Шаги поиска работы конспект

Обновлено: 02.07.2024

Одной из самых уязвимых социальных групп населения на рынке труда являются выпускники средних профессиональных учебных заведений по различным причинам: существующие диспропорции между потребностями и выпуском молодых специалистов, нежелание руководителей предприятий работать с неопытной молодежью, большими социальными запросами и малой профессиональной компетентностью самих соискателей и т.д. Молодые люди чаще всего выходят с дипломом в руках на рынок труда, но психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Определенной мерой социальной защиты служит факультативный курс “Технология поиска работы”

Программа курса предназначена для реализации государственных требований и уровню подготовки выпускников педагогического колледжа среднего профессионального образования специальностей “Преподавание в начальных классах”, “Дошкольное образование”, “Информатика”, “Иностранный язык”.

Цель курса: создать условия для повышения социально-психологической компетентности выпускников учреждения среднего профессионального образования и их конкурентоспособности на рынке труда.

  1. Укрепить уверенность выпускников в своих профессиональных и личностных возможностях.
  2. Сформировать активную позицию поведения на рынке труда.
  3. Познакомить студентов с общими понятиями рынка труда и его особенностями в новых социально-экономических условиях.
  4. Раскрыть приемы эффективного поиска работы и само презентации.
  5. Показать влияние личностных особенностей на выбор успешной карьеры.
  6. Дать представление об основных психологических барьерах предпринимательства и приемах их успешного преодоления.
  7. Познакомить с этапами адаптации в новом трудовом коллективе.
  8. Приобщить студентов к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, пониманию собственного предназначения и способности с самоактуализации и творческому поиску.

Тематический план курса “Технология поиска работы”.

Наименование разделов Максимальная Учебная нагрузка Всего часов аудиторных Практических
1. Рынок труда 3 2 1
2. Профессиональная карьера 2 2 1
3. Личностные характеристики и влияние их на самоопределение 4 4 4
4. Формы и методы поиска работы 3 3 3
5. Собеседование с работодателем. Начало работы. 3 3 3
6. Зачетное (составление резюме) 1 1 1
Итого 16 15 13

Предмет: Технология поиска работы.

Тема: Профессиональная карьера.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторно-практический.

Технология: обучение в сотрудничестве.

  1. Познакомить студентов с понятиями: карьера и работа, с условиями успешной карьеры.
  2. Развивать учебно-интеллектуальные умения, сравнивать и сопоставлять понятия, формулировать ответы.
  3. Создать условия для сплочения группы, для активного взаимодействия участников, углубить процесс самоанализа и саморазвития.
  4. Закрепить навыки активного диалогового стиля общения, способствовать самораскрытию участников.
  5. Воспитывать культуру общения, отношения сотрудничества и сотворчества.

Оборудование урока: интерактивная доска, карточки с заданиями, опорный конспект занятия у каждого студента (с узловыми моментами, списком литературы), таблица на доске “Формула успеха”.

2. Актуальность темы урока

– Прочтите на доске два высказывания:

  • Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.
  • Правильно выбрать профессиональную карьеру – значит найти свое место в жизни.

– Какое из этих высказываний вам больше по душе? Почему?
– Вы выпускники и стоите на пороге самостоятельной жизни. Вам предстоит в скором будущем определиться с профессией. Как не ошибиться и сделать это правильно, мы должны с вами постараться решить эту проблему.

3. Работа с понятиями “работа” и “карьера”.

– В высказываниях встретились два понятия. Давайте проанализируем, чем они отличаются.
– Для этого поделимся на 2 группы. Одна группа по цепочке продолжает фразу “Работа – это…”, а вторая – “Карьера – это…”

На доске появляется запись:

  • Способ зарабатывать деньги.
  • Возможность жить.
  • Возможность стать профессионалом.
  • Общение, приобретение новых знакомых.
  • Материальная независимость.
  • Уверенность в себе, построение своего будущего.
  • Жизненный тонус.
  • Разнообразие в жизни.
  • Способ получения морального удовлетворения.
  • Установка на работу (просто надо).
  • Карьера – это…
  • Престижное положение в обществе.
  • Успешность в жизни.
  • Постоянный профессиональный рост.
  • Судьба.
  • Высокий уровень дохода.
  • Самореализация своих потребностей.
  • Самоуважение, принятие себя, как специалиста-профессионала, гордость за себя.
  • Продвижение по профессиональной лестнице.
  • Достижение известности, славы, выгоды.
  • Стремление стать профессионалом.

– В чем же отличие этих двух понятий? Что бы вы хотели найти в своей жизни: работу или карьеру?

4. Условия успешной профессиональной карьеры.

– При правильном выборе успешной профессиональной карьеры необходимо ориентироваться на три важные вещи:

“Хочу” – это ваши интересы, желания.
“Могу” – это состояние вашего здоровья, способности (общие и специальные), профессиональная компетентность, материальные возможности, характер и т. д.
“Надо” – спрос на рынке труда, соотношение спроса и предложения.

– Если вы сумеете совместить все три составляющие, ваша карьера будет вполне успешной.

5. Упражнение “Я через 10 лет”.

– А сейчас я предлагаю вам немного помечтать. Представьте себя через 10 лет. Кто вы? Кем стали? Чего добились?
– Для того чтобы легче вам было это сделать, я предлагаю на листках бумаги записать продолжение нескольких фраз:

  • Я вижу свою цель в том, чтобы…
  • Я могу достичь успеха в…
  • В обществе я займу положение…
  • Я мечтаю…

– Вы можете не ограничиваться только этими фразами, а придумать свои высказывания. (Время 2 мин.)
– Закончили? А теперь я прошу поработать в группах. Пусть каждый озвучит свои записи. Задайте друг другу дополнительные вопросы, порассуждайте, а затем найдите то общее, что вас всех объединяет, и подготовьтесь к представлению своей группы “Мы через 10 лет”. (Время 5мин)

– Спасибо за работу. У вас здорово получилось!
– Вы сумели более или мене четко определиться с будущим. Это означает, что у вас есть конкретные цели. А если быть целеустремленной личностью, можно в жизни многого добиться.

6. Проблемы выбора карьеры. Упражнение – диалог.

– В реальной жизни не всегда, к сожалению, бывает все так гладко, встречаются всевозможные препятствия, возникают непредвиденные проблемы. Как не допустить ошибок?
– В связи с этим я предлагаю упражнение-диалог “Согласны ли вы…?” Обе группы получают карточки с вопросами. Задание: прочитать и обсудить вопрос в группе, через минуту предложить его другой группе, обобщить ответы (резюме в скобках).

1) Согласны ли вы, что не стоит ориентироваться сразу на высокую квалификацию? (наибольших успехов добивается тот, кто прошел начальные ступени профессии, освоил ее азы).

2) Согласны ли вы, что престиж и популярность профессии – ненадежное основание для ее выбора? (мода на профессии обманчива и непостоянна; следование ей часто приводит к разочарованию и в избранном виде деятельности, и в самом себе).

3) Согласны ли вы, что неумение разобраться в себе – основная причина неудачной карьеры? (слабый самоанализ, неадекватная самооценка, неумение разобраться в своих способностях и склонностях могут стать причиной неудачи).

4) Согласны ли вы, что увлечение внешней стороной профессии, не вникая в суть ее содержания, может стать причиной неудачно сложившейся карьеры? (нетрудно обмануться внешней легкостью, встретив серьезные проблемы или хоты бы скуку).

5) Согласны ли вы, что перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии на саму профессию также является ошибкой в выборе карьеры? (личная симпатия к человеку – не повод для выбора вами аналогичной профессии).

6) Согласны ли вы, что выбор профессии за компанию – плохой выбор? (профессия, которую выбрал ваш лучший друг, может не подойти вам).

7) Согласны ли вы, что отождествление учебного процесса с профессией – не верный способ выбора любимого дела? (мир профессий значительно шире, за каждым учебным предметом стоит обширный профессиональный ореол; постарайтесь узнать о большом количестве профессий до того, как сделать свой выбор).

8) Согласны ли вы, что, если не учитывать развитие старых профессий, можно прогадать в этом деле? (за старым, порою дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда; стремитесь узнать о современном облике и содержании профессии).

6. Рефлексия “Откровенно говоря…”

– В заключение нашего занятия я предлагаю поговорить откровенно о том, что здесь произошло. Для этого прошу взять в руки кубик. На его гранях написаны неоконченные фразы. Вы выбираете одну и озвучиваете.

  • Во время занятия я понял, что…
  • Самым полезным для меня было…
  • Мне понравилось то, что…
  • Мне не понравилось…
  • На месте ведущего я…
  • Если бы я знал, то…

7. Подведение итогов. Анализ притчи “Бабочка”.

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Проходивший мимо человек наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, но усилия бабочки были тщетны, щель не увеличивалась. Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял ножик и разрезал кокон. Бабочка тот час же вылетела. Но тельце ее было слабым и немощным, а прозрачные крылья едва двигались. Человек продолжал наблюдать думая, что бабочка окрепнет и улетит. Но этого не случилось. Бабочка так и не смогла взлететь.

– Почему бабочка не смогла взлететь?

Поиски работы – это тоже работа. Трудности человеку нужны. Они его закаляют и преподносят жизненные уроки. Человек приобретает необходимый ему для дальнейшего развития опыт. Надеемся, что вы вовремя нашей первой встречи также получили первый урок в выборе профессиональной карьеры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект часа общения

Провела воспитатель:

Сафина Зумфира Закиряновна.

г.Нурлат 2014г.

образовательная: знать перечень документов при приеме на работу, уметь вести диалог на заданную тему, активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

коррекционная: работать по развитию грамотной устной речи, обогащать словарь учащихся новыми словами;

развивающая: развивать навыки коллективной, творческой, поисковой деятельности учащихся, развивать абстрактное мышление, формировать умения к изучению специальной справочной литературы;

воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, внимательность к говорящему, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.


Оборудование: Конституция, Трудовой кодекс, газеты, необходимые документы (трудовая книжка, паспорт, военный билет, диплом) , портфолио, ноутбук, мультимедиа.

Презентация.

ХОД ЧАСА ОБЩЕНИЯ.

Тема нашего часа общения выбрана не случайно.

Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет .

И сейчас, когда многим из вас уже исполнилось или в ближайшие месяцы должно исполниться 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство .

"Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.)

"Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)

"Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

А какие высказывания, пословицы, поговорки о труде известны вам?

– Жизнь измеряется не годами, а трудами.

– Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

– Город строят не языком, а рублем да топором.

– Кто не работает, тот не ест!

– Работа мастера боится.

_ Терпение и труд все перетрут.

_ Землю солнце красит, а человека- труд.

Воспитатель:

-Скажите, о чем они?
Это пословицы о труде.
Я не сомневаюсь, что вы могли бы вспомнить еще не одну пословицу или поговорку, но уже и так ясно, что все эти высказывания свидетельствуют о важности труда в нашей жизни.

Ребята как вы думаете, слово труд, что это такое, как вы понимаете?

Подберите синонимы к слову труд.

Труд-это значит работа, занятие, дело.(ответы детей)

Воспитатель.

И очевидно, что каждый из вас обязательно будет трудиться.

Если заглянуть в историю люди трудились всегда, но отношение к труду не было одинаковым. В первобытную эпоху человек четко знал: не пойдёшь на охоту - останешься голодным. Проходили века. Появились бедные и богатые. Чтобы прокормиться, богатым не обязательно было трудиться, за них это делали другие. Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать деньги. Совокупность этих правил, действующих в трудовой сфере человеческой жизни, и образовала трудовое право.

Трудовое право регулирует отношения, которые возникают в процессе труда между работником и работодателем. Такие правила регламентируют сам процесс труда, устанавливают, каким должно быть поведение его участников. Поэтому я хочу вам напомнить о тех нормативным документах, к которым вы всегда сможете обратиться, если вам понадобится найти ответ на какой-либо вопрос из области трудовых отношений.

Такими нормативными документами являются:

Конституция РФ от 12 декабря 1992 г.

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Как вы думаете, кто участвует в процессе труда?

Для того чтобы трудиться вам нужно трудоустроиться.
Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство.

Слово труд мы сказали, что это работа, занятие ,дело.
А что такое устроить?
Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.
Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы. При устройстве на работу вы столкнётесь с такими словами как:

Вакансия – должность, место.

Работодатель – человек, который дает работу.

Работник - человек вступающий в трудовые отношения с работодателем.

Диплом – документ об образовании.

Стиль (одежды) – форма одежды.

Информация – сведения о работе.

Способность – талант умение.

Склонность – желание чего-либо.

Но чтобы устроиться на работу, одного документа недостаточно. Необходимо понравиться работодателю. Поэтому так важно знать нормы этикета и уметь грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?

Можно обратиться в центр занятости населения.

Можно искать работу по объявлениям в газете.

Можно посетить Интернет.

Посоветоваться с родителями, друзьями.

При выборе работы нужно учитывать склонности, способности и интерес.

О чём надо помнить, когда идешь трудоустраиваться:

1.о стиле одежды.

2. о правилах поведения.

4.о формах общения.

Никто не станет оспаривать тот факт, что устройство на работу начинается с визита к руководителю учреждения. Общеизвестно

также, что первое впечатление – самое сильное, поэтому очень важно все сделать так, чтобы первая встреча с работодателем не стала встречей последней.

Стиль одежды. Какой должен быть стиль одежды?

Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем)
Брюки стандартной длины.

Строгая блузка с юбкой или брюками.

Обувь – модели неярких тонов.


-Еще о чем надо помнить?

Как правильно вести себя с работодателем?

Вести себя скромно, говорить четко, громко, сохранять на лице улыбку. Нельзя кричать, спорить.

Необходимые документы при устройстве на работу .

трудовая книжка (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

документы воинского учета (с 18 лет для юношей);

документ об образовании (или справку с места учебы).

Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Итак, покажем себя в полном блеске!

Очень важно произвести приятное впечатление на работодателя. Обязательно приходите за 10 минут до назначенного времени. Держитесь со всеми дружественно и по-деловому.

Какие формы общения с работодателем?

Позвольте представиться …..
Здравствуйте! Разрешите войти?

Здравствуйте! Можно войти?

Разрешите обратиться по поводу работы. Меня зовут.

Добрый день! Можно войти?

Извините, пожалуйста, можно мне спросить? –

Поблагодарите работодателя за уделенное вам время;

- Выясните дату, когда он будет готов сообщить свое решение.

Слово руководителю школы-интерната Маняпову Л.Н. в ходе разговора он разъяснит вам ребята процедуру трудоустройства на работу.

И так вы приняты на работу, с этого дня вы ступаете в трудовые правоотношения – общественные отношения, в которые вступают работники и работодатели, урегулированные трудовым правом.

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятные условия труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.

Стороны трудового договора

работодатель

содержание трудового договора

Существенные условия трудового договора.

Трудовой договор заключается (по общему правилу с 16 лет) в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания. Работник обязан приступить к выполнению своих обязанностей со дня, указанного в трудовом договоре. ТК РФ предусматривает правило о том, что с того дня, когда работник начал работать (еще говорят: фактически допущен к работе), трудовой договор (даже если он не был заключен в письменной форме) вступил в силу. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Срок трудового договора:

-неопределенный срок (бессрочный)

-определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор).

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Теперь обращаю ваше внимание на права, которыми закон наделяет сотрудника, и обязанности, которые он должен исполнять

Каждый работник имеет право

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд, не ниже установленного законом минимального размера;

на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;

на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;

на судебную защиту своих трудовых прав.

Воспитатель . Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РФ относительно трудовой деятельности?

– Не опаздывать и не прогуливать.

– Ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т. д.

Воспитатель:

Все, что вы говорите, ребята, абсолютно верно, и я надеюсь, что именно так вы и будете поступать, когда начнете работать. Как уже было сказано, обязательно, если есть права, то есть и обязанности.

Обязанности работников:

добросовестно выполнять трудовые обязанности;

соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;

бережно относиться к имуществу предприятия, организации;

выполнять установленные нормы труда;

работать честно и добросовестно.

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.

-40 часов в неделю – для совершеннолетних работников (с 18 лет);

-35 часов в неделю — для работников в возрасте 16-18 лет;

-24 часа в неделю — для работников в возрасте от 14 до 16 лет.

Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Оплата труда (заработная плата) – вознаграждение в денежной форме, которое устанавливается трудовым договором.

Две основные системы оплаты труда: повременная и сдельная.

Сегодня мы осветили основные вопросы, касающиеся области трудовых отношений.

Вопросы учащимся

Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)

Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у совершеннолетнего гражданина? (40 ч.)

Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина? (не более 35 ч.)

Кто и в какой срок должен оформить трудовую книжку тому, кто трудоустраивается впервые? (Книжку в течение пяти дней оформляет работодатель.)

Что отражает такой документ как трудовая книжка? (Должности, на которых человек работал, и его стаж.)

Что такое трудовой договор?


Я люблю свою работу,
Я приду сюда в субботу,
И, конечно, в воскресенье,
Здесь я встречу день рожденья,
Новый год, восьмое марта
Буду я встречать с азартом
Если я не заболею, не сорвусь, не озверею,
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.


Урок рассказывает об этапах поиска работы и типичных ошибках при поиске работы. Отдельное внимание уделяется резюме и методике его составления. Также в ходе урока говорится о правилах прохождения собеседования. В конце занятия предлагается тест на определение того, насколько вы решительны.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Технология поиска работы"

Япония считается страной трудоголиков. Более шестидесяти процентов своего времени японцы проводят на территории офиса. Также именно в Японии распространено такое явление, как сон посреди рабочего дня или даже совещания. Этим трудолюбивый рабочий показывает, как сильно он устал, потому что много работает и мало спит дома.

В ходе занятия вы узнаете об этапах поиска работы и типичных ошибках при поиске работы.

Поиск работы – это процесс, совокупность действий, а как мы знаем, любой процесс будет гораздо более успешным, если его реализации предшествует планирование, а сам процесс разбивается на понятные этапы.

От того насколько проработан план зависят затраты времени и средств на поиск работы, вероятность устройства на работу.

Давайте подробно разберём этапы подготовки.

Первый этап. Постановка цели.

Результат поиска работы во многом зависит от того, как сформулирована ваша профессиональная цель. При постановке цели поиска работы нужно соблюдать следующие правила:

цель должна быть конкретной: например, кем и за какую заработную плату работать;

цель должна быть измеримой: например, срок реализации;

цель должна быть достижимой и реалистичной: соблюдайте разумный баланс между тем, что вы хотели бы получить в идеале, и тем, на что у вас есть шансы рассчитывать. Трудностью в этом случае может стать собственная самооценка, определение своей востребованности и ценности как специалиста;

цель должна быть ориентированной на результат: зачем вам нужна работа.

Перейдём ко второму этапу. Это сбор информации о ситуации на рынке труда.

Вам необходимо знать, какое количество интересных для вас вакансий предлагает кадровый рынок, а также какие требования выдвигают работодатели по уровню образования, опыту, квалификации. Определиться, какого типа компании более привлекательны: зарубежные или российские, государственные или частные, крупные, средние или малые.

Где же можно получить это информацию? Существует несколько источников информации о вакансиях:

государственные центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий;

средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, интернет);

Нужно помнить, что далеко не все объявления достоверно описывают условия будущей работы, приукрашивая или умалчивая о деталях.

Третий этап. Подготовка профессиональной информации для работодателя. Составление резюме.

Резюме – это самохарактеристика специалиста на одной странице; описание его сильных сторон, представляемая в организацию при поиске работы.

Резюме – это первый и самый главный источник информации о потенциальном работнике. От того, что в нём написано, зависит, пригласит ли вас работодатель на собеседование, возьмёт ли на работу. Ознакомление с резюме занимает немного времени, как правило, менее одной минуты. Поэтому сведения, содержащиеся в нем, должны быть представлены таким образом, чтобы сразу привлечь к себе внимание.

Рассмотрим стандартный пример резюме, графы которого обязательно

Личные данные. ФИО, дата рождения, контактная информация (телефоны, адрес электронной почты).

Цель. В данном пункте обычно формулируется должность, на которую вы претендуете. Например: соискание должности продавца-консультанта или соискание должности секретаря.

Образование. Указывается основное образование. Необходимо указать годы обучения, название учебного заведения, факультет, специальность.

Опыт работы. В данном разделе представлены сведения о вашем трудовом опыте. Для работодателя или сотрудника кадрового агентства удобнее, если они расположены в обратном хронологическом порядке, то есть начиная с последнего.

Профессиональные навыки. Данный пункт подразумевает перечень тех знаний и умений, которые Вы приобрели в ходе своей профессиональной деятельности.

Знание иностранных языков. Вы указываете все иностранные языки и степень (в совершенстве, свободно, разговорный, базовый), в которой вы ими владеете.

Владение компьютером: Данный пункт содержит сведения о ваших навыках работы на ПК (пользователь, опытный пользователь, программист), а также программах, средах, языках, базах данных, с которыми вы работали.

Дополнительная информация. Здесь вы сообщаете те сведения, которые считаете необходимым донести до работодателя: наличие водительских прав, личного автомобиля, загранпаспорта, возможность командировок. Сюда можно также включить интересы и увлечения и личные качества, также допустимо выделить их в отдельный пункт.

Проблемным моментом в резюме может оказаться наличие пробелов в карьере, непрофильное образование. Для отдельных вакансий информация и оформление в резюме должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым работодателем.

Четвёртый этап. Информирование потенциальных работодателей о себе. Как правило, это самый длительный и самый трудный этап во всём процессе поиска работы. Размещение резюме на сайтах с вакансиями может быть выполнено за день, а потом необходимо ежедневно просматривать все вакансии.

Пятый этап. Прохождение собеседования.

Собеседование может быть

Отсеивающее – из всех соискателей выбирают реальных кандидатов. Это есть это предварительный разговор, после которого приглашаются на следующее собеседование);

Отборочное – это решающая беседа, к которой работодатель оценивает квалификацию, цели, решимость, энтузиазм. Это самое подробное и всеобъемлющее собеседование;

Групповое собеседование – его проводит группа лиц для того, чтобы выявить поведение соискателя в напряжённой обстановке. Это, как правило, собеседование с реальными кандидатами на рабочее место.

Что же нужно делать, чтоб собеседование прошло успешно? Для этого существует ряд правил.

Во-первых, заранее подготовьтесь к вопросам на собеседовании. Чаще всего они довольно типичны, и варьируются в зависимости от желаемой позиции и специфики компании. Основными темами, на которые с вами будут беседовать это:

рассказ о прошлом месте работы;

информация о вашем образовании и профессиональных достижениях;

ваши сильные и слабые стороны;

почему выбрали именно эту компанию;

кем вы видите себе через 5–10 лет.

Во-вторых, важен ваш внешний вид. Он должен быть деловым и опрятным.

Третий пункт – это ваши профессиональные навыки. Удостоверьтесь, что знаний хватает для работы на выбранной позиции, не преувеличивайте свои силы, но и не принижайте себя. Будьте откровенны, но всегда думайте о том, какое впечатление на потенциального работодателя произведёт ваше следующее высказывание.

Докажите, что вы личность, у которой есть собственное мнение, но в то же время вы в состоянии выслушать точку зрения других и найти в ней свои плюсы и минусы.

Шестой этап поиска работы – это проведение переговоров об условиях работы.

Если вы получили предложение работы, то постарайтесь очень аккуратно выяснить все интересующие вас моменты. Чем полнее и правильнее будет представление о предлагаемой работе и её условиях, тем легче вам будет в дальнейшем.

Обсудите все детали предстоящей работы, а не только заработную плату: профессиональные задачи, полномочия и ресурсы для их достижения, формулировку должности и непосредственные обязанности, своё место в структуре компании, критерии оценки своего испытательного срока. Не забудьте про условия труда: уточните график, режим работы, правила относительно переработок, условия по командировкам и работе в выходные. Помните, обо всем нужно договариваться до того, как вы приступите к работе. В процессе внести изменения можно, но значительно сложнее.

Поиск работы напоминает игру по заданным правилам. Любая креативность в этом процессе только приветствуется, но все же существуют и заранее неверные стратегии, способные завести далеко от ожидаемого результата. Чтобы трудоустройство не затянулось надолго и увенчалось успехом, необходимо знать, какие же типичные ошибки могут подстерегать соискателя на этом пути.

Ошибки в резюме. Работая над своим резюме, не поленитесь перепроверить его на наличие грамматических и стилистических ошибок. Уточните правильность названий компаний, в которых работали, и учебных заведений, которые закончили.

Отсутствие контактов. Нередко в состоянии волнения соискатель забывает указать свои контактные данные либо допускает в них ошибку. В результате работодатели, заинтересовавшиеся резюме, так и не смогут связаться с его автором.

Поиск работы только по одному источнику. Давно миновали времена, когда поиск работы можно было вести только по одному источнику: например, используя специализированные газеты. Сейчас этот способ может рассматриваться только в качестве дополнительного, но никак не подменяет собой использование Интернета, обращение в кадровые агентства и поиски внутри своего профессионального круга. Скорейших результатов добьётся тот, кто использует все доступные ему каналы.

Неумение отказываться от неподходящей работы. Нередко, уже пройдя большую часть собеседований, соискатель понимает, что эта работа ему не подходит по каким-то значимым причинам: территориально неудобное расположение, низкая зарплата, неинтересный функционал, несоответствие его профессиональным навыкам или психологическим особенностям. Цель собеседований – не только произвести положительное впечатление на будущего работодателя, но и самому собрать максимум информации.

А сейчас предлагаем вам пройти тест и узнать, насколько вы решительны. Ведь решительность играет важную роль в процессе поиска работы. Перед вами 4 двери, выберите одну из них и узнайте результат.

Если вы выбрали первую дверь, вы решительный человек. Меняете своё решение только в исключительных случаях и под давлением серьёзных обстоятельств. В остальных случаях вас невозможно уговорить отступить от принятого решения.

Вторая дверь – вы меняете своё решение, если для этого есть разумные причины. Вы не любите отвоёвывать свои интересы, часто уклоняетесь от конфликтов. Кроме того, вам не нравится брать на себя ответственность.

Выбор третьей двери говорит о том, что вы человек настроения. Бываете упрямы и проявляете бескомпромиссность. В то же время можете легко уступить или отложить решение вопроса, если находитесь в благоприятном расположении духа.

Если вы выбрали четвёртую дверь, вы крайне решительная личность. Умеете быстро принимать решения и немедленно воплощать их в жизнь. Вы никому не даёте шанса отговорить вас изменить или отложить то, что уже делаете.

Итак, вы узнали о технологии поиска работы. В качестве практикума, изучите ещё раз пункты составления резюме и составьте своё собственное.

Приложение № 2. Пример сопроводительного письма………………….

При подготовке к занятию необходимо проанализировать предложения ЦЗН города и подшивки газет за последние 4-5 недель и выделить только необходимые по той или иной специальности/профессии.

проведения внеклассного мероприятия

в группе ЭЭПП-14/9

специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Цель: формирование стратегии карьерного роста по специальности.

расширение знаний о специальности и возможных видах деятельности;

формирование навыков выбора высшего учебного заведения;

характеристика основных этапов построения профессиональной карьеры, функциональных обязанностей.

Форма проведения: беседа с элементами практического занятия.

План проведения:

Вступительное слово классного руководителя.

Беседа со студентами:

Какая работа мне необходима?

Технологии поиска работы.

приложение № 1. Конспект беседы.

приложение № 2. Бланки для выполнения заданий.

газеты объявлений о вакансиях.

Приложение № 1.

Конспект беседы

«Кто никуда не плывет,

Уже совсем скоро вы закончите техникум, и перед каждым из вас встанет проблема поиска работы. Даже если вы решите получить высшее образование, эта проблема встанет перед вами после окончания вуза. Сегодня мы попытаемся разобраться, где и как искать работу, какие методы поиска являются наиболее эффективными.

Вопрос: С чего начать поиск работы? (Студенты предлагают свои варианты ответа) .

А начать необходимо с определения того, какая именно работа вам необходима.

Вопрос: А какая работа вам необходима? (Студенты предлагают свои варианты ответа)

Казалось бы, простой вопрос. В действительности же ответить на него не так просто. Работа – это очень общее понятие, которое необходимо максимально конкретизировать. Итак, первое задание.

Используя предложенные характеристики, определите, какая именно работа вам необходима. Распределите данные характеристики на две группы – важные и второстепенные в зависимости от степени их важности лично для вас.

Должность (несколько должностей).

Форма собственности предприятия/организации:

Возможности карьерного роста:

Удаленность места работы от места жительства:

(Студенты выполняют задание, обсуждаются его результаты)

Вот теперь вы более точно представляете, какую работу хотите найти. Осталось определиться с методом поиска.

Вопрос: Какие методы поиска работы вы знаете? (Студенты предлагают свои варианты ответа)

Рассмотрим наиболее распространенные способы поиска работы.

Рекрутинговые компании (агентства по подбору персонала)

Немало людей, имеющих опыт работы, обращается сегодня к посредничеству рекрутинговых компаний (кадровых агентств), а также агентств по трудоустройству. Коренное различие этих компаний состоит в том, что рекрутинговые компании за услуги по подбору персонала берут деньги с работодателя, а агентства по трудоустройству - с соискателя. Координаты этих фирм вы можете найти в специализированных изданиях и в Интернете.

Можно просто рассылать свое резюме в кадровые агентства, а можно отреагировать на конкретно объявленную вакансию (либо на сайте самой компании, либо в тех же специализированных изданиях). Такой способ поиска работы подходит тем людям, которые не являются инициаторами по натуре. Кадровые специалисты в большинстве случаев - профессионалы, поэтому их опыту и интуиции можно смело доверять.

Вакансии в специализированных изданиях

Сегодня существует несколько изданий, помогающих людям найти работу. Самые крупные и эффективные из них - "Работа для Вас", "Вакансия", "Профессия", "Работа и зарплата" и другие. Диапазон предложений, публикуемых в прессе, весьма широк - как в смысле рода деятельности, так и в плане оплаты труда.

Каждая газета или журнал по трудоустройству обычно имеет удобный рубрикатор, позволяющий выбрать интересующую вас сферу деятельности. Когда вы внимательно прочитаете предложения и выберете то, что вас устраивает, вам останется только позвонить по указанным телефонам и выслать резюме по факсу или электронной почте. Если вы заинтересуете работодателя или кадрового сотрудника, вам обязательно позвонят.

Публикация мини-резюме в специализированных изданиях

Чтобы сведения о вас узнали те, кто нужно, вам нужно будет подъехать в пункт приема объявлений, заплатить небольшую сумму и заполнить бланк мини-резюме. Постарайтесь заплатить сразу за несколько объявлений, чтобы предложения о работе поступали к вам в течение длительного периода времени, и у вас бы была возможность большего выбора.

Мини-резюме - довольно полезная вещь. Во-первых, отреагировавшие на публикацию работодатели выбирают именно вас, что уже приятно. Во-вторых, само написание краткого резюме помогает грамотно сформулировать и сконцентрировать наиболее емкую информацию о себе. И в третьих, вы сможете сами отследить конкуренцию в вашей сфере деятельности, проанализировав предложения других кандидатов.

Прямое обращение к работодателю

Если вы четко представляете себе, чем хотите заниматься, то этот способ тоже может стать весьма эффективным. В этом случае мы рекомендуем вам раздобыть координаты компаний, занимающихся деятельностью в интересующей вас сфере. Предварительно позвонив, и удостоверившись, что компания действительно расширяется или заинтересована в притоке свежих кадров, можете смело посылать резюме. Оно не останется без внимания, если вы выясните фамилию руководителя отдела персонала, и адресуете свое послание именно ему. Адресность - довольно интеллигентный ход.

Также потенциального работодателя можно встретить на многочисленных выставках, конференциях, презентациях. Личный, ни к чему не обязывающий разговор и вовремя врученная визитка могут буквально творить чудеса.

Поиск работы через Интернет

На сегодняшний день все больше и больше работодателей отдают предпочтение виртуальному способу поиска специалистов - быстрому и практически всегда бесплатному. Помимо того, что вы сами можете оставить свое резюме на любом сайте интересующей вас компании, кадрового агентства или сайте по трудоустройству (здесь все примерно так же, как и при размещении мини-резюме в печатных изданиях), всемирная паутина предложит вам огромное количество вакансий.

Чтобы всегда быть в курсе событий на рынке труда, можно пользоваться любой поисковой системой, где в пункте меню "Работа" вы найдете солидный список сайтов, на которых размещены вакансии.

Приложение № 2.

ПРИМЕР СОПРОВОДИТЕЛЬНОГО ПИСЬМА

101943, Светлозаводск,
ул. Светлозаводская, 13, кв. 49
30 августа 2005 г.

Г-ну Иванову Ивану Ивановичу,
Менеджеру по персоналу
Компании "Свет",
101948, Светлозаводск,
ул. Заводская, 5

Уважаемый г-н Иванов!

От вашего сотрудника, Васильева Василия Васильевича, узнал о том, что в вашей компании есть вакантная должность менеджера по маркетингу. Василий Васильевич в общих чертах ознакомил с тем, в чем заключается эта работа, в результате чего я пришел к выводу, что могу принести значительную пользу вашей компании, работая в этой должности.

В настоящее время являюсь менеджером по маркетингу корпорации XYZ . У меня прекрасные отношения с XYZ, но, учитывая свои профессиональные достижения и сильные стороны, считаю, что мои деловые качества больше соответствуют той атмосфере предпринимательского бизнеса, которая присуща компании "Свет".

Как будет видно из прилагаемого к этому письму резюме, широкий диапазон маркетинговых функций, которые я выполнял на протяжении всей своей карьеры, вполне соответствует сфере деятельности фирмы "Свет", осваивающей в последнее время 15 новых регионов. Кроме того, у меня имеется обширный опыт в следующих областях: совместная торгово-промышленная реклама, региональные продвижения продуктов, маркетинговые исследования рынка - т.е. в тех сферах деятельности, которые, как я предполагаю, были бы моими основными должностными обязанностями, если бы я был принят на работу в вашу компанию. Как может подтвердить Василий Васильевич, я чрезвычайно прилежный и преданный работник, хорошо адаптируюсь в любом коллективе.

Если у вас есть какие-то вопросы, связанные с любым аспектом моей трудовой биографии, можете обращаться ко мне в любое удобное для вас время. С удовольствием приму предложение встретиться с вами и рассказать несколько больше о том, какую пользу, по моему мнению, я мог бы принести вашей фирме.

Чрезвычайно признателен Вам за интерес и внимание, проявленные к моему письму. Надеюсь на ответ на мое предложение.

Читайте также: