятий,

-обучение работе в группах,

-закрепление полученных знаний.

Тип урока: теоретический урок

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный комплект, тетради по физкультуре, распечатанный кроссворд по количеству учащихся. Презентация “Олимпийские игры древности”; Бланк кроссворда ; ответы

Для домашнего задания: Союзмультфильм “Олимпионики”

Ход и содержание урока, деятельность учителя

Цели урока: Развитие ценностного отношения к олимпийскому движению.

1) образовательная - сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю, углубить и расширить знания учащихся по теме "Олимпийские игры в древности"

2) развивающая - развитие: коммуникабельности; умения слышать и слушать; умения работать в группах;

3) воспитательная - любовь и уважение к спорту, патриотизм.

Записать деятельность урока

2. Актуализация знаний , ознакомление с историей возникновения Олимпийских игр в Древней Греции.(презентация)

Международным Олимпийским комитетом (МОК) утверждена "Система олимпийского образования "Сочи 2014", цель которой – распространение олимпийских и паралимпийских идеалов для создания дружественной среды для XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних Игр в Сочи в 2014 году. Мы с вами начинаем курс Олимпийского образования и сегодня рассмотрим Олимпийские игры древности. На уроках истории вы уже касались этой темы.

Опрос учащихся с целью проверки знаний по теме “Олимпийские игры”

– Что вам известно об Олимпийских играх?

– С чем, прежде всего, связывают понятие "Олимпийские игры"?

- Какие Олимпийские игры проходили в нашей стране?

А теперь перейдем к теме нашего урока.

История возникновения Олимпийских игр, правила проведения игр,

(Олимпийские игры, олимпионики, стадий и другие понятия будут рассмотрены по ходу урока и записаны ребятами в тетради, в конце урока решение кроссворда каждым учеником и проверка усвоенности материала)

участие в беседе

Олимпийские игры. Кажется, так было всегда: праздник открытия, парад спортсменов, зажжение Олимпийского огня, флаг, эмблема, смелая и бескомпромиссная борьба и в то же время спортивное благородство и честность.

Как же оно все-таки возникло это легендарное, удивительное явление под названием Олимпийские игры?

Существует много мифов и легенд в истории возникновения Олимпийских игр, но бесспорно родиной является Древняя Греция (святилище Олимпия, западная часть Пелопонесского полуострова).

(Предложить ребятам разделиться на группы и используя домашние заготовки рассказать о возникновении О.И. и представить классу (каждая группа заранее выбирает одну из легенд и готовит или рассказ, или презентацию) - слайды 4,5, использовать по ходу рассказа детей или пропустить, если подготовлена своя презентация

Запись в тетрадях

По другой версии, что игры организовал сын Зевса – Геракл (рассказать). Спросить, что знают дети о Геракле.

Эта легенда донесла до нас, что Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – 600 стоп – 1 стадий – стадион.

Запись в тетрадях

А теперь попробуем побывать в Древней Греции. I Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. С 776 до н.э. у греков шел отсчет особого “олимпийского летоисчисления”, введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в “священный месяц”, начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий “олимпийский” год.

Беседа;наводящие вопросы, фиксируются ответы на доске, а затем сравниваются с историческими данными

Олимпия - не обычный город, не похожий на любой другой. (Вопрос - Где расположен город, показать на карте)

Он расположен на юго-западе Греции, в долине реки Алфей.

На время игр на всей территории Древней Элиды наступал всеобщий мир на 3 месяца – экехерия . С приближением Олимпиады из Элиды во все концы Греции разъезжались гонцы, которые объявляли "священное перемирие". Эти гонцы своею властью останавливали войны. Повсюду их встречали с триумфом. И не только в самой Греции, но и везде, где обосновались греки, - в Крыму, в Египте, в Испании .

(Кто мог участвовать на О.И, как вы думаете?)

Право на участие имели только греки по происхождению, только свободные и только мужчины. Каждый атлет должен быть тренироваться 10 месяцев дома и 1 месяц в Олимпии.

Как вы думаете, все ли мужчины имели возможность участвовать в Олимпийских играх?

(Чтобы участвовать, нужно было: "не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства". Варварами считались иностранцы, то есть лица, не являющиеся гражданами греческих государств. Но все ли свободнорожденные греки имели возможность участвовать в олимпийских состязаниях? Закон запрещал выступать на Играх только рабам и варварам, оставляя место только свободнорожденным грекам. Но свободнорожденные греки были неоднородны по своему социальному и имущественному положению)

(Кроме того, каждый участник должен был за месяц до начала Игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в гимназии, причем все расходы оплачивал сам участник

Участие в беседе, запись в тетрадях

Как называются люди ,которые смотрят за соблюдением правил соревнований в наше время? А как называли судей в Д.О.И.? - Предположения записать на доске.

За будущими Олимпийцами наблюдали Элланодики – судьи и распорядители игр. Они же награждали и налагали штрафы.

(Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, (Исключение составляли лишь победители предыдущих Олимпиад) после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения “олимпийского норматива” будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Как вы думаете, какие еще полномочия были у элланодиков?

(Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем. Провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.) Есть ли различия в роли судей и элланодиков?

участие в беседе

“ Кнопки мозга”. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

“ Перекрестные шаги”. Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий.

У древних греков была славная традиция : имена олимпийских победителей - олимпиоников - выгравировывали на мраморных колоннах, установленных вдоль берега реки Алфей. Благодаря этой традиции нам известна эта дата - 776 год до н. э. - имя первого победителя: Фоторепортажи с Олимпийских игр в Древней Греции заменяли рисунки на сосудах.

Записать в тетрадях

Программа соревнований была интересной и разнообразной. Атлеты соревновались в различных видах спорта (в то время в разных видах “физических упражнений”).

Первые тринадцать Игр состояли только из одного вида состязаний - бега на один стадий, что должно соответствовать по длине шести ступням жреца Зевса. (Кто такой жрец Зевс?)

По преданию, это расстояние в Олимпии отмерял сам Геракл (Кто?), и оно равнялось 192 метрам 27 сантиметрам. Так возникло и хорошо знакомое всем слово "стадион" В то время состязались в беге на 1 стадий – стадиодроме.( как сейчас называется такое сооружение?

Затем стали соревноваться в беге на 2 стадия – Диаулос, позже в беге на выдержку(Какое качество определяет -выдержку?) (т.е. на выносливость от 7 до 24 стадий).

Позже, в 648 году до н. э., появляется самый трудный и, несомненно, самый жестокий вид соревнований, как панкратион. • В панкратионе позволялось все: любой удар, захват, пинки ногами, болевые приемы и даже. укусы. Позже в программу Игр были включены бег в вооружении, бег трубачей и герольдов, состязания колесниц, запряженных мулами, соревнования для детей по борьбе, скачкам, пятиборью, а в 200 году до н. э., на 145-й Олимпиаде, появляется даже панкратион детей.

Пентатлон впервые был введен на 18 играх до н.э., он включал кроме борьбы и стадиодрома еще и прыжки в длину (прыгали с гантелями), метание диска и копья (не на дальность, а в цель). (спросить, что такое стадиодром?, есть ли сейчас такой вид и т.д.)).

Не только состязания на стадионе имели большой успех у зрителей. Не меньшим успехом пользовались и соревнования на ипподроме. С 680 года до н. э., когда состоялись первые состязания в конном спорте, программа этого вида все время пополнялась. Сначала были состязания на двухколесных колесницах, запряженных четверкой лошадей, затем - на колесницах, запряженных двумя лошадьми, потом появились скачки на лошадях и даже соревнования повозок, запряженных мулами. Ипподром Олимпии был великолепен: 720 метров в длину, 320 метров в ширину. В самом начале владельцы лошадей были одновременно и тренерами и участниками. Но соревнования эти были очень опасными, так как участники не останавливались перед самыми грубыми средствами,

(Какие виды конного спорта вам известны сейчас?)

Вначале вся программа соревнований занимала 1 день, затем - 5 дней.

У подножия горы Кронос, в долине реки Алфей зажигали Олимпийский огонь. Олимпийские празднества начинались накануне с восходом полной луны;

Торжественная прецессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане.

В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой. В храмах перед открытием игр все участники давали Олимпийскую клятву “Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками”.

(спросить предположение, как назывались победители?) Олимпионики – победители Олимпийских игр награждались оливковой ветвью и лавровым венком. Они становились одним из уважаемых людей в своем городе. Первым из известных нам Олимпиоником стал Кореб из Элиды.

Милон, из Кротона, был самым знаменитым, ученик Пифагора завоевал 7 лавровых венков по борьбе.

Леонидас, с острова Родос, 12 раз побеждал в соревнованиях по бегу.

Семейство Диагора приняли участие в 20 играх и завоевали 9 лавровых венков.

Такие “титаны мысли”, как Пифагор, Аристотель, Платон, Гиппократ, Сократ считали за честь не только посещать Олимпийские игры, но и принимали участие в этих соревнованиях.

Греки видели в олимпийских играх не только чисто спортивные соревнования. Поэты здесь читали стихи, ораторы состязались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения. Они считали, что спорт возвышает, облагораживает душу, неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием.

О некультурном человеке древние Эллины говорили: “Не умеет ни читать, ни плавать”.

В 394 г. до н.э. римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры

А новая Олимпийская Эра началась в 1896 г. на их родине – Греции. Инициатором возрождения Олимпийских игр явился барон Пьер де Кубертен

Рассказать о современных традициях Олимпийских игр, включая в беседу учащихся.(кратко о символах, принципах, огонь, Московскую Олимпиаду)

Решение кроссворда.(индивидуальное задание)

1. Люди, которые награждали и налагали штрафы на атлетов.

2. Наиболее прославленный герой древних Олимпийских игр, 12 раз победивший в соревнованиях по бегу.

3. 600 стоп Геракла – мера длины.

4. Победители Древних Олимпийских игр.

5. Вид Олимпийских игр, состоящих из 5 видов.

6. Кто из свободнорожденных греков не мог участвовать в атлетических играх?

7. Как назывался вид физических упражнений состоящих из борьбы и кулачного боя.

8. Сооружение для проведения спортивных соревнований.

9. Соревнования в беге на 1 стадий.

Мотивация школьников к закреплению новой информации

– Какими видами спорта вы увлекаетесь?

– Чем хотели бы заниматься? Почему?

– Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?

– Какие соревнования проводятся у нас в школе? Какие из них похожи на соревнования,которые были включены в Древние олимпийские игры?

Принимали ли участие в них? Кто? Когда? В каких – Какие качества вам потребовалось проявить для того, чтобы победить (или принимать участие)?

Давайте проверим решение кроссвордов, для этого нужно поменяться бланками с соседом по парте.

Сегодня, выходя с урока, вам представится возможность принять участие в одном из видов соревнований современных Олимпийских игр - баскетболе. У меня на столе находится корзина с мячами (картон). Подумайте и выберите тот мяч, который соответствует вашему внутреннему состоянию после нашего урока:

оранжевый - урок понравился, мне было интересно, я понял тему

синий - не все понял, не очень интересно

белый - было скучно.

2. Разделиться на команды, выбрать город (откуда команда прибудет на олимпиаду), скопировать контурную карту Древней Греции, на карте отметить и описать путь команды до Олимпии (город, из которого прибыла команда, место проведения олимпиады, и маршрут пути).

Читайте также: