Конспект занятия по развитию речи в старшей группе чтение стихов о поздней осени

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Щербакова Надежда Петровна

Организация: ДОУ №42

Населенный пункт: г. Липецк

и помочь его запомнить.

Задачи: закреплять умения пользоваться мнемотаблицей;

Обучающая:

  • Развитие звуковой культуры речи: Тренировать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения;

Грамматическая правильность речи:

  • Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
  • Формировать умение с опорой на наглядность, моделировать внутренний план высказывания.

Развитие связной речи:

  • Поддерживать стремление детей воспроизводить небольшое стихотворение.

Развитие словаря:

Развивающая: формировать представление детей о свойствах магнита, развивать память, логическое мышление, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, природе.

Планируемые результаты:

Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование для педагога: мольберт, макет дерева без листьев (рябина), карточки с изображением веточки рябины на магнитике, мнемотаблица.

Оборудование для детей:

Для игры: на каждого ребенка – листочки осенних деревьев.

Для творчества: мнемотаблица , краски; цветные карандаши; фломастеры;

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель – Дети, посмотрите, какую интересную веточку я нашла сегодня утром на улице.

- От какого она дерева?

- В какое время года созревают ягоды на этом дереве?

(дети подходят к мольберту, где находится макет дерева без листьев).

Предлагаю детям приложить листики, плоды этого дерева к его кроне.

Листики остаются на кроне, не падают.

- Что вы видите? (Листики не падают)

- Ребята, а вы хотели бы узнать тайну фокуса?

- Что вам хочется об этом узнать?

- Давайте посмотрим, что же необычного в этом дереве.

Дети рассматривают дерево, листики (находят металлическую пластинку).

- Кто знает, что это такое? (магнит)

- Какой магнит на ощупь? (холодный, твердый, …)

- Да, на листиках и плодах прикреплен магнитик.

- Что сделал магнит с нашими листиками? (притягивал их)

- Но не только такой магнит, может притягивать предметы к себе.

Магниты могут быть разными.

- Я хочу вас познакомить с магнитом – словом.

- Давайте внимательно рассмотрим дерево.

- Назовите, что вы видите? (дерево)

- Что есть у дерева? (корни, ствол, крона, ветки, листья, плоды).


Дидактическая игра по подбору слова – действия к слову – листок.

подобрать к предложенному объекту - признак, слова – действия.

Оборудование:

осенние листья березы, рябины, калины, и другие (на каждого ребенка)

Ход игры:

Содержание игры заключается в следующем: дети по очереди показывают листочек и называют слова-действия.

Дети – мой рябиновый, калиновый, золотой, березовый и т.д.

(Листик падает, облетает, срывается, летит, уносится, шелестит, шуршит…)

Практический этап.

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У березки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды,

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят…летят.

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: - о чем это стихотворение? ( об осени, деревьях, листьях).

- Какое слово в этом стихотворении может быть магнитом?

- Что случилось с листиками?

- Они желтеют, сыплются, шелестят, летят, улетают, пролетают.

– Дети, возьмите листики, и давайте устроим осенний листопад.


Задачи: учить составлять пары листьев по одному из признаков, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

(другие задания: составь пару листья с одного дерева, одного размера и т.д.)


Воспитатель – Дети, а теперь давайте, попробуем

еще раз повторить стихотворение, а поможет нам в этом мнемотаблица.

(Дети смотрят и повторяют).

Чтение стихотворения по мнемотаблице.



Вышли пальчики гулять,

(шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать,

Собираем листики в кулачок)

(хлопаем в ладоши)

Будем их сейчас считать

Сколько листиков собрали

Можно с ними поиграть!

– Дети, перед вами на столе лежат карточки с картинками нашего стихотворения, они не все раскрашены. Вы можете раскрасить их.


Художественное творчество.

- Красивые работы у вас получились.

Рефлексивно – оценочный этап.

- Ребята, что вам сегодня особенно понравилось?

- Что вы запомнили?

- Что было интересно?

- А что было трудно?

Перспективный план.

- Эту таблицу вы можете забрать с собой, и, глядя на нее рассказывать стихи своим родным.

3. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Материалы: портреты поэтов, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений

Ход ОД

I. Вводная часть

I. Организационный момент

- Ребята, какое сейчас время года?

- А теперь давайте это мы скажем полной фразой

- Света, давай ты начнешь, а я тебе помогу

- Всю неделю мы с вами смотрели и решали, какие цвета и цветовые оттенки характерны для осени

-Выяснили следующее. Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым.

- Унылый – это какой?

- А пасмурно – это как?

-Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее

- Осень

- Сейчас у нас идет осень, а месяц ноябрь

- Дождливо, хмуро, серо

- А сейчас попробуйте закончить предложение, первую часть которого я произнесу:

-Когда на улице дождь и ветер, мы…

- А,давайте, полностью произнесем предложение с самого начала?

- Коля, произнеси полностью предложение?

- В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы…

- Миша, произнеси полностью предложение?

- Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…

- Ваня, закончи предложение?

Вдруг закрыли небо тучи,

(Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Начал капать дождь колючий

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть

(Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

IV. Чтение стихотворений

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

-Прекрасные – это какие стихи?

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас!

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.

И точно белый лепесток на паутине замирает

- Это стихотворение написал замечательный поэт И. Бунин (показываю портрет поэта)

- Ребята, вслушайтесь в строки это стихотворения

- Как вы думаете, о ком идет речь в последнем предложении

- Ребята, речь идет о мотыльке.

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее".

- Например, А. К. Толстого "Осень. (показываю портрет поэта)

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

- И прочитаю еще одно стихотворение

-А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…". (Показываю портрет поэта)

- Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось?

- Сейчас мы с вами поиграем

- Разделимся на две команды

-В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль осины.

Команды собирают с пола листья, только те которые относятся к вашему дереву и отдаете их своему водящему.

- А в конце игры, мы узнаем какая команда справилась быстрее

- Когда на улице дождь и ветер, мы сидим дома

- Поиграть с друзьями

-В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы поиграть с друзьями

- Наступила осень

- Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что наступила осень

III. Заключительная часть VI. Рефлексия

- Ребята, что мы с вами сегодня делали?

- Молодцы ребята, вы все правильно справились с заданиями

- Но больше всего мне понравилось то как вы составляли предложения

- Слушали мои указания, как правильно выполнять задания

- Отвечали на мои вопросы

- Вели себя хорошо

- Слушали стихотворения о осени разных поэтов

-Выяснили следующее. Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым.

- Унылый – это какой?

- А пасмурно – это как?

-Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее.

- Сейчас у нас идет осень, а месяц ноябрь

- Дождливо, хмуро, серо

II. Основная часть

- А сейчас попробуйте закончить предложение, первую часть которого я произнесу:

-Когда на улице дождь и ветер, мы…(- Сидим дома)

- А, давайте, полностью произнесем предложение с самого начала?

- В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы…(- Поиграть с друзьями)

- Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…(- Наступила осень)

III. Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи,

(Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Начал капать дождь колючий

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть

(Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

IV. Чтение стихотворений

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

-Прекрасные – это какие стихи?

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас!

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.

И точно белый лепесток на паутине замирает

- Это стихотворение написал замечательный поэт И. Бунин (показываю портрет поэта)

- Ребята, вслушайтесь в строки это стихотворения

- Как вы думаете, о ком идет речь в последнем предложении

- Ребята, речь идет о мотыльке.

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее".

- Например, А. К. Толстого "Осень. (показываю портрет поэта)

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

- И прочитаю еще одно стихотворение

-А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…". (Показываю портрет поэта)

- Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось?

- Сейчас мы с вами поиграем

- Разделимся на две команды

-В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль осины.

Команды собирают с пола листья, только те которые относятся к вашему дереву и отдаете их своему водящему.

— Связная речь: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

— Словарь и грамматика: упражнять в образовании слов по аналогии.

— Звуковая культура речи: упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков [м]-[м’], (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

- Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я рада всех вас видеть.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

-Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)

Можем маленькими быть (приседают)

Но ни кто один не будет (исходное положение).

2. Рассказ воспитателя об осени.

- Сейчас на дворе осень, особенно ранняя осень, когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, — красивое время года.

3. Рассматривание картины об осени.

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно, дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи). Послушайте.

Воспитатель читает стихотворения, затем повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Беседа по содержанию произведения:

- Что поспевает осенью? (брусника)

- Почему в сердце стало грустно? (потому что наступила осень, стало холодать)

- Как вы думаете, куда улетают птицы? (в теплые края)

- Какого цвета деревья становятся? (разноцветного)

- Почему солнышко улыбается редко? (ему тоже холодно)

5. Физкультминутка

Вы хотите заглянуть в гости к зверятам, которые живут в лесу? Как им живется этой осенью?

Дети с воспитателем встают в круг и повторяют движения.

Осенним днем лесной тропой (Спокойно идут за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал. (Идут топающим шагом.)

За мамой лисицей крался. (Идут на носочках.)

За мамой ежихой катился. (Идут в приседе.)

За мамой медведицей шел. (Идут на внешней стороне стопы.)

За мамою белкой скакали. (Поскакивают.)

За мамой зайчихой — косые. (Прыгают на обеих ногах.)

Волчица вела за собою. (Идут широким шагом,

Все мамы и дети напиться хотят. Встают на колени с

Мама – мамочка, заяц – зайчик, кот – котик и т. д.

7. Произношение слов со звуками [м]-[м’].

Далее вниманию детей воспитатель предлагает рассказ без наглядного сопровождения :

«Жила-была Мурка. Как звали кошку?

Она очень любила молоко. Что любила Мурка?

Быстро-быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала?

А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать?

— Кошка, как тебя зовут?

— Стережешь ты мышку тут?

— Мяу, хочешь молочка?

— А в приятели — щенка?

- О чем вы сегодня узнали на нашем занятии?

- Что больше всего понравилось?

- О чем вы можете рассказать свои папам и мамам из нашего занятия?

- Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии по развитию речи?

Список используемой литературы:

  1. Большая книга занятий по развитию речи. Э.М. Курицына, Л.А. Тараева. Издательство: Росмэн. Год выпуска: 2006.
  2. Расскажите детям. Емельянова Э. Л. Издательство: Мозаика-Синтез. Год выпуска: 2012.

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…


Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Открытая образовательная деятельность по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе на…

Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Стихи про осень для взрослых

Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится,

Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад!

Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь – поневоле

Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

Стихи про осень для детей

Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды. Приготовила природа Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка — Собирают люди хлеб. Тащит мышка зёрна в норку, Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья, Запасают пчёлы мёд. Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай — Собирай дары природы! В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай!

Наступило бабье лето — Дни прощального тепла. Поздним солнцем отогрета, В щелке муха ожила. Солнце! Что на свете краше После зябкого денька. Паутинок легких пряжа Обвилась вокруг сучка. Завтра хлынет дождик быстрый, Тучей солнце заслоня. Паутинкам серебристым Жить осталось два-три дня. Сжалься, осень! Дай нам света! Защити от зимней тьмы! Пожалей нас, бабье лето: Паутинки эти — мы.

Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Автор: Бальмонт К.

Славная осень Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочки, И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…

Автор: Некрасов Н.

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой

Кружат листья над дорожкой. Лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой. Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной Вдалеке блестит река. Расстелила на полянах Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый В чащу ельника проник. Хорошо у влажных ёлок Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны Алым вспыхнули огнём… Сколько рыжиков, опёнок За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры… И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары.

Автор: Балонский А.

Стихи про осень для взрослых

Осень (отрывок) I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Автор: Некрасов Н.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..

Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Автор: Плещеев А.

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной. Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа.

Автор: Пастернак Б.

Как были хороши порой весенней неги — И свежесть мягкая зазеленевших трав, И листьев молодых душистые побеги По ветвям трепетным проснувшихся дубрав, И дня роскошное и теплое сиянье, И ярких красок нежное слиянье! Но сердцу ближе вы, осенние отливы, Когда усталый лес на почву сжатой нивы Свевает с шепотом пожолклые листы, А солнце позднее с пустынной высоты, Унынья светлого исполнено, взирает… Так память мирная безмолвно озаряет И счастье прошлое и прошлые мечты.

В полях сухие стебли кукурузы, Следы колес и блеклая ботва. В холодном море — бледные медузы И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем На темный берег. В море — летаргия Во всем великом таинстве своем.

Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны.

Осеннее утро — красивый стих Александра Пушкина

Поднялся шум; свирелью полевой Оглашено мое уединенье, И с образом любовницы драгой Последнее слетело сновиденье. С небес уже скатилась ночи тень. Взошла заря, блистает бледный день — А вкруг меня глухое запустенье… Уж нет ее… я был у берегов, Где милая ходила в вечер ясный; На берегу, на зелени лугов Я не нашел чуть видимых следов, Оставленных ногой ее прекрасной. Задумчиво бродя в глуши лесов, Произносил я имя несравненной; Я звал ее — и глас уединенный Пустых долин позвал ее в дали. К ручью пришел, мечтами привлеченный; Его струи медлительно текли, Не трепетал в них образ незабвенный. Уж нет ее. До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Уж осени холодною рукою Главы берез и лип обнажены, Она шумит в дубравах опустелых; Там день и ночь кружится желтый лист, Стоит туман на волнах охладелых, И слышится мгновенный ветра свист. Поля, холмы, знакомые дубравы! Хранители священной тишины! Свидетели моей тоски, забавы! Забыты вы… до сладостной весны!

LiveInternetLiveInternet

Пятница, 12 Октября 2021 г. 09:14 + в цитатник

Без названия (700x700, 399Kb)


2.

Читайте также: