Конспект уроку орфоепічна помилка

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: формировать умение соотносить буквы гласных звуков; научить писать правильно названия стран, городов, рек; определять безударную позицию, обозначать его буквой на письме.

  • Развитие положительного отношения к русскому языку, родной речи;
  • формирование мотивации к обучению и познанию;
  • осознание себя как гражданина России ;
  • развитие внимания, памяти, творческих способностей.

• проговаривать последовательность действий;

• проверять себя и самостоятельно оценивать свою работу;

•понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

• формирование речевых умений и навыков (чтение, письмо);

• формирование умений извлекать информацию при помощи текста, иллюстраций;

• развитие навыков каллиграфического письма.

• установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность;

• умение выражать свои мысли;

• умение работать в классе; готовность слушать собеседника и вести диалог

• умение правильно писать слова и предложения с изученными буквами

Оборудование: компьютер, проектор.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Елизавета Владимировна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Я желаю вам успешной работы на уроке и отличного настроения.

-Откройте стр. 25 прописи и внимательно рассмотрите картинку. Что вы на ней видите? (солнечная система(планеты, звезды), космонавт земля, дома, церковь). Кто такой космонавт? (человек, который управляет космическим кораблем, проводит испытания космической техники в космическом полете). Во что одет космонавт? (скафандр). А каких космонавтов вы знаете? А вы знаете Юрия Гагарина? Кто он? Чем он знаменит?

Двадцатый век – это век, в котором произошло историческое событие — первый полёт человека в космос.

Его совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин.

Полет Юрия Гагарина, совершённый во имя мира, прогресса, счастья людей – это феноменальное событие мирового масштаба, это — первый шаг человечества к звёздам.

Вернемся к прописи на стр. 25. Посмотрите на список слов справа от картинки. Давайте прочитаем их. Кто хочет? Соотнесите эти слова с картинкой (далекая звезда, яркая звезда, ясное небо, голубое небо). Что объединяет эти слова? Какие хитрые буквы есть в этих словах? (я, е, ё). Почему эти буквы называют хитрыми\буквами с секретом? (одна буква может обозначать два звука) .

-Ребята, нужно ли уметь писать слова правильно, без ошибок?

А что для этого нужно? (знать правила написания слов). Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (учиться правильно писать слова, повторить буквы и их правописание).

Как мы будем достигать нашей цели? Что нам нужно сделать, чтобы правильно писать слова? (повторить элементы букв, их соединения и как они пишутся).

-Прочитайте слова под картинкой. Кто хочет? В каких словах есть буквы с секретами? (земля, звезда, небо, летит, светит, мигает). Какие это буквы? (я, е). В каких из этих слов буква обозначает два звука? (мигает). Какая буква обозначает два звука? Почему? (е – стоит после буквы гласного звука).

А теперь прочитайте предложение на рабочей строке прописи. Придумайте продолжение, чтобы его закончить. Можете воспользоваться подсказкой – словами сверху (земля, звезда, небо).

Давайте запишем его, но для начала вспомним правила письма (тетрадь под наклоном, ручку держать правильно, сидеть правильно…)

-Правильно, чтобы красиво писать, нам нужно еще хорошенько размять наши пальчики.

Ставим локти на парту и начинаем хорошо разминать пальчики.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

-Теперь приступим к работе. Обведите, допишите слово. Стараемся писать правильно и красиво. Следите за осанкой.
Закончили, отложите ручки, сядьте правильно.

Родина, Отечество – это место, где человек родился, вырос, где прошло его детство, где жила или живет его семья, его близкие и родные люди, где ему хорошо, комфортно; это место, куда хочется вернуться, где тебя всегда ждут, помнят, где тебе рады, где все такое родное и до боли знакомое. Для нас с вами Родина, Отечество – это Россия. И мы с вами граждане России.

Назовите официальное название России. (Российская Федерация)

берегов. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым Черным морями. Она была

населена русскими или россами, т. е. Людьми живущими возле воды, по берегам рек и озер. Река кормила и поила, по ней можно было справлять лес, добираться на лодках до других селений.

Русь — славное место. Это страна света, солнца, добрых людей.

-Ребята, вы же знаете, что у каждого государства, есть свои отличительные символы? Ребята, назовите государственные символы России? ( Флаг, герб, гимн)

Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета. А сейчас я вас прошу из листков бумаги красного, синего и белого цвета составить флаг нашей страны. (Белый, синий, красный.)

Мне бы очень хотелось бы узнать от вас, что обозначают цвета государственного флага России?

( Полотнище его состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос – белой, синей и красной. Подбор цветов не случаен. С древних времен каждый цвет имел свое особое значение. Сверху белая полоса, белый цвет особый, божественный. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду. Синяя полоса посередине – это, конечно, цвет чистого неба и воды. Главным занятием населения страны было земледелие. Чем больше погожих дней, тем лучше урожай. Синий – цвет веры, верности. Красная полоса снизу – символ земли, смелости, силы. Красный – огонь и кровь. Наши предки любили свою землю и ласково называли ее красной – красивой. Красный цвет считался цветом красоты, всего самого прекрасного, лучшего. )

-Обратимся к прописи. Откройте стр. 25. Кто прочитает первое предложение внизу страницы? Приготовьтесь записать это предложение. Сядьте правильно, выполняйте все правила письма. Обведите это предложение.

У каждого российского города есть своя история, свои достопримечательности, свой вклад в исторические события, свои выдающиеся деятели, которые прославили город. Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в душе человека.

Первый участник выбирает любой существующий город. Называет ученика, который будет продолжать. А он называет город, которой оканчивается название предыдущего участника.

Исключением в правилах игры являются названия, оканчивающиеся на Ы, Ь и Ъ: в таких случаях участник называет город на предпоследнюю букву. При этом ранее названные города нельзя употреблять снова. Во время игры запрещается пользоваться справочным материалом.

Игра оканчивается, когда очередной участник не может назвать нового города.

1й участник: Ростов

2й участник: Вологда

3й участник: Актюбинск

Столицей нашего государства является Москва. Кто-нибудь был там? Что вы можете рассказать об этом городе?

Осмотр Москвы, как правило, начинается с Красной площади и Кремля, история которых тесно связана с историей Москвы. Красная площадь – центральная площадь столицы.

На Красной площади находится одно из самых замечательных созданий древней Руси – Покровский собор, или храм Василия Блаженного. Собор выстроен в 1554-1560 годах при царе Иване Грозном. Напротив собора – Лобное место, отделанное при Екатерине II архитектором Казаковым. Отсюда объявлялись народу царские указы. Здесь же, рядом с Покровским собором, находится памятник Минину и Пожарскому.

Официальной границей города является река Яуза. Ее природа выглядит очень естественно, привлекает местных жителей, которые с радостью приходят отдохнуть и приятно провести время.

Один из крупнейших городов – Якутск. Здесь живут коренные жители – якуты.

Самое интересное место в этом городе является музей мамонтов.

Одним из наиболее любимых культурных заведений горожан является Якутский государственный академический театр драмы на улице Ленина. Здесь ставятся спектакли, как по произведениям русских классиков, так и по народным легендам Якутии.

Ребята, а в каком городе мы живем? (Оренбург)

Какие вы знаете реки Оренбургской области? (Абдулино, Бугуруслан, Бузулук,Гай, Кувандык, Медногорск, Новотроицк, Орск, Соль-Илецк, Сорочинск, Ясный)

А какие знаете реки нашей области? (Урал, Сакмара, Большой Ик)

-Откройте пропись на стр. 25. Прочитайте предложения. Выполняя правила письма, напишем предложения про города, давайте запишем название нашего города.

Запишите следующее предложение.

О чем мы с вами сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам ее достичь?

Приветствуют учителя, гостей.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Дослідження проблеми навчання мовних норм і запобігання у цьому зв’язку помилкам у мовленні учнів. Вивчення змісту терміну орфонімія. Ознайомлення з причинами порушення норм орфонімії. Розгляд вправ, які використовуються в лексичній, словниковій роботі.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык украинский
Дата добавления 13.05.2018
Размер файла 25,5 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Проблема взаємозв’язку навчання та розвитку учнів у психолого-педагогічній літературі. Сутність та зміст навчання в загальноосвітньому закладі. В.О. Сухомлинський про роль навчання в розвитку дітей. Головні особливості системи розвивального навчання.

курсовая работа [88,9 K], добавлен 28.02.2012

Методика розвитку навичок дотримання словотворчих норм літературної мови. Навчання доречному використанню фонетичних, лексичних, фразеологічних засобів в усному і писемному мовленні, правильному написанні слова з орфограмами в коренях і суфіксах.

конспект урока [40,9 K], добавлен 10.03.2011

Аналіз теоретичних особливостей вивчення пунктуації. Підбір системи методів, прийомів та засобів навчання, що сприяють успішному формуванню пунктуаційних умінь та навичок в учнів. Розгляд вправ для засвоєння уживання розділових знаків у реченні.

курсовая работа [38,8 K], добавлен 28.10.2014

Вивчення норм української літературної вимови, виправлення допущенних орфоепічних помилок в усному мовленні. Досягнення уміння розрізнювати звуки і букви шляхом запису транскрипції. Необхідність грамотно вимовляти слова, норми української вимови.

разработка урока [49,7 K], добавлен 03.03.2011

Проблема формування комунікативно-мовленнєвих умінь у системі початкового навчання. Основна задача школи - вироблення в учнів навичок практичного володіння українською мовою. Розвиток мовлення учнів у процесі вивчення частин мови як опорних тем.

Конспект урока по родному русскому языку Орфоэпические нормы

Данная разработка будет полезна учителям, ведущим курс родного русского языка в 9 классе.Наряду с разбором упражнений учебника предлагаются занимательные задания по теме. К учебнику Александровой.

Урок родного русского языка в 9 классе.

Тема: «Орфоэпические нормы

Цели урока:

ü воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры

Метапредметные:

ü анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал;

ü строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

ü осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

ü формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), в т. ч. соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

ü понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Сократ

1. Мотивационный этап.

- Почему Вася оказался в смешном положении?

- А в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Какие нормы языка нарушил Вася?

- Исходя из сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока.

- Прочитайте материалы учебника на стр. 58 и найдите ответы на вопросы:

(Норма ‒ это образец общепризнанного употребления элементов языка).

- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке?

- Что такое орфоэпия? (Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) ‒ раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение слов).

- Какие цели мы должны с вами достичь? ( обобщить знания по орфоэпии, полученные на уроках русского языка, запомнить произношение слов, трудных с точки зрения орфоэпии)

3. Актуализация проблемы.

В обыденной жизни мы, не зная многих нормативных требований орфоэпии, тем не менее, произносим слова правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

4. Работа с учебником.

- Расставьте ударение в словах: шофер, фарфор, приговор, заперта, добыча, балованный.

Ученики выполняют работу, осуществляют самопроверку по упр.84 и теоретическому материалу на с. 59.

- Что делать, если сомневаешься в произношении слова?

- Прочитайте материалы Упр.85.

- О каком языковом процессе говорит лингвист Каленчук? (Перенос ударения).

- Какова закономерность изменения? (Изменение ударения затрагивает весь класс слов, но с разной скоростью).

- В чём уверен известный лингвист? (Изменение ударения станет допустимой нормой через некоторое время).

- Как различить варианты произношения? (Теория стр. 59.)

5.Открытие нового знания.

- Прочитайте информацию на стр.64. На что обращает наше внимание Булаховский?

- Иногда авторы намеренно используют ненормативное ударение для сохранения ритма стихотворной строфы. Поработаем с упр.96

- Таким образом, мы можем сделать вывод, что намеренное нарушение орфоэпической нормы поэтами является художественным приёмом.

6.Выполнение практического задания.

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

- Это вариативность произношения: творОг – твОрог.

- Зачем нам нужен орфоэпический словарь? Проверка усвоения материала.

7. Закрепление.

Чётких правил, регламентирующих произношение слов, нет. Какие-то слова нужно просто запоминать, другие подчиняются определенным закономерностям.

Рассмотрите упр.86,89,91,92,93. О каких особенностях произношения идет речь в каждом упражнении. Разделимся на группы.


В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: