Синонимы и антонимы омонимы 3 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный);
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.

Антонимы

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы, или омоформы — слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) — три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) — знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы, или омофоны — слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный — косный; лиса — леса; пруд — прут, кампания — компания .
  3. Графические омонимы, или омографы — слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок — замОк; бОльшим — большИм; крУжки — кружкИ; бЕлки — белкИ; пАрить — парИть.

Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.

Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«

Синонимы, антонимы, омонимы

Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы

Урок по русскому языку 3 класс на тему: "Синонимы, антонимы, омонимы".

ВложениеРазмер
urok_28_russkiy_yazyk_3_klass.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 28 ТЕМА: Синонимы, антонимы, омонимы.

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, омонимы работать со словарями синонимов , антонимов, толковыми

Познавательные: формировать умение различать омонимы, синонимы, антонимы, использовать их в устной и письменной речи, находить в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные : уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.
Предметные: различать омонимы, синонимы, антонимы.

  • Рабочая программа
  • Презентация.
  • Карточки для работы в парах

Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация познавательной деятельности

-установить эмоционально доверительный контакт.

-создать благоприятную психологическую атмосферу.

Какой у нас урок? - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?

- Сможете стать такими? Тогда начнем.

Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и цели урока.

- сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса:

Каковы наши дальнейшие действия на уроке?

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

2-й - Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

- Эти слова называются антонимами.

А как называются такие слова? (омонимы)
Готовы ли мы сформулировать тему урока? Поставьте цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока — комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.
Метод обучения — проблемно – поисковый, наглядно-иллюстративный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.

Педагогическая цель: создать условия для использования понятий синонимы и антонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы); способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

1.Орг. момент.

Актуализация знаний.

– На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

– Проверим готовность к уроку

2.Актуализация и пробное учебное действие.

— Запишите дату, классная работа.

1.Минутка чистописания.

— Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадок.

Дрожу от страха до сих пор! –

Похожа буква на топор!

— Найдите одинаковые элементы в написании этих букв.

Ргр // рр // грг // гг

2. Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

— Назовите орфограммы в словах.

(Работа в парах.)

3. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём.

1) Соловей, игла, трава, сырник.

2) Корень, язык, зима, группа.

— Какие слова называются однозначными?

—Какие слова называются многозначными?

4. На слайде записаны буквы:

м, г, у, д, к, р, с, о, т.

— Составьте из этих букв слова.

— О ком так говорят « он познаётся в беде?

— Назовите орфограмму в слове друг?

— Как проверить орфограмму?

— Подберите родственные слова к слову друг.

— Скажите, а как определить, что это слова родственные?

— Какое лексическое значение у слова друг?

— Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова друг.

— Какие пословицы о друге вы знаете?


3. Выявление места и причины затруднения.

— Подберите к слову друг близкие по значению слова.

— Как называются слова близкие по значению?

— Подберите противоположное по значению слово к слову друг.

— Как называются слова противоположные по значению?

— Назовите тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы сможем ответить? Выберите их.

— Что такое подлежащее?

— Какие слова называются синонимами?

— Что такое природа?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

5.Физ.минутка

Руки в стороны и вверх.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться.

6. Реализация построенного проекта

— Наше путешествие начинается.

— Первый город на нашем пути – это волшебный город Синонимов.

— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое синонимы.

— Внимание на экран. Поиграем в игру

— Запишите в тетрадь

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

2.На доске написаны пословицы.

Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните. Объясните смысл данных пословиц.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга – нет.

3. Учитель читает запись на доске.

— По нашей улице едут троллейбусы, едут автобусы, едут легковые машины.

— Понравилось ли вам предложение по конструкции? Почему?

— Как можно избежать повторения слов в предложении?

— Скажите, пожалуйста, как мы называем слова близкие по значению.


— Зачем синонимы нужны в нашей речи?

— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое антонимы.


Работа в парах.

4. Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению. Запишите пары слов в тетрадь.

Трусливый, здоровый, правдивый, вежливый, храбрый, больной, лживый, грубый, трудиться, находить, лениться, пачкать, терять, чистить.

5. Сравните тигра и котёнка

ТИГР КОТЁНОК

По характеру:

7.Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.

Работа в тетради на печатной основе упр.56

— Прочитайте. Подберите и запишите к каждому слову антоним.

8. Включение в систему знаний и повторения.

— Скажите, пожалуйста, как отличить синонимы от антонимов?


— Зачем они нужны нам в речи?



9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. Вот ствол дерева, а на столе под ним лежат листочки.

— Если вам было интересно на уроке, прикрепите – листочек красного цвета.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – зелёного.

10. Дом. Задание

Уч. С.42, правило, упр.70 (дети, которые получили за урок 5 и 4 , подберите 2 пословицы с антонимами)


Урок представлен в виде технологической карты по требованиям ФГОС. В урокее прослеживается межпредметная связь, разноообразные виды работы. презентация тоже прилагается.

Содержимое разработки

Цели урока направлены на достижение результатов:

Планируемый результат

Познавательные: формировать умение различать омонимы и многозначные слова, использовать омонимы в устной и письменной речи, находить омонимы в художественном тексте, анализировать и синтезировать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку успешности, развивать познавательный интерес.
Предметные: различать омонимы.

Формирования новых знаний и способов деятельности

Основные понятия

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слов–омонимов. Словарь омонимов.

Межпредметные связи

Ресурсы:
– основные

– дополнительные

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
– электронные физкультминутки
– лист самооценки
– презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Мотивация к учебной деятельности

Организует эмоциональный настрой на урок.

Уточняет рамки оценивания.

Организует словарную работу.

– Добрый день ребята, начинаем урок русского языка.

Сегодня нас ожидает много интересной работы,

которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.
А начнём мы нашу работу с разминки – вспомним правописание словарных слов.

Езык, Сорока, работа, девачка, пинал, Ворона, учитель, карова, корондаж.

Что объединяет эти слова?

Что такое имя существительное?

На какие две группы их можно разделить? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

В каком из слов звуков больше чем букв?

В каком из слов букв больше чем звуков?

Настраиваются на урок.

Повторяют правописание словарных слов, повторяют знания о существительном. Подсчитывают количество букв и звуков в словах.

ПУУД:
формулирование познавательной цели

ЛУУД:- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;


Предметные:
Повторяют правописание словарных слов

2. Повторение пройденного материала

Организует работу по повторению пройденного материала.

Продолжаем путешествие по лексическому царству, которым правит царь Лексикон. Много подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?

-Замените фразеологические обороты синонимами.

1. В час по чайной ложке – медленно.

2. Рукой подать – близко.

3. Повесить нос – грустить.

4. Раз, два и обчелся – мало.

5. Куры не клюют – много.

6. Кожа да кости – худой.

– Зачем нужны синонимы в русском языке?

- Какие слова называются антонимами?

– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.

День да ночь – сутки прочь.

Слушай больше, а говори меньше.

Кто много говорит, тот мало делает.

-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?

- Близкие по значению.

Дети заменяют фразеологизмы синонимами.

- Чтобы речь была красивой, не было повторов.

- Противоположные по своему значению.

Дети называют слова антонимы.

- Чтобы речь была красивой, выразительной.

ПУУД:
выделять существенные признаки

КУУД:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;

Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы урока, постановка цели

Организует формулировку проблемной ситуации.

Учитель читает текст.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Проводит презентацию учебной работы на уроке

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем

лексического царства, о котором чуть позже вы мне

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком.

– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила

– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка!

Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка

и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Какие слова помогут нам сегодня разобраться в

новой теме. Что это за слова? (Дети говорят.)

Как же называются эти слова, мы узнаем, прочитав

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Дети слушают текст.

Определяют похожие по звучанию слова, объясняют, что они обозначают. Узнают их название.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока

РУУД: ставить цель урока, оценивать результаты деятельности и планировать своё продвижение

ПУУД:- -Нацеливает детей на самостоятельное формули-рование определения омо-нимов. Объяснение нового материала.

Первичная проверка понимания нового материала

Организует работу по определению омонимов.

Учит делать выводы

Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

Назовите слова – омонимы.

- Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся).

- ВВо- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка'

. А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.

Если Вы спросите: что общего в этих ключах?

Вам ответят: ничего, кроме названия.

А Наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.

ВЫВОД: Одинаково звучат и пишутся.

6. Попробуйте по картинкам назвать омонимы и объяснить их значение. (слайд)

Притворяшки
Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора!
(Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Притворитесь-ка совой —
Повертите головой.
(Дети поворачивают голову влево-вправо)
Притворитесь тучками —
Помашите ручками.
(Дети встают на цыпочки, трясут вытянутыми вверх кистями рук, показывая, как из тучки льется дождик.)
Притворитесь свинками
И потритесь спинками.
(Дети в парах встают друг к другу спиной и изобра­жают, будто трутся — энергично двигают корпусом.)
Притворитесь кошками –
Постучите ножками.
Притворитесь сказками –
Поморгайте глазками

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?





Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.

Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.

Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.

Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.

Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:

Ветер, буря, ураган.

Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.

Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.

Заменим повторяющееся слово синонимами.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.

Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.

Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.

Антонимы можно найти в словаре антонимов.

Разбор заданий

Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.

  1. Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
  1. Антонимы.
  2. Синонимы.
  3. Омонимы.
  4. Многозначные слова.

Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Красный, алый.
  2. Прыгать, играть.
  3. Лес, лесной.
  1. Смелый, трусливый.
  2. Лает, кусает.
  3. Собака, кошка.
  4. Смелый, собака.
  1. Извините.
  2. До свидания.
  3. Прощение.
  4. Забота.

Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.

  1. Слова, противоположные по смыслу.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Читайте также: