Школьные правила вежливости 1 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

– Сегодня мы будем говорить о доброте и вежливости. А я хочу начать со стихотворения. Оно называется “Доброта”.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.

Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: “Невоспитанный человек, некультурный человек”.

Восточная мудрость гласит: “Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе. Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом”.

Вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то мама или папа отдыхают после ночной смены? Может быть, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряженно работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их.

А сейчас попробуем раскрыть понятие “воспитанный человек”. Ребята часто дразнят толстых или худых, высоких или низких, придумывают обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Все это несовместимо с понятием “воспитанный человек”.

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел.

– Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? (ответы детей) Надо все решать мирным путем без драк, ссоры, слез.

Как вы понимаете смысл этих слов: “Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию”.

Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

– Что же такое воспитанность? (ответы детей)

Воспитанность – это вежливость, доброта, культура, любезность. Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. Потому, как ты ведешь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Много славных дел ждет вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться “волшебными” словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

– А теперь послушайте стихотворения поэтов. Вот что они рассказывают они.

Друзья, (это вам они обращаются) вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.
Его зовут…… а впрочем.
Мы лучше здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощание
“Ну я пошел, пока, всего”.
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Иванов, Сидоров, Васильев.
Ребята, мы не можем тут сказать вам, как его зовут
Мы честно вас предупреждаем
Что имени его мы не знаем.
Но может быть он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем
А мы, мы скажем вам “спасибо”.

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
Видел Таню-школьницу.
Я на улице сейчас.
Таня – славная девчонка,
Таня ходит в четвертый класс!
Но давно уже от Тани
Я не слышу слова (здрасте!)
Слово-то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова (извините)
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил
– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы (спасибо)
А слово – то, какое –
Очень дорогое!

– А теперь послушайте задачи на уважение.

1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки.

а) Не следовало бы кричать, а спокойно спросить.
б) После ответа сказать “спасибо”.
в) Забыл “пожалуйста”.
г) И поздороваться.

2. Одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.

– А ты как его зовешь – спросила мама.

– Я кричу ему: “Эй, ты!”

– Скажите, права ли Галя? (нет)

3. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст от 8 до 11 лет.

(Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

– Ребята, давайте немножко поиграем в игру, которая называется “Не ошибись, пожалуйста”. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное” слово. Не ошибитесь, пожалуйста.

– Будьте добры, похлопайте.

– Тихонько сядьте, пожалуйста.

– Какие волшебные слова вы услышали? Не забывайте о них, пожалуйста.

1. Вашему вниманию прилагаются слова, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече.

а) Пока. б) Здорово. в) Привет. г) Хелло. д) Здравствуйте. е) Доброе утро.

– Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?

2. Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.

а) Позовите Машу.
б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу!
в) Здравствуйте, позовите Машу!
г) Здравствуйте, извините, Маша дома?

3. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

а) Можно войти?
б) Я войду?
в) Извините, можно войти?

4. Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?

а) Пропустите меня, я выхожу.
б) Разрешите пройти.
в) Извините, можно пройти?

Культура общения

Все вы, конечно, знаете сказку “Три медведя” Давайте, представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор. Какой вариант разговора вам понравился больше всего?

1. Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
2. Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я вам помогу все убрать.
3. Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины.

Все вы наверняка любите получать подарки. Вспомним сказку К Чуковского “Муха-Цокотуха”.

Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.

Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и поблагодарить за него?

1.Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить!

2. У меня уж есть сапожки,
И получше этих блошки
Их отдам своей сестре
Что живет на той горе.

3. Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ох, какое будет горе.
Если мне они не в пору.

Вспомним строки Корнея Чуковского:

Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла.

  1. Поставите весь мед для гостей.
  2. Спрячете весь мед подальше.
  3. Отложите часть меда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.

Просмотр инсценировки с участием детей.

На сцене появляется мальчик. Он очень грустный. Замечает девочку.

Мальчик: – Доброе утро, Аня!

Девочка: – Доброе утро! Что это ты? “Доброе утро, Аня!”

Мальчик: – Надо же надо быть вежливым. Садись, ведь ты устала.

Девочка: – Да нет.

Мальчик: – Садись, садись (усаживает). Ты ведь недавно болела. Одеваться надо уже теплее. А ты даже без шапки (садится рядом).

Девочка: – Я тебя не узнаю!

Мальчик: – Как не узнаешь? Это же я.

Девочка (улыбается): – Просто я тебя не узнаю, никогда таким не видела.

Мальчик: – А я изменился! Решил никому не грубить, не обижать, не обижать девчонок, со всеми здороваюсь.

Девочка: – Здороваться. Правильно! Молодец! На тебя приятно посмотреть.

Мальчик: – С уроками справилась? А то помогу.

Девочка: – Спасибо, справилась.

Мальчик: – И рисунок сделала? (вкрадчиво).

Девочка: – Даже несколько.

Мальчик: – Молодец, а я ни одного не успел. Анечка, а ты дай мне свой. Один самый плохой. Я его подпишу и сдам. Учительницу перехитрим.

Девочка: – Это не будет не хитрость, а обман.

Мальчик: – Тебе жалко?! Я же с тобой здоровался, на стул сажал, о здоровье беспокоился.

Девочка: – Теперь ясно, почему ты был таким вежливым.

Мальчик (кричит вслед):

– Ну, Анька, жадина, на перемене еще встретимся! А если – “пару” получу (показывает кулак).

Вывод: тогда лишь вежливости жесты хороши, когда идут у человека от души. – Оцените поступок Бори и Ани. Какую характеристику можно дать обоим.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.
Что годы живешь ты не зря!

Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Учитель: Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой. Повернитесь друг к другу, к нашим гостям и родителям и улыбнитесь им. А вы заметили, что настроение сразу стало лучше?

Когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики: Не всегда.

Учитель: Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и поэтому с ним всегда легко и приятно общаться.

Ученики: Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель: Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Приличия. Вежливость - это умение вести себя так, что бы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.

Если вежливо - хлопайте один раз, невежливо – поднимайте руки вверх.

Поздороваться при встрече -

Не встать, обращаясь к учителю

Толкнуть и не извиниться –

Взять билеты в автобусе -
Помочь подняться, поднять упавшие вещи

Не уступить место в транспорте

Не заметить недовольство мамы

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

Но папа нашелся!

Взглянул им в глаза

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую,

Ну что в нем такого?

А ведь какое чудесное слово!

Сейчас мы поиграем в игру, используя эти слова.

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего, завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости

Водящий должен узнать ученика по голосу.

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим,

обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбки.

Тогда у каждого будет хорошее настроение.

А сейчас я проверю насколько вы внимательны и хорошо ли запомнили вежливые слова.

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные

команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо

А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии:

если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете.

2. Попрыгайте на правой ноге.

3. попрыгайте на левой ноге, пожалуйста.

4. . Ну ка быстро поквакайте!

5.Будьте добры, возьмите за руку стоящего рядом одноклассника.

6. Улыбнитесь друг другу, будьте любезны.

7. Возьмите себя за правое ухо.

8. Возьмите себя за левое ухо, пожалуйста!

9. Покружитесь, будьте добры.

10. Садитесь на стулья.

11. Садитесь на стулья, пожалуйста!

Учитель. Кто из вас себя считает вежливым?

Давайте мы это проверим.

Ситуации (разыграть ситуации) (Слайд)

Кто поступает правильно? (Слайд)

Пословицы о вежливости

(как вы их понимаете)

Мы с вами живём в современном мире и уже не представляем нашу жизнь без телефонов. Но вы знаете, что существуют правила вежливого разговора по телефону.

Как правильно разговаривать по телефону? (Слайд)

НА ПАМЯТЬ ОТ ВОЛШЕБНОГО ЦВЕТИКА"СЕМИЦВЕТИКА

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Волю лени не давай!

А тебя умоет мыло!

В школу вовремя иди!

Все ли взял с собой - проверь!

Сор увидишь - подбери!

Сам насорил - сам убирай!

-Это, милый мой, не дело!

Избегай и дыр, и пятен!

  • Дома близким не груби;
  • Малышей жалей, люби;

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Скромным и внимательным!

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Примерные вопросы для экзамена

(Можете обсуждать их в парах)

  • Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
  • Какие слова произносят при встрече и прощании?
  • Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место
  • Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
  • Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
  • Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
  • Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Учитель. Давайте проверим насколько правильно мы умеем употреблять слова вежливости.

Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором

Учитель. Какие вы молодцы!

Наш урок Вежливости подходит к концу. Я надеюсь, он многому вас научил. И я уверена, что уже сегодня начнёте становиться вежливыми людьми.

Если словом или делом

Вам помог кто- либо,

Не стесняйтесь Громко, смело

С утра по словарю:

Я Вас благодарю!

Пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажет громко-громко

Учитель : Если наш урок вам понравился, вы будете использовать в своей жизни те знания, которые получили на этом уроке, прошу прикрепить на доску магнит справа.

Если урок наш понравился не очень, вам было не совсем интересно и правила вежливости вы будете соблюдать не всегда, прикрепите магнит на середину доски.

Если наш урок вам совсем не понравился, правила вежливости вы и не собираетесь соблюдать, считаете, что и без них можно прожить – прикрепите магнит слева.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

- Солнышко, солнышко, Мы твои лучи, Быть людьми хорошими – ты нас научи!

Кто поступает правильно?

Пословицы о вежливости. Вежливость открывает все двери. Ничего не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. В чужом доме не будь приметен, а будь приветлив.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок вежливости.

Внеклассное мероприятие, которое проводилось во втором классе. Цель данного мероприятия показать важность употребления "волшебных " слов, повторить правила поведения. Воспитывать отзывчивость, д.

Урок вежливости

Сценарий урока вежливости в 1 классе, презентация к уроку.


Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн.


Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"



Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда люди говорят "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с привет­ствия. Какие слова приветствия вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на ситуации, в которых ис­пользуются данные слова: "Привет!" - говорим другу или знакомо­му, "Здравствуйте!" - это официальное приветствие и т. д.

2. (4 мин) Какие бывают приветствия.

Учитель рассказывает о различных способах приветствия: рас­кланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием; дает крат­кую историческую справку о возникновении данных. форм при­ветствия. Учитель предлагает детям обменяться "рукопожатием" в парах: в тетради обвести контур правой руки соседа.

3. (10 мин) Школьные правила приветствия.

Этот фрагмент урока проходит в виде обсуждения и инсцениро­вания отдельных ситуаций, возникающих в школьной жизни.

1. Д о у р о к о в:

При входе в класс нужно поздороваться сразу со всеми присутству­ющими, а потом можно еще раз отдельно с друзьями и учителем.

2. Н а ч а л о у р о к а:

Учитель здоровается с классом, дети" Здравствуйте" хором не про­износят. Выполнение правила "Готов к уроку", когда дети стоят у своих парт, обозначает приветствие.

З. В о в р е м я у р о к а:

Если во время урока в класс кто-то заходит и здоровается с детьми,

они должны молча встать у своих парт. В других случаях дети продол­жают работать. (Желательно эту ситуацию несколько раз проиграть.)

4. В н е у р о ч н о е в р е м я:

При встрече со знакомым учителем на перемене или на улице уче­ник должен поздороваться первым.

5. При входе в служебное помещение (медпункт, библиотеку и др.)

ученик должен здороваться.

4. (4 мин) Игра с мячом "Вежливые слова".

- Слова приветствия относятся к вежливым словам. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Итог игры - чтение стихотворения В. Кудлачева "Важные слова":

Слова "До свиданья!",

друзьям и знакомым,

в троллейбусе, в парке,

и в школе, и дома.

Слова эти очень

как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно

с улыбкой дарить.

5. (3 мин) Индивидуальные правила учителя.

На данном этапе урока учитель знакомит детей со своими требо­ваниями к поведению учащихся. Желательно рассмотреть действия учащихся в ситуациях: опоздание, "Разрешите обратиться" (когда учитель с кем-то разговаривает), "Можно выйти?" и др.

6. (3 мин) Игра на внимание "Пожалуйста".

Учитель показывает различные движения. Ученики повторяют

только те, которые сопровождаются словом "Пожалуйста" .

7. (5 мин) Разучивание правил.

Вставайте дружно каждый раз,

когда учитель входит в класс.

Парта-это не кровать,

и на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

и веди себя достойно.

На уроках нс болтай,

как говорящий попугай.

Ответить хочешь - не шуми,

а только руку подними.

8. (3 мин) Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в форме игры "Договаривание фраз". Например, учитель говорит: "Когда вы утром входите в класс. " или "Если вы опоздали. ", а ученики должны закончить это предложение. В конце урока учитель выражает уверенность в том, что все дети постараются быть вежливыми и воспитанными школь­никами.

Автор: Бартенева Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №1,г. Макарьев.
Описание материала: предлагаю разработку классного часа, 2 класс. Данный материал будет полезен учителям начальной школы.
Цель: формирование у детей нравственных и морально- этических норм поведения.
Задачи: учить детей быть хорошими гостями;
познакомить детей с правилами поведения в гостях;
развивать культуру гостя.

1.Организационный момент



Ведь только посредством доброго общения, а не применяя силу, можно решить практически любые конфликты.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми, собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе - вёз доспехи, во время боя должен был находиться за спиной рыцаря. Чтобы подать запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в бою оруженосцев посвящали в рыцари.


Читайте также: