Конспект урока по теме м ю лермонтов

Обновлено: 05.07.2024

Предмет: литература

Развивающие -формирование способности анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать.

Воспитательные -воспитание чувства любви к Родине, интерес к истории страны и к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувства признательности и уважения к подвигам предков нашей страны.

-организовать деятельность учащихся по изучению творчества М.Ю. Лермонтова;

-вызвать у учащихся познавательный интерес к занятию;

-развивать у учащихся потребность в творческой деятельности;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, словари, учебники по литературе 5 класса Г. Меркина, аудиозапись

Оформление доски: иллюстрация солнышка

1 Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на моем уроке! Я надеюсь, что на сегодняшнем занятие вы получите массу положительных эмоций, ощутите радость новых открытий! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга, с помощью улыбок.

-Ребята, у нас сегодня очень теплая и солнечная за окном погода. Я очень хочу, чтобы и у нас на уроке было тепло и уютно, поэтому к нам в гости на занятие я пригласила яркое солнышко. Оно будет присутствовать у нас в течение всего урока, дарить свое радостное настроение и наблюдать за вашей работой!

2 Актуализация знаний

-Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

3 Знакомство с некоторыми фактами из биографии М.Ю. Лермонтова

Лермонтов поступает в 1830 году в Московский университет на нравственно-политическое отделение. С этого момента Лермонтов начинает творить. У него появляется свой стиль, прием лирического героя, и некая драматичность всех его произведений. Он иногда отходит от рифмы и отдается прозе. И в 1830-1831 Михаил Юрьевич достигает вершины раннего литературного творчества.

В 1841 году Михаил Юрьевич в Пятигорске отправляется на ужин в один дом, где его высказывания не понравились одному человеку по фамилии Мартынов. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента. Результатом стало то, что Лермонтов был убит 15 июля.

Эта новость поразила всех, его считали убитым. Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу.

4 Знакомство с текстом произведения

-Ребята, скажите какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени.

-Что вы знаете о войне 1812 года?

- 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

7 Работа с текстом стихотворения

-Какие чувства вы испытываете после прочтения или прослушивания стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова? Опишите их.

-Какое общее настроение преобладает в этом произведении поэта? Как и при помощи чего оно создается?

-Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ.

-Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции?

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Каким вы представляете себе старого воина? Опишите старого солдата.

-Что волнует больше всего молодого солдата?

-Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, их отличало от потомков?

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

- Найдите в тексте стихотворения строки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

У наших ушки на макушке.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

8Работа в группах

-Дети, давайте поделимся на 2 группы. Первая группа найдет описание лагеря русских солдат, как они вели себя во время боя, перед боем и после него. Вторая группа найдет описание лагеря французских солдат.

(Работа выполняется в таблицах, где ребята проводят сравнительный анализ двух лагерей.)

(Проверка работы детей)

9 Работа с текстом стихотворения

-Найдите описание места, где будет или уже происходит сражение. Каково оно?

-Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

-Какие чувства у вас вызывает сам бой? Какие картины предстают у вас перед глазами?

-Кем и где служил старый солдат?

-Он был артиллеристом на батарее Раевского.

- Почему солдат-рассказчик так тепло вспоминает своего боевого командира? Что объединяло простого солдата, скорее всего, крепостного крестьянина, и боевого полковника, родовитого дворянина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста стихотворения.

Полковник наш рожден был хватом.

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

- Какое слово встречается чаще и почему?

- Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения?

-Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.

-О каких чертах народного характера это говорит?

(отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)

- Как называют человека, обладающего такими чертами характера?

Вывод : русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.

Выделите в стихотворении строфы, характеризующие героизм, мужество и патриотизм русских людей.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

… Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

- Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?

- Какова главная мысль, идея этого стихотворения ?

-Герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов. От того, насколько наше молодое поколение будет похоже на героев тех далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел донести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.

10 Словарная работа: лафет, кивер, бивак, редут, картечь, уланы, драгуны.

- Поработаем со словарями, прочитаем понятия данных слов.

Анализ композиции стихотворения.

11 Подведение итогов урока

- Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал это стихотворение?

О чем мы должны помнить?

(Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть.

Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках.)

-На этом наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. Спасибо за урок! Наше солнышко очень довольно вашей работой и дарит вам лучики радости!

Читайте также: