Шесть десятилетий социальной психологии конспект

Обновлено: 01.07.2024

убежденным эклектикам :". эклектизм исходит из сам ой человеческой природы.

Как часто в одном человеке уживаются стоик и эпикуреец, а единая система их

Если теории, являющиеся результатом конструктивного эклектизма, на

сегодняшний день не лучше чьего-то частного мнения, то в будущем они м огут

видоизмениться и найти убедительное эмпирическое обоснование. Как сказал

Allport, F . H., Theories of perception and the concept of structure, New York:

Berelson, В ., and Steiner, G. A., Human behavior: an inventory of scientific

D., and Klein, G. S. (eds.), Theor etical models and personality theory, Durham, • N.

Bertocci, P. A ., and Millard, R. M., Personality and the good: psychological 1

and ethical perspectives, New York: David McKay, 1963.

Psychologies of 1930, Worcester: dark Univ. Press, 1930, 115—127.

Boring, E. G., History of experimental psychology, 2d ed., New York:

Bronowski, J., Science and human values, New York: Harper, Torchbook

Collier, R. M., «Independence: an overlooked implication of t he open system

Conant, J. В., Science and common sense, New Haven: Yale Univ. Press 1951.

Miller, J.G. (ed.), Experiments in social process, New York: McGrow-Hill, 1950,

Bracken, H (eds.), Perspectives in personality theory, New York: Basic Books

James, H. (ed.) , The letters of William James, Vol. 2, Boston: Atlantic

James, W., Varieties of religious experience, New York: Longmans, Green,

James, W., Essays in radical empirism, New York: Longmans, Green, 1912.

Janet, P., Victor Cousin et son oeuvre, Paris: Clamann Levy Edi t., 1885.

Van Kaam, A., «Existential psychology as a comprehensive theory o f

Leeper, R. W., «Learning and the fields of perception, motivation, and

Likert, R., and Hayes, S. R., Jr., Some applications of behavioral research,

McDougall, W., The energies of men, New York: Scribner, 1933.

Miller, G. A.; Galanter, E.; and Pribram, K. H., Plans and the structure of

Miller, Jessie L., and Miller, J. G., «Behavioral scientists visit the Soviet

Murphy, G., Personality: a biosocial approach to origin and structure, New

Koch, S. (ed.), Psychology: a study of science, Vol.3, New York: McGrow-Hill,

Nagel, E ., The structure of science, New York: Harcourt, Brace & World,

Schmidt, H., Philosophisches Worterbuch, Leipzig: Kroner Verlag, 1934 (9

Snow, С. Р., The two cultures and the scientific r evolution, New York:

Weliek, A., Die Wissenschafts-problematic der Psychologie als einer

anthropologischen Disziplin, Psychol. Rundschau, 1963, 15, 75—92.

Whitehead, A . N., Science and the modern world, New York: Macmillian,

Whyte, L. L., The unconscious before Freud, New York: Doubleday-Anchor,


Крестины социальной психологии состоялись в 1908 году, когда были

опубликованы первые два учебника по этой дисциплине, написанные Россом и

Мак-Даугаллом (1). Но удивительное событие — ребенок был наречен за

несколько лет до своего рождения. Хотя на самом деле можно поразм ышлять

над тем, не затянулись ли роды нашей науки до сих пор.

Эти два учебника не только породили социальную психологию как науку,

но и предопределили две основные линии ее развития на долгие годы. Подход

E. А. Росса был социологическим, подход Вильяма Мак-Даугалла —

психобиологическим. Первый рассматривал «психические планы и ход

эмоции индивида, обуславливающие его социальную включенность.

Многочисленные потомки этих авторов- прародителей им еют (как и все

потомки) тенденцию походить главным образом на одного из родителей.

Приблизительно половина из них предпочитает групповой (макро) подход,

другая половина — индивидуальный (микро) подход. Естественно, в ряде

случаев это приводит к серьезным концептуальным противоречиям.

Сторонники м акроподхода презирают своих оппонентов за узость

рассмотрения вопроса, те, в свою очередь, ругают первых за концептуальную

несостоятельность. Но в целом этим двум направлениям удается

Несмотря на свою историческую значимость, оба эти учебника были до

известной степени методологически несостоятельными. Работа Росса была

завершением теории диссоциации (основанной на опытах Шарко с пациентами,

страдающими истерией), примененной к массовым явлениям в духе Тарда,

Сигеле и Лебона. Хотя это направление, зародившееся еще в конце прошлого

века, безусловно, было предком современной социальной психологии, со

Книга Мак-Даугалла, несмотря на бесчисленные, осуществляющиеся и по

сей день, переиздания, теоретически была довольно несостоятельной.

Инстинкты как объяснительная модель вскоре вышли из моды в Америке, хотя

еще некоторое время были довольно популярны в Британии. Я хорошо помню,

что мы, молодые социальные психологи, не проявляли особого интереса к

теориям инстинктов, даже к фрейдовской концепции танатоса. А если уж

возникала необходимость привлечения подобной теории, все-таки

Даугалла. Но справедливости ради стоит заметить, что его глубокая идея о

самоотношении на тридцать лет опережает неофрейдистскую эго-психологию.

Многое из того, что Харт-манн, Хорни, Эриксон впоследствии говорили об

интегративных функциях эго, в значительной степени повторяет идею

Подводя итого первого десятилетия, нужно отметить отчетливое

разграничение двух направлений социальной психологии: анализ поведения

индивида и исследование групповой динамики. Это раздвоение существует и

по сей день. Объективности ради нужно приз нать, что каждое из этих

направлений в первые годы обращалось к идеям направления

противоположного. Мак-Даугалл с самого начала осознавал односторонность

предложенного им подхода и свое обещание расширить предмет социальной

традиции макроподхода в изучении структуры и динамики ' групп. В то же

время чикагская школа почувствовала необходимость в концепции

индивидуальных мотивов, лежащих в основе социальных про- | цессов, и они

воспользовались теорией Томаса о четырех желаниях (3). i Другие

социологически ориентированные ученые при необходимости об- | ращались к

мотивационным концепциям. В этой связи следует вспомнить работы Джеймса,

Харви Робинсона, Эверетта Дина Мартина и Гарольда Лассуэла.

Позволю себе подойти к описанию второго десятилетия до некоторой!

степени автобиографически, поскольку именно в этот период приобщился к

социальной психологии я сам. И сейчас мой рассказ пойдет главным образом о

социальной психологии в Гарварде. Такой подход кажется мне вполне

оправданным, поскольку я уверен в том, что, несмотря на все свои странности,

Гарвард действительно отражал время, дух и судьбу ам ери-S канской

социальной психологии в течение последних пятидесяти лет.

Первый курс по социальной психологии был прочитан в Гарварде вес-j

ной 1917 года Эдвином Бисселом Холтом. Мы столкнулись с самой стран- , ной

их всех смесей, которые когда-либо существовали в рам ках социаль-J ной

Росса были проигнорированы. Целевая теория Мак-Даугалла раздражала

бихевиористскую душу Холта, а поскольку Росс был в некотором роде

переложением Тарда, то почему бы не почитать оригинал?

На лекциях Холт распространялся только о своих актуальных интересах.

Ему нравилась идея голландского физиолога Бока о циркулярное рефлексе. Эта

идея в сочетании с концепцией Павлова привела Холта к формулированию его

психологии. Хотя лично я никогда не мог согласиться с тем, что он объясняет

хоть что-либо, за исклю чением разве что первых этапов научения ребенка

Другой прилив энтузиазма вызывала у Холта новая книга Феликса Ле

радуясь радикальному обращению автора с социальными институтами. Все

используемым индивидом для выживания во враждебном окружении. И я до

сих пор уверен, что никто из мыслителей, будь то Гоббс, Штирнер, Фрейд или

Бертран Рассел, не предложил столь критического толкования своекорыстия

человеческой природы. А поскольку корыстных людей огромное множ ество и в

современном благоденствующем государстве, книга Ле Дантека остается

классикой, неизвестной, к сожалению, большинству современных социальных

Курс Холта был весьма сумбурным; однако тем не менее это было

началом моего собственного пути. И два основных импульса, которые я

получил, — это воодушевление от попыток великих умов прошлого решить

загадки социальной природы человека и осознание необходимости

исследований. Для развития социальной психологии необходим баланс двух

сил — изучения опыта прошлого и прогрессивного расширения границ опыта.

Первое без второго ведет к регрессу, второе без первого — безграмотно.

Преподавание социальной психологии в Чикаго началось, безусловно,

раньше, чем в Гарварде. Благодаря Кули, Миду, Парку, Бургессу, Фари-су

чикагская школа склонялась к социологическому подходу, тогда как в Гарварде

в течение по меньшей мере трех десятилетий социальные психологи

придерживались общей академической традиции индивидуальной психологии.

Говорят, я грешу этим до сих пор. Действительно, меня неоднократно обвиняли

в том, что я не уделяю достаточно внимания культуре, обществу и социальным

институтам, но мне кажется, что мои грехи в этом отношении слишком уж

В начале 20-х в Гарварде на меня сильно повлияли два события. Первое

— выход учебника по социальной психологии моего брата (4); в этом учебнике

сочетались бихевиористский и фрейдистский подходы. Другое — семинар Мак-

Даугалла по социальной психологии, из которого я почерпнул понимание

некоторых исторических этапов и благодаря которому стал приверженцем

теории цели. Я упоминаю эти обстоятельства, поскольку они могут объяснить

мою склонность к эклектизму, которая еще более усилилась за то врем я, пока я

изучал структурализм, гештальт-психологию и персонализм в Германии и

вместе с Бартлеттом исследовал культуральные факторы в Британии (5).

Теоретическое брожение во втором десятилетии заключалось главным

пригодности ж естких схем бихевиоризма к изучению социального поведения.

Кроме того, это было десятилетие важных методологических находок. Была

введена в обращение методика измерения установок, разрабатывавшаяся

главным образом Терстоуном. В Германии Мёде предложил программ у

экспериментального исследования процессов, протекающих в малой группе; в

Гарварде эта программа была поддержана и внедрена Мюнстербергом, и в ее

разработке принимали участие Ф. X. Олпорт, Дэшьелл, Гудвин Уотсон и другие

(6). Там же, в Германии, Курт Левин разрабатывал свои искусные

экспериментальные методы, хотя они и не оказывали особого влияния на

американскую социальную психологию до конца третьего десятилетия.

Крестным отцом программы был Совет исследований в социальных науках,

который в ряде конференций и изданий сопоставлял результаты исследований

и размышлений антропологов, социологов и психологов. Это могущественное

направление не сдавало своих позиций и в четвертом десятилетии, несомненно,

оказывает влияние и на социальную психологию наших дней.

устойчивые характеристики нашей науки. Одна из них — честный поиск

возможностей объединения индивидуального и группового подхода (Парсонс

называл их личной и социальной системами). Другая характеристика —

легкость, с которой мы м еняем свою точку зрения на многие понятия. Мы не

решаем наши проблемы, мы только все больше устаем от них. Мы полагаем,

что новые названия отражают новые проблемы. Внушаемость утомила нас —

мы изобретаем убеждаемость, культура и личность порождают системную

теорию, групповой разум превращается в организационную теорию,

рационализация становится когнитивным диссонансом, дружбу мы выдаем за

межличностную аттракцию, решение проблем растворяется в

программировании, удовольствие и боль становятся позитивным и негативным

подкреплением, плохая адаптация — отчуждением, волевой акт превращается в

Средняя продолжительность популярности понятий составляет, по м оим

подсчетам, около двух десятков лет. После этого они становятся похожими на

Конечно, вполне м ожет быть, что новые формулировки отражают

реальный прогресс, но мне подобные изменения кажутся лишь средством

игнорирования предшествующих исследований. установка

Здесь мы должны остановиться и заметить, что, несмотря на все

вышесказанное, установку следует рассматривать как принципиальное,

ключевое понятие нашей науки. Еще в 1918 году Томас и Знанецкий

определили социальную психологию как научное исследование установок.

Лично я получил полное представление об этой концепции в 1936 году и|

отведено важнейшее место в переиздании учебника Линдсея. И тем не менее

многие авторы критически относятся к этой концепции, они избегают

использовать ее или вносят свои коррективы. Так, Левин считал, что установка

слишком изолирована от целостного силового поля, и по этой причине многие

ее не использовали. Ф акт значительного расхождения между установкой и ее

поведенческими проявлениями привет ли к минимизации объяснительной

ценности этой концепции. Имели место попытки рассматривать установки не

стимульную ситуацию! Ситуационизм, объективизм, позитивизм и

операционализм не принимали в расчет опосредующий характер установки.

Дональд Кэмпбелд пытался занять усредненную, примиренческую

позицию(7).И все-таки в целом у меня создается впечатление, что если в

Третье десятилетие. Центральным понятием третьего десятилетия становится установка.

Четвертое десятилетие

Пятое десятилетие

Пятое десятилетие отмечено просто-таки шквалом методологических изысканий. Именно в то время начали разрабатываться факторный анализ, математические и компьютерные модели, мультивариативный анализ и искусные эксперименты. Исследование методом контент-анализа показало, что в течение последних нескольких десятилетий психологи уделяют все меньше и меньше внимания положительным эмоциям - хорошему настроению, радости, симпатии, и в то же время значительно возрос интерес к страху, тревоге, гневу.

Шестое десятилетие

Начало шестого десятилетия характеризовалось тенденцией к проведению самостоятельных исследований. Выдающиеся ученые гордились тем фактом, что из всех социальных наук психология всегда была самой осведомленной и самой изобретательной в том, что касается точного исследовательского инструментария. В то же время исследования остаются проблемно-ориентированными. Продолжали появляться глубокие работы по лидерству, социальным движениям, общению, социализации в детском возрасте. Сферы, которые быстро прогрессировали в течение шестого десятилетия: групповая конфликтология и изучение предрассудков и анализ условий мирного сосуществования.

Билет № 14. Развитие социально-психологической мысли в России.

В 20-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук - психологи Корнилов, Артемов, Беляев, Блонский, психолог и философ Челпанов, зоопсихолог Вагнер, невропатолог и психиатр Бехтерев, юрист Рейснер, филолог Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (Бехтерев, Рейснер, Войтоловский). Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Аркин, Беляев и др.). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Витке, Гастев, Керженцев и др.). Начинались поиски методов социальной психологии. Однако период конца 20-х - начала 30-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ.

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., по существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки (Ананьев, Ковалев, Парыгин). Важным событием для этой отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете под руководством Кузьмина. в работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии.

Билет№15 Экспериментальный период развития социальной психологии

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике.

В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии.

Экспериментальный период в развитии социальной психологии, в частности в ее американском варианте очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий. С одной стороны, именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный "флюс" социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979). Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление – интеракционизм – представляет социологический источник.

Шесть десятилетий социальной психологии: Личность в психологии, Гордон Уиллард Олпорт, 1998 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Книга содержит основные работы одного из самых известных психологов XX века Гордона Оллпорта (1893-1967) и фактически подводит итог всей его деятельности

Шесть десятилетий социальной психологии

Личность в психологии

Личность в психологии

Комментарии, рецензии и отзывы

Шесть десятилетий социальной психологии: Личность в психологии, Гордон Уиллард Олпорт, 1998 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Книга содержит основные работы одного из самых известных психологов XX века Гордона Оллпорта (1893-1967) и фактически подводит итог всей его деятельности

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Название: Личность в психологии - Оллпорт Г. В.

Жанр: Психология


McGrow Hill, 1963.

Likert, R., and Hayes, S. R., Jr., Some applications of behavioral research, Paris: Unesco, 1957.

McDougall, W., The energies of men, New York: Scribner, 1933.

Mill, J. S., A system of logic, New York: Harper, 1867.

Miller, G. A.; Galanter, E.; and Pribram, K. H., Plans and the structure of behavior, NewYork: Holt, Rinehart & Winston, 1960.

Murphy, G., Personality: a biosocial approach to origin and structure, New York: Harper, 1947.

Nagel, E., The structure of science, New York: Harcourt, Brace & World, 1961.

Schmidt, H., Philosophisches Worterbuch, Leipzig: Kroner Verlag, 1934 (9th ed.).

Skinner, B. F., Walden Two, New York: Macmillian, 1948.

Snow, С. Р., The two cultures and the scientific revolution, New York:

Cambridge Univ. Press, 1959.

Weliek, A., Die Wissenschafts-problematic der Psychologie als einer anthropologischen Disziplin, Psychol. Rundschau, 1963, 15, 75—92.

Whitehead, A. N., Science and the modern world, New York: Macmillian, 1925.

Whyte, L. L., The unconscious before Freud, New York: Doubleday-Anchor, 1962.

ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Первое десятилетие

Крестины социальной психологии состоялись в 1908 году, когда были опубликованы первые два учебника по этой дисциплине, написанные Россом и Мак-Даугаллом (1). Но удивительное событие — ребенок был наречен за несколько лет до своего рождения. Хотя на самом деле можно поразмышлять над тем, не затянулись ли роды нашей науки до сих пор.

Несмотря на свою историческую значимость, оба эти учебника были до известной степени методологически несостоятельными. Работа Росса была завершением теории диссоциации (основанной на опытах Шарко с пациентами, страдающими истерией), примененной к массовым явлениям в духе Тарда, Сигеле и Лебона. Хотя это направление, зародившееся еще в конце прошлого века, безусловно, было предком современной социальной психологии, со времен Росса его влияние явно уменьшилось.


Еще совсем недавно, большая часть людей скептически относились к существованию биополя человека, а теперь с помощью специальных камер, фиксирующих состояние ауры, каждый может при желании увидеть свое биополе.
Научные исследования доказывают, что человек состоит не только из материального тела, но существует биоэнергетическое излучение, распространяемое за пределами физического тела. Собственно э.

Объектом для изучения данной психологии служит обычный человек, развивающийся в онтогенезе.
Такая психология содержит в себе возрастные стадии проявления характеров людей и стремится прояснить эти периоды, обнаружить закономерности приобретения людьми опыта прохождения сложных ситуаций.
Возрастная психология устанавливает главной задачей проведение исследований целостности психологического формир.


Рисунок 1. Николай Николаевич Ланге, русский психолог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ланге Николай Николаевич родился в 1858 году в Петербурге в семье профессора. Ланге обучался во 2-ой Санкт-Петербургской Гимназии и окончил ее золотым медалистом в 1878

году. В этом же году он поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, который завершил блестяще.
После.

Признаками невроза являются следующие симптомы:
Основными причинами проявления невроза служат следующие факторы:
Процесс лечения происходит индивидуально, в зависимости от источника причины и степени заболевания. Сначала устанавливается причина происхождения невроза, чтобы провести эффективное лечение.
Антидепрессанты. Применение связано с противотревожным действием этих веществ. Первыми эффектам.

Еще совсем недавно, большая часть людей скептически относились к существованию биополя человека, а теперь с помощью специальных камер, фиксирующих состояние ауры, каждый может при желании увидеть свое биополе.
Научные исследования доказывают, что человек состоит не только из материального тела, но существует биоэнергетическое излучение, распространяемое за пределами физического тела. Собственно э.

Объектом для изучения данной психологии служит обычный человек, развивающийся в онтогенезе.
Такая психология содержит в себе возрастные стадии проявления характеров людей и стремится прояснить эти периоды, обнаружить закономерности приобретения людьми опыта прохождения сложных ситуаций.
Возрастная психология устанавливает главной задачей проведение исследований целостности психологического формир.


Рисунок 1. Николай Николаевич Ланге, русский психолог. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ланге Николай Николаевич родился в 1858 году в Петербурге в семье профессора. Ланге обучался во 2-ой Санкт-Петербургской Гимназии и окончил ее золотым медалистом в 1878

году. В этом же году он поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, который завершил блестяще.
После.

Признаками невроза являются следующие симптомы:
Основными причинами проявления невроза служат следующие факторы:
Процесс лечения происходит индивидуально, в зависимости от источника причины и степени заболевания. Сначала устанавливается причина происхождения невроза, чтобы провести эффективное лечение.
Антидепрессанты. Применение связано с противотревожным действием этих веществ. Первыми эффектам.

Читайте также: