Стилистическая переоценка слов в современном русском языке 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Каждое поколение отличается своим языком, лексическим составом, вносит что-то свое. Появляются новые средства выражения осмысления. Новые единицы лексического уровня. Новые значения у прежде существовавших слов. Переоценка значений слов.

Государственные, политические изменения ускоряют языковые процессы, прежде всего лексические. Каждые 10 лет словарный состав языка увеличивается примерно в 2 раза.

Расцвет словотворчества. Демократизация языка, установка на живое спонтанное общение — все это приводит к расшатыванию норм.

Причины активных лексических процессов: расширение международных контактов, научно-технический прогресс, закон языковой аналогии (новое слово появляется в результате словообразовательного процесса), закон экономии речевых усилий.

Выход из употребления устаревших или устаревающих слов, обозначающих неактуальные понятия.

Появление новых слов, актуальных для современности и ранее отсутствующих в языке: компьютерные термины, новая фразеология.

Стилистические процессы в целом характеризуются двумя направлениями: 1) стилистической нейтрализацией и 2) стилистическим перераспределением (переоценкой).

Процесс нейтрализации касается как слов с высокой стилистической окраской, так и слов стилистически сниженных. И тому, и другому способствует явная демократизация литературного языка, установление и формирование в нем более либеральных норм.

Книжные слова предпосылки, вкупе, доколе, воздать, всуе, тем паче, узреть, стезя, баталия, уготовить, избегнуть, радеть, ратовать, воочию, нежели, прах, останки и др. благодаря активизации экспрессивности в языке ослабляют свою книжную окраску и, будучи помещенными в нейтральные или даже сниженные контексты, становятся привычными, нейтральными. Нейтрализуются, т.е. лишаются стилистической окраски книжности, многие широко распространенные термины, утратившие связь с конкретными отраслями знания.

Параллельно с процессом нейтрализации высоких книжных слов идет процесс вхождения в нейтральный, общеупотребительный словарь элементов просторечия, жаргонов, узкопрофессиональных слов. И если просторечные слова теряют свою сниженную окраску, т.е. стилистически выравниваются в нейтральном контексте, то жаргонные и профессиональные слова не только преображаются стилистически, но при этом меняются и семантически, расширяя свою семантику за счет вхождения в новые контексты.

Стилистическая переоценка слов.

Параллельно стилистической нейтрализации идет процесс стилистического перераспределения — перемещения слов из одной стилистической группы в другую.

Например, некоторые слова из группы нейтральной лексики перемещаются в лексику разговорную (давеча, повертывать), в просторечную (взаправду, загодя, кабы, по крайности), в книжную (огласить, овеять, меж), последние становятся устаревшими. Бывшие нейтральные слова сговор, писание, сборище перешли в разговорные с негативным оценочным значением.

Расширение состава профессионально-ограниченной лексики, вхождение ее в общеупотребительный лексикон: накладка, спайка, смычка, прослойка, ляп и др. В данной группе слов стилистическая нейтрализация сопровождается расширением значения, утратой значения специального.

Политизация слов: застой (воды, крови) — политический застой; перестройка (жилья) — перестройка в политике.

Процесс стилистической нейтрализации: книжные слова становятся нейтральными: проблема, перспектива, престиж, тенденция, принцип, проблема, предпосылки, алтарь, храм и т.п.

Стилистическое перераспределение: слова из просторечий переходят в общий словарь: расческа — ранее было свойственно просторечию (вместо него употреблялось слово гребень, гребешок).

Детерминологизация. Термины выходят из научной сферы в общеупотребительную, нейтральную лексику. Организм — термин был свойственен только для биологии, химии, агрономии, а затем перешло границы термина и стало общеупотребительным.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.

систематизация знаний о стилистических фигурах, изобразительно-выразительных средствах языка;

совершенствование навыков стилистического анализа текста художественного и публицистического стилей речи, отработка задания А6 ГИА в 9 классе;

закрепление изученного материала через творческие задания, перфокарты, тесты.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение изученного.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала. Работа на компьютере с презентацией

– Для того чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают общую образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности исходного текста, правильно классифицируя изобразительно-выразительные средства языка и определяя их функцию в тексте.

ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:

Когда росой обрызганный душистой ,
Румяным вечером иль утра в час златой ,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой… (Лермонтов)

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:

Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:

К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок)

МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:

Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)

содержимым и содержащим, например:

Выпей рюмку ! (Горький)

автором и его произведениями, например:

… Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:

Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век. (Лермонтов)

Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:

Других Маяковских (вместо родственников) , по-видимому, не имеется. (Маяковский)

Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:

СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:

Воздух так чист, как молитва ребенка . (Лермонтов)

ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:

Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:

Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:

Много ль человеку надо? – Клочок –
Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы).

ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:

Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)

АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь , как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)

АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)

ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:

В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)

ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например

Сладкая боль, горячий снег, живой труп.

ПОВТОР – намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:

И стих безумный, стих печальный
В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:

Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)

ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:

Бросьте!
Забудьте.
Плюньте и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств. (Маяковский)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)

ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:

Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно

УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например

Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:

Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи , кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)

ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:

Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин)

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:

…елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку (Тэсс)

АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например:

Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский)

ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:

И шел ты с женщиной – не отрекись.
Я все заметила – не говори.
Блондинка. Хрупкая .
Ее костюм был черный.
Английский . (Северянин)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:

И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек . (Есенин)

ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда – растрепалися косыньки. (Некрасов)

МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:

И справа, и слева,
И сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева)

БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный,
Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Лермонтов)

Таким образом, необходимо уметь находить образные средства в анализируемых текстах и уметь использовать в собственной речи.

3. Закрепление изученного материала

Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности в тексте, созданном ученицей (в тексте изобилие эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор). ( Приложение 1 )

Задание 2. Заполните перфокарту, определяя средства выразительности, самостоятельно. ( Приложение 2 )

Задание 3. Экспресс-опрос. Выберите самостоятельно форму работы (индивидуально, в паре, тройке, группе) на этапе решения заданий. Выполните тестовые задания.

Самопроверка с выставлением оценок.

2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи: 1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие?
3. Художественное образное определение – это 1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение?
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета: 1) метонимия; 2) перифраза ; 3) синекдоха; 4) метафора?
5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение ; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация?

Задание 4. Контрольное решение практических задач. Запишите ответы в тетрадь

№1. Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?

1) олицетворение;
2) синекдоха;
3) сравнение;
4) аллегория

№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово. (А.Ахматова, 1945)

1) метонимия;
2) оксюморон ;
3) аллегория;
4) эпитеты;

1) парцелляция;
2) повторы ;
3) эпитеты;
4) синонимы.

№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?

1) устаревшее слово, инверсия, эпитеты ;
2) лексические повторы, олицетворение, ряды однородныхчленов;
3) параллелизм, сравнение, метафора;
4) оксюморон, антонимы, лексические повторы

№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:

1) инверсия ;
2) риторический вопрос;
3) лексический повтор;
4) сравнение;
5) литота;
6) анафора;
7) антонимы ;
8) риторическое обращение

4. Подведение итогов

5. Домашняя работа. Составить текст на любую тему с использованием тропов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст .


Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст .


Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого.


Открытый урок. 5 класс. Площади сложных фигур

Сценарий урока и презентация.


Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн.


Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Уроку предшествовала большая предварительная работа: посещение краеведческого музея г. Новохоперск (знакомство с флорой и фауной Новохоперского райо.


Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка 9 класс

Данный конспект урока по элективному курсу "Богатсво и лексика русского языка" 9 класс поможет в:систематизации знаний о стилистических фигурах, изобразительно-выразительных средствах языка.

Существенные изменения в новейший период развития русского языка происходят в значениях многих русских слов. Такие изменения могут выражаться: в переосмыслении существующих значений; в появлении у слов новых значений в дополнение к имеющимся.

Прочитайте слова, которые на рубеже XX—XXI веков вернулись в активный словарный запас из разряда устаревших, и проанализируйте их прежние значения. Дума — название некоторых учреждений в Древней Руси и царской России (совет бояр, высший совет при царе). Государственная Дума — это законодательный орган, являющийся одной из двух палат Федерального собрания РФ.

Гимназия — в России до 1917 года — общеобразовательное среднее учебное заведение (с обязательным изучением одного или двух классических языков и нескольких современных иностранных языков). Гимназия – это обычная школа с более глубоким походом к изучению основных предметов. Главной задачей гимназии является всесторонние развитие личности, помощь в поиске индивидуального пути, определение с выбором будущей специальности.

Лицей — в России до 1917 года — привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение для детей дворян, готовившее государственных чиновников. Лицей – это среднее учебное заведение, главная задача которого — специализированная подготовка старшеклассников к поступлению в вузы.

Гувернёр — воспитатель детей в дворянских и буржуазных семьях, обычно иностранец. Гувернёр – это воспитательница, воспитатель детей, живущий в чужом доме.

Мышь ― специальное устройство, позволяющее управлять курсором и вводить разного рода команды.

@ ― значок электронной почты

Хомяк ( home page ) — домашняя страница

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в.

Вхождение англоязычных слов в современный русский язык.

Тема вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна в последнее время.Именно в это время русский язык интенсивно стал пополняться заимствованными словами.Это происходит по пр.

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.


Церковнославянский язык. Словарик. Части тела Перевод церковнославянских слов на современный русский язык. Рябчук С.М.

Церковнославянский язык. Словарик. Части тела Перевод церковнославянских слов на современный русский язык.


Слово das Herz/сердце и его значения в немецком и русском языках

Здесь представлены все возможные значения слова СЕРДЦЕ в немецком и русском языках, а также их краткий сравнительный анализ.

Учебно-исследовательсий проект на тему: Вхождение англоязычных слов в современный русский язык

Тема вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна в последнее время. Именно в это время русский язык интенсивно стал пополняться заимствованными словами. Это происходит по причин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 9

Русский язык

Дата проведения

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.

Урок открытия новых знаний

раскрыть причины активных процессов, происходивших в лекси­ке, морфологии, орфоэпии, закрепить навыки лексического анализа;

- создать условия для формирования умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии;

- формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности.

Планируемый

Предметные результаты

Межпредметные результаты

Уметь разными способами объяснять лексическое значение слов, выполнять грамматические разборы.

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Язык, речь, общение

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Беседа, словарный диктант, тестирование, практические задания.

Учебник, печатные карточки

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

I. Актуализация опорных знаний

I. Слово учителя. (Учащиеся делают необходимые записи.)

(серьезные изменения в русском языке произошли и на фонетическом уровне, их в лингвистике называют фонетическими архаизмами.

Поставьте ударения в словах:

просвещённый, раскалённый, призрак, эпиграф, обрёк Устаревшие нормы: просвещённый [э], раскалённый [э], призрак, эпиграф, обрёк [э]

Подобные изменения произошли и в звучании некоторых слов, Например, неполногласными сочетаниями звуков.

- Сравните: злато - золото, брег — берег, град - город, вран — во­рон, младой - молодой, страна - сторона и др. К ним относят­ся встречающиеся в произведениях писателей и поэтов XIX века слова клоб — клуб (совр.), нумер - номер (совр.), опора штора (сов.), гошпиталь - госпиталь(совр.) и другие.

Таким образом, фонетические архаизмы многие писатели и поэт использовали как средство стилизации.

Такие изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других уровнях языка. Так, в произведениях художественных произведениях встречаются слова с устаревшими суффиксами, приставками! музеум — (совр. музей), возблагодарить — (совр. поблагодарить), ры­барь - (совр. рыбак). Такие архаизмы называются словообразовательными.

Чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не меньше в какой-то своей части, а полностью как лексическая единица

- Определите значение слов: око — глаз, уста - губы, ланиты - щеки, десница - правая рука, шуйца - левая рука, одесную Ш справа, ошуюю - слева.

Из этих примеров видно, что устаревшие слова отличаются друг от друга по степени архаичности: одни еще встречаются в речи, другие известны только по произведениям писателей прошлого века, а есть и такие, которые уже вовсе не употребляются.

Теперь мы не кланяемся волостным старшинам и приказчиками Эти слова мы можем встретить в исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описание прошлого, черты исторической достоверности.

Изучение нового материала

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

2. Работа над отрывком из романа А. Н. Толстого «Петр Первыми (Текст для анализа записывается по диктовку).

Вопросы для анализа

- Объясните пунктуацию в первом предложении.

Внимательно прочитайте отрывок из текста. Все ли слова, встречающиеся в тексте, вам понятны?

Зубоскалить - насмехаться над кем-нибудь, а также вообще смеяться, шутить.

Свайка: 1) старая русская игра, в которой большой гвоздь бро­сают так, чтобы попасть его острым концом в середину кольца, лежащего на земле; 2) гвоздь для этой игры.

Недоросль: 1) в России XVII века молодой дворянин, не дос­тигший совершеннолетия и не поступивший на государст­венную службу; 2) (перен.) глуповатый юноша - недоучка.

Холоп: 1) в Древней Руси человек, находящийся в зависимо­сти, крепостной крестьянин, слуга; 2) (перен.) человек, гото­вый на все из раболепия, подхалимства.

Фортификация: 1) военно-инженерная наука об укреплении ме­стности для ведения боя; 2) военно-инженерные сооружения.

- Выпишите историзмы. Определим их роль в тексте. (Боярский двор, дворовые холопы, широкий двор, боярские сыновья, учиться навигации, фортификации, боярин, царь, унтер-офицеры, недоросли.)

- Найдите в тексте устаревшие слова. (Свайка, метали деньгу.)

- Для чего А. Толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы? (Воссоздается эпоха Петра Первого, дается воз­можность нарисовать картину прошлого.)

Первичное закрепление знаний

новых знаний. Контроль и самоконтроль

III. Самостоятельная работа учащихся

Тексты напечатаны на карточке.

1) Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад;

Летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.

- Найдите в тексте архаизмы, определите их вид. (Фонетические архаизмы: и стар и млад, иноплеменных, дерзновенных, мщеньем.) Какие еще архаизмы в этом отрывке вы встретили? (Словооб­разовательные.)

- С какой целью поэт использовал архаизмы? (Старинные вари­анты в этом отрыве тексту придают возвышенное звучание.)

2) В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана. И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал

— Выделите в этом отрывке историзмы и архаизмы, укажите рая личные их типы. (Историзмы: гридница, князь. ФонетическЛ архаизм: меньшую, словообразовательный архаизм: тяжкиЩ семантический архаизм: мед [э].)

- Какую функцию выполняют в этом отрывке архаизмы и иста ризмы? (Эти слова создают колорит древности при изображт нии старины, воссоздают картину жизни эпохи Киевской Русил

— Как вы думаете, есть случаи возвращения в современный язы! устаревших слов и историзмов? (Так, слова солдат, офицет прапорщик, министр, советник в современном языке получит новую жизнь, так как в первые годы революции они стали apt хаизмами, но потом вновь обрели новое значение, также воц рожденными являются и такие слова: государственная дум> лицей, гимназия, биржа труда и другие.)

Русский язык и литература 9-А класс

Русский язык и литература 9-А класс

Русский язык и литература 9-А класс запись закреплена

ИЛИ презентацию
(видеоматериалы построены на основе презентации)

2. Выполните в тетради орфографический и пунктуационный практикум ( задание в конце видеофрагмента)
3. Домашнее задание: задание дано в конце видеоурока
ФОРМА ОТЧЕТА: фотография тетради

Читайте также: