Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему комнатные растения

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: воспитатель Астахова П.А.

Цель : развитие коммуникативных навыков и пополнение словарного запаса детей по заданной теме.

Интегрирование: познавательное развитие, экология.

Оборудование : картинки цветов, схема для составления описательных рассказов, несколько цветов в горшках со схемами по уходу за растением, картинки с изображением 2 или 5 одинаковых растений, разрезные картинки комнатных растений.

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, я хочу прочитать вам одно интересное стихотворение:

Я грущу по лету…

Сад зелёный – где ты?

За окном моим, зима

Всё снегами замела.

До тепла нам далеко,

Но цветы найду легко:

На окошке вижу я

Зелень очень пышная!

С краю – строгий апельсин,

В центре – яркий бальзамин,

Весь покрыт цветами.

Кактусы как ёжики

От мороза ёжатся.

А герани листики

Фикус словно царь цветов

Всех собой закрыть готов

Каждый листик словно щит:

Крупный, гладкий и блестит.

Я смотрю на это…

Вот оно где - лето!

Воспитатель : Ребята о чём было это стихотворение? (Дети: о цветах) А как вы думаете о каких, может полевых?

Воспитатель: Может садовых?

Воспитатель : а тогда каких?

Дети : комнатных.

Воспитатель : Совершенно верно!

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим как раз о комнатных растениях.

Воспитатель : Молодцы! А теперь давайте немного поиграем: я буду показывать вам картинки цветов, а вы расскажите какие особенности есть у этих растений. (Воспитатель по очереди показывает картинки цветов, а дети отвечают по желанию)

Кактус какой? – круглый, зелёный…

Фикус какой? – гладкий, крупнолистный …

Фиалка какая? – низкая, пушистая…

Воспитатель : Ребята, скажите без чего растение не сможет жить?

Дети : без воды, без света, без земли.

Воспитатель : а еще за комнатными растениями нужно ухаживать. Вы знаете, что нужно делать?

Дети : да. Их должен кто-то поливать, рыхлить землю в горшке, опрыскивать листья, протирать пыль с листиков, ставить на солнечный свет.

Воспитатель : Я вижу вы много знаете о растениях. Я хочу рассказать вам о некоторых из них. (показывает картинки и кратко рассказывает о растениях)

Алоэ . Этот цветок родом из Южной Африки. У него есть колючки на листиках, поэтому он относиться к кактусам. Сок этого растения очень целебный. Ему нравиться расти на солнечном окне. Поливать его нужно умеренно – не очень много и не очень мало.

Герань . Этот цветок растёт кустиком. У неё прочный стебель и пушистые листочки. Цветы бывают разных цветов: красные, белые, розовые и т.д. Она любит, когда почва рыхлая, всегда есть солнечный свет и нуждается в поливе.

Хлорофитум . Этот цветок тоже из Южной Африки. Люди придумали ему ещё одно название – борода. Это травянистое растение, которое образует свисающие побеги – усы. Это очень неприхотливое растение, может расти и на солнце, и в тени, только конечно нужно не забывать его поливать.

Воспитатель : Ну что ребята, по-моему, мы немного засиделись. Давайте разомнёмся! Сейчас мы с вами сделаем зарядку.

На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг)

Поднялись цветочки ( Медленно встают).

К солнцу потянулись ( Тянутся на носочках, руки вверх).

Солнцу улыбнулись (Широко в стороны).

К солнышку листочки( Ладони повернуть вверх).

Повернут бутоны,( Руки соединить над головой).

В солнышке утонут ( Медленно повернуть в стороны).

Воспитатель : Ребята очень много говорила и теперь хочу немного отдохнуть, а вы составьте небольшие рассказы о растениях и расскажите, используя схему. Я вам сейчас покажу как. (воспитатель даёт примерный описательный рассказ по схеме. Например, Герань — это красивое растение. Оно среднего размера, стебель плотный. У него бывают цветы разных цветов. Цветы растут кучками. Листья этого растения немного пушистые. Герань полезное растение. Оно помогает людям справляться с болезнями горла и носа, а также её запах отпугивает различных насекомых)

Спрашивают несколько детей, можно парами. Описать 2-3 растения.

Воспитатель : Ребята у меня есть несколько цветов, но я не знаю куда их нужно поставить. Помогите мне пожалуйста разобраться в схемах и найти цветам подходящее место в группе.

Воспитатель : Ребята, а можно играть с комнатными цветами? (Дети: нет)

Правильно, ими можно любоваться. Поэтому для игры я приготовила вам картинки. Выберите свой любимый цветок и скажите сколько растений вы видите.

Дети : выбирают картинку и говорят сколько растений нарисовано склоняя существительные. Например,

- у меня два кактуса;

- у меня пять гераней;

- у меня два фикуса;

- у меня пять фиалок;

- у меня две бегонии;

- у меня пять бегоний.

Воспитатель : Молодцы, вы очень хорошо справились с моим заданием.

А теперь давайте соберём из частей целое растение. Найдите себе пару и вместе соберите картинку. (воспитатель даёт детям разрезные картинки с изображением растений и дети из них собирают изображение). Дети назовите пожалуйста какие растения у вас получились. (Ответы детей).

Воспитатель : Я вижу вы снова справились! Поздравляю! Сегодня мы узнали много нового и интересного. Что вам запомнилось больше всего? А что понравилось? Для чего же людям нужны комнатные растения? (ответы детей, подведение итогов занятия.)

Цель: Создание условий для расширения и активизации словаря по теме.

Уточнить, активизировать, расширить словарь по теме “Комнатные растения”(растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать)

Активизировать употребление в речи антонимов.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными два и пять).

Совершенствовать навык составления предложений с предлогами “на”, “над”, “под”, “с”, “вокруг”.

Совершенствовать синтаксическую сторону речи, составление сложноподчинённых предложений со словами “для того чтобы”.

Закреплять умение составлять рассказы-описания по предложенному плану

характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

Предметно-практическая среда: Предметные картинки с изображениями комнатных растений, Комнатные растения (толстянка, герань, бегония, фикус, хлорофитум, фиалка, папоротник, щучий хвост, План-схемы для составления рассказа., игрушечная бабочка.

Ведущая образовательная область: “Речевое развитие”, “Познавательное развитие”.

Планируемые результаты: У детей активизировался, расширился словарь по теме, дети научились согласовывать существительные с числительными “два и пять”, составлять предложения с предлогами, составлять рассказы –описания по предложенному плану, сложноподчиненные предложения со словами для “того чтобы”. У детей развилась тонкая и артикуляционная моторика, координация речи с движением, дети научились сотрудничать в игре и на занятии, развилась самостоятельность, инициативность, ответственность.

Примерный план деятельности

При встрече здороваться :

Запустим волну хорошего настроения. Будем улыбатся друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля.) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

- Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

- Где они растут? (В комнатах)

- А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (В уголке природы)

- Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений. Будем учиться рассказывать о них.

2. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.

- Вы узнали эти растения? назовите их.

3. Этот цветок называется сансевьерия.

4. Это бальзамин.

5. Это комнатное растение- толстянка.

- Молодцы, ребята! Вы узнали все растения.

- Ребята, предлагаю вам вспомнить, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)

- А посмотрите на каждое из них. Какие есть части у растений? (Дети по очереди проговаривают, показывают части растений).

Какие у них листья? Стебли? Цветы?

Беседа – сравнение комнатных растений. (сравнить герань и щучий хвост)

Самое полезное растение - хлорофитум. Является чемпионом среди цветов по пользе для человека Это растение очищает воздух от пыли, убивает вредные бактерии. Растения заботятся о нас, а мы должны заботится о них.

- А хотите я вам расскажу про девочку Катю?

Катя леечку взяла, все цветочки полила.

Пусть попьют водички цветочки-невелички.

Мягкой тряпочкой листочки протирала наша дочка,

И опрыскивала их.

Пыль дышать мешает, поры закрывает.

-А вы умеете ухаживать за комнатными растениями?

- А как вы это делаете?

- Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями?

Игра “Два-пять” (совершенствование грамматического строя речи.)

-Сейчас я предлагаю пройти на стульчики. Посмотрите, что это у вас под стульчиками? Возьмите картинки и посмотрите: у вас на карточках цифра. Я буду показывать картинку с цветком, а вы называть. Если у вас цифра 2, то вы говорите: две герани.

1-й – У меня два колеуса.

2-й- У меня пять гераней. И. т. д.

Молодцы. Вы отлично выполнили задание.

Упражнение “Закончи предложение”.

Предлагаю поиграть в игру “Закончи предложение”. Для этой игры нам понадобится мяч. Я начинаю предложение, а вы продолжаете. Свой ответ начинаете со слов “для того чтобы”. Потом повторяете всё предложение целиком.

- Раз, два, три начало игры.

- Комнатные растения необходимо поливать…

1 -…. для того, чтобы они не завяли.

- Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-…. для того, чтобы они могли дышать.

-Комнатным растениям нужен солнечный свет…

3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.

-Комнатные растения нужны человеку…

4-…для того чтобы украшать его дом.

-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…

5-…для того чтобы очищать воздух.

-Комнатные растения нужно удобрять…

6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми

- Чудесно! Это были трудные задания. Вы просто молодцы!

Предлагаю вам встать в кружок, так чтобы друг другу не мешать. Представьте себе, что вы цветочки в горшочках.

(Выполняют упражнение “На окне в горшочках”

На окне в горшочках – дети сидят на корточках

Выросли цветочки – медленно поднимаются

К солнцу потянулись, - поднимаются на носочках, руки вверх

Солнцу улыбнулись – руки широко в стороны

К солнышку листочки – ладони повернуть вверх

Повернут бутоны, - руки над головой соединяются

В солнышке утонут – руки развести широко в стороны.)

5. Упр. “бабочка”. (ставит на стол горшок с геранью, берет бабочку)

- Ой, ребята, посмотрите, кто это? Это бабочка. Она живет среди цветов и очень любит играть с детьми. У нее есть одна любимая игра, и она предлагает вам поиграть. Она любит прятаться, а вы ее будете искать. Ответы детей.

1-й- бабочка сидит на горшке с геранью.

2-й- бабочка летает над геранью.

3-й- бабочка спряталась под листок герани.

4-й- бабочка летает вокруг герани.

5-й- бабочка сидит около герани.

6-й- бабочка спряталась за горшок с геранью.

Бабочке было весело с вами. А сейчас она хочет узнать,что это за прекрасный цветок. Ребята мы расскажем бабочке о этом цветке? Поможет нам схема. Я предлагаю рассказать по очереди, каждый по предложению.

1) Сначала назовите растение;

2) где растет

4) какие листья по форме, цвету

5) Расскажите как за ним ухаживать

6) какую пользу приносит

Бабочке было весело с вами. Она много узнала о цветке. а сейчас она полетела домой рассказывать своим друзьям.

Наше занятие подошло к концу. Названия, каких комнатных цветов вы запомнили? Как надо за ними ухаживать? Как мы учились отвечать? .Для чего же нам нужны комнатные цветы? (Для уюта, для красоты, для того, чтобы очищать воздух)

- Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они очищают, увлажняют воздух.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект разработан для старших дошкольников с ОНР. Цель формирование лексико-грамматического строя речи и развитие зсвязной речи.

а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;

- слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка;

- слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий , вьющийся;

- слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать

в) совершенствование грамматического строя речи:

- формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

- формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

- формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять, а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде.

г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом.

- развитие связной речи;

-развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

-развитие слухового внимания;

- развитие координации движения и речи;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные цели: воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.

Логопед зазывает ребят к окну.

Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

« На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Д. – Потому что они растут в комнате.

Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?

Д. – кактус, фиалка, герань

Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?

Л. - Правильно! А фиалка какая?

Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Плющ (какой?) – низкий, вьющийся

Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)

Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?

Л. – Расскажи , фиалка какая? ( И т.д. дети рассказывают о своих растениях)

Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Формирование отвечать полным ответом. Развитие памяти и внимания.

Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Л. – Чего не стало?

Игра проводится для всех растений.

Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания.

Логопед предлагает детям пройти на ковёр.

Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. ( логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. ( Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку.

Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Д. – Это Божья коровка

Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? ( Логопед убирает Божью коровку под листок)

Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.

Л. – улетела куда? – Д. – за горшок

Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.

Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? – Д. – на руку ( и т.д. Божья коровка летает по детям)

Л. – Молодцы1

Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять.

Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.

Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений.

Л. – Расскажите, у кого сколько растений?

Д. – У меня два кактуса и пять фиалок

- у меня две фиалки и пять фикусов

- у меня две кливии и пять гераней

- у меня фикуса и пять кактусов и тд.

Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.

Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек.

Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?

Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке?

Л. – Давайте вс вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек

Л. – Давайте дорисуем колючки катусу.

Дети дорисовывают кактусу колючки, логопед вывешивает готовые работ на магнитную доску.

Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!

Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи.

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Д. – мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи.

Л. – Ребята, посмотрите на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя?

Д. – Катя поливает фикус

Л. – Что делает Оля?

Д. – Оля протирает листья.

Логопед вешает вторую картину.

Л. – а эта девочка что делает?

Д. – Девочка опрыскивает цветы.

Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?

Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.

Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?

Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Д. – Кактус, фиалка, плющ ….

Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется. До свидания!

По лексическому материалу, подобранному с учётом возрастных особенностей, можно определить тему занятия (Комнатные растения).

Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Дети отгадывали загадку и без труда поняли о чём пойдёт речь на занятии.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На протяжении всего занятия прослеживается работа над мышлением, памятью и вниманием.

Предложенные задания давались в порядке возрастающей сложности.

Конспект логопедического занятия на тему:

· упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

· воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет комнатные рас­тения, которые изображены на картинках. (На­званное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа.

Цветы

А еще цветы можно выращивать дома, на подо­коннике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: У каждого из вас есть картинка с изо­бражением комнатного растения. Сейчас мы рас­скажем, чье это теперь растение.

У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо рос­ли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на кар­тинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Оля поливает кактус. А вчера? (Оля поливала кактус.)

Ваня и Лида протирают листья у сансивьеры.

Света пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Анжела опрыскивает ли­стья у бегонии.

Денис подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Логопед: Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю не­большой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клум­бах расцветут разноцветные цветы. Весной насту­пит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцвет­ные горшки и будут ждать появления цветов. Вско­ре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цве­точек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка.

На солнечном окошке

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

По Е. Серовой

Тихонько встают.

Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.

Один стебелек, а много . (Стебельков.)

Один лист, а много . (Листьев.)

Один цветок, а много . (Цветков.)

Один черенок, а много. (Черенков.)

Один корень, а много. (Корней.)

Колючий лист — гладкий лист.

Влажная земля — сухая земля.

Теплая вода — холодная вода.

Толстый лист — тоненький лист.

Большой цветок — маленький цветок.

Расцвел цветок — отцвел цветок.

Мягкая земля — твердая земля.

Толстый стебелек — тонкий стебелек.

5. Итог занятия.

Логопед: Как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус? Что нужно де­лать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать. )

Что это: стебель, лист, цветок, черенок, корни.

Тема. Комнатные растения. Уход за ними.

Цели занятия:

Коррекционно-развивающая : развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать интерес к растениям и уходу за ними. Дать представления об условиях жизни растений.

Оборудование : картинки с изображением комнатных растений роза-гибискус, денежное дерево, лейка. Предметные картинки кактус, папоротник, герань, фиалка, бегония, кактус, цикломен, фикус и комнатные растения из уголка.

1. Организационный момент .

Дети садятся на стульчики полукругом, перед ними стоит стол, на котором стоят горшки с комнатными растениями из уголка детского сада.(Рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево).

2. Выявление знаний детей по теме.

Логопед: О чем мы говорили на прошлом занятии по развитию речи. (Ответы детей).

- Какие вы знаете комнатные растения? (ответы детей).

- Зачем мамы, наши воспитатели выращивают комнатные растения? (ответы детей).

- Давайте вместе с вами вспомним, с какими комнатными растениями мы познакомились. (На доску вывешиваются картинки комнатных растений: фикус, папоротник, фиалка, цикламен, кактус, бегония, герань).

3. Выявление знаний по теме.

- Давайте вспомним, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)

4. Беседа о строении растений.

- Какие есть части у растений? (Дети выходят по очереди и, проговаривая, показывают части растений).

- Ребята, давайте вспомним, как называются эти растения.

Это что за растение?

Покажи на нем части растения.

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают.

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)

На столе выставлены растения: денежное дерево, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево. Дети закрывают глаза или отворачиваются, одно растение убирается. Нужно назвать растение, которого не стало.

7. Выявление знаний по уходу за комнатными растениями

- Как нужно ли ухаживать за растениями?

- Что будет с растениями, если не ухаживать за ними?

- Все растения живые, они дышат и растут, поэтому за ними нужно ухаживать.

- А как нужно ухаживать?

8. А теперь игра "Один-много"

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок-горшки, корень - корни.

9. Физминутка

На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.

10. Игра: “Да” и “Нет”

Ход игры: перед учащимися ставится комнатное растение. Ответить на вопросы, употребляя слова “да” и “нет”.

Это комнатное растение?

Это растение называется кактус?

Это растение выращивают на улице?

Этот цветок белого цвета?

Листья у цветка крупные?

Листья у растения оранжевые?

Листья у цветка синие?

Этот цветок нравится вам?

14. Итог занятия.

- о чем мы говорили, на этой неделе с вами ?

- Почему растения называются комнатными?

- Какие части растений вы узнали?

- Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Оборудование:

Ход занятия:

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Наблюдение за комнатными растениями

- Подойдите к самому высокому растению. Это герань.
Подойдите к самому низкому растению. Это фиалка.
Подойдите к среднему по величине растению. Это кливия.

Один, два, три, к фиалке иди!
Один, два, три, к герани иди!
Один, два, три, к кливии иди!

- Выложите геометрические фигуры на их место, чтобы получился цветок в горшке. Из каких геометрических фигур состоит горшок? Из квадрата. Сколько квадратов? Один. Из каких геометрических фигур сложен цветок? Круг и овалы. Сколько кругов? Один круг. Сколько овалов? Три овала. Из кой геометрической фигуры сделан стебель? Из прямоугольника. Сколько прямоугольников? Один прямоугольник. Из каких геометрических фигур сделаны листья? Из Треугольников. Сколько треугольников? Два треугольника.

Дидактическая игра «С какого растения листок?

- Посмотрите на эти листики и эти растения и постарайтесь определить, с какого растения упал каждый листик.

C какого растения листок?

http://vospitatel.com.ua/images/k/komnatnye-rasteniya2.jpg

- Подберите каждому горшку блюдце такого же цвета.

- У кливии длинные тонкие листья. Нарисуйте такие листья этому растению кисточкой с зеленой краской.

- Пора бы уже расцвести цветам на этом комнатном растении. Давайте сами сделаем ему цветы с помощью пластилина и вот этих цветов из ниток.
Раскатайте из пластилина шарики, придавите их к картинке с комнатным растением, сверху на пластилин наложите цветок и придавите его ладошкой. Уберите цветок и посмотрите, что получилось. Сделайте таким способом еще цветы этому комнатному растению.

http://vospitatel.com.ua/images/k/komnatnye-rasteniya3.jpg

Дети под текст песенки имитируют такие действия: тряпочками вытирают пыль, поливают из лейки, подметают вениками, губкой моют посуду.

- Сделайте кактусу колючки из прищепок.

- Покажите горшок с цветком непохожий на все остальные.

- Разложите пуговицы на цветные круги подходящего цвета и размера.

Игра с пуговицами

- Раскрасьте картинку, оставляя круглые отпечатки пальцев в нужном месте картинки.

- Сначала приготовьте горшочек, поставьте его сверху на блюдце. Теперь заполним горшочек землей — крупой. Положим в горшочек луковицу — посадим цветок. Сверху еще положим крупы. Теперь нужно полить. Возьмите лейки и покажите, как вы будете поливать. Кроме воды, растению нужно солнце. Возьмите в руки солнышко и обойдите вокруг своего горшка. Вот и выросли цветы — воткните цветок в горшок.

- Подберите подходящую лейку для каждого растения.

Подбери лейку - игра

- Нарисуйте воду в лейке — закрасьте поверхность внутри лейки синим карандашом. А теперь нарисуйте, как из лейки течет вода — прямые линии из носика лейки.

- Подберите каждой лопатке ручку по размеру и наденьте ее. Покажите лопатку с широкой ручкой, с узкой ручкой.

- Сделайте солнышку лучики — разложите желтые шнурки вокруг солнышка.

- Наклейте на окно горшок, листья и цветок.

http://vospitatel.com.ua/images/j/jensky-prazdnik3.jpg

Окно рисунок

- Подберите осколки и приложите их на место. На какие геометрические фигуры похожи осколки?

- В горшочек положите землю-тесто коричневого цвета. Воткните листочки и цветочки.

Читайте также: