Система живой природы конспект

Обновлено: 04.07.2024

Введение . Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция (краткая запись: уровневая организация живой природы).

Формировать (ПК и ОК) ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

обобщить имеющиеся у студентов знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, изучающей все аспекты живого; • познакомить студентов с различными методами познания; ознакомить со взглядами ученых-биологов различных эпох; • раскрыть основные этапы научного исследования и важнейшие методы, применяемые в биологии.

Аппаратное и программное обеспечение

ПК, интерактивная доска

Издательство, год издания

Константинов В.М., Резанов А.Г, Фадеева Е.О.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.

Методы и приемы

Лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация схем, таблиц, плакатов

Используемые педагогические технологии

Методы проблемного и развивающего обучения; технология саморазвивающего обучения, мультимедиа технология

Организационная структура занятия

Психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная работа; индивидуальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Привлечение к размышлению, организация, направление, контроль, корректирование, инструктирующая

Беседа по высказыванию

(закрепление ПК и ОК)

ПК 1.1-1.4; ПК 2.1-2.2; ПК 2.4.-2.5; ПК 3.2-3.4; ОК 1-10; ОК 12-13

Объяснение нового материала

Целесообразными методами довести до сознания обучающихся программный материал и добиться того, чтобы они его полно, глубоко и прочно усвоили

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Лектор, ведущий диалога, информатор

Многообразие и свойства организмов. Уровневая организация организмов.

Основные понятия и термины по теме : биология-наука о живых организмах. гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ, уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный.

План изучения темы :

1. Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей.

2. Признаки живых организмов

3. Уровневая организация живой природы и эволюция

4. Многообразие живых организмов

Краткое содержание темы:

Биология — это наука о жизни, о живых организмах. Она изучает различные формы жизни, их строение и разнообразие, а также законы природы.

Выделяют несколько разделов биологии.



Зоология — наука о животных.

Ботаника — наука о растениях.



Микробиология — наука о микроорганизмах.

Экология — наука о взаимодействии организмов и среды.



Эволюция — наука об изменении живых существ в течение длительного периода времени.

Генетика — наука о наследственности и изменчивости.

Существуют и другие разделы биологии.
Биология тесно связана с физикой, химией, медициной, сельским хозяйством, лесоводством и другими отраслями науки, объединяя которые, получают такие отрасли науки как биофизика, биохимия, биогеография, биоинженерия и даже космическая биология.

Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!

Несмотря на большое разнообразие живых организмов они обладают признаками, характерными только для живых организмов — признаками жизни .

Признаки жизни — это дыхание , питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение.

Дыхание — поглощение кислорода и выделение углекислого газа.



О дыхании животных свидетельствует водяной пар, который становится видимым в холодную погоду.

В аквариуме также можно наблюдать дыхание растений: выдыхаемый газ образует пузырьки на листьях растений.

Питание — поглощение питательных веществ и воды.



Растения производят питательные вещества из углекислого газа и воды, используя солнечную энергию.

Животные поглощают питательные вещества, произведённые другими организмами, получая из них необходимую энергию.

Выделение веществ — выведение из организма излишней воды, неиспользованных питательных веществ, углекислого газа.



У животных есть специальная выделительная система.

Испаряемую растениями воду можно собрать в пакет.

Рост — увеличение размеров и массы.

Развитие — приобретение новых качеств.



Взрослая собака и щенок.

Растения растут всю жизнь.

Движение — изменение положения тела в пространстве.



У животных есть специальные органы движения.

Растения наклоняются в сторону света.

Раздражимость — способность организма реагировать на изменения среды.



Для восприятия раздражения у многих животных имеются специальные органы, например, глаза, уши.

Когда насекомое касается листа росянки, растение сворачивается и схватывает его.

Размножение — воспроизведение себе подобных.



Детеныши крокодила вылупляются из яйца.

Растения размножаются семенами.

3. Особь и вид. Царства организмов

Каждый организм, который мы видим в окружающей действительности, в биологии определяется как особь.

Особь (или индивид) является основной единицей различных форм жизни (растений, животных, грибов).

Дуб, растущий в парке.

Каждой особи характерны свои индивидуальные особенности. Тем не менее особи могут быть похожи друг на друга, например, все кошки. Их никогда нельзя перепутать, например, с собаками. Они отличаются, потому что принадлежат к разным видам.

Вид — это группа особей, имеющих сходное строение, которые способны скрещиваться между собой, обеспечивая плодовитое потомство.


Особь (индивид): собака Роко



Вид: собака домашняя


Особь (индивид): одуванчик



Вид: одуванчик лекарственный

Многие виды, сходные образом жизни, питанием и средой обитания, можно объединять в более крупные группы.

Необходимость объединения живых существ в различные группы или их систематизация появилась ещё в древности. Так появилась биологическая наука — систематика . Её основателем является шведский естествоиспытатель Карл Линней .

В разные периоды времени различные учёные подразделяли живых существ по-разному. В настоящее время выделяют 4 царства живых организмов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии.

Царство — очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.


В данном курсе мы будем изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы. Из этих трех царств живой природы самое крупное и многообразное — царство Растения. Оно включает около 350 тыс. видов, тогда как грибов к настоящему времени известно около 100 тыс. видов, а бактерий около 20 тыс. видов.

Бактерии и грибы были выделены в отдельные царства только в ХХ веке, когда были обнаружены их значительные отличия от растений.

Растения в настоящее время — это основа жизни всего органического мира. Именно растения создают условия для существования всего живого на Земле. Живые растения и их отжившие и опавшие части — листья, плоды, ветви, стволы — дают пищу животным, грибам и бактериям.

Также велико значение в природе бактерий и грибов — многие из них превращают растительные и другие органические остатки в перегной, который вновь используется растениями.

Понимая огромное значение живых организмов, мы должны очень бережно относиться к ним, чтобы сохранить на Земле все их многообразие и богатство. Для этого каждому человеку необходимо хорошо знать биологию.

2. Методы исследования в биологии

Метод — это путь исследования, который проходит учёный, решая какую-либо научную задачу, проблему.

Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Методы, универсальные для всех биологических наук: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный .

Описательный метод. В основе его лежит наблюдение. Он широко применялся еще учёными древности, занимавшихся сбором фактического материала и его описанием(изучение и описание животных и растений), а также применяется в настоящее время (например, при открытии новых видов).

Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Сравнительный метод стал применяться в XVII в. Он позволяет выявлять сходства и различия между организмами и их частями (систематизация растений и животных, разработка клеточной теории). В наше время сравнительный метод также широко применяется в различных биологических науках.

Исторический метод — установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет). Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод стал широко применяться во второй половине XIX века (обоснование теории эволюции Ч. Дарвина ). Применение исторического метода позволило превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую как произошли и как функционируют многообразные живые системы.

Экспериментальный метод — это получение новых знаний (изучение явления) с помощью поставленного опыта.

Эксперимент — метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук. Поэтому наряду с общебиологическими методами, выделяют методы, которые используются частными биологическими науками:

генетика — генеалогический метод изучения родословных,

селекция — метод гибридизации,

гистология — метод культуры тканей и т.д.

Научный факт — это форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие; результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.

Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.

Теория — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности; учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или её раздел.

3. Развитие биологии как науки

С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Кратко рассмотрим как происходило развитие науки биологии и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.

Сначала исследователи изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей (естественная история является предшественницей биологии).

Гиппократ (460- ок.370г. до н.э.) — основоположник медицины. Дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.

Аристотель (384-322г. до н.э.) — основоположник зоологии. Описал многих животных, положил начало систематике (он делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека).

Теофраст (372-287г. до н.э.) — основоположник ботаники. Описал более 500 видов растений, указав сведения о строении и размножении многих из них.
Гай Плиний Старший (23-79 г.) — написал 37 томов энциклопедии "Естественная история", которая почти до средневековья была главным источником знаний о природе.
Клавдий Гален (ок.130 - ок.200 г.) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.

В XX в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология, которое будет стремительно развиваться и в XXI в.

. Основные направления развития современной биологии

Выделяют три основных направления развития современной биологии.

Классическая биология . Сюда относят учёных-натуралистов, изучающих многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют всё, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их.

Эволюционная биология . Основоположник теории естественного отбора Чарлз Дарвин (1809-1882 г.) начинал как обычный натуралист: он путешествовал, наблюдал, описывал и коллекционировал живые организмы. Впоследствии он обобщил этот материал и результатом его работы стала теория, объясняющая разнообразие жизни на нашей планете, сделавшая его известным учёным. Изучение эволюции живых организмов активно продолжается учеными-эволюционистами и по сей день, а синтез эволюционной теории и генетики привёл к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Благодаря применению передовых физико-химических методов также сделаны важные открытия о происхождении жизни на нашей планете. Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза (происхождения человека). Исследования в этом направлении продолжаются.

Физико-химическая биология — это новое быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Открытия, сделанные в этом направлении, позволят решить многие глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.).

Код раздела ЕГЭ: 1.2. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Уровневая организация и эволюция

На нашей планете обитает множество различных живых организмов. Они не существуют сами по себе, а взаимодействуют с окружающей их средой и друг с другом. Таким образом, наш мир живых организмов это совокупность биологических систем разной сложности, которые образуют единую структуру. Мы можем увидеть разницу на примере одной клетки или множества клеток, одной особи или множества особей. Совокупность множества клеток может быть тканью или органом, совокупность нескольких особей может быть стаей или популяцией.

В результате эволюции наш мир стал представляться как многоуровневая система. Сначала появлялись простые уровни организации материи, потом они становились составными частями более сложных уровней. Вследствие этого уровневая организация и эволюция являются отличительными признаками всего живого.

Уровни организации живой природы

Уровень организации живой материи – это функциональное место биологической структуры определенной степени сложности в общей иерархии живого. Выделяют следующие уровни организации живой материи.

Молекулярный (молекулярно-генетический). Он включает в себя способ существования и самовоспроизводства сложных информационных органических молекул, высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, вирусы, плазмиды, нуклеиновые кислоты и др.

Субклеточный (надмолекулярный). На этом уровне живая природа организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры.

Клеточный. На этом уровне живая природа представлена клетками, т.е. элементарной структурной и функциональной единицей живого.

Органо-тканевый. На этом уровне живая природа организуется в ткани и органы. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган – часть многоклеточного организма, выполняющая определенную функцию или функции.

Организменный (онтогенетический). На этом уровне живая природа представлена организмами. Организм (особь, индивид) – неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками.

Биоценотический. На этом уровне живая природа образует биоценозы – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории.

Биогеоценотический. На этом уровне живая природа формирует биогеоценозы – совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).

Биосферный. На этом уровне живая природа формирует биосферу – оболочку Земли, преобразованную деятельностью живых организмов.

Уровневая организация и эволюция

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид.

Живой организм – это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с вами живём в эпоху динозавров, они окружают нас повсюду, в кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самая известная из всех, когда-либо живших на Земле, её обитателей, самой известной, но не единственной. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ.

Учёные считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 миллиардов лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскалённое тело, но постепенно планета стала остывать, начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны. Именно там возникли первые живые организмы.

Постепенно облик нашей планеты приобрёл современные черты.

Итак, развитие жизни на Земле началось около трёх с половиной миллиардов лет назад в океане.

Постепенно живые организмы заселили и сушу, одни существа давали начало другим. В течение времени многие организмы вымирали, другие сохранились и живут до наших дней. Мы познакомились с тем, как развивалась жизнь на Земле и это развитие продолжается.

Царства живых организмов. В школьном курсе биологии чаще всего используется классификация, в которой выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Отличия живого от неживого. Каждый живой организм состоит из клеток. Тела неживой природы клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки, другие образованы большим количеством клеток.

Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.

Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.

Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.

Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните свойства, присущие царству Грибов:

  1. возможность передвижения
  2. невозможность передвижения
  3. способность к фотосинтезу
  4. необходимость в готовых питательных веществах
  5. неограниченный рост
  6. остановка роста после достижения максимального размера
  7. компактное строение организма
  8. огромная площадь поверхности организма

Правильный вариант ответа:

2) невозможность передвижения

4) необходимость в готовых питательных веществах

5) неограниченный рост

8) огромная площадь поверхности организма

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подчеркивания элементов

Текст вопроса: Подчеркните тех, кто питается готовыми органическими веществами:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема и номер урока в теме Многообразие живого и наука систематика. Урок 1.

Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни.

1).продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2). рассмотреть особенности живых организмов;

3).формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4).формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера (живое, косное и биокосное вещество), уровень организации;

Развивающие:

1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

1). воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.

Тип урока урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интернет, учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, комнатные растения, гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, муляжи грибов, картинки бактерий и животных, раздаточные материалы.

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать признаки основных групп живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные);

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

Словарь: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера (живое, косное и биокосное вещество), уровень организации.

Структура и ход урока представлены в технологической карте урока (таблица 1).

Читайте также: