Сказка кукушка ненецкая сказка конспект

Обновлено: 01.07.2024

опорные карточки для рассказывания сказки, фотографии мам детей в рамках, рисунки портретов мам детей, коробка сюрпризов, подарки, сделанные своими руками.

Ход занятия:

Собрались все дети в крут.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём . …
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим."

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку (И. Косяков)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит,

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Давайте я прочитаю вам стихотворение про маму.

От чистого сердца

Потолкуем о маме.

Как надежного друга.

За то, что у нас

С нею все сообща.

За то, что когда

Нам приходится туго

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

И за то, что порою

В морщинках глаза.

Но стоит с повинной

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем открыть

И просто за то, что

Мы крепко и нежно

- Вот какие замечательные строчки написал поэт о маме.

-А какой праздник был недавно?

Да, международный женский день. Это праздник женщин всей земли.

-В какой стране мы живём с вами?

Мы русские люди. Но в нашей стране живут люди других национальностей.

От юга до севера.

Наша страна огромная. И везде живут мамы с детьми. Народ сочиняет везде свои сказки.

Живут они в тундре, это огромное море льда.

В тундре лето и зима сильно отличаются. Летом лед в тундре тает, появляются растения, возвращаются некоторые животные, чтобы провести лето. Другие круглый год живут в море.

Жители тундры носят одежду, сшитую из оленьих шкур, называется она малицей.

Дом у жителей тундры называется – чум.

На севере тоже живут мамы, которые очень любят своих детей и дети, которые очень любят своих мам. У мам очень много работы, поэтому им очень нужна помощь.

Маму я свою люблю! (изображают руками сердце и подносят его к груди)

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю, (далее движения по тексту)

Воду с ручек я стряхну,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу ни словечка

Беседа о прочитанном
- Ребята, какая эта сказка по характеру? (Эта сказка грустная).

- Положите руку себе на сердце, что чувствуют ваши сердечки, после рассказывания этой грустной сказки?

-Какой конец у этой сказки?

Воспитатель: - Ребята, как называется сказка, которую я вам прочитала?

Воспитатель: - Как жилось детям в этой семье?

Дети: - Детям жилось хорошо: ни какую работу по дому не делали, целыми днями бегали, даже за собой не убирали.

Воспитатель: А как жилось матери?

Дети: А матери жилось тяжело, всю работу по дому она выполняла сама, никто ей не помогал.

Воспитатель: Изменилось ли отношение детей к матери после того когда она заболела?

Дети: Отношение не изменилось, они даже воды ей не принесли.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мать превратилась в кукушку?

Дети: Матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствые и бездушные.

Воспитатель: - Помните ли вы, какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?

(Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Как вы понимаете эти слова?

Воспитатель: Сказки народов севера такие же мудрые и поучительные, как и сказки других народов, они порицают зло и прославляют добро. Чему нас учит эта сказка?

Дети: Уважать и любить маму, во всем ей помогать.

-Почему заболела мать?

- Почему мать превратилась в кукушку?

– Какими были дети? (беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными)

– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (выслушать ответы, прочитать отрывок)

-Как вы думаете, почему там, где пробегут дети оставался красный след?

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

Я предлагаю вам ее рассказать, попробуйте рассказать ее по цепочке. (Дети по цепочке рассказывают сказку, пользуясь опорными картинками.

(дети встают в круг и передают мяч друг другу произнося слова),

  • Мне очень приятно, что вы так любите своих мам, стараетесь их не огорчать. Я хочу подарить вам строчки из рассказа о маме, который написал Юрий Яковлев.
    Мама, закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос, он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом, даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

У каждого есть мама. Мама- слово святое. И для каждого ребенка своя мама самая красивая, нежная, ласковая. Мама укрывает тебя одеялом ночью, поет колыбельную песню, готовит вкусные обеды, ухаживает за тобой во время болезни. И каждой маме хочется, чтобы ее сынок или дочка были ее гордостью и радостью, а не огорчением.

-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

- обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

- развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

- учить детей оценивать поступки героев произведения;

-развивать связную речь;

- воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель:Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети: Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель:Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

-Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой.

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной?

Воспитатель: Да, правильно сказка народная т. к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Воспитатель. (показывает презентацию). Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много: они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

По лесу летают, вокруг столов)

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки)

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

- Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Воспитатель:Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку!

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети: всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

3. Чему учит эта народная сказка?

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению старших дошкольников с детской литературой Возрастная группа: Старший дошкольный возраст. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. Образовательные области: «Социально-коммуникативное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Класс: 2

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа.

Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их; воспитание любви к своей матери.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Планируемые результаты: Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.

-Добрый день, начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не молчать

Всем работать отвечать

2.Проверка домашнего задания (5мин)

-Какой изображена Айога в начале в начале и в конце сказки?( в начале сказки она была красивой девочкой,а в конце- она превратилась в гуся)

3.Актуализация знаний (5мин)

- Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданиями. Соотнесите названия сказок с отрывками из них. (см. Приложение)

- Потом кто-то из вас выйдет к доске и мы проверим ,как вы справились с заданием.

На карточках соединяют названия сказок с отрывками

Работа с картой.

-Сказки каких народов вы читали? (Белорусскую, русскую, хантыйскую ,нанайскую)

- Чему учат нас эти сказки?( Помогать старшим, учат добру)

4.Постановка учебной проблемы

– Ребята, давайте повторим сказки каких народов вы читали?( Русских, белорусских, нанайцев, хантыйцев)

- Верно. Сегодня мы познакомимся ,еще с одной сказкой. Узнать название сказки вы сможете, отгадав загадку.

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)

- Ребята, кто знает кто такие ненцы?

-Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов России. Найдём место их проживания на карте.

- Ребята, что вы знаете о кукушке? ( это птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.)

Работа с картой

Работа с энциклопедической статьёй о кукушке.

Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она -кукачка, у болгар - кукувица, у немцев — кукук, у французов - куку, .Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.

Кукушки — одни из самых полезных наших птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Чтение энциклопедической статьи.

- В сказке вам встретятся такие слова: чум, малица, тундра. Где мы можем найти значение непонятных слов? ( в словарях)

-Ребята, у вас в конце учебника( стр. 154) тоже есть словарь, давайте найдем значение слова малица? (Малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.)

-Кто знает что такое чум?( Чум - палатка, крытая шкурами)

- Кто знает, что такое тундра?(Тундра - холодные северные безлесные пространства.)

- Найдём их в толковом словаре.

-Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Пожалуйста, встаньте все. Сначала я покажу ,а потом –все вместе повторите за мной.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утором рано умывались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо ,влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Чтение сказки учащимися и работа по содержанию.

- Ребята , вот вы немного отдохнули, а теперь откройте страничку 82 , прочитайте сказку про себя.

- Теперь начнем читать по цепочке. Начитает первая парта.

-Давайте ответим на вопросы. Почему мать превратилась в кукушку?(потому что дети не слушали ее) .

- Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? ( побежали за ней, просили ее вернуться)

- Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? ( Вывесить на доску)

- Посмотрите на иллюстрацию, какой момент изображен? ( Как мама улетает ,а дети бегут за ней)

-Какие слова из текста, подходят к этой иллюстрации?( -Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей…)

- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?( Им было стыдно за то ,что не помогали маме, не слушались ее)

- Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?( Стало жалко детей )

- Ребята, давайте составим план к нашей сказке.

- С чего начинается сказка?( что жила женщина и было у нее четверо детей)

- Как назовем первый пункт плана?( Жила женщина с детьми)

-Чем занимались персонажи? ( Мама работала, а дети играли, не помогали ей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока-исследования с соответствии с требованиями ФГОС.

" Сказки народов России. Ненецкая сказка "Кукушка"

УМК "Перспектива"

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ г. Мурманска СОШ № 21

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

- учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;

-формировать необходимый уровень читательской компетенции;

-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

-формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Оборудование:

- Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012г. или -текст сказки ;

- рабочий лист ;

-музыкальный фрагмент "В гостях у сказки";

-музыкальный фрагмент ;

-таблички -опоры для формулирования целей урока ;

-аудио-запись сказки ;

-таблички со словами ;

- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО "А ТЕМП", 2010.- 874с.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Звучит музыкальный фрагмент.

- Именно с этой мелодии начиналась детская передача, которая называлась "В гостях у сказки".

- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии?

- Поднимите руку, кто любит сказки? А за что?

- Сказки любят читать и взрослые, и дети, они нас обязательно чему-то учат, делают лучше и добрее. Неслучайно, многие сказки заканчиваются словами, давайте прочитаем хором :

"Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок". К этой фразе мы ещё вернёмся.

- Посмотрите на слайд, что объединяет эти сказки? ( народные)

- У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями многих национальностей.

III. Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.

- Какие народы Севера вы знаете?

- Уточним и дополним ваши знания. Обратимся к заданию №1 на рабочем листе. Необходимо найти границы слов и назвать народы Севера. Выполните это задание в паре.

Проверим вашу работу.

- С творчеством какого именно северного народа мы познакомимся, вы узнаете, исключив слово из данной группы. Это слово начинается на букву, обозначающую согласный звонкий мягкий звук.(ненцы)

- Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

Расселены ненцы на весьма обширной территории — от восточного побережья Белого моря на западе до нижнего течения реки Енисей на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до границы лесов на юге. Эта территория, посмотрите на карту нашей страны, занимает несколько тысяч километров.

- Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2 на рабочем листе.

-Сформулируем тему урока.

-Можно ли по названию определить, кто будет героем нашей сказки?

- Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке?

- Прочитайте про себя дополнительные сведения об этой птице и расскажите ребятам.

Обратимся к заданию №3 на рабочем листе.

На рабочем листе тексты: (6 вариантов)

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение кукушки к своим птенцам. (слова- таблички заносятся на доску в 1 столбик)

Проверка (Кукушка: не высиживает, не заботится, оставила, не кормит, не растит, не ухаживает, подбросила)

Мотивация к исследованию.

- Рассмотрите главный рисунок к сказке

- Кого вы видите на рисунке?

- Где происходят события?

-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?

-Соединим иллюстрацию с названием.

Определение темы, цели исследования и составление плана.

-Кукушка и женщина, совсем непохожие существа, что же связывает их?

-Сколько интересных предположений вы высказали! Но как определить, какое из них справедливое? Предлагаю провести исследование. Сформулируйте его цель.

- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (в ходе высказываний детей составляется план исследования)

IV. Открытие нового знания. Исследование.

- Перед чтением сказки познакомимся с некоторыми особенностями быта ненцев.

- Основное занятие ненцев - оленеводство, рыболовство. В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Поэтому и дома у них особенные, их очень легко разобрать и перевезти на новое место.

- Как называется это жилище, может быть, кто-нибудь знает? (чум). Уточним значение этого слова в словаре Ожегова.

Русское название переносного жилища северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком.

- Какую форму имеет чум? Чем покрыт ? Определите на слайде, как выглядит чум среди жилищ других народов .

- На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

- Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Женщины украшают её узорами – орнаментами.

- Обувь тоже из оленьего меха, она называется пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.

- На слайде много различных вещей, давайте отберём только то, что относится к ненцам. Назовите номера фотографий.

- Вот так выглядят ненцы в своей одежде.

- Какие новые слова узнали? Что они обозначают? (на доске таблички со словами)

Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.

- А теперь познакомимся со сказкой и проверим ваши предположения. (звучит отрывок в записи)

-Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки .

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

- Подтвердились ли ваши предположения? Что вас удивило , а , может быть, понравилось в сказке?

-Назовите главных героев.

- Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение, что он подметил?

-Это первые рабочие версии нашего исследования, наши мнения разделились, давайте искать ответы.

Тихо встали, потянулись,
Влево, вправо повернулись.

Дышим ровно, глубоко.
Раз- присели, два- нагнулись
Три подпрыгнули легко.

Руки в сторону и вверх.

Каждый сядет тише всех.

Чтение произведения и его анализ. Обмен информацией.

- Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.

- Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова "Почему?"

-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

- Охарактеризуйте детей. (непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые)

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям.

Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала - таблички -слова заносятся на доску во 2 столбик)

- Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию.

- Заботились ли дети о больной матери?

- Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.

- Как мать обращается к детям? (ласково, нежно)

-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

-Какими предстали дети в этой части? (злые, бесчувственные, неблагодарные)

- Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?

- В кого превратилась мама?

- Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? (испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть).

-Что они стали делать, чтобы вернуть маму? (кричать, предлагать воды).

- Прочитайте, что ответила мама-кукушка первому сыну?

- Что значит "лечу к вольным водам"?

- Прочитайте ответ матери младшему сыну.

- Найдите в этом предложении главное, самое важное слово- причину отлёта матери. (поздно)

- Почему она превратилась именно в кукушку?

- У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?

- О чем сожалеют дети?

-Выберите предложение, самое удачное для названия иллюстрации.

- Дочитайте сказку "про себя "до конца.

- Сколько времени бежали дети за мамой?

- Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?

- Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

- Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова "навсегда".

Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.

-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашему вопросу.

-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока.

не высиживает, не заботится, оставила,

заботилась, ухаживала, оберегала,

не кормит, не растит, не ухаживает,

-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)

-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные , а поступок одинаков.

- Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так. (продолжают дети)

- Вспомните своё предположение и сравните с выводом.

- Справедливо ли закончилась сказка?

- Эту сказку сочинили суровые, сильные духом люди, поэтому и такой грустный конец.

V.Подведение итога . Применение знаний.

- Могла бы сказка закончится по-другому?

-Вернёмся к фразе "Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок".Чему учит сказка?

- Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь - жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.

- Почему эту историю можно назвать сказкой?

- По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка?

- Урок я хотела бы закончить пословицей, конечно же , о матери. Может быть, вы вспомните?

- Составим ещё несколько пословиц, выполнив задание 4 на рабочем листе.

Составьте пословицы о матери, соединив части :

Нет на свете лучше дружка, солнца греет.

При солнышке светло, не заменишь.

Родную мать никем при матери добро.

Сердце матери лучше чем родная матушка.

VI.Рефлексия.

-Выразите своё мнение об уроке, используя рефлексивный экран.

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

VII. Домашнее задание.

- Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
- Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать сказку и придумать её продолжение;
- нарисовать иллюстрацию к сказке;
- подготовить подробный пересказ.

Список литературы:

Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова , под ред. Н.Б. Шумаковой "Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. ФГОС " ( М.- Просвещение, 2014 г.)

Читайте также: