Конспект рукоделие художественные ремесла 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Вышивка. Применение вышивки в народном и современном костюме.

Тема урока: Знакомство с видами вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

Изучение нового материала Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?






Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

- рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля этим искусством. Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.(рис1)


Как вы думаете, для чего украшали изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою .В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовались для узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.


Составление простого орнамента.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

2. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

3. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

4. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия.

5. Вышивка крестом.

Физкультминутка




Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы. (Показ материалов.)

(в дневник: принести к след.уроку)

4. Подведение итогов урока.

- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

- Что относится в вышивании к материалам?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на данном занятии?

- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость.

Тема урока: Организация рабочего места для ручного шитья. Т.Б.

Тема урока: Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Изучение нового материала

Повторение правил техники безопасности:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

Задание: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту. Составить таблицу в тетради, в третью колонку поместить образцы.

(См. предыдущий урок.)

Материалы и оборудование для вышивки .

Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы.

Канва – бывает простая и двойная.

Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.

Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.

Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.

Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.

Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.

Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.

Ножницы должны быть двух видов:

Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.

Большие – для раскроя.

Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.

Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.

4. Подведение итогов урока.

- виды швов для вышивки?

- технология их выполнения?

-Т.Б.при работе по вышивке?

В дненвник ( лист в клетку ,фломастеры, канва ,нитки, иголка, ножницы, пяльца)

Тема урока: Практическая работа №9.Выполнение эскиза для вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая часть: Учащиеся разрабатывают эскиз для выполнения вышивки, используя лист в клетку и технику рисования по клеточкам.




4.Подведение итогов: Результатом практической деятельности учащихся, должен быть эскиз для вышивки.

Тема урока: Практическая работа №10. Выполнение вышивки.

Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.

Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.

Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.

Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.

Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.

Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия.

Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва.

1.Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Актуализация ранее полученных знаний:

Что такое вышивание?

Как можно украсить одежду?

Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?

3.Практическая работа: Изготовление вышивки по разработанному эскизу. Оформление готовой вышивки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ознакомить с историей макраме, материалами и приспособлениями для плетения, приемами плетения репсового и китайского узлов;

формировать навыки использования приемов плетения репсового и китайского узлов;

привить интерес учащихся к новому виду рукоделия, уважение к народным традициям.

Оснащение: нитки, ножницы, скотч, линейка, булавки, подушка, электронная презентация, диапроектор, образцы изделий.

I . Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Изучение материала.

Цель нашего урока – ознакомиться с историей макраме и приемами плетения узлов на примере изделий тесьма и шнур.

Ознакомительная лекция по истории макраме.

Макраме это вид плетения изделий узелками из различных материалов. Послушаем некоторые сведения о нем ваших одноклассников.

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Предположительно, началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца верёвки и он завязал первый узел. Позднее первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.

На протяжении всего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали.

Но такое отношение к узлам было не долгим и не повальным. Некоторые народы считали, наоборот, что узлы приносят известную пользу. Люди того времени верили, например, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу; применяли узлы при лечении переломов.

На Востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и хранили нужную информацию.

На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди героя узлом, который люди так и назвали геркулесовым. (учитель показывает рисунки презентации)

Древние греки были уверены в магической силе геркулесового узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Геркулесов узел завязывали на бечевке и носили на шее как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.

Расцвет макраме относится к 9 веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. (рисунки презентации)

В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая, Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.

Искусством плетения во все времена владели очень не многие мастера. Они создавали образцы плетеных изделий: шторы. Покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.

С 20 х годов двадцатого столетия макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями: салфетками, коврами, абажурами, ширмами, а позднее и шторами, кашпо стали украшать комнаты. Плетение панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качели, гамак, беседка.

Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и сотворяете чудо. ( презентация)

Инструменты и материалы.

Учитель рассказывает и показывает.

Для плетения в технике макраме нужны будут некоторые приспособления - это полумягкая подушка, которую можно изготовить из поролона, пенопласта, обтянув мягкой, плотной тканью, лучше однотонного цвета, можно взять просто пенопласт и обклеить бумагой. Инструменты - булавки с головкой для закрепления нити по рисунку, ножницы для отрезания нитей, сантиметровая лента для отмеривания нужного количества нитей.

Материалы - бельевая, пеньковая веревка, шелковый шнур, сутаж, х/б нитки, синтетические, шерстяные, мулине, ирис.

Все, наверное, когда ни будь, слышали о таких узлах как ткацкий, швейный, узел галстука, морские узлы, шнуровка тех же ботинок. (презентация слайд №)

Каждый из них выполняет соответствующую функцию. Образованы они при помощи петель и узлов. Узел образуют, переплетая между собой две нити.

При плетении мы будем использовать разное количество нитей от 3 и более, которые делятся на основные – на них затягиваются узлы и рабочие – из которых образуют узлы. (презентация)

Длина нитей для работы нарезается в 2-5 раз больше готового изделия, точно определить не возможно т.к. для изготовления могут использоваться нити разной толщины.

Подготовленные нити для изделия нужно к чему-либо прикрепить. Существует множество способов крепления – на планке, кольце или рамке, на туго натянутой нити.

На схемах репсовый узел условно обозначается следующими значками

hello_html_78f7d179.jpg

В горизонтальном и диагональном репсовом узлах основная нить всегда располагается сверху рабочих.

Приемы выполнения репсового узла. (Схема, презентация.)

Учитель показывает на образце на доске.

Правой рукой взять основную нить, в моем примере она крайняя левая, уложить по диагонали сверху рабочих и туго натянуть.

Левой рукой взять правую по очереди рабочую нить за конец, набросить на основную и перехватив снизу основной левой рукой протащить в петлю и затянуть. Затем снова левой рукой набросить эту же рабочую нить на основную и перехватив снизу основной протаскивают в петлю и затягивают таким образом, чтобы вторая петля легла плотно рядом с первой. Далее эту рабочую нить отбрасывают влево, берут следующую по очереди рабочую нить и повторяют те же приемы. Когда все рабочие нити ряда будут завязаны на основную, в конце основная нить опускается вертикально и превращается в рабочую, а крайняя левая становится основной и укладывается по диагонали сверху рабочих.

При выполнении узлов второго и последующего рядов основную нить натягивают как можно ближе к узлам предыдущего ряда, чтобы вязание получилось плотным, и мы увидели тесьму.

Следующий узел, который мы сегодня будем рассматривать – китайский.

Условно обозначается значком по направлению нитей

Использоваться может для изготовления шнуров, брелков для ключей, сотовых телефонов.

Приемы выполнения китайского узла представлены в инструкционной карте (на слайде № презентации.)

Две нити одного или двух цветов нарезаются длиной в 20 раз больше чем длина готового изделия, сложить крест на крест на подушечке, посредине закрепить булавкой. Получится четыре конца нитей, которые нужно укладывать по часовой стрелке по схеме. Концы нитей 1,2,3 по очереди кладут друг на друга образуя петли, конец четвертой нити пропускают в петлю, образованную первым концом нити.

Затем противоположные концы ниток затягивают в разные стороны, должен получиться квадрат из четырех нитей двух цветов. И опять укладывают крест на крест четыре конца нитей и завязывают узлы по схеме, в результате должен получиться шнур.

III . Практическая работа.

Для того чтобы закрепить приемы вязания узлов, выполним практическую работу. Девочки 2 й группы будут плести шнур китайским узлом, девочки 1 й тесьму репсовым узлом.

1 .Но прежде вспомним правила техники безопасности и организации рабочего места.

При работе с ножницами:

Хранить ножницы в определенном месте.

Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от себя.

Ножницы подавать кольцами от себя.

При работе с булавками

Хранить булавки в подушечке.

Запрещается булавки брать в рот, вкалывать в одежду.

Запрещается пользоваться ржавыми булавками.

Посадка на стуле

Сидеть на стуле прямо, опираясь спиной о спинку.

Расстояние от глаз до рабочей поверхности должно быть не менее 30-40 см.

Инструкция по выполнению практической работы.

На столе у вас лежат уже нарезанные нити, скотч, подушечки, булавки, инструкционные карты.

Девочки 1 й группы возьмут в руки нити, отступив от края 3-4 см, завяжут все нити узлом (как завязывают край нити для сметочных работ). Уложив нити на столе, закрепить полоской скотча ниже узла, распределить по цвету друг за другом. Учитель показывает прием выполнения на демонстрационной доске.

Девочки 2 й группы возьмут две нити разного цвета, сложат их пополам, скрепив булавкой, приколют к подушечке и разложат концы крестом по цветам.

Следуя инструкции, выполните изделия.

Один учащийся выполняет задание на демонстрационной доске, учитель указывает на ошибки, уточняет правильность выполнения приема вязания репсового и китайского узла по очереди.

Во время практической работы учитель делает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы.

Через 10 минут после начала выполнения задания учитель предлагает отдохнуть, подняв глаза на зеленый экран проектора, (слайд № )звучит релаксирующая музыка. 1 мин.

Оценка выполненной практической работы, выставка лучших работ.

Учитель предлагает девочкам 1 й и 2 й группы научить друг друга выполнению узлов на своих образцах, выполнить по 3 ряда узлов. (5 мин).

6. Чтобы проверить, как вы усвоили теоретический материал, ответьте на вопросы тестового задания. Выберите правильный ответ.

На выполнение теста отводится 5 мин.

Оценка за работу на уроке каждого учащегося.

Учитель подводит итог уроку: выясняет, что нового узнали на уроке, чему научились, достигли ли цели урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание единого, коллективного представления о народном творчестве (искусстве). Познакомить учащихся с историей прикладного искусства.

Тип урока: получения новых знаний

У ребят: картон, нитки, клей, ножницы, бобовые, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты:

Предметные –Учащиеся познакомятся с историей прикладного искусства. Научатся последовательности выполнения работы.

Метапредметные (УУД): регулятивные - Уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом -слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе ; познавательные - проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну ,любви к Родине.

Организационный этап (самоопределение к деятельности).

Включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Отчего же сделалась радостней жизнь? от того, что мы с вами поздоровались.

Учитель: Все расселись по местам.

Никому не тесно?

Актуализация знаний и умений учащихся.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.

2.1. Учитель ставит задачу:

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел. Отправляясь в путь, мы разделимся на несколько команд. Для сопутствия успеха путешествия команде, необходимо обладать определенными качествами. Какими?

У нас команды состоят из самых сильных, смелых, отважных, умных и благородных. В каждой команде должен быть руководитель – мастер, а остальные члены команды – подмастерья.

Учитель организует работу на выполнение задания.

Цель: познакомиться с видами ремесла.

На ваших столах находятся задания с вопросами, ответы которые вы должны найти.

Задание 1: Сложи картинку и назови вид ремесла. (резьба по дереву, вышивка, вязание, скульптура)

Задание 2: Какие виды ремесел есть в нашем Крыму? (гончарное искусство, лозоплетение, вышивка (кружевоплетение), тряпичная кукла)

Задание 3:Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

Задание 4: Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

Этап постановки целей и задачи урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа: развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа;

- воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Вся наша земля – это земля мастеров.

Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева. Все делалось руками.

3.1. Учитель организует определение основного вопроса урока.

-демонстрирует виды рукоделия на доске.

И так, продолжаем урок-путешествие и отправляемся в путь. Вот и вошли мы в город. Дома этого города носят свои названия.

Задание каждой команде: найти слово, которое обозначает название ремесла.

(на столах карточки - составить слово )

Выкавши, плетекружевоние, ниевяза, письрос по девуре, письрос по иткан, ткачествоковро

Вышивка, Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

Учитель просит сделать вывод:

Теперь вы должны догадаться, как называется город, если дома носят такие названия? (ответ учащихся - город мастеров)

Учитель: Правильно ребята. В городе мастеров нам предстоит познакомиться с различными мастерами своего дела.

Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Учитель просит выдвинуть предположение о цели урока. Фиксирует на доске цель урока.

Девочки, сформулируйте цель нашего урока:

К своему ответу добавьте действие

( ответы учащихся - познакомиться с видами декоративно-прикладного творчества; иметь представление о народном творчестве)

Ученик: Художественные ремесла.

Виды декоративно-прикладного творчества.

Учитель: действительно, тема урока – Художественные ремесла. Виды декоративно-прикладного творчества.

Учитель: Молодцы! Запишем тему урока.

Цели этапа: развивать у учащихся творческое воображение видов ДПИ, увлечь, заинтересовать народным творчеством.

4.1. Учитель проводит вводную беседу по актуализации жизненного опыта, позволяющую ознакомиться с видами ДПИ и иметь представление о народном творчестве.

- сопровождает беседу презентацией.

Девочки, чтобы добиться цели, давайте вернемся в город мастеров.

Чтобы попасть в эти дома, нам необходимо открыть двери. Но она откроется тому, кто сможет первым ее открыть.

Учащиеся рассматривают слайды, отвечают на вопросы.

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе которой задаются вопросы .

Девочки, есть ли у вас дома изделия с вышивкой? У кого есть поднимите руки.

Кроме одежды, какие изделия можно украсить вышивкой?

4.2Учитель организует работу по распознанию видов ДПИ

– продолжает слайд-шоу

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

Какими инструменты используют при вязании спицами и крючком?

РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Задание командам: установить соответствие в основных видах росписи.

РОСПИСЬ ПО ТКАНИ

Задание командам: распознать технику выполнения. (батик)

КОВРОТКАЧЕСТВО

Вот и познакомились с видами ДПИ.

-Что объединяют все виды ДПИ? (

все виды ДПИ объединяют художественные и практические свойства.

Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение.

Слово декоративный произошло от латинского dekorare – украшать.

-Какой вид вам больше всего понравился?

Этап проверки понимания урока.

Цель этапа: понять учебную задачу и стремление к выполнению. Искать подходящие способы достижения цели урока.

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть.

Как вы думаете, легко ли ее выполнить?

Для того, чтобы выполнить данную работу, обратимся к технологической карте.

Выберите необходимые инструменты. (ножницы, клей)

Правила техники безопасности.

1.Девочки, с какими инструментами будете работать?

Ученик: ножницами.

Мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими предметами?

Ученик: ответы детей.

Этап практической работы.

Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Понятие "оберега" знакомо нам с детских лет.
Обереги можно разделить на несколько категорий: защита от так называемых "внешних воздействий" - от болезней, сглаза, нечистой силы и т.д., оберег "на удачу" и обереги-символы, имеющие глубокий философский смысл.
Известны обереги с самых древних времён. Ещё в каменном веке, чтобы уберечь человека от болезни, шаман выбивал на небольшом, гладком камушке несколько окружностей, одна внутри другой, таким образом пытаясь "огородить" от возможного недуга. Этот камушек помещали в мешочек из кожи и носили на шее.
В древнем Египте самыми популярными оберегами были жук-скарабей, являвшийся символом воскрешения после смерти, так называемый "глаз Гора. Интересно, что похожий по форме и значению символ был и у древних Майа и у скандинавов и символизировал бессмертие).

И сейчас, частенько, направляясь в гости к друзьям, мы несём им в подарок изготовленного из дерюжки и соломы, или маленький веничек, символизирующий "дом - полная чаша" и отгоняющий зло, или даже простенькое с виду, льняное полотеничко для кухни. И не всегда задумываемся, что таким образом хотим пожелать им ещё большего счастья и благополучия. Мир вашему дому!

Обереги для дома предназначались для защиты обитателей дома от злых сил, нечистых духов, а также для привлечения в своё жилище доброго домового или дружбы с тем, кто живет в доме. Каждый элемент на обереге несёт своё значение.

Что означают традиционно расположенные на оберегах составляющие:
злаки и бобовые — символ достатка, сытости и физической силы;
мак — исполнение желаний;
пшено — от сглаза;
чеснок — от нечистой силы;
рябина и шиповник — женская красота и молодость;
семечки тыквы — плодородие;
семечки подсолнуха — здоровье детей и энергия солнца;
лавровый лист — слава и успех;
кукуруза — продолжение рода, сплоченность семьи;
орехи и желуди — продление молодости;
шишка — трудолюбие и достижение успеха;
мешковина — изобилие и благосостояние;
выпечка — богатство в доме;
фасоль — зарождение новой жизни;
переплетение — знакомства и дружба;
яйцо — продолжение рода;
метла вниз — выметает сор из дома;
метла вверх — к деньгам.

Металлическая изогнутая пластина по форме конского копыта вывешивается над дверью и окнами в качестве оберега, защищающего от напастей и привлекающего благодать. Подкова, как символ счастья и удачи, имеет не такие уж и глубокие корни. Появлению металлических подков, предназначенных для защиты копыт лошадей от повреждений и износа. Металлические варианты подковы, вид которых знаком большинству современных людей, начали использоваться лишь только в Средние века.

Многие народы верят, что подкова способна защитить от нечистой силы, а также избежать неприятностей: у моряков прибитая к мачте подкова оберегала корабль от бурь, в жилых домах подкова над камином или печью защищала от проникновения злых духов.

Символизм подковы связан со своеобразной формой изделия, которая напоминает силуэт чаши и ассоциируется с женским Чревом. Вывешивая на стенах дома подкову, люди привлекают тем самым защиту богинь материнской женственности, которые оберегают не только семью и домашний очаг, но и весь род.

Теперь, зная значения, вы можете собственноручно создать свой личный оберег для дома!

Ход выполнения изделия.

Картонную основу в виде подковы нужно оплести нитями, наклеить бобовые и злаки, можно даже сделать аппликацию из разных лоскутков ткани.

(выполняют работу под музыку)

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?

Сегодняшний урок, был значим для вас?

Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

8 этап Заключительный этап.

Учитель: Ребята, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Путешествие прошло отлично. Мы вспомнили с вами все народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на уроке.

Урок технологии в 7 классе на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тема. Художественные ремесла. Макраме. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы. Виды узлов макраме. Способы плетения. Цель: 1. Образовательная – ознакомить учащихся с историей макраме, материалами и приспособлениями для плетения, расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия; 2. Развивающая – развитие у учащихся умения плести основные узлы и на их основе выполнять простое изделие, развитие точности движения, внимания, самостоятельности, инициативы; 3. Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к рукоделию, привитие культуры труда, воспитание бережливости; воспитание волевой саморегуляции; Оборудование: изделия, вязанные крючком, спицами, плетеные из ниток (макраме), нитки мулине, веревка разной толщины, ножницы, булавки, линейки, карандаши, технологические карты по плетению основных узлов, карточки для самоанализа, презентация по теме урока.Тема. Художественные ремесла. Макраме. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы. Виды узлов макраме. Способы плетения. Цель: 1. Образовательная – ознакомить учащихся с историей макраме, материалами и приспособлениями для плетения, расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия; 2. Развивающая – развитие у учащихся умения плести основные узлы и на их основе выполнять простое изделие, развитие точности движения, внимания, самостоятельности, инициативы; 3. Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к рукоделию, привитие культуры труда, воспитание бережливости; воспитание волевой саморегуляции; Оборудование: изделия, вязанные крючком, спицами, плетеные из ниток (макраме), нитки мулине, веревка разной толщины, ножницы, булавки, линейки, карандаши, технологические карты по плетению основных узлов, карточки для самоанализа, презентация по теме урока.

Читайте также: